Методический кабинет г. Лисаковска
ВЕРСИЯ ДЛЯ ПЕЧАТИ
Оригинал статьи находится по адресу:
http://www.lis-edu.kz/lmk/articles/2014-03-04/2066-trebovaniya_k_innovatsionnyim_materialam/
Требования к инновационным материалам

Требования к инновационным материалам, представляемым на Областной Экспертный Совет 

 

         На экспертизу принимаются документы (концепции, программы, проекты, методические рекомендации, учебно-методические пособия и др.), имеющие печатное изложение.

         Содержание представленных материалов должно соответствовать требованиям Закона Республики Казахстан «Об образовании» и содействовать реализации Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы.

Представляемые на экспертизу  материалы должны сопровождаться:

1. заявкой от отделов образования о проведении экспертизы инновационных материалов (в произвольной форме);

В заявке указываются данные о разработчике:

 предмета (дисциплины) в ГОСО РК;

осуществляется ли внутренний и внешний аудит новации, сроки апробации, результаты).

 2. заключением районного (городского) Экспертного Совета (в заключении обязательно должны быть указаны № протокола и дата проведения заседания районного/городского Экспертного Совета)

  3. внешней рецензией;

  4. результатами апробации.

Материалы организаций образования принимаются за месяц до заседания Экспертного Совета по заявке от отделов образования и  первых руководителей  областных организаций образования в бумажном и электронном вариантах,  в 2-х экземплярах. Все листы должны быть пронумерованы.

Материалы, не соответствующие требованиям к оформлению не регистрируются и подлежат возврату.

 

Основные критерии экспертной оценки.

  1. Актуальность темы инновационного проекта, его сфера (методика преподавания, общие проблемы воспитания, управление образованием, материально-техническое  обслуживание образования, психологическое сопровождение деятельности субъектов образования, специальная педагогика, деятельность учреждения образования инновационного типа, проблемы МКШ, возрастная педагогика, Учебно-методическое сопровождение УНП).
  2. Вид описания инновационной деятельности:

- изобретение новой технологии обучения или воспитания;

- разработка программы развития образовательного учреждения;

- апробация экспериментальной программы;

- разработка методики, позволяющей достигнуть новых результатов в образовании;

- разработка новых дидактических средств;

- апробация новых форм и методов обучения.

3. Степень обоснованности и достоверности результатов исследования или апробации.

4. Оригинальность, наличие качественных отличий от аналогичных проектов.

5.Соответствие результатов инновационной деятельности целям осуществляемого проекта.

    

               Основные требования к разработке учебной литературы

Учебная литература ориентирована на развитие компетентности, результат процесса обучения и предназначена для самостоятельной работы обучающихся. Учебная литература включает следующие виды изданий:

-                  учебники; пособия;

-                  сборники задач и упражнений;

-                  справочники;

-                  руководства и материалы для самостоятельных работ и самообразования обучающихся;

-                  электронные учебники; мультимедийные и обучающие программы.

Литература должна способствовать подготовке конкурентноспособной личности новой формации, обладающей широкими фундаментальными знаниям, способной адаптироваться к меняющимся требованиям рынка труда и технологий. Учебная литература должна быть рассчитана на достижение определенных результатов в конкретных условиях процесса обучения.

Учебная литература должна быть разработана как дидактическая система, реализующая следующие функции: информационная, трансформированная, систематизирующая, интегрирующая, координирующая, контролирующая, самоконтролирующая.

Содержание учебной литературы должно способствовать развитию обучающегося как личности и субъекта деятельности, формированию ценностных жизненных ориентиров. Содержание учебного материала обеспечивает связь между:

а)  общими целями образования, соответствующими определенному этапу развития общества;

б)  задачами образования для данной отрасли и ступени образования;

в)  системой учебно-воспитательных задач данного предмета;

г)  принципам отбора и группировки учебного материала;

д)  средствами конструирования учебного материала и моделями формообразования;

е)  прогнозируемыми результатами обучения.

Материал учебной литературы должен соответствовать качеству образования, обеспечить подготовку обучающихся, которая ориентирована на формирование качественного конечного результата, в виде ключевых компетенций.

