Методический кабинет г. Лисаковска
ВЕРСИЯ ДЛЯ ПЕЧАТИ
Оригинал статьи находится по адресу:
http://www.lis-edu.kz/lmk/articles/2014-03-04/2096-normativnoe_obespechenie_protsessa_prepo/
Нормативное обеспечение процесса преподавания русского языка и литературы

 

1.Государственный общеобязательный стандарт среднего образования  (начального, основного среднего, общего среднего образования), утвержденный  постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа           2012   года   №1080.

2.Типовые учебные  планы основного среднего, общего среднего образования Республики Казахстана, утвержденные приказом министра образования и науки  Республики Казахстан от 8 ноября 2012г. №500.

3. Приказ Министра образования и науки  Республики Казахстан   от 25 июля 2013 года № 296 «О внесении изменений в приказ Министра  образования и науки РК от 8 ноября 2012 года «Об утверждении типовых учебных  планов начального, основного среднего, общего среднего образования Республики Казахстана»

4.Приказ Министра образования и науки  Республики Казахстан   от 27 мая 2013г. №198  «О начале 2013-2014 учебного года в общеобразовательных учебных заведениях».

5.Приказ Управления образования Акимата Костанайской области  от 19.08.2013г. «О начале 2013-2014 учебного года в организациях общего среднего образования          Костанайской        области».

6.Инструктивно-методическое письмо «Об особенностях преподавания основ наук в общеобразовательных  организациях  Республики Казахстан в 2013-2014 учебном году».  Национальная академия образования им. Ы.Алтынсарина, Астана,2013.
7.Учебные программы                        по предметам образовательной области «Язык и литература»          уровня основного среднего образования (5-9 классы) и уровня общего среднего образования (10-11 классы общественно-гуманитарного и естественно-математического направлений), им.Ы.Алтысарина, Астана,2013год 
 8. Требования и нормы оценки диктантов, изложений и сочинений по русскому языку и литературе в школе с русским языком обучения. Инструктивно-методическое  письмо.        Астана,2000. 

9.Перечень учебников, учебно-методических комплексов, пособий и другой дополнительной литературы, в том числе на электронных носителях, разрешенных  к использованию  в организациях образования в  2013-2014 учебном году, определенный  приказами МОиН РК №146 от22 апреля 2013г.

 

 

 

 

I     Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому язы­ку

        Нормы оценки призваны обеспечить требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются:

На уроках русского языка проверяются:

1.         Оценка устных ответов учащихся по русскому языку

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний уча­щихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определение, правила в конкретных случаях.

При оценке ответов ученика необходимо руководствоваться следую­щими критериями:

- полнота и правильность ответа;

- степень осознанности, понимания изученного;

- языковое оформление ответа.

 

Оценка «5» ставится,

    если ученик

  • • полно излагает изученный   материал, дает правильное определение языковых понятий;
  • • обнаруживает понимание материала, может обосновать
    свои суждения, применить знания на практике, привести собст­венные примеры;
  • • излагает материал последовательно и правильно с точки
    зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится,

если ученик

  • дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и

для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же ис­правляет;

  • допускает 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится,

   если ученик

  • обнаруживает знание и понимание основных положений темы, но:
  • • излагает материал неполно и допускает неточности в оп­ределении понятий или формулировки правил;
  • • не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
  • излагает материал непоследовательно и допускает ошиб­ки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится,

если ученик

  • • обнаруживает незнание большей части соответствующе­го раздела изучаемого материала;
  • • допускает ошибки в формулировке определений и пра-­
    вил, искажающих  их смысл;
  • • беспорядочно и неуверенно излагает материал.

 Оценка «1» ставится,

если ученик

обнаруживает полное незнание материала.

 

2. Виды письменных контрольных работ по русскому языку

Все виды письменных работ по русскому языку должны быть направле­ны на проверку знаний в области:

- языковой и лингвистической подготовки учащихся;

- речевой подготовки учащихся.

При определении уровня языковой подготовки учащихся проверяются знания признаков лингвистических понятий и владение умениями и навы­ками, которые формируются на основе этих знаний.

Подготовка учащихся в области русского правописания включает сле­дующие компоненты:

-   владение орфографическим и пунктуационным анализом (опознава­ние, дифференциация и классификация   орфографических и пунктуацион­ных ошибок);

-   владение навыками правописания в условиях специфических форм письма (разные виды диктантов);

-   владение навыками правописания в условиях естественного письма (свободный диктант, письменное переложение текста и собственное выска­зывание).

Речевая подготовка (коммуникативная компетенция) учащихся включает в себя речеведческие знания и формируемые на их основе умения в различных видах речевой деятельности, в первую очередь — в чтении и письме.

Учащиеся должны знать основные признаки понятий стиля, типа речи, текста и опираться на них в работе с языковым материалом (текстом). Зна­ние научных определений (дефиниций) не является обязательным и в со­держание проверки не входит.

Для проверки рекомендуется использовать следующие типы заданий:

     -задания тестового характера с выбором ответа, проверяющие знания основных признаков речеведческих понятий;

- анализ текста, оформленный в виде развернутого письменного или устного ответа.

