Портал СШ №6
ВЕРСИЯ ДЛЯ ПЕЧАТИ
Оригинал статьи находится по адресу:
http://www.lis-edu.kz/metodkab6/articles/2012-11-14/685-programma_predprofilnoy_podgotovki/ |
Программа предпрофильной подготовки в условиях общеобразовательной школы.
ГУ « Средняя школа №6» г. Лисаковска.
Программа предпрофильной подготовки в условиях общеобразовательной школы.
Пояснительная записка.
Концепция развития образования Республики Казахстан до 2015 года определяет цель: формирование личности, которая будет способна на основе полученных глубоких знаний, профессиональных навыков свободно ориентироваться, самореализовываться, саморазвиваться и самостоятельно принимать правильные, нравственно - ответственные решения в условиях быстроизменяющегося мира.
Одной из приоритетных задач переходного периода является создание условий для получения профессиональных навыков с целью обеспечения конкурентоспособности обучающихся на рынке труда; для обеспечения дополнительного образования и воспитания обучающихся.
Приоритетным направлением функциональной деятельности основной школы является освоение учащимися базисных основ системы наук и формирование у них высокой культуры межличностного и межэтнического общения, самоопределения личности и профессиональной ориентации. На данной ступени содержание каждого предмета логически завершается в объёме основного базового образования. Расширяется вариативная часть учебного плана для изучения учебных дисциплин по выбору. Вводится предпрофильная подготовка.
Успешная реализация профильного обучения в старшей школе невозможна без предпрофильной подготовки, призванной создать условия для повышения готовности подростков к самоопределению и сознательному выбору варианта будущего обучения. Безусловно, формирование у школьников умения осуществлять выбор профиля, соответствующего их способностям и интересам, формирование высокого уровня учебной мотивации к обучению по избранному профилю являются важными, но не единственными целями предпрофильной подготовки. Ограничиться только ими - значить сузить ее содержание. Причем практика показывает, что начинать предпрофильную подготовку необходимо уже с первой ступени обучения в школе. Мы называем этот процесс ранней профилизацией.
Психолого-педагогическая диагностика учащихся пятых-девятых классов показывает, что перед школьниками этой возрастной категории стоят следующие проблемы:
q недостаток знаний о мире профессий, содержании деятельности различных типов профессий, о рынке образовательных услуг;
q несформированность представлений о своих психофизиологических качествах;
q неумение адекватно оценивать свои склонности и возможности и соотносить их с требованиями, которые предъявляет профессия.
Решению этих проблем, прежде всего и должна служить предпрофильная подготовка.
Таким, образом, в широком смысле слова предпрофильная подготовка должна представлять собой систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, содействующей их самоопределению.
Выше обозначенные моменты положены в основу действующего в нашей школе ПРОЕКТА ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ.
МОДУЛЬ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ.
ПРОЕКТ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ.
…Недостаточное развитие у старших подростков личностных, гражданских и нравственных качеств, отсутствие зрелых мотивов самоопределения,
низкий уровень осознания собственных интересов и перспектив.
(Из Концепции 12-летнего среднего общего образования.
Один из факторов, негативно влияющих на уровень развития системы образования в Казахстане)
Данный управленческий проект:
ü направлен на достижение конкретной цели – устранение вышеназванного фактора и решение одной из важнейших задач модернизации образования в республике в рамках конкретного образовательного учреждения - общеобразовательной школы;
ü реализуется в рамках действующей модели личностно ориентированного подхода и является модернизацией одного из направлений этой модели.
Управленческая деятельность по подготовке ОУ к введению профильного обучения ведется на основе взаимосвязи следующих функций:
ü информационно-аналитической;
ü мотивационно-целевой;
ü планово-прогностической;
ü организационно-исполнительной;
ü контрольно-диагностической;
ü регулятивно-коррекционной.
Информационно-аналитическая деятельность направлена на изучение документов, материалов по профильному обучению, анализ кадровых, учебно-методических, материально-технических ресурсов, анализ качества подготовки выпускников, образовательных потребностей учащихся, социального заказа, миссией и стратегической целью школы.
Планово-прогностическая деятельность основана на комплексном характере проектирования и планирования, разработке Концепции развития школы, изучении и коррекции социального заказа местного сообщества.
Концептуальный подход к проблеме:
Модель образовательного процесса в 12-летней школе формируется на основе вариативного содержания образования, гармонического сочетания репродуктивных и творчески преобразующих технологий обучения на основе сотрудничества учителя и ученика.
Модель профильной школы разработана на основе дифференциации как условия осуществления вариативной образовательной подготовки (Жадрина М.Ж., вице-президент Казахской Академии образования им. Ы. Алтынсарина, доктор педагогических наук, профессор).
На основе концептуальных идей модернизации образования сформулирована стратегическая цель в решении задач самоопределения учащихся:
Создать оптимальные условия для самоопределения и социализации учащихся, предоставив широкий спектр образовательных и психолого - педагогических услуг.
Для реализации обозначенной цели разработана программа модернизации системы предпрофильной подготовки, преобразование ее в ПРОГРАММУ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ, где самоопределение трактуется как:
1. Нахождение своей четко определенной позиции в различных сферах актуальной жизнедеятельности:
ü профессиональной;
ü социальной;
ü семейной;
ü гражданско-правовой,
2.Постановка целей и выработка планов на различные периоды жизненного пути.