 

Общие требования к разработке учебно-методического комплекса

 

Под учебно-методическим комплексом понимается совокупность средств обучения, обеспечивающих целостность методической системы управления познавательной деятельностью обучающихся. Учебно-методический комплекс должен быть разработан с учетом единой коммуникативно-когнитивной концепции для всех ступеней образования.

В состав учебно-методического комплекса могут входить следующие компоненты:

-      нормативная документация;

-      книга для педагога, в которой должна быть описана авторская концепция курса и содержатся рекомендации по обучению коммуникативным умениям, общее тематическое планирование, примерные конспекты занятий;

-      методические пособия разного назначения и содержания;

-      методические разработки курса, его тем и проблем;

-      дидактические материалы для дифференциации и индивидуализации обучения;

-      книга для учащихся, содержащая необходимой текстовой, иллюстративный и дополнительный материал;

-      книга для чтения;

-      рабочая тетрадь, которая включает задания для формирования умений и навыков обучающихся, задания в рабочей тетради должны быть дифференцированы по степени сложности;

-      дополнительный материал и задания для повторения, тестирования, самоконтроля и самооценки;

-      аудиовизуальные и мультимедийные средства;

-      альбом наглядных пособий, содержащий необходимый для обучения раздаточный и дидактический материал;

-      автоматизированные обучающие системы, компьютерные обучающие программы;

-      факультативный материал повышенной трудности.

Весь материал учебно-методического комплекса должен быть преподнесен в виде законченных блоков (модулей), содействовать доступности преподавания, устранению перегрузки обучающихся, способствовать раскрытию задач научного и идейного уровня изучения данного предмета, отражения межпредметных связей, усиливая практическую направленность преподавания и дифференцированный подход.  

  

 Требования к разработке учебной программы курсов     вариативного компонента 

 

При разработке программы учителю целесообразно ориентироваться на следующие требования:

Степень новизны для учащихся.Программа должна включать новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах.

Мотивирующий потенциал программы.Программа должна содержать знания, вызывающие познавательный интерес учащихся и представляющие ценность для определения ими профиля обучения в старшей школе.

Полнота содержания. Программа должна содержать все знания, необходимые для достижения запланированных в ней целей обучения.

Научность содержания. В программу должны быть включены прогрессивные научные знания и наиболее ценный опыт практической деятельности человеке

Инвариантность содержания. Включенный в программу материал можетприменяться для различных групп (категорий) школьников, что достигается обобщенностью включенных в нее знаний; их отбором в соответствии с общими для всех учащихся задачами предпрофильной и профильной подготовки; модульным принципом построения программы.

Степень обобщенности содержаниявключенных в программу знаний должна соответствовать поставленным в ней целям обучения и развития мышления школьников.

Практическая направленность курса.Программа должна позволять осуществить эвристические пробы и сформировать практическую деятельность школьников визучаемой области знаний.

Связность и систематичность учебного материала.Развертывание содержания знаний в программе должно быть структурировано таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается предыдущими, а между частными и общими знаниями прослеживаются связи.

Соответствие способа развертывания учебного материала стоящим в программе задачам. Способ развертывания содержания учебного материала должен соответствовать стоящим в программе целям обучения и определяться объективным уровнем развития научных знаний.

Выбор методов обучения.Возможность проведения эвристических проб обеспечивается использованием в преподавании активных методов обучения.

Контролируемость. Программа должна обладать достаточной для проведения контроля операциональностью и иерархичностью описания включенных в нее знаний, конкретностью определения результатов подготовки по каждой из ведущих тем или по программе в целом, что дает возможность установить степень достижения промежуточных и итоговых результатов и выявить сбой в прохождении программы в любой момент процесса обучения.

Реалистичность с точки зрения ресурсов.Материал программы должен быть распределен во времени с учетом его достаточности для получения запланированных результатов. Для реализации возможностей профильного самоопределения курсы предпрофильной подготовки должны соответствовать следующим требованиям: набор предлагаемых курсов должен носить вариативный характер, их количество должно быть избыточным, необходимо создать такие условия в организации учебного процесса, которые позволяли бы ученику менять наполнение индивидуального учебного плана курсами по выбору как минимум два раза за учебный год; содержание курсов по выбору должно включать не только информацию, расширяющую сведения по учебным предметам, но и знакомить учеников со способами деятельности, необходимыми для успешного освоения программы того или иного профиля; в целях формирования интереса и положительной мотивации к тому или иному профилю через освоение новых аспектов содержания и более сложных способов деятельности содержание курсов по выбору может включать оригинальный материал, выходящий за рамки школьной программы (история науки и техники, астрофизика, элементы математической статистики, различного рода практикумы и т.д.).