Для определения уровня сформированности умений в чтении рекомен­дуется использовать фрагмент текста и ряд заданий к нему, проверяющих понимание основной мысли (идеи) произведения, смысловой структуры тек­ста, понимание и запоминание фактов и оценок, логической связи между суждениями.

По форме эти задания представляют собой:

- вопросы к тексту, предполагающие развернутый устный или письмен­ный ответ учащегося;

- задания тестового характера с выбором ответа.

                                                              

                                                 3. Диктант

 Диктант - одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Как правило, он проводится в целью провер­ки прочности знаний и навыков учащихся по томe или иному пройденному разделу (теме).

Тексты предлагаемых диктантов должны:

Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по опреде­ленной теме, должен включать основные орфограммы и пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных на­выков. Итоговые диктанты, проводимые в конце первого полугодия и в кон­це учебного года, проверяют подготовку учащихся по всем изученным те­мам.

Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представ­лены не менее 2-3 случаями.

Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные, они должны быть представлены  1-3 случаями.

В тексты контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не ме­нее чем на 2-3 уроках).

Количество орфограмм и пунктограмм в контрольном диктанте:

 

Класс

 

 

Количество слов с непроверяе­мыми и трудно проверяемыми написаниями, правописанию ко­торых ученики специально обучались

Количество проверяемых орфограмм

Количество пунктограмм

5

 

Не более 5 слов

 

12

2-3

6

Не более 7 слов

16

3-4

7

Не более 7 слов

20

4-5

8

Не более 10 слов

24

10

9

Не более 10 слов

24

15

Слова, трудные в смысловом отношении, с осложненным морфологиче­ским составом, четко проговариваются учителем или пишутся на доске.

Рекомендуемое количество слов в текстах диктантов, изложений, сочинений:

 

Контрольный диктант

(количество слов)

 Подробное изложение

(количество слов)

Объём классных сочинений

 

Объём сочинений по литературе

5 класс

90-110

100-150

0,5-1 стр.

1-1,5листа

6 класс

110-130

150-200

1,0-1,5 стр.

1,5-2,0 листа

7 класс

120-140

200-250

1,5-2 стр.

2,0-2,5листа

8 класс

140-150

250-350

2,0-2,5 стр.

2,5-3,0 листа

9 класс

150-170

350-400

2,5-3 стр.

3,5-4,0листа

10 класс

175-200

380-420

3,5-4 стр.

4,0-4,5 листа

11 класс

175-200

380-420

4,0-4,5 стр.

4,5-5,0 листа

 

 

В диктанте с грамматическим заданием  (в зависимости от сложности  и объёма грамматического задания) количество слов уменьшается на 20-30.

Для сжатых изложений, итоговых и контрольных количество слов увеличивается на 30-60.

 

 

Контрольный диктант

(количество слов)

Словарный диктант

(количество слов)

 Подробное изложение

(количество слов)

Сжатое изложение

(количество слов)

Объём классных сочинений

 

5 класс

50-60

10-15

60-80

90-140

0,5 стр.

6 класс

60-70

15-20

80-90

110-150

0,5 стр.

7 класс

70-90

20-25

100-120

130-180

0,5-1 стр.

8 класс

90-110

25-30

120-140

150-200

1-1,5 стр.

9 класс

110-120

30-35

140-160

170-220

1-1,5 стр.

10 класс

120-130

35-40

160-170

190-230

2-2,5 стр.

11 класс

130-140

35-40

170-180

200-250

3-3,5 стр.

Примечание.

До конца первой четверти (а в 5 классе — до конца первого полу­годия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего клас­са.

Нормы оценки диктантов

При оценке диктантов следует  учитывать следующие критерии:

При оценке диктантов исправляются, но не учитываются:

а) орфографические и пунктуационные ошибки:

- в переносе слов;

- на правила, которые не включены в школьную программу;

- на еще не изученные правила;

- в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводи­лась специальная работа;

- в передаче авторской пунктуации;

б) описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова.

При оценке диктантов также важно учитывать характер ошибок. Среди ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значе­ния для характеристики грамотности.

К  негрубым  относятся ошибки:

- в исключениях из правил;

- в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

- в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых        не        регулируется правилами;

- в случаях слитного и раздельного написания НЕ с прилагательными и          причастиями, выступающими в роли сказуемого;

- в написании Ы и  И  после приставок;

- в собственных именах нерусского происхождения;

- в трудных случаях, требующих различения НЕ и НИ;

- в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

- в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в наруше­ниях их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условие вы­бора правильного написания заключены в грамматических и фонетических особенностях данного слова (на березе,  на площади; щелчок,  дружок).

Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (проверочное) слово или его форму (земля - земли, честный - честь).

Подсчет ошибок и исправлений

    1.При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.

2.Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в   корне однокоренных слов, то она считается  за одну ошибку.

3.Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку,      ка­ждая следующая подобная ошибка учитывается самостоятельно.

4.Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за 1 ошибку.