В исследованиях психолога Л. М. Митиной представлены две базовые модели самоопределения человека:
Не вызывает сомнения, что для реализации целей Государственной программы развития образования необходимо формировать вторую модель. Решить столь сложные долгосрочные задачи в течение 1- 2х лет (9-11 кл.) невозможно, поэтому в нашей школе разработана указанная программа с 1 ступени обучения. В действующей школе модели личностно ориентированного подхода выделены 4 возрастных модуля, которые и явились фундаментом новой программы.
Каждый модуль имеет свои задачи, которые соответствуют 3 критериям:
ü Когнитивный критерий, решающий задачи информирования школьников о мире профессий, рынке труда в регионе и в республике, содержании той или иной трудовой деятельности, о профессиональных образовательных программах и учреждениях.
ü Мотивационно-ценностный критерий, ставящий задачи формирования у школьников всей гаммы смыслообразующих, жизненных и профессиональных ценностей, среди которых приоритет отдается непрерывному образованию и здоровому образу жизни. На основе ценностных ориентаций у школьников формируется иерархия мотивов на основе подчинения внешних мотивов (положительных или отрицательных) внутренним (социальным или индивидуальным).
ü Деятельностно-практический критерий, активизирующий планирующую и прогнозирующую функцию сознания для составления и реализации жизненных планов, в том числе и резервных, уточнения и коррекции профессиональных намерений, запускающий волевые саморегулирующиемеханизмы личности школьника дляисполнения первого этапа профессионального плана во время обучения в средней школе.
Программа спланирована в 4-х направлениях.
1 направление. Профилизация школьных учебных предметов:
ü Направленность содержания школьных предметов на ознакомление школьников с миром профессий.
ü Координация школьных учебных предметов и требований к ЗУНам в соответствии с требованиями региональных ВУЗов по профилирующим предметам.
2 направление. Профильные предметы. Дополнительное образование.
ü Развитие системы дополнительного образования, предоставляющей возможность для удовлетворения творческих и познавательных интересов учащихся.
ü Образование старшеклассников в соответствии с их жизненными планами, профессиональными намерениями, социальным заказом.
ü Раскрытие специфики будущей профессиональной деятельности через курсы по выбору и расширенное изучение профильных предметов.
3 направление. Профильная внеклассная работа.
ü Комплекс воспитательных внеклассных мероприятий и организация разнообразной творческой деятельности детей как модели образа будущих достижений жизни для успешной социализации учащихся.
4 направление. Социальная практика профильных 10-11-х классов.
ü Предоставление учащимся профильных классов возможности самореализоваться, попробовать себя в деле, личностно и общественно значимом (Методика профильных проб)
РАННЯЯ ПРОФИЛИЗАЦИЯ.
Блок 1.
1 ступень. 1-4 (5) классы. Школа развития.
Цель:
ü Обеспечение условий для выполнения ГОСО.
ü Расширение образовательного, информационного и творческого пространства.
ü Создание условий для академического и творческого развития личности, раскрытие индивидуальности обучаемого, формирование мотивации к саморазвитию.
На данном этапе у детей проявляется:
ü Интерес к популярным и модным профессиям.
ü Стремление увязать с профессиями учебные предметы.
ü Предпочтение в выборе кружков и секций
Цели реализуются через:
Курсы по выбору:
ü Логика.
ü Экономика для малышей.
ü Экономическая математика.
ü Видео-клуб.
ü Программирование на языке Basic.
ü Раннее обучение английскому языку.
ü Развитие творческой и познавательной активности младших школьников. «Познай себя»
2 ступень. 5-8 (9) классы – Самоопределение.
Цель:
ü Обеспечение условий для получения основного среднего образования, выполнения ГОСО, овладения методами научного познания, способами теоретического мышления.
ü Расширение образовательного и информационного пространства.
ü Формирование целостного мировоззрения, культуры межличностного и межэтнического общения.
ü Создание условий для самоопределения личности, овладения приемами самоорганизации.
ü Формирования целостного знания, потребности в творческой деятельности, расширить представление о мире профессий, испытать себя в приближении к реальности в игровой ситуации.
На данном этапе у детей проявляется:
ü Более конкретный интерес к той или иной профессии.
ü Стремление увязать с профессиями учебные предметы, интерес к профилям обучения.
ü Заинтересованность своей профпригодностью.
ü Стремление испытать себя в каком-то профессиональном амплуа в игровой деятельности.
На этапе доопределения ( 8 классы) у детей проявляется:
ü Заинтересованность в занятиях по планированию жизненных этапов собственного пути.
ü Конкретные способности, успехи в школьных предметах и дополнительном образовании.
ü Инициатива в реализации собственных планов.
Цели реализуется через:
1.Методическое обеспечение учебного процесса.
2.Систему дополнительного образования:
ü Программа «Введение в мир профессий» (5-6 классы).
ü Спецкурсы : «Программирование на языке Basic».
ü «Я гражданин».
ü Художественное чтение.
ü Коммуникативный английский и казахский языки.
ü Информационная культура.
ü История края.
ü Мультимедийные проекты.
ü Научное общество учащихся.
ü Функциональная стилистика.
ü Психотехнология общения.
ü Скорочтение и другие ( разрабатываются и предлагаются на основе диагностики социального заказа).
