Портал СШ №6
ВЕРСИЯ ДЛЯ ПЕЧАТИ
Оригинал статьи находится по адресу:
http://www.lis-edu.kz/metodkab6/articles/2012-11-12/641-_materialyi_metodsoveta_5_ot_0405_2012_g/
МАТЕРИАЛЫ МЕТОДСОВЕТА №5 от 04.05. 2012 года.

 МАТЕРИАЛЫ МЕТОДСОВЕТА №5 от 04.05. 2012 года.

 

 Болтушенко Л.А. зам. директора по УМР.

Самоанализ результатов как один из подходов повышения профессиональной деятельности учителя.

Современные изменения казахстанского  образования определили переход от традиционной системы обучения и воспитания к расширению спектра образовательных услуг, требующий от учителя способности самостоятельно выстраивать и реализовывать собственную концепцию деятельности. Определение учителем образовательной стратегии обеспечивается непрерывным изучением собственного педагогического потенциала, в основе которого лежит самоанализ профессиональной деятельности.

Анализ собственной деятельности как процесс осмысления педагогического опыта является важнейшим и своеобразным инструментом преодоления существующих в работе трудностей, стимулом самосовершенствования. Поэтому развитие способности учителя к самоанализу является основным условием определения лучших аспектов своей профессиональной деятельности и затруднений.

Значение самоанализа педагогической деятельности повышается также в связи с тем, что в настоящее время наблюдается тенденция к формированию содержания курсовых занятий на основе образовательных запросов.

 Необходимо уделить  должное внимание  вопросу формирования у педагогических работников  нашей школы умений анализировать собственную деятельность. Целенаправленное развитие способности к самоанализу невозможно без организационно-педагогического обеспечения. Поэтому формирование у учителя готовности к выявлению реально существующих затруднений возможно при наличии специально организованной в этом направлении работы школьной методической службы, которая в силу постоянной приближенности к учителю в условиях конкретного образовательного социума может реализовать этот процесс комплексно и системно.

Повышение роли методической работы на школьном  уровне по организационно-педагогическому обеспечению процесса развития способности учителя к самоанализу связано с тем, что в рамках существующего тесного взаимодействия этих структур открывается возможность анализировать работу педагога в этом направлении. Именно в рамках методической деятельности возможно построение целостной системы обеспечения с учетом единства содержания и форм работы с педагогическими работниками. Научные публикации по проблеме самоанализа (Ю.А. Конаржевский, С.В. Кульневич и др.) направлены преимущественно на выявление основных аспектов анализа учителем собственной деятельности и определение структуры, средств, алгоритма его проведения.

Однако процесс осмысления, целостное видение педагогических проблем успешны только в ходе самой профессиональной деятельности учителя и при его активном участии. Поэтому идея развития способности учителя к самоанализу профессиональной деятельности в процессе методической работы является в значительной степени важной для педагогической науки. Научные исследования по данному вопросу малочисленны и не отражают системного видения этой проблемы в современных условиях.

Теоретические аспекты проблемы развития способности учителя к самоанализу в процессе методической работы.

Развитие способности учителя к самоанализу базируется на формировании умений проводить анализ собственной деятельности и выработки потребности в нем. Поэтому самоанализ имеет глубокую психологическую основу, которая связана с появлением индивидуального рефлексивного сознания. Содержательный аспект проблемы базируется на внутреннем саморегулирующем механизме, который, по словам Г.К.Селевко, составляет потребность, направленность, Я –концепция (9). Исходя из этого, учитель рассматривается как субъект, испытывающий потребность в профессиональном познании и самопознании. А это, в свою очередь, ведет к формированию таких личностных характеристик как самоутверждение, самоопределение, самовыражение, самореализация в педагогической практике. Такой подход способствует становлению педагогов как субъектов своей активности.

В то же время самоанализ является средством успешного взаимодействия и взаимопонимания учителя с учениками, родителями, коллегами. В связи с этим акцент переносится на способы и приемы проведения анализа, в котором особое место отводится осознанности средств и методов изменений конечных результатов. Поэтому анализ собственной деятельности можно рассматривать как целенаправленный процесс установления отношений между действиями, мотивами и средствами (3).