5.При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправ­ление неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл,        но        такое снижение не должно привести к неудовлетворительной оценке работы уче ника.

 Отличная оценка не выставляется при наличии 3 или более исправле­ний.

Нормы оценки диктантов

 

Оценка

Основные критерии оценки.

Предел, пре­вышение которого не позволяет вы­ставлять данную оценку.

 

«5»

Выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

 

 

 

«4»

Выставляется  при  наличии  в  дик­танте  2 орфографических и 2 пунктуаци­онных  ошибок,  или  1 орфографической  и 3 пунктуаци­онных ошибок, или  0 орфографических и 4 пунктуаци­онных ошибок; 3 орфографические ошибки,  если среди них есть однотипные.

для оценки «4» -  2 орфографиче­ские ошибки.

«3»

Выставляется  за диктант, в  кото­ром допущено  4 орфографические и 4 пунктуаци­онные ошибки,  или 3 орфографические  и 5  пунктуаци­онных  ошибок, или  7 пунктуационных  и 0 орфографи­ческих ошибок; 6 орфографических   и 7 пунктуаци­онных ошибок,  если среди тех и других имеются однотипные  и негрубые;  в  5 классе допускается  5 орфографических  и  4 пунктуаци­онные  ошибки.

      для оценки «3»

4 орфографические ошибки (для 5 класса - 5 орфографических ошибок)

«2»

Выставляется за диктант, в котором допущено 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок;  или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок; или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

для оценки «2»

8 орфографических ошибок

«1»

Выставляется  при  большем  количестве ошибок, чем  за  оценку «2».

 

 

В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного грамматического задания, выставляются 2 оценки: отдельно за каждый вид работы.

При оценке выполнения заданий к текстам диктантов следует учиты­вать следующие критерии:

Знание схемы анализа и понимание его задач закладываются предвари­тельно и проявляются в степени полноты и правильности, которые и высту­пают как главные критерии оценки знаний о языке.

 

Нормы оценки грамматических заданий

Оценка

Основные критерии оценки

«5»

 100 %-85%

ставится за безошибочное выполнение всех заданий, ко­гда ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при вы­полнении работы.

«4»

 84%-70%

ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее 3/4 заданий.

«3» 69%-50%

ставится, если ученик обнаруживает усвоение определен­ной части из изученного материала, в работе правильно вы­полнено не менее 1/2 заданий.

«2»

 49%  и менее

ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учеб­ного материала, не справляется с большинством грамматиче­ских заданий.

«1» 0%

ставится, если ученик не смог правильно выполнить ни одного задания.

 

Примечание.

  1.  Орфографические и пунктуационные ошибки,          допущенные  при    выполнении грамматических  заданий, учитываются при выведении оценки          за   диктант.
  2. Грамматические задания учитель записывает на доске до того,        как      начинает диктовать текст. После написания текста и его проверки  учи­тель читает вслух задания, а учащиеся, следя по доске, уясняют их.  Затем          выполняют задания самостоятельно.

Нормы оценки словарного контрольного диктанта

  1.  

Оценка

Основные критерии оценки

«5»

ставится за диктант, в котором нет ошибок

 

«4»

ставится за диктант, в котором ученик допустил 1- 2 ошибки

«3»

ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки

«2»

ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок

«1»

ставится за диктант, в котором допущено более 7 ошибок

                     4. Изложения и сочинения

 Изложения и сочинения - основные формы проверки умения пра­вильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки уча­щихся. Сочинения и изложения проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи».

С помощью сочинений и изложений проверяются:

-  умение раскрывать тему;

-  умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

-                    соблюдение языковых норм и правил правописания.

Изложение считается комплексным измерителем, позволяющим сразу оценить разные стороны речевой подготовки учащихся:

- умения слушать, понимать и запоминать информацию;

- усваивать речевые образцы;

- воспроизводить первичный текст в логической последовательности,
используя наряду с авторскими словами и выражениями и свои собственные        обороты речи, позволяющие судить о речевом развитии школьника.

Помимо этого с помощью изложения успешно проверяются орфогра­фические и пунктуационные навыки в условиях «свободного письма», наи­более приближенных к естественным условиям письменной коммуникации.

С помощью сочинения определяется уровень сформированности про­дуктивных речевых умений:

-  умение отбирать материал по теме сочинения;

-  умения писать на тему;

-  подчинять высказывание определенной мысли, выделять в нем микро­
темы;

-  составлять план сочинения;

-  решать вопросы композиции текста;

-  соблюдать логическую последовательность в изложении материала;

-  соотносить с замыслом типологическую структуру текста;

-  соблюдать правила построения типовых фрагментов текста, нормы  ли­тературного языка и требования точности, коммуникативной целесообраз­ности и выразительности речи.

 

 

Нормы оценки сочинений и изложений

Любое сочинение и изложение по русскому языку оценивается двумя             оценками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая - за гра­мотность, т.е. соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых (грамматических) норм. Обе оценки считаются оценками по русскому язы­ку.

