Портал СШ №6
ВЕРСИЯ ДЛЯ ПЕЧАТИ
Оригинал статьи находится по адресу:
http://www.lis-edu.kz/metodkab6/articles/2012-11-14/687-programma__eksperimentalnoy_rabotyi/ |
Программа экспериментальной работы по внедрению профильного обучения в старших классах в ГУ «Средняя школа № 6» отдела образования города Лисаковска.
1.1 .Наименование программы - «Организация профильного обучения в старших классах общеобразовательной школы. Естественно-математическое направление профилизации».
1.2 . Основание для разработки программы – Закон Республики Казахстан « Об образовании», Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы, приказ Департамента образования Костанайской области №126 от 23.03.2006г., приказ Лисаковского городского отдела образования №92 от 03.04.2006г. «Об утверждении областной экспериментальной площадки по профильному обучению в условиях 12 – летней школы», инструктивно-методическое письмо Департамента образования Костанайской области по вопросам организации экспериментального обучения.
1.2.1.Состояние проблемы на начало эксперимента.
В 2001 году в рамках модели личностно ориентированной развивающей системы обучения администрацией школы была разработана модель предпрофильной подготовки и переходная модель профилизации обучения в старших классах. В школьном компоненте учебного плана 9-х, затем 10-х, 11-х классов учащимся предлагались профильные предметы математика, информатика, дистанционный курс «WEB – конструирование», «WEB – программирование» и курсы по выбору: интегрированный курс общественных наук, стандарты перспективных работ на рынке труда, культура быта (технология), коммуникативный английский и казахский языки, практикум по физике, химии, психология общения, история религий, сочинения разных жанров, основы журналистики и другие. Разработанная программа психолого-педагогического сопровождения, мониторинг и диагностика обеспечивают обоснованный выбор профиля обучения и безболезненный переход на профильное обучение.
1.2.3. Вид эксперимента. Формирующий.
1.3. Этапы эксперимента.
Подготовительный 2000-2004годы |
Практический 2004-2005год (в режиме инновации) 2006-2007год (апрель-май) ( в режиме реализации государственной образовательной программы ) |
Аналитический 2007 год (май-август) |
1.Анализ образовательной деятельности школы, возможностей расширения образовательного пространства через школьный компонент учебного плана. 2.Постановка и осмысление проблемы. 3.Поиск путей решения. 4. Разработка переходной модели профилизации в старших классах. |
1.Отработка переходной модели профилизации в старших классах. 2.Представление модели на областном фестивале инновационных идей. 3.Обобщение наработанного опыта, осмысление новых условий развития модели. 4. Разработка программы эксперимента.
|
1.Анализ хода эксперимента и полученных результатов. 2.Соотнесение с целями эксперимента. 3.Обобщение результатов эксперимента.
|
1.4. Разработчик - ГУ «Средняя школа № 6» отдела образования города Лисаковска.
1.5. Объект исследования. Старшая ступень школы в условиях отдельного общеобразовательного учреждения.
1.6. Цель. Разработка модели профильного обучения в старших классах на уровне отдельного общеобразовательного учреждения.
1.7. Задачи:
1.8. Гипотеза.
Если образовательный процесс в школе организован с учетом психологической и социальной комфортности каждой личности, предоставляет возможности для творческой деятельности самореализации и самоопределения обучаемого, то будут сформированы основания для продолжения образования:
1.9.Ожидаемые результаты.
В результате эксперимента будут апробированы государственные программы, учебные и методические пособия профильных курсов естественно-математического направления.
Разработаны и апробированы :
2.0. Критерии оценки ожидаемых результатов.
Основными критериями эффективности эксперимента являются:
2.1. Содержание профильного образования и его осуществление.
Ведущей идеей реформы среднего общего образования в Республике Казахстан является развитие образовательной системы через создание условий для вариативной общеобразовательной подготовки учащихся при сохранении единого образовательного пространства. Программы профильного обучения «…разработаны на основе дифференциации, интеграции и профессионализации содержания образования» (Из Государственной программы развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы)
Продолжительность обучения в старшей школе 2 года. Старшая школа способствует формированию целостной мировоззренческой позиции, проектированию своего будущего, поиску путей достижения своих целей, обеспечивает среднее общее образование, которое является базовым для получения высшего профессионального образования.