                         

                        Требования к учебно-методическому комплексу вариативного курса

УМК вариативного курса должен включать в себя следующие основные элементы.

1.  Программа курса

1.1. Аннотация (название, основное содержание, для кого предназначен курс). Важно, чтобы аннотация была краткой и в то же время давала потребителю весьма полное представление о курсе: в чём привлекательность курса для учащихся, для учителей, родителей, школьного сообщества в целом.

1.2. Место курса в образовательном процессе. Важно показать, каково место курса в соотношении как с общеобразовательными, так и с базовыми профильными предметами: какие межпредметные связи реализуются при изучении курса, какие общеучебные и профильные умения и навыки при этом развиваются, каким образом создаются условия для активизации познавательного интереса учащихся, профессионального самоопределения, как
введение курса в учебный план конкретной школы поможет выявить и решить
проблемы школьного сообщества (развитие школьного самоуправления; организация досуга учащихся; усиление взаимодействия семьи и школы, а также школы, местной администрации, общественности; учёт регионального компонента; улучшение имиджа и повышение конкурентоспособности школы)

1.3. Цели и задачи изучения курса желательно сформулировать в терминах, понятных потребителю, — учителю и учащимся. Цель курса — для чего он изучается, какие потребности субъектов образовательного процесса удовлетворяет?

Желательно продумать цели всех субъектов образовательного процесса: учащихся, учителей, школьного сообщества, общества в целом, ориентируясь на необходимость развития образования «как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех
участников образовательного процесса — обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения».

В соответствии с целями формулируются задачи изучения курса — что необходимо для достижения целей? Над чем конкретно предстоит работать учителю и учащимся при изучении курса?

1.4.      Основные компоненты содержания курса. Этот раздел программы отражает содержание теоретических и практических занятий, а также суть самостоятельной работы учащихся: основные знания (факты, понятия, представления, идеи, принципы), умения и навыки, методы и виды деятельности, опыт их освоения. Важно указать, какие разделы и из каких школьных курсов должны быть предварительно освоены.

Следует показать, как это содержание способствует внутрипрофильной специализации обучения и формированию профильных умений и навыков, для каких профессий (областей деятельности) полезны формируемые умения и навыки.

Желательно указать, в каких материалах реализуется содержание курса (учебное пособие, рабочая тетрадь для учащихся, методическое пособие для учителя, хрестоматия, электронные/мультимедийные пособия, Интернет-ресурсы и т.п.).

1.5. Методы и формы обучения должны определяться требованиями профилизации обучения, учёта индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. Основные приоритеты методики изучения ЭК таковы:

-          междисциплинарная интеграция, содействующая становлению целостного мировоззрения;

-          обучение на основе опыта и сотрудничества;

-          учёт индивидуальных особенностей и потребностей учащихся, различий в стилях познания — индивидуальных способах обработки информации об окружающем мире (аудиальный, визуальный, кинестетический);

-      интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, имитационное моделирование, тренинги, метод проектов);

-      личностно-деятельностный и субъект-субъектный подход (большее внимание к личности учащегося, а не к целям учителя, равноправное их взаимодействие);

-      фасилитация.

Ведущее место в обучении следует отвести методам поискового и исследовательского характера, стимулирующим познавательную активность учащихся. Значительной должна быть доля самостоятельной работы с различными источниками учебной информации. При этом главная функция учителя — лидерство, основанное на совместной деятельности, направленной к тому, чтобы достичь общую образовательную цель. Такой подход позволяет создать психологический климат, в основе которого — доверительность, взаимопомощь, сотрудничество. Учитель, таким образом, становится «проводником» в мир знаний: экспертом и консультантом — при изучении теоретического материала и выполнении самостоятельных заданий, ведущим — в имитационной игре и тренинге, координатором и консультантом — при выполнении учебного проекта.