 

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

• соответствие работы ученика теме и основной мысли;

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учиты­вается:

Нормы оценки содержания работы и речевого оформления сочине­ний и изложений

 

 

Оценки

Основные критерии

 

 

содержание и речь

грамотность

«5»

1.   Содержание   работы   полностью соответствует теме. 2.   Фактические  ошибки  отсутству­ют. 3.   Содержание излагается последо­вательно.4.   Работа отличается богатством словаря, разнообразием используе­мых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. 5.   Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета.

Допускается:

1 орфографическая или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка

«4»

1.         Содержание работы в ос­новном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). 2.   Содержание в основном досто­верно, но имеются единичные, фактические неточности. 3.   Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 4.   Лексический и грамматическийстрой речи достаточно разнообразен 5.   Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается: не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

 

 

 

 

 

Допускаются:

2 орфографические

 и 2 пунктуационные ошибки, Или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки,

Или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических, а также

2 грамматические ошибки.

«3»

1.   В работе допущены существенные отклонения от темы.2.   Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.3.    Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.4.    Беден      словарь,      однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.  5.    Стиль    работы    не    отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается:

не более 4 недочетов в содержании и не более 5 речевых недочетов.

Допускаются:

4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических, а также  4 грамматические ошибки.

«2»

1.   Работа не соответствует  теме. 2.   Допущено много фактических неточностей.  3.   Нарушена       последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. 4.   Крайне беден словарь, работа написана     короткими     однотипными предложениями со слабо выраженной связью  между  ними,  часты  случаи неправильного словоупотребления.

В целом в работе допускается:

не более 6 недочетов в содержании и не более 7 речевых.

Допускаются:

7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и

8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и9пунктуационных ошибок, или  8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок

«1»

  В работе допущено:

более 6 недочетов в содержании  и более 7 речевых недочетов

Имеется более:

  7орфографических,             7 пунктуационных   и  7 грамматических ошибок.

IIНормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературе

На уроках литературы проверяются

знания учащихся:

•  об основных эстетических категориях и особенностях художествен­ного познания: прекрасное и безобразное, трагическое, комическое и          траги­комическое, ценностное отношение к миру и эмоционально-образное            его          воссоздание.

Умения учащихся:

1.Оценка устных ответов учащихся по литературе

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими ос­новными критериями в пределах программы данного класса:

•                           понимание  роли  художественных  средств  в  раскрытии  идейно-эстетического содержания изученного произведения;

В соответствии  с  этим устные ответы учащихся оцениваются следующим образом:

Оценка

Основные критерии оценки

 

«5»

оценивается ответ, обнаруживающий:

прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого
произведения;

умение объяснить взаимосвязь событий, характер и по­ступки героев и роль художественных средств  в раскрытии идейно-эстетического содержания;

умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведе­ния, привлекать текст  для аргументации своих выводов, раскры­вать связь произведения с эпохой (1Х-Х1 классы);

свободное владение монологической литературной речью.

 

«4»

оценивается ответ, который показывает:

прочное знание и достаточно глубокое понимание текста
изучаемого произведения;

умение объяснить взаимосвязь событий, характер и по­
ступки героев и роль основных художественных средств в рас­крытии идейно-эстетического содержания произведения;

умение       пользоваться       основными      теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе про­читанных произведений;

умение привлекать текст  произведения для обоснования
своих выводов;

 хорошее владение монологической литератур­ной речью;

однако допускаются 1-2 неточности в ответе.

«3»

оценивается ответ, свидетельствующий в основном:

о знании и понимании текста изучаемого произведения;

об умении объяснить взаимосвязь основных событий, ха­рактеры и поступки героев и роль важнейших художественных
средств в раскрытии идейно-художественного содержания про­изведения;

об ограниченных навыках разбора и недостаточном уме­нии привлекать тексты произведений для подтверждения своих выводов.

В ответе ученика

  • допускается несколько ошибок в содержании ответа;
  • отмечается недостаточно свободное владение монологи­
    ческой речью;
  • наблюдается ряд недостатков в композиции и языке отве­та;
  • отмечается несоответствие уровня чтения установленным
    нормам для данного класса.

«2»

оценивается ответ, обнаруживающий:

незнание существенных вопросов содержания произведе­ния;

неумение объяснить поведение и характеры основных ге­роев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения;

незнание элементарных теоретико-литературных понятий;

слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения;

бедность выразительных средств языка.

«1»

оценивается ответ, показывающий:

полное незнание содержания произведения;

непонимание основных вопросов, предусмотренных про­граммой;

неумение построить монологическое высказывание;

низкий уровень техники чтения.

 

2.Оценка письменных работ по литературе

Оценка знаний по литературе и навыков письменной речи производится на основании сочинений и других письменных проверочных работ (ответ на вопрос, реферат и др.). Являясь составной частью системы работы по лите­ратуре, они проводятся в определенной последовательности и составляют важное средство развития речи.