Блок 2. ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ( 9КЛАСС)
Главная задача действующей в школе программы является задача постепенного формирования у школьников внутренней готовности к осознанному и самостоятельному планированию, корректировке и реализации своих жизненных, в частности профессиональных, планов и перспектив.
При этом конкретный или предполагаемый профессиональный выбор может рассматриваться как самоопределение вообще, а также как одно из упражнений для формирования у ребенка способности к последующим профессиональным выборам, случающимся на протяжении всей жизни человека (непрерывное образование).
Мы представили Вам наш авторский подход к реализации данной задачи в 1 и 2 ступени. Логическим продолжением курса самоопределения на последнем этапе основной школы является непосредственная предпрофильная подготовка.
Цели образовательного процесса в аспекте предпрофильной подготовки:
ü Создание условий для осознанного выбора выпускниками основной школы профиля обучения.
ü Конструирование условий, способствующих формированию культуры самоопределения
Задачи:
ü Расширение представлений об образовательных областях естественно- математического, гуманитарного и технологического цикла.
ü Расширение представлений учащихся об образовательном пространстве ОУ, образовательных программах, реализуемых школой, требованиях, предъявляемых к учащимся профильных классов.
ü Расширение представлений учащихся о социальном заказе, о рынке труда, о ВУЗах, ССУЗах, о специальностях.
ü Развитие умений соотносить свои способности с требованиями, предъявляемыми к данным специальностям.
ü Развитие рефлексии,
ü Обучение технологии выбора, сопровождения и изменения образовательного маршрута.
Принципы предпрофильного образования:
Ожидаемые результаты:
Оценка эффективности реализации программы предпрофильной подготовки:
Программа предпрофильной подготовки реализуется через 3 основных модуля:
1 модуль - Человек и профессия.
2 модуль - Профильные пробы.
3 модуль - Технология трудоустройства.
Каждый модуль решает определенные задачи, реализация которых приведет к решению задач всей системы предпрофильной подготовки.
Модуль 2.1 ЧЕЛОВЕК И ПРОФЕССИЯ.
Цель: формирование у учащихся готовности к осознанному профессиональному выбору, осознанию себя как личности в сфере профессиональной деятельности.
Задачи:
q помочь учащимся определить свои личностные качества и осознать себя как личность в сфере профессиональной деятельности;
q расширить знания о мире профессий, познакомив учащихся с классификацией, типами и подтипами профессий, возможностями подготовки к ним, дать представление о профпригодности и компенсации;
q дать знания о содержании деятельности различных типов и подтипов профессий выявить соответствие выбранной профессии собственным способностям и возможностям;
q сформировать у школьников качества творческой, активной и легко адаптирующейся личности применительно к реализации себя в будущей профессии в современных социально-экономических условиях;
q подготовить учащихся к осознанному выбору профиля обучения в старшей школе и в перспективе - будущей профессии;
q обучить планированию профессиональной карьеры;
q познакомить с качественной и количественной потребностью общества в кадрах, перспективами профессионального становления в условиях региона.
Ожидаемые результаты.
В результате выполнения данных программ учащиеся должны знать:
q подтипы профессий в сфере «человек-человек», «человек-техника», «человек-знаковая система», «человек-художественный образ», «человек-природа»;
q особенности профессиональной деятельности, характер и содержание труда:журналиста; юриста; менеджера; педагога; психолога; ветеринара; растениевода; эколога; фитодизайнера; секретаря;
q оператора ЭВМ, бухгалтера; чертежника-конструктора; художника, фотографа, реставратора, маляра;
q композитора, настройщика музыкальных инструментов, вокалиста;
q писателя, редактора, корреспондента; артиста;
q водителя автомобиля; слесаря механосборочных работ; инженера; техника вычислительного центра.
q В ходе занятий учащиеся получают представление об основных деловых качествах личности;о конфликтах, причинах и возможностях их преодоления; отребованиях к составлению личного профессионального плана; об основных правилах работы с профессиограммами.
По окончании изучения курса учащиеся должны иметь представление:
q о результатах труда в профессиональной деятельности типа «человек-человек», «человек-техника», «человек-знаковая система», «человек-художественный образ», «человек-природа»;
q о перспективах профессионального роста работников данных типов профессий.
На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:
q сравнивать свои предварительные знания о профессиях с результатами практического знакомства с ними;
q определять свое отношение к тем действиям, которые характерны для данных профессий; соотносить свои возможности с требованиями, предъявляемыми к выбранному типу профессии;
q работать с профессиограммами профессий, относящихся к разным типам.
Примечание: каждая школа выбирает перечень профессий, соответствующих социальному заказу, кадровым и материально-техническим возможностям своего образовательного учреждения.
План реализации модуля 2.1 «Человек и профессия».