При определении форм организации учебных занятий следует исходить, прежде всего, из специфических целей курса. Поскольку не исключено, что вариативный курс будут изучать один и более учащихся, необходимо предусмотреть варианты как коллективных, так и индивидуально-групповых форм. Если же содержание курса может быть освоено только в групповых или коллективных формах, то следует уточнить минимальную численность учебной группы.

Важно предусмотреть использование таких методов и форм обучения, которые давали бы учащимся представление об условиях и процессах будущей профессиональной деятельности в соответствии с выбранным профилем обучения, то есть в какой-то степени моделировали бы их.

Основные требования к содержанию и методике изучения вариативного курса в том, чтобы они обеспечивали:

-      актуальную личностно и социально значимую тематику;

-      поддержку базовых курсов, а также возможность углубленной
профилизации и выбора индивидуальной траектории обучения;

-      опору на такие методы и формы организации обучения, которые
отвечали бы образовательным потребностям учителя и учащихся и были адекватны будущей профессиональной деятельности учащихся.

Кроме того, важно, чтобы учащиеся были включены в практическую деятельность, соответствующую профилю обучения. а также обеспечивалось формирование и развитие у них общеучебных, интеллектуальных и организационных способностей и навыков.

1.6. Результаты изучения курса. Ожидаемый результат изучения  — это ответ на вопрос: какие знания, умения, опыт, необходимые для построения индивидуальной образовательной траектории в школе и успешной профессиональной карьеры по её окончании, будут получены, какие виды деятельности будут освоены, какие ценности будут предложены для усвоения?

Результаты обучения могут быть сформулированы как в терминах «учащийся должен знать (иметь представление, приводить примеры), уметь, иметь опыт», так и в терминах компетентностей. В последнем случае, в соответствии с тремя основными видами учебных компетентностей — работа в группе, работа с информацией, решение проблем, — можно описать уровень достижений учащихся в каждой из указанных областей деятельности по окончании изучения курса.

1.7. Тематический план, в котором отражается основное содержание всех разделов/тем курса с указанием бюджета времени на их изучение. Отдельно выделяются практические и лабораторные работы, экскурсии, учебные проекты и т.п.

1.8. Дополнительные обучающие материалы: литература для учителя и для
учащихся (основная и дополнительная), электронные издания (компакт-диски, обучающие компьютерные программы), Интернет-ресурсы.

2.  Учебное пособие для учащихся

Основное содержание курса может быть представлено как в виде традиционного учебника, так и в других формах (видеокурс, интерактивная компьютерная программа, Интернет-ресурсы и т. п.). Изложение учебного материала не должно ориентировать учителя на чтение лекции, т.е. его основная функция — предоставить учащемуся информацию для занятий в классе (тексты, материалы для обсуждения, вопросы для дискуссий), самостоятельной работы по освоению курса, для выполнения домашних заданий, подготовки творческих проектов.

Содержание пособия должно учить школьников самостоятельно ставить и решать проблемы. При этом желательно использовать проблемный стиль изложения, когда перед учащимися сначала излагается мотивирующая проблема, а затем предоставляются сведения о путях её решения, а не готовый результат. Само решение при этом важно ясно сформулировать и сопоставить с поставленной ранее проблемой. Имеет значение и справочно-методический аппарат пособия: схемы курса и его разделов, рубрикация, словарь, контрольные, проблемные и творческие вопросы и задания, задания к иллюстрациям, шрифтовые выделения (термины, смысловые акценты, примеры, интересные факты и т.п.).

Оптимальная форма пособия по элективному курсу — самоучитель. Здесь важно учесть перспективы «послешкольной» жизни учебной книги: в каком качестве она может быть полезна школьнику по окончании школы (словарь, справочник, книга для чтения).

3. Методические рекомендации/ Разработки занятий

Этот элемент учебно-методического комплекта должен способствовать качественной подготовке и проведению занятий учителем и учащимися. Методические рекомендации могут быть объединены с пособием: в такой книге и учитель, и ученик найдут необходимые для себя материалы. Такой вариант учебной книги более привлекателен и для издательств, ибо издание отдельного методического пособия для учителя целесообразно только при большом тираже учебника.

4.      Хрестоматия / Аннотированный список литературы

Подготовка хрестоматии необходима в том случае, когда курс основан на изучении труднодоступных оригинальных текстов. Если же рекомендуемая литература доступна, лучше подготовить аннотированный список литературы с указанием, при изучении каких тем следует использовать тот или иной источник.