Рассматривая процесс самоанализа, исследователи исходят из того, что в ходе профессиональной деятельности учитель, познающий мир, по словам А.С.Рубинштейна, сталкивается с противоречием и внутренним дискомфортом.(8)

Выявление учителем несоответствия между тем, что есть и тем, что требуется, выводит его на дальнейшую ступень – определение проблемы и установление причин. Обозначение четких позиций профессиональных затруднений позволяют перейти к поиску путей их устранений. Опорой для осознания противоречий, определения проблем и служит знание механизма самоанализа и умение адекватно его использовать в анализе собственной деятельности.

Процесс осознания учителем самого себя как профессионала базируется на самопознании и осуществляется путем самоконтроля, самодиагностики, осмысления затруднений и самооценки. Именно эти составляющие выделяют как компоненты, способствующие развитию способности учителя к самоанализу.

Самоконтроль рассматривается с точки зрения начальной стадии анализа. Это связано с тем, что контроль помогает устанавливать несоответствие между нормативно заданными параметрами и фактическим состоянием. В связи с этим самоконтроль осуществляется путем сравнения идеальной модели профессиональной деятельности и собственных действий, что позволяет учителю определять противоречия.

Самоанализ способствует выявлению учителем причин профессиональных затруднений с помощью получения систематической оперативной информации и установления педагогического диагноза. Данный процесс обеспечивается самодиагностикой, с помощью которой учитель, с одной стороны, сам выстраивает информационные потоки, определяет круг педагогических проблем и выделяет главные, с другой – ориентируется на внутреннее развитие, видение своих сильных и слабых сторон, осознание существующих противоречий и проблем, прогнозирование дальнейшего самосовершенствования.

С вышеизложенных позиций развитие способности к самоанализу профессиональной деятельности можно рассматривать как сложный многофакторный аналитический процесс изучения учителем своего педагогического опыта, основанного на самоконтроле, самодиагностике, осознании затруднений и оценивании дальнейших перспектив самосовершенствования.

Формирование готовности педагога к самоанализу требует соответствующей организации, которой присуще следующее: она гибко реагирует на изменение условий образовательного социума; взаимодействие учителей основано на сотрудничестве; педагоги управляют изменениями; в ней есть благоприятные возможности для профессионального роста и самоактуализации.

Содержание методической работы, ориентированное на развитие способности к самоанализу, включает в себя определенную последовательность этапов ее проведения. А именно:

·         диагностика, которая обеспечивает определение учителем круга затруднений,

·         планирование учебной и внеучебной деятельности с учетом выбора содержания и вариативных форм, методическое сопровождение,

·          создание комфортных условий для повышения квалификации, получения обратной связи.

Степень освоения основ анализа собственной деятельности зависит от активной профессиональной позиции учителя. Для ее развития в методической работе необходимо использовать инновационные формы, которые обеспечивают раскрепощение, профессиональное самоутверждение и самовыражение учителя. В ходе активной работы учителя формируются такие качества, как самостоятельность, логика рассуждения, аналитическое и ассоциативное мышление, которые необходимы для развития способности к самоанализу.

Критическая позиция учителя по отношению к собственной деятельности находится в зависимости от его самообразования в сочетании с содержанием работы школьной методической службы. Выработка устойчивой направленности педагогов на самоанализ сопровождается проведением соответствующих тренингов, которые включают в себя работу межпредметных групп по решению профессиональных проблем. Важным аспектом в организации методической работы является проведения консультаций опытными учителями и методистами, а также деятельность творческих групп, научно-практических конференций, круглых столов с обсуждением конкретных задач. Такой подход позволяет видеть конкретные проблемы учителя и на их основе создавать гибкую систему развития способности педагогов к самоанализу.

Процессуальность самоанализа опирается на логический прием познания, который включает в себя разложение ситуации на элементы, соединение их в единое целое, определение причин и видение перспектив их развития. Анализ собственной деятельности выстраивается с позиции критического отношения учителя к профессиональной деятельности в прошлом, настоящем и будущем. Такой подход требует наличие у учителя развитости аналитических и ассоциативных способностей, самостоятельности, логики.

Согласно характеристикам и критериям оценки исследователями выделены следующие уровни сформированности самоанализа учителя: низкий(чувственно-эмоциональный), средний (осознанный), высокий (системно-осознанный) – разработаны показатели их развитости.