Этап |
Организационный |
Сроки |
Сентябрь |
Администрация |
1.Изучение нормативной базы.2.Разработка и утверждение РУП, составление расписания, распределение нагрузки.3.Локальные акты по организации предпрофильной подготовки. 4. Информирование учащихся и родителей. |
Учитель |
1.Разработка УМК курсов по выбору.2. Выявление одаренных и способных учащихся по предмету. |
Классный руководитель |
1. Сбор информации с применением метода независимых характеристик. 2. Разработка плана работы. 3. Информирование учащихся и родителей. |
Психолог |
1.Психолого-педагогическое обследование школьника. 2.Анкетирование, тестирование. 3.Обработка данных и их интерпретация.
|
Социальный педагог |
1.Уточнение банка данных на социальный статус учащихся.2.Индивидуальная работа |
Медицинский работник |
1.Обследование состояния здоровья.2.Разработка УММ по теме «Профессия и здоровье»
|
Этап |
Формирующий |
Сроки |
Октябрь |
Администрация |
1.Организация методического и диагностического сопровождения предпрофильной подготовки.2.Организация работы годичной рабочей группы учителей . 3.Разработка системы оценки и мониторинга качества знаний учащихся по прикладным курсам и курсам по выбору |
Учитель |
1.Разработка системы оценки и мониторинга качества знаний учащихся по прикладным курсам и курсам по выбору |
Классный руководитель |
1.Оформление портфолио, рабочих тетрадей «Познаю себя» 2.Разработка личной профессиональной перспективы учащихся. 3. Профориентационные игры «Пришельцы», «Три судьбы» и др.
|
Психолог |
1.Организация работы клуба «Познай себя» 2. Разработка темы №1 «Познавательные процессы и способности личности» |
Социальный педагог |
1.Учет и контроль условий жизни в малообеспеченных семьях. 2.Индивидуальное консультирование. 3.Правовое воспитание |
Медицинский работник |
1.Составление медицинских рекомендаций к профессиям. |
Этап |
Формирующий |
Сроки |
Ноябрь |
Администрация |
1.Текущий контроль уровня преподавания курсов по выбору, деятельности участников процесса.2.Мониторинг деятельности годичной группы учителей. 3.Работа ВПГ «Образовательное пространство предпрофильной подготовки» |
Учитель |
1.Освоение интерактивных форм обучения и организации УВП, системы оценки учебных достижений предпрофильной школы |
Классный руководитель |
1.Информационная работа: Ориентирование в мире профессий Активизирующий опросник «Перекресток» ( Профессии, получаемые на пересечении предметов и средств труда.)
|
Психолог |
1 Работа клуба «Познай себя» 2. Разработка темы №2 «Психология личности. Азбука характера». 3. Индивидуальные беседы и консультации с учащимися и их родителями ( по результатам курса «Познай себя»
|
Социальный педаг |
1.Перспективы жизненного пути подопечных. 2. Осуществление защиты прав детей, находящихся под опекой. |
Медицинский работник |
Консультации с родителями и учащимися на предмет соответствия здоровья и требований, предъявляемых к выбранной профессии. |
Этап |
Формирующий |
|
Сроки |
Декабрь |
|
Администрация |
1.Текущий контроль уровня преподавания курсов по выбору, деятельности участников процесса.2.Мониторинг деятельности годичной группы учителей. 3.Работа ВПГ «Образовательное пространство предпрофильной подготовки»4. Коррекция |
1.Методическая неделя:Творческая мастерская. «Предпрофильная подготовка. Находки. Решения» |
Учитель |
1. Анализ степени удовлетворенности учащихся содержанием уровнем преподавания и организацией предпрофильной подготовки |
|
Классный руководитель |
1. Активизирующий опросник « Будь готов» |
1.Учебные экскурсии на предприятия города. 2.Ролевая игра- конкурс «Престижная профессия» |
Психолог |
Деловое конструктивное общение. |
|
Социальный педагог |
1. Индивидуальная работа с учащимися и родителями. |
|
Медицинский работник |
1. Медосмотр. 2.Консультации с родителями и учащимися на предмет соответствия здоровья и требований, предъявляемых к выбранной профессии |
Этап |
Формирующий |
Сроки |
Январь |
Администр. |
1. Методическое обеспечение УВП.2. Посещение занятий с целью изучения системы работы учителя.3. Текущий контроль уровня преподавания и уровня реализации задач модуля. |
Учитель |
1. Коррекция программ курсов по выбору.2.Рефлексия. 3.Методическая разработка «Эффективные формы организации УВП в преподавании курса |
Классн. руковод. |
1. Работа клуба «Познай себя»
2. Разработка темы №4.«Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы».3.Работа с родителями. Индивидуальное консультирование. |
Пси холог |
|
Социальный педагог |
1. Анализ возможностей получения профессионального образования учащихся малообеспеченных семей.2. Работа с органами социальной защиты |
Этап |
Итоговый |
Сроки |
Февраль |
Администр. |
1. Методическое обеспечение УВП.2. Посещение занятий с целью изучения системы работы учителя.3. Итоговый контроль уровня реализации задач модуля. |
Учитель |
1.Защита работ учащихся по курсу.2. Презентация методических разработок «Эффективные формы организации УВП в преподавании курса». |
Классн. руковод |
1. Работа клуба «Познай себя»2. Разработка темы №5 «Типы профессий. Матрица выбора профессии» 3 Тематические встречи с людьми разных профессий. 4. Деловая игра «Ярмарка профессий» |
Психолог |
|
Социальный педагог |
1. Анализ возможностей получения профессионального образования учащихся малообеспеченных семей.2. Работа с органами социальной защиты |
Медицинский работник |
Итоги и анализ состояния здоровья учащихся 9 классов. |
Модуль 2.2. ПРОФИЛЬНЫЕ ПРОБЫ.