5.      Рабочая тетрадь / Задания для самостоятельной работы учащихся

Основная функция рабочей тетради — не столько организовать воспроизведение материала учебника, но предложить ученику стать активным участником происходящих вокруг него жизненных событий. Иными словами, рабочая тетрадь — это задачник и практикум. Задания рабочей тетради должны обеспечивать объяснение материала курса, его осмысление и применение в практике.

 

 

 

Приложение 2

Форма заключения Экспертного совета

__________ 

(Ф.И.О. Председателя

Районного/Городского Экспертного Совета)

«____» __________ 20__ г.

 

З А К Л Ю Ч Е Н И Е

На___________________________ (учебную программу, концепцию, программу ОЭР, программу развития, и т.п.)

 

Организации образования:____________

Автора____________________

Тема __________________

1.Актуальность системы работы (концепции, программы, темы исследования или опытно-экспериментальной работы и т.п.), ____________________

Вывод: в выводе указывается степень соответствия работы потребностям организации образования, социальному заказу, возможностям устранения существенных недостатков в работе ОО. (См. требования к рецензии).

2. Научно-методический уровень системы работы: ______________

Вывод: в выводе указывается творческая новизна (инновационный) потенциал системы работы. (См. требования к рецензии).

3.Степень новизны системы работы – наличие или отсутствие аналогов в системе образования: _________________________________________

Вывод. в выводе указывается соответствие научно-методического уровня  системы  работы научно-методическому уровню развития всей школы. (См. требования к рецензии).

4.Научность системы работы:

 

Вывод: в выводе указывается степень научно-методического обеспечения системы работы.

5.Оценка внутреннего единства и характеристика методологической основы системы работы, ее связь с общей стратегией развития организации образования. _________________

Вывод: в выводе указывается целостность, непротиворечивость различных элементов системы работы.

6.Степень обоснованности и достоверности каждого результата, научного положения, выводов и заключений в системе работы:___________________

Вывод: в выводе указывается степень обоснованности и достоверности системы работы.

7.Практическая значимость системы работы: _________________________

Вывод: в выводе указывается результативность системы работы или прогноз ожидаемой результативности . (См. требования к рецензии).

8.Формы и способы представления промежуточных и итоговых результатов работы (статьи, доклады, творческие отчеты, открытые занятия с учебно-методическим обеспечением, методические пособия, рекомендации и др.)

_____________________

Вывод: в выводе указывается уровень представления результатов работы

9.Соответствие требованиям к оформлению. Недостатки и замечания по содержанию системы работы:

______________________

10. Выводы и рекомендации по использованию системы работы (рекомендуется к апробации в организациях образования; рекомендуется к использованию в организациях образования; устранить недостатки; доработать; не рекомендуется к использованию в организациях образования; не рекомендуется к апробации в организациях образования):

___________________

Председатель ЭС

Зам.председателя ЭС

Члены   ЭС

Секретарь

Приложение 3

 

 

               ТРЕБОВАНИЯ К НАПИСАНИЮ РЕЦЕНЗИИ

 

Рецензия (рассмотрение, отзыв) – это экспертиза, критический разбор, анализ, оценка нового художественного или научного произведения, опытно-экспериментальной работы, учебных, научно-методических разработок, материалов организаций образования и т.п. далее системы работы перед их утверждением, защитой, публикацией, апробацией, обобщением и т.п.

В рецензии в развернутом виде и конкретно должны быть освещены следующие моменты:

1.Актуальность системы работы (концепции, программы, темы исследования или опытно-экспериментальной работы и т.п.) ее связь с общенаучными и общегосударственными приоритетами.

Ее необходимость, своевременность, соответствие потребностям дня.

2.Научно-методический уровень системы работы:

а) модификационный: модернизация, восстановление утраченного, но уже известного приема, методики, технологии, разработки, системы и т.п.;

б) комбинаторный: интеграция известных элементов в разных сочетаниях, приводящих к новому качеству;

в) радикальный: изобретение принципиально нового, новаторского, не известного ранее.

3.Степень новизны системы работы:

3.1. Наличие или отсутствие аналогов в системе образования:

а) города /района;

б) области;

в) республики;

г) за рубежом.