В базисном учебном плане предусмотрено введение профильно-дифференцированного обучения, которое в зависимости от потребностей личности, общественности может быть организовано в двух направлениях: естественно-математическом и общественно-гуманитарном. На старшей ступени 12-летней школы развитие склонностей и способностей учащихся, их личностное и профессиональное самоопределение осуществляется через профильные курсы, различные курсы по выбору и механизм психолого-педагогического сопровождения. Итогом реализации программы является высокий уровень обученности и социализации выпускников, 96% их числа успешно обучаются в вузах Казахстана и России.
2.2.Основные направления экспериментальной работы.
2.2.1.Совершенствование содержания профильного образования:
2.2.2.Технологизация профильного обучения:
2.2.3. Построение образовательного пространства профильного обучения:
2.2.4. Работа с кадрами.
2.2.5. Работа с родителями.
3.1. Механизм реализации программы эксперимента.
№ |
Направления деятельности |
Форма реализации |
Сроки |
Исполнители |
|||
Совершенствование содержания профильного обучения |
|||||||
1. |
Разработка УМП прикладных курсов:
Курсов по выбору:
|
УМП ( бумажный и электронный вариант) |
Март-август |
Учителя-предметники
Болотова С.А.
Матайс Т.В.
Крепс И.А. Болотова С.А. Матайс Т.В. Бойко Г.С. Чувашова А.И. Воронкова Л.А.
Жуматова Ж.З.
Гайт А.В. Сушко М.Ю.
Гайт А.В. .
|
|||
2. |
Анализ программ, изучение УМП профильных курсов. |
Методические рекомендации по адаптации программ в школе. |
Август |
Болтушенко Л.А.- зам.директора по УМР, Белякова В.М. - зам.директора по УВР, Учителя-предметники, руководители ПЛ ЕМЦ ( Бойко Г.С., Крепс И.А. ) |
|||
3. |
Анализ соответствия учебно- материальной базы школы требованиям программ профильных курсов. |
Электронный банк учебных и методических материалов |
Август- сентябрь |
Болтушенко Л.А.- зам.директора по УМР, руководители ПЛ ЕМЦ ( Бойко Г.С., Крепс И.А. ) |
|||
4. |
Разработка системы электронно-методического сопровождения профильного обучения. |
Схема использования компьютерной техники учителями и учащимися профильных классов. |
Май - март |
Белякова В.М. - зам.директора по УВР, Учителя-предметники, Болотова С.А. |
|||
5. |
Изготовление рабочих тетрадей, учебных пособий для учащихся по курсам по выбору. |
Обеспеченность пособиями учащихся профильных классов. |
Сентябрь |
Болтушенко А.А.- учитель трудового обучения, Чувашова А.И.- зам. директора по работе с одаренными.
|
|||
6. |
Разработка системы мониторинга и диагностики УМП профильного обучения |
Банк мониторинга и диагностики |
Август - сентябрь |
Белякова В.М. - зам.директора по УВР, Гайт А.В.- психолог |
|||
Технологизация профильного обучения:
|
|||||||
1. |
Определить круг участников эксперимента |
|
Апрель |
Болтушенко Л.А.- зам.директора по УМР. |
|||
2. |
Определение условий, необходимых для проведения эксперимента. |
План работы |
|
|
|||
3. |
Интерактивные формы и методы обучения |
Индивидуальный и групповой тренинг |
Август- май |
Болтушенко Л.А.- зам.директора по УМР, Болотова С.А. |
|||
4. |
Метод проектов |
План работы МС школы |
Август- май |
Болтушенко Л.А.- зам.директора по УМР, Кураторы проектов. Чувашова А.И.- зам. директора по работе с одаренными. |
|||
5. |
Исследовательское обучение |
План работы МС школы |
Октябрь- апрель |
Болтушенко Л.А.- зам.директора по УМР, Воронкова Л.А., Чувашова А.И.- зам. директора по работе с одаренными.
|
|||
6. |
Компьютерные технологии |
Мультимедийные проекты учащихся и учителей. Электронные УМП по профильным предметам и курсам по выбору. |
Октябрь- апрель |
Чувашова А.И.- зам. директора по работе с одаренными. Болотова С.А.- учитель информатики, Мурзабекова О.В.- учитель информатики. |
|||
|
|
|
|
|
|||
Построение образовательного пространства профильного обучения
|
|||||||
|
Совершенствование образовательного пространства школы по схеме ПОДГОТОВКА-ОПЫТ-ДЕМОНСТРАЦИЯ |
||||||
1. |
Конкурс моделей организации учебного процесса в профильной школе.