Профильная проба - это образовательное пространство, моделирующее элементы конкретного вида профессиональной деятельности (завершенный процесс) и способствующее сознательному, обоснованному выбору профиля обучения. В процессе пробы у подростка актуализируются имеющиеся знания и представления о конкретной сфере профессиональной деятельности, формируется представление о себе как субъекте этой деятельности. В основу проб положены идеи профессора Фукуями, согласно которым проба выступает едва ли не самым важным этапом профориентации, в ходе которого ребенок пытается соотнести характер выбранного профиля со своими желаниями, способностями, возможностями.
Содержание проб определяется тремя аспектами: ситуативным, технологическим и функциональным, интеграция которых позволяет воссоздать целостный образ профиля.
Ситуативный аспект отражает структурно-функциональную динамическую сторону профессиональной деятельности, определяет предметно-логические действия, входящие в нее. Выполнение этих заданий требует от учащихся определенных мыслительных действий на основе опыта и знаний, приобретенных в процессе профориентационной работы.
Технологический аспект характеризует операционную сторону профессии и позволяет выявить уровень готовности учащихся к освоению определенных профессиональных умений. Задания этого аспекта включают упражнения на отработку приемов работы орудиями труда, используемыми в определенной профессии. Характерной особенностью содержания этих заданий является воспроизведение предметной стороны профессиональной деятельности.
Функциональный аспект - задания направлены на моделирование профессиональной деятельности в целом и активизируют тем самым потребности, установки и мотивы, определяющие направленность ребенка на эту деятельность.
В соответствии с этими аспектами мы условно разделили пробы на 3 основные сферы деятельности человека:
1.ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК.
2.ЧЕЛОВЕК- ТЕХНИКА И ИНФОРМАЦИЯ.
3. ЧЕЛОВЕК- ПРИРОДА
Пробы организуются в ходе предпрофильной подготовки.
Цель модуля 2.2 «Профильные пробы»- содействие профессиональному самоопределению учащихся путем знакомства их с профессиями, отличающимися друг от друга ведущим предметом труда.
Задачи:
q познакомить учащихся с основными требованиями, которые предъявляют к качествам человека различные типы профессий;
q познакомить учащихся с действиями, наиболее характерными для различных типов профессий; способствовать формированию у учащихся адекватного отношения к данным действиям;
q помочь учащимся выявить их склонности и способности к профессиям какой-либо сферы или, наоборот, несоответствие выбранному типу профессий;
q способствовать формированию у учащихся практических умений по целеполаганию, самоанализу, самоопределению используя систему профессиональных проб;
q способствовать формированию способности принимать адекватное решение о выборе дальнейшего направления образования, пути получения профессии.
В результате выполнения данных программ учащиеся должны знать:
q подтипы профессий в сфере «человек-человек», «человек-техника», «человек-знаковая система», «человек-художественный образ», «человек-природа»;
q особенности профессиональной деятельности, характер и содержание труда:журналиста; юриста; менеджера; педагога; психолога; ветеринара; растениевода; эколога; фитодизайнера; секретаря; оператора ЭВМ, бухгалтера; чертежника-конструктора; художника, фотографа, реставратора, маляра; композитора, настройщика музыкальных инструментов, вокалиста; писателя, редактора, корреспондента; артиста; водителя автомобиля; слесаря механосборочных работ; инженера; техника вычислительного центра.
В ходе занятий учащиеся получают представление об основных деловых качествах личности;о конфликтах, причинах и возможностях их преодоления; отребованиях к составлению личного профессионального плана; об основных правилах работы с профессиограммами.
По окончании изучения курса учащиеся должны иметь представление:
q о результатах труда в профессиональной деятельности типа «человек-человек», «человек-техника», «человек-знаковая система», «человек-художественный образ», «человек-природа»;
q о перспективах профессионального роста работников данных типов профессий.
На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:
q сравнивать свои предварительные знания о профессиях с результатами практического знакомства с ними;
q определять свое отношение к тем действиям, которые характерны для данных профессий;
q соотносить свои возможности с требованиями, предъявляемыми к выбранному типу профессии;
q работать с профессиограммами профессий, относящихся к разным типам.
Примечание: каждая школа выбирает перечень профессий, соответствующих социальному заказу, кадровым и материально-техническим возможностям своего образовательного учреждения.
Этап |
Организационный |
Сроки |
Февраль (параллельно с итоговым 1 модуля ) |
Администрация |
Анализ возможностей города по обеспечению профессиональных проб на предприятиях и в учреждениях1. Определить круг профессий.
3.Разработка плана проведения профессиональных проб.
|
Классный руководитель |
1.Определение профильных групп по типы предполагаемой профессии. |
Психолог |
1 Диагностика учащихся с целью определения типа профессии (по методике Б.Климова) |
Этап |
Формирующий |
Сроки |
Март |
|
Тип деятельности «Человек – Человек» «Когда общение становится профессией» |
Админист рация |
1.Определение целевой группы «Человек-человек» по результатам диагностики.2. Разработка локальных актов, диагностических и аналитических материалов к проектам |
Учитель |
|
Классн. руковод.
|
1. Презентация проектов участников целевой группы « Человек-человек»« Хочу-могу»2.Деловая игра- конкурс по реализации проектов. |
Психолог |
1. Презентация проектов участников целевой группы « Человек-человек»« Хочу-могу»2.Деловая игра- конкурс по реализации проектов. |
|
Тип деятельности «Человек – Техника»«Техника без тайн». «С любой информацией на «ты» |
Администр |
1.Определение целевой группы «Человек-техника» по результатам диагностики.