3.2. Масштаб, вызываемых ею преобразований (частные – локальные, единичные не связанные между собой; модульные – комплекс частных, связанных между собой; системные – охватывающие всю школу.

3.3. Отношение системы работы к предшествующим системам (замещающая – вводится вместо какого-то конкретного устаревшего средства; отменяющая – отменяет, снимает, прекращает деятельность какого-то органа, формы работы, объединения, программ без замены их другими, если они не перспективны с т.з. развития организации образования; открывающая – освоение новой программы, нового вида образовательных услуг, новой технологии и т.п., если вообще у них не было предшественников.; ретровводящая – освоение нового для организаций образования в данный момент, но когда-то уже использовавшегося в образовательной практике).

4.Научность системы работы – ее соответствие философии, методологии, психологии новой образовательной парадигмы и последними достижениями педагогической науки и практики.

Направленность на:

а) развитие и воспитание личности учащихся, а не только формирование их ЗУН;

б)  сохранение психофизиологического и социального здоровья детей;

в) обеспечение экономической, экологической, этнопедагогической, психологической направленности образовательного процесса;

г) обеспечение соответствия  содержания образования гуманистическим, интеграционным и инновационным подходам и др;

д) обеспечение соответствия требованиям научности (наличие проблемы, научной гипотезы, гипотетического решения проблемы, проведения научно-обоснованного исследования, сравнение результатов исследования с данными, полученными  до исследования …)

5.Оценка внутреннего единства и характеристика методологической основы системы работы: логичность, взаимосвязь результатов с методологическими основами непротиворечивость их.

6.Степень обоснованности и достоверности каждого результата, научного положения, выводов и заключений в системе работы.

7.Практическая значимость системы работы – насколько предлагаемая система работы позволяет изменить реальное состояние дел в лучшую сторону. Что предлагается для внедрения  в практику.

8. Формы и способы представления (апробации) промежуточных и итоговых результатов работы (статьи, доклады, творческие отчеты, открытые занятия с учебно-методическим обеспечением, методические пособия, рекомендации, диаграммы, таблицы, анализ и др...)

9. Соответствие требованиям к оформлению. Недостатки и замечания по содержанию системы работы.

10. Выводы и рекомендации по использованию системы работы (апробировать, обобщить, распространить, опубликовать, устранить недостатки, доработать).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

 

РЕЦЕНЗИЯ

 

На___________________

(учебную программу, концепцию, программу ОЭР, программу развития, и т.п.)

 

Организации образования:_______________

Автора __________________

Тема ___________________

1.Актуальность системы работы (концепции, программы, темы исследования или опытно-экспериментальной работы и т. п.) ______________________

2. Научно-методический уровень системы работы:

____________________

3.Степень новизны системы работы – наличие или отсутствие аналогов в системе образования (города /района,  области, республики,  за рубежом):

_______________________

4.Научность системы работы:

_________________________

5.Оценка внутреннего единства и характеристика методологической основы системы работы (логичность, взаимосвязь результатов с методологическими основами, непротиворечивость.)

___________________

6.Степень обоснованности и достоверности каждого результата, научного положения, выводов и заключений в системе работы.

______________________

7. Практическая значимость системы работы.

_________________________

8.Формы и способы представления промежуточных и итоговых результатов работы:

_____________________________

9.Соответствие требованиям к оформлению. Недостатки и замечания по содержанию системы работы:

____________________________

10.Выводы и рекомендации по использованию системы работы:

_______________________

Рецензент:

Должность с указанием

наименования организации,

учёной степени, учёного звания         ______________________ Ф.И.О.

                                                                                подпись, дата

 

 

Приложение 5

 

ГРАФИК

заседаний Областного экспертного совета  

на 2012-2013 учебный год

 

Заседание № 1

 

декабрь  

2012 год

Заседание №2

 

январь

2013 год

Заседание №3

 

февраль

2013 год

Заседание №4

 

март

2013 год

Заседание №5

 

апрель

2013 год

Заседание №6

 

май

2013 год

Заседание № 7

 

июнь  

2013 год




Все права на материалы принадлежат лицам, их разместившим. Использование материалов разрешается лишь при указании источника.
Lis-Edu.kz - Образовательная сеть Казахстана.
Яндекс.Метрика