|
Научно-практическая конференция |
Май |
Руководители ПЛ.
|
|||
2. |
Разработка организационно-педагогической модели профильных классов. |
Организационно-педагогическая модель профильных классов. |
Май- август |
Зеленская Л.К.- директор школы, Болтушенко Л.А.- зам.директора по УМР, Белякова В.М. - зам.директора по УВР. Мирошник Н.В.- зам. директора по ВВР.
|
|||
3. |
Обеспечение деятельности и развития пространств ОПЫТА и ДЕМОНСТРАЦИИ. |
|
Сентябрь- май |
Чувашова А.И.- зам. директора по работе с одаренными, Мирошник Н.В.- зам. директора по ВВР. |
|||
Работа с кадрами. |
|||||||
1. |
Повышение уровня развития ключевых компетенций в модели современного учителя.
|
План МС школы |
Май- июнь |
Болтушенко Л.А.- зам.директора по УМР, руководители ПЛ. |
|||
2. |
Совершенствования системы психологического сопровождения профессиональной деятельности учителя.
|
Программа |
Сентябрь |
Гайт А.В.- психолог Мирошник Н.В.- зам. директора по ВВР. |
|||
3. |
Разработка системы мотивации и стимулирования к профессиональному развитию педагогов. |
Программа, план работы МС школы. |
Апрель |
Зеленская Л.К.- директор школы, Болтушенко Л.А.- зам.директора по УМР. |
|||
4. |
Изучение и апробация методов исследования эффективности экспериментальной деятельности учителя. |
Дневник учителя- экспериментатора |
сентябрь |
Болтушенко Л.А.- зам.директора по УМР, учителя-предметники. |
|||
3.2.Мониторинг эксперимента.
Цель:
1.Выявление педагогической эффективности и социальных последствий эксперимента на этапе его реализации.
2.Накопление банка передового опыта.
|
Направление мониторинга |
Формы и методы |
Сроки |
Ответственные |
|
1. |
Уровень сформированности базовых познавательных и социальных компетенций учащихся. |
Действующая система мониторинга и контроля качества знаний предметов обязательных образовательных областей. Портфолио учащихся и учителя. Система оценки достижений учащихся (школьный компонент учебного плана ) |
Сентябрь (вступительный). Декабрь (промежуточный). Апрель (итоговый). |
Белякова В.М. - зам.директора по УВР. Гайт А.В.- психолог. Учителя-предметники.
|
|
2. |
Обученность и обучаемость по профильным предметам.
|
Создание банка мониторинга и диагностики.
Анкетирование, тестирование, сравнительный анализ, социометрия. |
Сентябрь
Октябрь, январь, май. |
Гайт А.В.- психолог. Учителя-предметники. Болтушенко Л.А.- зам.директора по УМР.
|
|
3. |
Динамика уровня технологизации процесса. |
Рейтинг, самооценка. |
Ноябрь, март. |
Болтушенко Л.А.- зам.директора по УМР.
|
|
4. |
Эффективность психолого-педагогического сопровождения |
Анкетирование, тестирование, сравнительный анализ. |
Февраль. |
Гайт А.В.- психолог.
|
|
5. |
Эффективность действующей модели организации учебного процесса. |
Причинно-следственный анализ. |
Декабрь |
Болтушенко Л.А.- зам.директора по УМР. |
|
6. |
Динамика уровня развития технологических компетенций учителя. |
Обобщение составляющих характеристик. |
Ноябрь- апрель |
Болтушенко Л.А.- зам.директора по УМР. |
|
7. |
Создание портфолио эксперимента. |
Портфолио эксперимента. |
Сентябрь-2007 года. |
Все участники эксперимента. |
|
Работа с родителями . |
|||||
1. |
Разработка системы эффективной поддержки родителями профессиональных устремлений их детей.
|
Программа. |
Октябрь- декабрь |
Гайт А.В.- психолог. Мирошник Н.В.- зам. директора по ВВР. |
|
2. |
Спецкурс для родителей «Поможем детям выбрать профессию» |
Семинары |
Октябрь- декабрь |
Гайт А.В.- психолог. Мирошник Н.В.- зам. директора по ВВР. |
|
3.3.. Оформление результатов эксперимента.
1. Компьютерная презентация результатов исследования .
2. Сборник материалов по модели профильного обучения в старших классах.
4.0. Участники эксперимента и их обязанности.