2.Разработка локальных актов, диагностических и аналитических материалов к проектам
|
Учител |
|
Классн. руковод |
1. Конкурс «Рационализатор»
Конкурс на лучший учебный фильм «В мире профессий» (информатика») |
Психолог. |
Этап |
Формирующий |
Сроки |
Апрель |
|
Тип деятельности «Человек – Природа»«Создание красоты. Гармония»
|
Администр. |
1. Определение целевой группы «Человек-природа» по результатам диагностики.2.Разработка локальных актов, диагностических и аналитических материалов к проектам |
Учитель |
|
Классн. руковод.
|
1.Защита социально направленных проектов «Человек и природа».2. Творческая игра «Портрет» 3. Конкурс на лучший учебный фильм «В мире профессий» (информатика) |
Психолог |
|
|
Тип деятельности «Человек – Техника»«Техника без тайн». «С любой информацией на «ты» |
Администр |
1.Определение целевой группы «Человек-техника» по результатам диагностики.
2.Разработка локальных актов, диагностических и аналитических материалов к проектам
|
Учитель |
|
Классн. руковод |
5. Конкурс «Рационализатор»
|
Психолог |
|
Этап |
ИТОГОВЫЙ |
Сроки |
Апрель |
Админ. |
1.Анализ диагностических и аналитических материалов.2.Оформлеие методических материалов. 3.Определение профиля. |
Все участники процесса |
1.Составление плана профессионального самоопределения
|
Цель: содействие профессиональному самоопределению путем обучения учащихся технологиям поиска работы и трудоустройства.
Задачи:
q сформировать у учащихся навыки взаимодействия с рынком труда в современных социально-экономических условиях;
q способствовать формированию практических умений по поиску, анализу и систематизации информации о наличии вакансий на рынке труда;
q сформировать навыки самопрезентации;
q дать учащимся информацию о состоянии современного регионального рынка труда.
В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать:
q сущность и содержание понятия «трудоустройство», а также понятий, производных и связанных с ним; задачи, которые необходимо решить в процессе трудоустройства;
q понятие «рынок труда»;
q понятие «занятость граждан»;
q понятие «безработица»;виды безработицы;
q понятие «вакансия на рынке труда»;
q правила конкурентной борьбы;
q методы и способы поиска информации о наличии вакансий на рынке труда;
q способы поиска работы;
q виды и функции негосударственных посреднических фирм;
q сущность и задачи государственной службы занятости;
q возможные пути размещения объявлений о вакансиях; понятие «самопрезентация»;
q понятие «резюме»; правила составления резюме; правила поведения при собеседовании; виды документов, необходимых при приеме на работу;
q понятие «трудовой договор»;условия заключения трудового договора;формы заключения трудовых договоров;
q понятие «конфликт»; виды конфликтов; пути предотвращения и разрешения конфликтов;
q понятие «адаптация»; виды адаптации; способы адаптации; понятие «эффект первого впечатления»;
q пути профессионального роста; формы и методы профессиональной подготовки и повышения квалификации.
На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:
q владеть навыками взаимодействия с рынком труда;
q формулировать задачи, требующие решения в процессе трудоустройства;
q понимать причины возникновения новых общих требований к работнику на современном рынке труда;
q находить и анализировать информацию о наличии вакансий на рынке труда;
q осуществлять сравнительную характеристику различных способов поиска работы; работать с текстами объявлений о вакансиях;
q владеть навыками самопрезентации;
q определять виды конфликтов; различать типы конфликтного поведения людей в конкретных жизненных ситуациях; проектировать индивидуальные модели поведения в конфликтных ситуациях;
q работать с текстом Закона о труде; различать виды и определять способы адаптации;
q осознавать необходимость самообразования и повышения квалификации для профессионального роста;
q пользоваться основными понятиями темы при решении учебных заданий воспроизводящего и творческого уровней
Реализовать качественно модуль «Технология трудоустройства» возможно лишь в режиме сотрудничества со специалистами городской службы трудоустройства, инспекции по труду, юристами.
Примечание. Данный модуль может быть реализован и в 11 классе в рамках курса по выбору.
План реализации модуля 2.3. «Технология трудоустройства»
Содержание работы |
Форма реализации |
Кол-во часов |
Коррекция (заполняется в ходе реализации) |
1.Сущность и содержание понятия «трудоустройство», а также понятий, производных и связанных с ним; задачи, которые необходимо решить в процессе трудоустройства. Понятия: q «рынок труда»; q «занятость граждан»; q «безработица»;виды безработицы; q «вакансия на рынке труда»;
|
Лекция |
1,5 ч |
|
Методы и способы поиска информации о наличии вакансий на рынке труда. Способы поиска работы. Виды и функции негосударственных посреднических фирм. Сущность и задачи государственной службы занятости.
|
Лекция |
1,5 ч |
|
3.Возможные пути размещения объявлений о вакансиях; понятие «самопрезентация». Понятие «резюме»; правила составления резюме; правила поведения при собеседовании; виды документов, необходимых при приеме на работу. Понятие «трудовой договор»;условия заключения трудового договора;формы заключения трудовых договоров.
|
Лекция |
1,5 ч |
|
4.Понятие «конфликт»; виды конфликтов; пути предотвращения и разрешения конфликтов. Понятие «адаптация»; виды адаптации; способы адаптации; понятие «эффект первого впечатления». Пути профессионального роста; формы и методы профессиональной подготовки и повышения квалификации.
|
Лекция |
1,5 ч |
|
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ. |
|
1,5 ч |
|
Примечания.