Оценка сочинения

В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены сле­дующие главные критерии в пределах программы данного класса:

 

 

Оценка

Основные критерии оценки

 

«5»

 

ставится за сочинение

  • глубоко и аргументировано в соответствии с планом  раскрывающее тему;
  • свидетельствующее об отличном знании текста произведе­ния и других материалов, необходимых для ее раскрытия;
  • стройное по композиции;
  • логичное и последовательное в изложении мыслей;
  • написанное правильным литературным языком и стили­стически соответствующее содержанию;

выявлены умения:

  • целенаправленно анализировать материал;
  • делать выводы и обобщения.

Допускаются:

незначительная неточность в содержании, один-два речевых  недочета.

«4»

ставится за сочинение,

  • недостаточно полно и убедительно в соответствии с пла­ном раскрывающее  тему;
  • обнаруживающее  хорошее знание литературного материа­ла и других источников по теме сочинения и умение пользовать­ся ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;
  • логичное и последовательное в изложении содержания;
  • написанное правильным литературным языком, стилисти­чески соответствующее содержанию.

Допускаются:

две-три неточности в содержании; незначительные отклонения от темы; не более трех-четырех речевых недочетов.

«3»

ставится за сочинение, в котором:

  • • в главном и основном раскрывается тема;
  • • в целом дан верный, но односторонний или недостаточно пол­ный ответ на тему;
  • • допущены отклонения от темы или отдельные ошибки в изложе­нии фактического материала;
  • • обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обоб­щения;
  • • материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные
    нарушения в последовательности выражения мыслей;
  • • обнаруживается владение основами письменной речи.

Допускается

не более четырех  недочетов в содержании; пяти речевых недочетов.

«2»

ставится за сочинение, которое

  • не раскрывает тему;
  • не соответствует плану;
    • свидетельствует о поверхностном знании текста произве­дения;
    • состоит из путаного пересказа отдельных событий без вы­водов и обобщений или из общих положений, не опирающихсяна текст;
    • характеризуется случайным расположением материала, от­сутствием связи между частями;
    • отличается бедностью словаря.

Допущены     грубые речевые ошибки.

 

«1»

ставится за сочинение,

  • совершенно не раскрывающее тему;
  • свидетельствующее о полном  незнании текста произведе­ния и неумении излагать свои мысли.

Допущено      большее число ошибок, чем установлено для оценки "2".

 

 

В 5-8 классах письменные работы по литературе носят обучающий характер. Отметки за обучающие работы выставляются по усмотрению учителя только по литературе и должны носить стимулирующий характер. Тетради для обучающих работ по русской литературе проверяются не реже одного раза в месяц. В любой проверяемой работе по литературе исправляются все допущенные учениками ошибки.

Отметки за сочинение по русской литературе в 9-11 классах выставляются по литературе и языку: первая – по литературе, вторая – по языку. При написании домашнего сочинения или других творческих работ отметка за работу выставляется в графу, соответствующую дате, когда давалось задание, или дате, когда проходила защита творческой работы.

Примечание

Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с "Нор­мами оценки  знаний, умений и навыков  учащихся  по русскому языку".

3.Требования к оформлению сочинения

1.Тема сочинения записывается без кавычек. Исключения составляют те темы, названия которых представляют собой цитату.

2. Эпиграф записывается в правой стороне листа, в кавычки не заключается. Фамилия автора строк, взятых эпиграфом, записывается строкой ниже  и не заключается в скобки. Если автор сочинения хочет указать еще и название произведения, из которого взят эпиграф, то это название следует писать в кавычках в той же строфе, что и фамилию автора, поставив при этом запятую.

       3. Слово План пишется после эпиграфа, если таковой имеется, или сразу же после темы, посередине строки. После слова План ставится точка.

       4. План состоит из трех частей: вступления, основной части и заключения, которые обозначаются римскими цифрами. После римских цифр ни точка, ни скобка не ставятся. Основная часть должна быть развернута, то есть содержать не менее трех пунктов, обозначенных арабскими цифрами (без скобок), после которых ставится точка. Пункты основной части (один, два или все) также могут быть развернуты, то есть иметь подпункты, обозначенные буквами, после которых ставится  скобка (не менее двух подпунктов). Если сочинение большое по объему, то развернутыми в плане могут быть и вступление, и заключение.

      5. При переносе формулировки частей сочинения, пунктов или подпунктов на следующую строку место под римскими, арабскими цифрами остается свободным.

      6. После формулировки любой из частей сочинения ставится точка.  Следующая формулировка пишется с заглавной буквы. Так же расставляются знаки препинания и при написании формулировок пунктов основной части, вступления, заключения, не имеющих подпунктов. Если же пункт (пункты),  имеет (имеют) подпункты, то после формулировки такого пункта ставится двоеточие, а после формулировки подпунктов – точка с запятой. Формулировки подпунктов в этом случае пишутся со строчной буквы. После формулировки последнего подпункта ставится точка, и формулировка следующего пункта или следующего пункта начинается с заглавной буквы.