Критерии уровней сформированности компонентов самоанализа

Компоненты самоанализа

Уровни и показатели

Низкий

Средний

Высокий

Самоконтроль

Спонтанный контроль, когда все определяется с помощью интуиции

Осознанный отбор, сравнение, сопоставление необходимых фактов,

явлений

Установление ассоциаций с ранее изученными и знакомыми фактами, а также с новыми качествами предмета в целостности их связей и характеристик

Самодиагностика

Невладение навыками проведения диагностики

Умение определять

проблему и причины их возникновения

Выявление проблем и определение их приоритетности, а также причины возникновения

Осознание затруднений

слабо выражена осознанность затруднений

Осознание результатов деятельности

Предвидение возможных последствий принимаемых решений, установление причинно-следственных связей

Самооценка

Слабо развитые навыки самооценки

Комбинирование ранее используемых методов и нахождение причин их возникновения

Критическая оценка педагогической проблемы и умения прогнозировать результаты своего труда

По показателю сформированности компонентов самоанализа можно определить уровни развития способности учителя к анализу собственной деятельности, которые имеют следующие характеристики:

·         спонтанное аналитическое действие, когда все определяется с позиции эмоций и чувств;

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что предлагаемая модель развития способности к самоанализу в процессе методической работы обеспечивает появление у учителя новообразований, ориентированных на фиксацию того, что педагог как личность и профессионал приобретает. Более того, данный процесс позволяет формировать потребность и устремленность педагогов на осознанное повышение профессионального роста.

Самоанализ профессиональной деятельности учителя

Самостоятельный анализ педагогом своей профессиональной деятельности – довольно сложная аналитическая операция, требующая определенных навыков исследовательского труда. В центре внимания следует расположить опыт своей профессиональной деятельности за прошедшие три года, но, по существу дела, - попытаться сопоставить опыт трех последних лет с траекторией своего профессионального развития за более длительный период “профессиональной биографии”.

Если самоанализ есть исследовательско-аналитическая процедура, то, в соответствии с законами науки, до каких бы то ни было обобщений необходимо собрать факты, которые следует подвергнуть первичному “описанию-обобщению”, и лишь потом сделать итоговые выводы, теперь уже по всему объему наработанного за три года профессионального опыта. При этом свой опыт необходимо соотнести с ключевыми задачами, решаемыми в образовательном учреждении в анализируемый период, задачами, обозначаемыми часто в нашем сегодняшнем обиходе как “тема”, над которой работал педагог.

После разностороннего анализа собранных фактов, в комментариях “Общих выводов” можно произвести “проблемный анализ”, который содержит в себе по крайней мере три параметра:

Опыт успешно решенных методико-дидактических и психолого-педагогических проблем

Содержит краткий перечень основных, на взгляд педагога, проблем, которые педагог успешно разрешил за истекшие три года. Часть из них, вероятно, решалась по инициативе администрации, часть – по собственной. Желательно указать, в каком виде представлены результаты разрешения проблем, обобщены ли они в сообщениях, публикациях, выступлениях перед коллегами, на совещаниях и заседаниях других объединений (метод. объединение, семинар с учителями, лекторий для родителей, участие в районных, городских, региональных конференциях и др.).

Опыт решаемых на сегодняшний день проблем

Желательно проиллюстрировать понимание сути существующих проблем, имеющихся ресурсов для их устранения.

Ключевые задачи совершенствования своей профессиональной деятельности

Это весьма показательный раздел в оценке инновационного потенциала педагога, ресурсов совершенствования его профессионализма, перспективности как практического работника для “педагогического производства”. Здесь можно эскизно представить те грани своего профессионального опыта, которые предстоит в ближайшее время ( и в более отдаленной перспективе) усовершенствовать, обогатить, развить. Ответить на вопрос: как такая работа по профессиональному самообразованию “работает” на повышение качества учебно-воспитательной деятельности педагогического коллектива конкретного образовательного учреждения.