1.Для реализации содержания обучения по данной программе основные теоретические положения сопровождаются выполнением практических работ, которые помогают учащимся применять изученные понятия на практике, в конкретных жизненных ситуациях.
2.Педагогическому коллективу школы, приступая к реализации программы, необходимо тщательно изучить задачи, поставленные конкретно перед каждым участником процесса предпрофильной подготовки и добиться личностного уровня их реализации, как со стороны учащихся, так и со стороны учителя.
Учебно-методическое обеспечение предпрофильной подготовки.
Реализация предпрофильной подготовки осуществляется на основе школьного и ученического компонента учебного плана, а также через систему воспитательной работы школы и работу классного руководителя.
В школьном методическом кабинете имеется банк программ, и дорабатываются УМК курсов по выбору. Каждая программа является основой учебно-методического комплекса, включающего в себя также рабочую тетрадь для учащихся, методические рекомендации для учителя, CD-диск, создается видеотека с иллюстративными материалами по основным темам курса.
Школьный и ученический компоненты РУП (предпрофильная подготовка).
|
ШКОЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ |
|||
Профильные курсы |
Недельная нагрузка |
|||
9 класс |
10 класс |
11 класс |
||
1. |
Математика |
1 |
по РУП профильного обучения выбранного направления профилизации |
по РУП профильного обучения выбранного направления профилизации |
2. |
Информатика |
1 |
||
|
Курсы по выбору. |
|
||
1. |
Стандарты перспективных работ на рынке труда. |
1 |
||
2. |
Культура быта. |
1 |
||
3. |
Интегрированный курс общественных наук. |
1 |
||
4. |
Практикум по химии. |
по выбору |
||
5.. |
Практикум по физике |
по выбору |
||
6. |
Страноведение. |
по выбору |
||
7. |
Приемы деловых коммуникаций. |
по выбору |
||
8. |
Психология общения. |
по выбору |
||
9. |
Информационно- коммуникационные технологии . |
1 |
||
10. |
Избранные вопросы математики |
1 |
||
11. |
Психотехнология общения |
по выбору |
||
12. |
Как писать проект. |
по выбору |
||
13. |
Основы предпринимательства |
по выбору |
||
|
Итого |
7 |
Примечание. Курсы по выбору могут меняться в соответствии с запросами учащихся. Поэтому в школе должен быть банк УМК запрашиваемых курсов, который постоянно обновляется и пополняется.
Вопрос организации УВ процесса в предпрофильных классах (так же, как и в профильных) требует тщательного осмысления и поиска новой модели, альтернативной классно-урочной системе, а скорее интегрированной, сочетающей традиционную и групповую. В настоящий момент в связи с несогласованностью рекомендаций вышестоящих ОО по использованию вариативного и индивидуального компонента РУП и других объективных и субъективных причин реализация новой модели организации учебного процесса ставит ряд пока неразрешимых вопросов.
В нашей школе на данном этапе это решается следующим образом:
1. Предпрофильная подготовка учащихся старших классов основной ступени обеспечивается школьным и ученическим компонентами РУП через профильные, профориентационные курсы и курсы по выбору непосредственно в школе и в городском межшкольном учебно-производственном комбинате
2.В условиях школы в 9-х классах для реализации названного компонента выделяется один день в неделю.
3. Значительная часть задач, поставленных программой предпрофильной подготовки, решается через систему воспитательной работы школы и работу классного руководителя.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С УЧИТЕЛЕМ.
Рефлексивный блок. Диагностика и самопознание. |
Информационный блок. Профессиональное просвещение. Образовательные области |
Практический блок.
|
УЧИТЕЛЬ
|
||
Мониторинг профессиональной деятельности учителя |
1. Методическая учёба. 2 Работа предметных лабораторий. 3. ВПГ: ü Разработка УМП курсов по выбору. Технологизация процесса обучения в предпрофильных и профильных классах. ü Информатизация учебного процесса. 4.Методическое объединение классных руководителей. 5.Электронные рабочие портфели. 6.Медиатека и библиотека 7.Конкурсы. 8.Банк методических материалов « В помощь учителю»
|
1.Профильные курсы 2.Курсы по выбору 3.КТД 4.Профориентационные игры 5.Экономические игры 6.Тематические классные часы 7.Индивидуальные консультации 8. Курс профессионального самоопределения. 9. Создание технологии выбора и изменения образовательного маршрута. |
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ.
РОДИТЕЛИ
|
||
|
ü Тематические родительские собрания. ü Консультации для родителей. |
1.Встречи с преподавателями и мастерами ЛТК 2. Встречи со специалистами
|
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Технологическое обеспечение предпрофильного обучения.
При обосновании выбора педагогических технологий и методик обучения, воспитания и развития обучающихся необходимо учитывать несколько факторов.