      7. Формулировки частей сочинения, пунктов должны нести максимум информации, которую можно заключить в короткой фразе, поэтому в плане недопустимы формулировки типа «Стихотворение С.Торайгырова «Сухое дерево»,  «Образ Плюшкина», так как они расплывчаты и представляют собой скорее тему сочинения, а не пункт плана. Исходя из замысла сочинения, следует делать формулировки более емкими.

      8.  В формулировках плана недопустимы глаголы в любой форме, кроме формы инфинитива.

       9. Нежелательны в формулировках плана вопросительные предложения.

     10.  Если автор составляет цитатный план или использует цитаты в некоторых формулировках, то следует цитату заключить в кавычки, а фамилию автора записать в конце цитаты и заключит ее в скобки.

     11. В соответствии с планом в сочинении должны быть выделены абзацы.

     12. Сочинение пишется после плана с красной строки.

     13. Даты в сочинении следует писать цифрами: век – римскими, год и число – арабскими, любые другие числительные рекомендуется писать прописью. Записывать век арабскими цифрами не рекомендуется, хотя такая запись и не является поводом для снижения отметки за сочинение. (В диктантах все числительные, в том числе и обозначающие  даты, записываются словами).

      14. При оформлении цитат следует руководствоваться пунктуационными правилами, изложенными в учебнике русского языка. Поэтические цитаты, в которых сохраняется стихотворная строка, записываются посередине листа и без кавычек.

      15. Сочинение должно быть написано аккуратным, разборчивым почерком.

III     О письменных работах учащихся общеобразовательных школ

Организация и контроль за всеми видами письменных работ осуществ­ляется на основе единых требований к устной и письменной речи учащихся.

1. Виды письменных работ учащихся

Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются обучающие работы, к которым относятся:

-  упражнения по русскому языку;

-  конспекты первоисточников и рефераты по литературе;

-  планы и конспекты лекций учителей;

-  планы статей и других материалов из учебников;

-  сочинения и письменные ответы на вопросы по русскому языку и ли­тературе;

-  составление аналитических и обобщающих таблиц, схем и т.п. (без копирования готовых таблиц и схем учебников);

-  домашние зачетные работы, которые даются по усмотрению учителя отдельным учащимся .

По русскому языку и литературе проводятся текущие и итоговые пись­менные контрольные работы. Текущие контрольные работы имеют целью проверку усвоения изучаемого и проверяемого программного материала; их содержание и частотность определяются учителем с учетом специфики предмета, степени сложности изучаемого материала, а также особенностей учащихся каждого класса. Для проведения текущих контрольных работ учи­тель может отводить весь урок или только  часть его.

При проведении и проверке письменных работ важно учитывать, что проведение контрольных работ в понедельник, на первом и последнем уроках четверти, а также на последних уроках не допускается; работа над ошибками обязательно выполняется после каждой контрольной работы только в классе, при необходимости – после обучающих работ.

 

Итоговые контрольные работы проводятся:

- в конце учебной четверти, полугодия;

- в вечерних и заочных школах итоговые контрольные работы прово­дятся после изучения наиболее значительных тем программы;

- преимущественно после изучения материала зачетного раздела и предшествуют сдаче зачета учащимися.

Время проведения итоговых контрольных работ в целях предупрежде­ния перегрузки учащихся определяется общешкольным графиком, состав­ляемым руководителями школ по согласованию с учителями.

График проведения письменных контрольных работ по русскому языку (литературе)

 

класс

Раздел,

Цель

Вид

Сроки

Ответст-

п/п

 

тема

контро-

кон-

прове-

венные

 

 

 

ля

троля

дения

 

 

 

 

 

 

контро-

 

 

 

 

 

 

ля

 

 

 

 

 

 

 

 

Примечания

  1. 1.    В графике указываются сроки проведения тестовых, контрольных и творческих работ по предметам всех классов с точностью до дня недели, что позволяет избегать перегрузки учащихся контрольными работами.
  2. Имея график контроля, в течение четверти (года) легче установить сроки проверки знаний учащихся каждого класса.

В один рабочий день следует давать в классе только одну письменную итоговую контрольную работу, а в течение недели - не более двух. При пла­нировании контрольных работ в каждом классе необходимо предусмотреть равномерное их распределение в течение всей четверти, не допуская скоп­ления письменных контрольных работ к концу четверти, полугодия.

 

Количество письменных,  контрольных работ  и тестирования

 

 

 

 

 

Кол-во часов в неделю/всего часов

Диктанты

Сочинения

Изложения

Тесты

Контрольные работы

Развитие речи

5

3/102

 5

2

2

2

2

20

6

3/102

5

3

3

3

3

20

7

3/102

5

3

3

3

3

20

8

3/102

5

3

3

3

3

20

9

2/68

5

3

3

2

2

12

10 ОГН

2/68

3

2

1

2

-

15

10 ЕМН

1/34

5

1

1

1

-

7

11 ОГН

2/68

2

2

1

2

-

15

11 ЕМН

1/34

2

2

1

1

-

5

 

 

Количество  часов и нормы контрольных работ   по  литературе  в  школах с русским языком обучения

 

 

Кол-во часов в неделю/всего часов

Развитие речи

Внеклассное чтение

Сочинения (классные / домашние)