Схема для первичного сбора фактической информации для подготовки самоанализа

“Тема”, над которой работал педагог (обусловленная задачами деятельности учреждения образования на данный период)

Фактическая информация, свидетельствующая об инициативах, делах, достижениях педагога

ПЕРВИЧНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

(Как фактические действия влияли на совершенствование учебно-воспитательного процесса, повышение его качества, в том числе и рост профессионализма самого педагога)

разработаны уроки по темам; дидактическое обеспечение к ним;

факультативы;

методические разработки, рефераты, пособия;

подготовка учащихся к участию в конкурсах,фестивалях;

кружки, секции, клубы (внеклассная работа, работа классного руководителя);

работа в методическом объединении, выступления на семинарах, конференциях и др.;

практическое знакомство с каким-либо передовым педагогическим опытом;

учеба на курсах повышения квалификации (где, когда, по какой теме);

другие события за истекшие три года

 

Общий вывод:

(Как шла работа над “темой”, где произошли “подвижки”, в чем сегодня видится проблема, какова перспектива решения)

Программа самоанализа затруднений деятельности учителя

Вид затруднения в практической деятельности учителя

Баллы

“0”

“1”

“2”

“3”

Затруднения в планировании работы

1

Тематическое планирование

 

 

 

 

2

Поурочное планирование

 

 

 

 

3

Планирование внеурочной работы по предмету

 

 

 

 

4

Планирование самообразования

 

 

 

 

Затруднения в деятельности

1

Владение содержанием программ, учебников, программным обеспечением, учебно-методическими пособиями

 

 

 

 

2

Использование разнообразных форм работы на уроке

 

 

 

 

3

Обеспечение внимательной, активной работы школьников в течение всего урока

 

 

 

 

4

Проведение практических, лабораторных работ

 

 

 

 

5

Формирование навыков учебного труда

 

 

 

 

6

Повышение мотивации к учению

 

 

 

 

7

Осуществление индивидуального подхода к школьникам в процессе обучения

 

 

 

 

8

Организация внеурочной работы по предмету

 

 

 

 

9

Выявление типичных ошибок и затруднений школьников в учебе

 

 

 

 

10

Организация занятий по методике уровневой дифференциации

 

 

 

 

11

Реализация образовательных стандартов

 

 

 

 

Затруднения в контроле деятельности

1

Учет и оценки уровня качества и обученности учащихся

 

 

 

 

2

Самоанализ деятельности учителя

 

 

 

 

3

Составление мониторинга обученности по предмету

 

 

 

 

4

Обобщение своего опыта (к аттестации или для дальнейшей работы

 

 

 

 

5

Внедрение опыта, описанного в литературе (новых педагогических технологий) в свою педагогическую практику

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Приложение1.

Самоанализ результатов педагогической деятельности (для педагога)

 ( Для аттестующихся) 

Самоанализ должен быть основан на документально зафиксированных результатах педагогической деятельности, включая прилагающееся к самоанализу учебно-методическое обеспечение, раскрывающее (подтверждающее) суть педагогической системы аттестуемого. Представляется в письменном виде (5—7 страниц машинописного текста).

На заседании квалификационной комиссии аттестуемый делает сообщение, раскрывающее суть его педагогической системы (цели и задачи деятельности; планы и программы; учебно-методическое обеспечение, методы обучения, воспитания и контроля; результаты диагностики обучающихся (воспитанников), динамику изменений; теоретически и практически обосновывает особенности и целёсообразность своей педагогической системы). В исключительных случаях (длительная болезнь, удаленность территории и т.д.) квалификационная комиссия может предложить аттестуемому заочную форму прохождения квалификационных испытаний.

Оценивается:

— умение анализировать собственную педагогическую деятельность;

— глубина и полнота содержания самоанализа;

— соответствие профессиональной компетентности педагога, отраженной в самоанализе, требованиям тарифно-квалификационных характеристик;

— умение прогнозировать свою педагогическую деятельность;

— стиль изложения и речевая культура.

 

Схема самоанализа педагогической деятельности учителя.

 

1. Квалификация педагогов, ведущих предмет.

- аттестация - звание, награды, поощрения

- повышение квалификации

- работа в данном учреждении

 

2. Учебные планы; программы, их уровень и направленность в соответствии с требованиями гос. образовательного стандарта.

- федеральный и региональный компонент

- использование различных технологий преподавания предмета

 

3. Соответствие содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательного учреждения требованиям существующего государственного стандарта по данному предмету.

- планирование работы (виды планирования работы учителем) - состояние текущей аттестации;

- контрольные работы выпускников;

- журналы учёта работы (факультативы, кружки и т. д.);

- тема самообразования.

 

4. Материально - техническая база, медико—социальные условия, учебно-методическое обеспечение, их соответствие целям и задачам.

