Портал СШ №6
ВЕРСИЯ ДЛЯ ПЕЧАТИ
Оригинал статьи находится по адресу:
http://www.lis-edu.kz/metodkab6/articles/2012-11-12/639-diagnostika_uspeshnosti_obucheniya_uchas/
Диагностика успешности обучения учащихся

Педагогическая диагностика успешности обучения учащихся.

Материалы к методсовету.

Дата проведения: от 4. 11. 2011г

Болтушенко Л.А. зам директора по УМР.

 

         Для того чтобы учебная деятельность была успешной, учителю необходимо:

                   - уметь диагностировать уровень параметров учебного успеха ученика и «сворачивать» эту информацию в матрицу;

                   - иметь картотеку учебных приемов заданий, систематизированных по матрице учебного успеха ученика;

                   - уметь выбрать необходимые для данного ученика формы работы на разных этапах учебно-познавательной деятельности.

         Эти параметры будут работать только тогда, когда определен уровень обученности и обучаемости каждого ученика.

Обученность – это объем и глубина знаний ученика по предмету; уровень владения предметными умениями и навыками.

 Обученность оценивается в балах (отметка по предмету) по результатам выполнения разноуровневых тематических зачетных работ, по данным промежуточной диагностики, по качеству и содержанию устных ответов, подготовленных рефератов и т.п.

Обучаемость – проявляется как уровень самостоятельности в учебной деятельности ученика.

- 3 уровень обучаемости – наиболее высокий, творческий уровень обучаемости (способность самостоятельно интегрировать новые знания в систему собственных знаний, умение проектировать новые способы решений и т.д.).

- 2 уровень обучаемости – высокий, прикладной уровень (способность активно использовать приобретенные знания в знакомой ситуации).

- 1 уровень – репродуктивный уровень, позволяющий ученику понимать и запоминать новую информацию, применять её по алгоритму.

- и есть случаи, когда ученик не может на уроках данного предмета проявить даже минимальные возможности (группа учебного риска).

Существует множество методик определения уровня обучаемости учащихся, наиболее простая методика П.И.Третьякова, по которой:

-  Выбирается  небольшой по объему новый учебный материал, изложение и представление которого займет не более 7-8 минут (5-7 кл), 8-10 минут (8-9 кл), 10-12 минут (9-11 кл).

- Объясняется новый учебный материал, работая по возможности в разных модальностях, чтобы создать равные стартовые условия для учащихся.

-  Проводится  этап первичного закрепления новой информации (7-5 мин).

- Организуется самостоятельная работа учащихся в ходе которой, они отвечают на пять вопросов:

1. Напишите, что вы узнали нового на уроке.

2. Ответьте на вопрос по содержанию нового учебного материала (воспроизведите факт, событие, назовите и дайте определение новому термину, формуле и т.г.).

3. Выполните задания по образцу.

4. Выполните задания в измененной ситуации.

5. Примените полученные знания в новой ситуации, найдите их связь с предыдущим материалом, с реальной жизнью, с другими учебными предметами.

Если правильно выполнены все задания, можно говорить, а третьем творческом уровне обучаемости школьника. Если ученик справился с четырьмя заданиями, то это говорит о втором прикладном уровне обучаемости. Если выполненными оказываются три первых задания – этот ученик демонстрирует первый репродуктивный уровень обучаемости.

Также для учителя важна информация об уровне развития внимания и памяти ученика, и различных их качеств – это важнейшая информация для проектирования способов подачи материалов.

 Обучатся рациональному запоминанию можно гораздо результативнее, если знать о себе такую характеристику, как доминирование полушарий мозга. (Если оно ярко выражено). Для «левополушарников» комфортнее будет запоминание через многократное повторение, а «правополушарникам» доступно запоминание на долгое время только через понимание.

 

Психолого-педагогические условия

успешного запоминания:

 

1.     Установка на запоминание.

2.     Активность ученика и максимальная самостоятельность его деятельности, при изучении нового материала.

3.     Смысловая группировка материалов (опорные конспекты, схемы, интелект-карты, системы понятий).

4.     Учет индивидуальных развитий памяти у школьника.

5.     Объяснять материал через все каналы приема информации.

6.     Обучать учащихся мнемоническим техникам.

Результаты диагностических обследований дают  возможность проанализировать особенности методики, оценить эффективность проводимой дифференцируемой работы на уроках, увидеть негативные моменты. Диагностика дает возможность проследить за качественными изменениями, которые происходят с ребенком в результате обучения. Это практически невозможно сделать, используя только привычные методы оценки знаний и умений учащихся.




Все права на материалы принадлежат лицам, их разместившим. Использование материалов разрешается лишь при указании источника.
Lis-Edu.kz - Образовательная сеть Казахстана.
Яндекс.Метрика