5

2/68

8

4

3/1

6

2/68

8

4

3/1

7

2/68

8

4

4/1

8

2/68

8

4

4/1

9

2/68

8

4

5/1

10 ОГН

2/68

8

4

4/4

10 ЕМН

2/68

8

4

4/4

11 ОГН

3/102

12

7

4/4

11 ЕМН

2/68

7

4

4/4

 

Количество  часов и нормы контрольных работ   по  русскому языку  в  школах с казахским языком обучения

 

Кол-во часов в неделю/всего часов

Диктант

Изложение /сочинение-эссе

5-9

2/68

4

4/3

10 ОГН

2/68

4

4/4

10 ЕМН

1/34

4

4/4

11 ОГН

2/68

4

4/4

11 ЕМН

1/34

4

4/4

 

Количество  часов и нормы контрольных работ   по  литературе   в  школах с казахским языком обучения

 

Кол-во часов в неделю/всего часов

Развитие речи

Внеклассное чтение

5

 1/34

3

4

6

1/34

4

4

7

1/34

4

4

8

1/34

4

3

9

1/34

4

4

10 ОГН

2/68

6

4

10 ЕМН

1/34

2

2

11 ОГН

1/34

2

4

11 ЕМН

1/34

2

2

 

2. Количество и назначение ученических тетрадей

Для выполнения всех видов обучающих работ ученики должны иметь следующее количество тетрадей:

Для контрольных работ по русскому языку и литературе выделяются специальные тетради:

В течение всего учебного года тетради для контрольных работ хранятся в школе и выдаются ученикам для выполнения в них работ над ошибками.

 

3
Порядок ведения тетрадей учащимися

 

Все записи в тетрадях учащиеся должны проводить  с соблюдением сле­дующих требований:

- неверно написанную букву или пунктуационный знак зачеркивать  ко­сой линией;

- часть слова, слово, предложение - тонкой горизонтальной линией;

- вместо зачеркнутого надписывать нужные буквы, слова, предложения;

- не заключать неверные написания в скобки.

- указывать, для чего предназначается тетрадь (для работ по русскому языку, для работ по развитию речи, для контрольных работ);

- класс;

- номер и название школы;

- указывать фамилию и имя.

Образец оформления титульного листа  ученических  тетрадей:

                            Тетрадь

для работ

по русскому языку

ученицы 5 класса «А»

средней школы №10

Тимофеевой Людмилы.

4.Порядок проверки письменных работ учащихся учителями

Тетради учащихся, в которых выполняются обучающие классные и до­машние работы, проверяются:

• по русскому языку:

-  в V и в первом полугодии VI класса - после каждого урока у всех уче­ников; во II полугодии VI класса и в VII - IX классах - после каждого урока только у слабоуспевающих учащихся, а у сильных - не все работы, а лишь  наиболее значимые по своей важности, но с таким расчетом, чтобы раз в не­ делю тетради всех учащихся проверялись;

-  в X - XI классах - после каждого урока у слабоуспевающих учащихся, а у остальных проверяются не все работы, а наиболее значимые по своей важности, но с таким расчетом, чтобы 2 раза в месяц учителем проверялись
тетради всех учащихся;

• по литературе:

-  в V - IX классах - не реже 2 раз в месяц;

-  в X - XI классах - не реже одного раза в месяц.

 Проверка контрольных работ учителями осуществляется в сле­дующие сроки:

 

В обучающих работах, а также в контрольных и экзаменационных работах учитель исправляет допущенные учащимися ошибки следующим образом:

- неправильно написанную букву или пунктуационный знак учитель зачеркивает, подчеркивает, надписывает правильный вариант и обозначает на полях условными знаками: I – орфографическая; V – пунктуационная; Г – грамматическая; Р – речевая; О – однотипная; Ф – фактическая, Ст – стилистическая;

- часть слова, предложение – зачеркивает горизонтальной линией, цифру, букву – зачеркивает наискось;

- обучающих и контрольных изложениях, сочинениях речевые и фактические ошибки подчеркиваются в тексте волнистой линией и обозначаются условными знаками на полях;

- ошибки на правила, которые не изучались, учитель подчеркивает, исправляет, но на поля не выносит и при оценке не учитывает.

 

  Проверив диктант, изложение или сочинение, учитель подсчитывает и записывает количество ошибок по видам. В диктантах указывается количе­ство орфографических и пунктуационных ошибок, например:   0-2 «4».

 В изложениях и сочине­ниях, кроме орфографических и пунктуационных ошибок, указывается ко­личество грамматических ошибок, а также количество речевых недочетов, фактических и стилистических  ошибок;

 

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление,вторая - за грамотность, т.е. соблюдение орфографических, пунктуаци­онных и языковых (грамматических) норм.  Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случа­ев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе.

Оценки за сочинения и изложения по русскому языку, а также за кон­трольные работы (диктант с грамматическими заданиями) в журнал выстав­ляются через дробь в  одну колонку (например, 4/з). 