- участие в методической работе

- наличие учебно-методической литературы, программ, справочников

- наличие социально-психологической диагностики и психической коррекции

- соблюдение валеологических требований, типовых правил по технике безопасности

- внеклассная работа по предмету

- творческая работа (олимпиады, соревнования, конференции)

 

Схема рецензии на самоанализ

 

1. Автор самоанализа.

2. Место его работы.

3. Рост педагогического мастерства учителя.

4. Уровень и качество подготовки учащихся за 5 лет.

5. Учебно-методическое обеспечение.

6. Участие в методической работе.

7. Качество материалов, подтверждающих опыт (что приложено).

8. Дата и подписи членов подкомиссии.

 

 Приложение 2.

Схема самоанализа включает следующие разделы:

  1. Особенности организации учебного процесса (цели, задачи учебной работы, используемые приемы и технологии; работа над методической темой).
  2. Результаты учебной и внеурочной деятельности учащихся (активное участие в олимпиадах, интеллектуальных конкурсах, научных конференциях и результат участия).
  3. Система воспитательной работы и ее результаты.
  4. Обобщение и распространение своего педагогического опыта на педсоветах, открытых уроках, семинарах, конкурсах профессионального мастерства, круглых столах, в публикациях.
  5. Повышение квалификации.

Остановимся подробнее на содержании каждого из разделов.

1. Особенности организации учебного процесса (цели, задачи учебной работы, используемые приемы и технологии; работа над методической темой)

Содержание информации по первому критерию может включать в себя:

  1. Педагогическое кредо учителя и задачи обучения.
  2. Формы организации учебного процесса, помогающие достичь позитивной динамики учебных достижений (формы уроков, выбор технологий, приемов, домашних заданий).
  3. Работа с разными категориями учащихся (одаренными, слабо успевающими).
  4. Методическое, дидактическое обеспечение учебного процесса (при необходимости).

Для подтверждения данных учитель может привести результаты итоговых контрольных работ, ЕНТ, поступаемость в ВУЗы, качество обучения, отсутствие неуспевающих, интерес к предмету, выявленный в ходе анкетирования.

2. Результаты учебной и внеурочной деятельности учащихся (активное участие в олимпиадах, интеллектуальных конкурсах, научных конференциях и результат участия)

Важно представить внеурочную деятельность как систему работы по формированию личности средствами предмета. Для этого необходимо сформулировать задачи внеучебной деятельности, основные направления, например:

3. Система воспитательной работы и ее результаты

Деятельность в качестве классного руководителя характеризует учителя как педагога-воспитателя и организатора социальной жизни класса. Успешность этой деятельности не менее важна, чем эффективность преподавания учебного предмета.

Рекомендуется учитывать:

Положительные результаты работы следует подтвердить данными исследований: анкетирования, тестирования, другим методиками, доказывающими наличие в классе благоприятного психологического климата (атмосферы товарищества, взаимопомощи, толерантности), отсутствие правонарушений у учащихся (или положительная динамика по этому показателю), активное участие учащихся в жизни образовательного учреждения и местного сообщества.

4. Обобщение и распространение своего педагогического опыта на педсоветах, открытых уроках, семинарах, конкурсах профессионального мастерства, круглых столах, в публикациях

Данный критерий позволяет судить о роли учителя в профессиональном сообществе, о востребованности опыта педагога в системе образования. Как правило, распространяемый опыт связан с методической темой, которую учитель теоретически исследовал и представил в практике своей работы.

Если учитель принимал участие в конкурсах профессионального мастерства, то следует отразить задачи участия педагога в конкурсе, обосновать содержание и выбранную форму представляемого опыта.

5. Повышение квалификации.

Данный критерий характеризует стремление учителя к постоянному повышению своей компетентности, его возможности для профессионального роста.

В самоанализе можно указать:

Самоанализ деятельности способствует профессиональному росту педагога, так как направлен на развитие важных управленческих качеств учителя: умение анализировать, планировать, организовывать учебно-воспитательный процесс, сопоставлять цели и результаты.

Проведенная учителем работа будет полезна и в связи с прохождением аттестации на квалификационную категорию

 




Все права на материалы принадлежат лицам, их разместившим. Использование материалов разрешается лишь при указании источника.
Lis-Edu.kz - Образовательная сеть Казахстана.
Яндекс.Метрика