Цели образовательного процесса в аспекте предпрофильной подготовки:
ü Создание условий для осознанного выбора выпускниками основной школы профиля обучения.
ü Конструирование условий, способствующих формированию культуры самоопределения
Задачи:
ü Расширение представлений об образовательных областях естественно- математического, гуманитарного и технологического цикла.
ü Расширение представлений учащихся об образовательном пространстве ОУ, образовательных программах, реализуемых школой, требованиях, предъявляемых к учащимся профильных классов.
ü Расширение представлений учащихся о социальном заказе, о рынке труда, о ВУЗах, ССУЗах, о специальностях.
ü Развитие умений соотносить свои способности с требованиями, предъявляемыми к данным специальностям.
ü Развитие рефлексии,
ü Обучение технологии выбора, сопровождения и изменения образовательного маршрута.
Принципы предпрофильного образования:
Приведенная ниже таблица использования технологий в образовательной среде нашей школы позволяет проследить все названные факторы.
1ступень. Школа развития
По организационным формам |
По типу управления познавательной деятельностью |
По подходу к ребенку |
По преобладающему методу. |
|
|
|
2ступень. Самоопределение.
3ступень. Предпрофильная подготовка.
Действующие технологии |
5-9 классы |
10-11 классы |
1. Модульная технология. Блочно-модульный подход. |
+ |
+ |
2.Обучеие на основе знаковых моделей |
+ |
+ |
3.RWST |
+ |
+ |
4. Метод проектов |
+ |
+ |
5. Дидактические игры. |
+ |
+ |
6. Работа в малых группах |
+ |
+ |
7. Работа в парах сменного состава |
+ |
+ |
8 .Проблемное обучение |
+ |
+ |
9. Технологии мультимедиа. |
+ |
+ |
10. Дебаты. |
+ |
+ |
11. Исследовательское обучение |
+ |
+ |
12. Дистанционное обучение информатике |
+ |
+ |
Перечисленные технологии являются ведущими и в предпрофильной подготовке, и профильном обучении.
Главные принципы построения образовательного пространства предпрофильной подготовки и профильного обучения в нашей школе представлены в следующей схеме:
ПОДГОТОВКА----------------------------------ОПЫТ-------------------------ДЕМОНСТРАЦИЯ
Образовательное и воспитательное пространство, предоставляющее учащимся возможность представлять результаты своего труда. |
|
|||
|
|||
Пространство демонстрации представлено в школе следующими формами:
В построении образовательного пространства ПОДГОТОВКИ – ОПЫТА - ДЕМОНСТРАЦИИ главным условием является системный подход, который в нашей школе обеспечивается единством образовательного, воспитательного блоков и системой психолого-педагогического сопровождения.
Блок 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТИ В ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ.
Система психологического сопровождения предпрофильной подготовки решает задачи диагностики учащихся с целью выявления их предпочтений и возможностей для более обоснованного выбора профиля дальнейшего обучения, оказания учащимся психолого-педагогической поддержки в проектировании продолжения обучения в профильных классах старшей ступени, учреждениях начального и среднего профессионального образования.
Указанные цели определяют следующие направления диагностики:
1.Диагностика учебной сферы:
ü Мотивация учения.
ü Удовлетворенность уровнем и содержанием образования учащимися и их родителями.
ü Социальный заказ учащихся и родителей.
ü Уровень сформированности основных учебно-познавательных компетенций.
ü Потенциал ученика (анкета для учителей-предметников)
2.Диагностика личности:
ü Определение типов темперамента ( методика Тимченко, Шапарь)
ü Методика «Тип мышления»
ü Методика «Эрудит»
ü « Профессионально-личностный тип» тест Гольдана.
ü Уровень сформированности ценностных ориентаций (методика Круглова)
3.Диагностика профессиональной и профильной направленности.
ü Анкетирование:
Выбор дальнейшего пути получения образования.
Твои профессиональные намерения.
Осведомленность о профессиях.
Мотивы выбора профессии.
ü Карта интересов (методика Голомштока)
ü За и против (методика Пряжникова)
ü ДДО ( по классификации Климова)
ü Профессионально важные личностные качества.
ü Составление личного профессионального плана (методика Пряжникова)
ü Составление плана профессионального самоопределения.
Литература
11.Н.В. Немова. Управление системой профильного обучения в школе (методическое пособие). 3,2006.
12.Критерии и показатели готовности школьников к профессиональному самоопределению. Под ред. Чистяковой С.Н., Журкина А.Я. М., 1997.
13.Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. М., 1984.
14.Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера, М., 1991.
15.Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи. М., 1993.
16.Психологическое сопровождение выбора профессии. М., 1998.
17.Резапкина Г.В. Я и моя профессия. М., 2004.
18.Белова Т.В., Волошина И.А., Солнцева В.А., Щегорцев В.А. Справочник начинающего профконсультанта. М., 1998.
19.Климов Е.А. Как выбирать профессию. М., 1990.
20.Мир профессий. М., 1988.
21.Мир человека: Учебное пособие/ Под ред. В.А.Лекторского и А.Ф. Малышевского. М., 1993
22. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники.
23.Моя профессиональная карьера (пособие для учащихся). М., 1993.
24.Пекелис В.Д. Как найти себя. М., 1989.
25. Журнал «Директор школы», № 3, 2006 .