Самостоятельные обучающие письменные работы также оцениваются. Оценки в журнал за эти работы могут быть выставлены по усмотрению учи­теля.

 

5. Разновидности речевых недочетов и грамматических ошибок

 

Речевые недочеты:

Стилистические ошибки – это ошибки, связанные с нарушением норм функциональных стилей, т.е. с употреблением в одном стиле языковых средств, типичных для другого. Выделяют следующие виды стилистических ошибок:
     -лексико-стилистические (нарушение лексических норм стиля);
    - морфолого-стилистические (нарушение морфологических норм стиля); 
     - синтаксико-стилистические (нарушение синтаксических норм стиля).

 

Грамматические ошибки:

 

 

6.Оформление экзаменационных работ

       Экзаменационная работа выполняется на штампованных тетрадных листах. Номер, название школы, ее местонахождение указаны на штампе, который ставится в левом верхнем углу листа. Здесь же, на штампе, записывается дата проведения экзамена (например, 30  мая 2013года).

После штампа пропускается одна строка.

         На экзаменационную работу, заслуживающую оценки «5» или «2», пишется рецензия, раскрывающая достоинства или недостатки данной работы. Рецензия располагается после оценки.

 

Экзаменационная работа

по русскому языку (диктант)

за курс основного среднего образования

(фамилия и имя в форме родительного падежа).

 

Экзаменационная работа

по русскому языку и литературе (сочинение)

за курс общего среднего образования

(фамилия и имя в форме родительного падежа).

 

 

IV Ведение классных журналов

           Классный журнал является государственным документом, ведение которого обязательно для каждого учителя. 

  1.       Учитель обязан систематически проверять, оценивать  знания учащихся и выставлять оценки, а также отмечать посещаемость школьников. На левой стороне развернутой страницы журнала учитель обязан записывать дату урока (23.09), отмечать отсутствующих на уроке буквой «н». На правой стороне развернутой страницы журнала учитель обязан записывать изучаемую на уроке тему и  задание на дом. Графа «Заметки учителя» служит для записи замечаний учителя о поведении отдельных учащихся, их продвижении или отставании в учебе.
  2.        При проведении сдвоенных уроков необходимо записывать дату и тему каждого урока.
  3.        По письменным работам оценки выставляются в графе того дня, когда проводилась данная работа, точно указывается их тема и количество затраченных часов.
  4.       В графе «Домашнее задание» записывается содержание задания и характер его выполнения (читать, читать наизусть и т.д.), страницы, номера упражнений, параграфов. Если учащимся дается задание на повторение, то конкретно указывается его объем.
  5.       Итоговые оценки за каждую учебную четверть (полугодие) выставляются учителем после записи даты последнего урока в четверти (полугодии).
  6.        Все записи в журнале должны производиться четко, аккуратно пастой или чернилами одного цвета (по решению администрации школы), без подчисток, помарок, вызывающих сомнения в достоверности внесенных данных.
  7.       Не допускается исправление текущих и итоговых оценок учащихся.

                                                  

                                   

                                         Содержание

I Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку.

1.Оценка устных ответов учащихся по русскому языку.

2.Виды письменных контрольных работ по русскому языку.

3. Диктант.

4.Изложения  и сочинения.

             II  Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся  по литературе.

1.Оценка устных ответов учащихся по литературе.

2.Оценка письменных работ по литературе.

3.Требования к оформлению сочинения.

             III  О письменных работах учащихся общеобразовательных  школ.

1.Виды письменных работ.

2.Количество и назначение ученических тетрадей.

3.Порядок ведения тетрадей учащихся.

4.Порядок проверки тетрадей учащихся учителями.

5.Разновидностиречевых недочетов, стилистических и грамматических ошибок.

6.Оформление экзаменационных работ.

              IV  Ведение классных журналов.

 

Список использованной литературы

  1. Учебные программы: « Язык и литература» (для 5-9классов школ с русским языком обучения), Астана, 2013;   « Язык и литература»  (для 10-11 классов школ с русским языком обучения), Астана, 2013;    « Язык и литература»    (для 5-9классов школ с нерусским языком обучения), Астана, 2013; « Язык и литература»    (для 10-11 классов школ с нерусским языком обучения), Астана, 2013.
  2. Приказ Министерства образования и науки Республики Казахстан  №19 от 13.01.2003г. «Инструкция по ведению внутришкольной документации в общеобразовательных школах». Алматы, 2003.
  3. Инструктивно-методическое письмо «Об особенностях» преподавания основ наук в общеобразовательных   организациях образования Республики Казахстан в 2013-2014 учебном году». Астана, 2013.
  4. Требования и нормы оценки диктантов, изложений и сочинений по казахскому языку и литературе и русскому языку и литературе в общеобразовательных учреждениях Республики Казахстан (инструктивно-методическое письмо). Астана,2000.
  5. Сборник приказов и инструкций, №5. Алма-Ата, 1987.

 

 

 




Все права на материалы принадлежат лицам, их разместившим. Использование материалов разрешается лишь при указании источника.
Lis-Edu.kz - Образовательная сеть Казахстана.
Яндекс.Метрика