Методический кабинет г. Лисаковска
ВЕРСИЯ ДЛЯ ПЕЧАТИ
Оригинал статьи находится по адресу:
http://www.lis-edu.kz/lmk/articles/2014-03-04/2168-deyatelnost_po_formirovaniyu_zdorovogo_o/
«Деятельность по формированию здорового образа жизни среди учащихся Октябрьской средней школы»

Преподаватель ЗОЖ Горбачевская Л.В.

Октябрьская средняя школа участвует в формировании интеллектуального  потенциала  поселка, города, республики,  ориентируя  учащихся   на   получение   престижных   профессий, необходимых   для   развития   поселка,   республики;   является    творческой лабораторией, организующей поиск, разработку и внедрения  нового  содержания развивающего обучения, форм и методов ее реализации. Октябрьская средняя школа   осуществляет   профильное     обучение    по естественно - математическому     направлению. Всего в Октябрьской средней школе обучается 426учащихся.     

 Целью  деятельности  является  -  выявить  условия  работы  по формированию здорового образа жизни среди учащихся.

    Объект деятельности  - процесс работы с учащимися.

    Предмет деятельности  –  работа  по  формированию здорового образа жизни среди детей.

Решаем следующие задачи:

   1.Выявить уровень диагностирования здоровья учащихся в ОСШ.

   3. Разработать внедрить программу о пропаганде  здорового  образа  жизни среди учащихся.

   4. Разработать методические рекомендации для практических работников.

    Гипотеза:  процесс  формирования  здорового  образа  жизни среди детей будет эффективным при условии, если:

   1. Учитывать возрастные особенности детей.

   2. Создать условия для формирования здорового образа жизни.

   3. Совершенствовать формы работы    по  формированию здорового образа жизни.

    Следующие методы:

    - анкетирование, беседы, опрос, тесты о   здоровом   образе   жизни

    - непосредственная учебно-воспитательная работа с учащимися

    -здоровье  детей

    - спортивные   мероприятия   

    -методические   рекомендации   для   учителей, учащихся по формированию здорового образа жизни.

Поставлены следующие задачи:

   1. Изучить состояние здоровья старшеклассников.

   2. Выявить уровень состояния здоровья.

   3. Выявить отношение учащихся к своему здоровью.

Исходя из этого, использовались следующие методы исследования:

   1. Анкетные тесты

   2. Анкета с целью выяснения отношения школьников к своему здоровью,  его места среди других жизненных ценностей

   3. Анкета выяснения отношения учащихся к курению, алкоголю     

    Для предупреждения широкого распространения болезней органов дыхания  в школе необходимо выполнять ряд гигиенических мероприятий:

ü организовывать перемены на свежем воздухе;

ü проветривать учебные  и рекреационные помещения;

ü проводить оздоровительные занятия физкультурой;

ü не переполнять классы.

     Эффективность воспитания и  обучения  детей  и  подростков  зависит  от здоровья. Здоровье  –  важный  фактор   работоспособности  и  гармонического развития детского организма.

   Сам человек главным  образом  должен  думать,  заботиться  о  своем  здоровье,  о благосостоянии и стремиться поддержать его. От  этого  зависит  человеческое счастье.

    В.А. Сухомлинский утверждал,  что  “Забота  о  здоровье  ребенка  –  это комплекс  санитарно-гигиенических  норм  и  правил…  не  свод  требований  к режиму, питанию, труду и отдыху.  Это,  прежде  всего  забота  в  гармоничной полноте всех физических и духовных сил,  и  венцом  этой  гармонии  является

радость творчества” (Тат., с.74)                             

    Здоровье  населения   республики  –  высшая  национальная  ценность,  и должно начаться  именно  со  здоровья,  в  первую  очередь детей.

     Проблемы детского здоровья  в  наше  время  приобретают  особую актуальность. По данным Министерства  образования  - 87 % учащихся нуждаются в специальной  поддержке.  До  60  –  70  % учащихся к выпускному классу имеют  нарушенную  структуру  зрения,  30  %  - хронические заболевания, 60  %  -  нарушенную  осанку.    Исходя  из  этого, становится ясно, что нужно  формировать,  сохранять,   укреплять   здоровье человека, гармонично развивать личность.

  Основной задачей  воспитания  у  учащихся  потребности  быть  здоровым, беречь и укреплять здоровье, ценить счастье здоровья. Здоровье подрастающего человека – это проблема не только социальная, но и нравственная. Ребенок сам должен уметь  быть  не  только  здоровым,  но  и воспитывать в будущем здоровых детей.

    Приобщение школьников к проблеме сохранения своего здоровья это,  прежде всего процесс социализации  –  воспитания.  Это   сознание  высокого  уровня душевного комфорта, который  закладывается  с  детства  на  всю  жизнь.  Для формирования душевного комфорта необходимы знания о законах развития  своего

организма, его взаимодействия с социальными факторами.

    Школа же сегодня должна и может  стать  важнейшим  звеном  социализации подрастающего поколения. Через школу проходит все  население,  и  на  данном этапе социализации личности формируется как индивидуальное здоровье,  так  и здоровье всего общества.

    Необходимо  совместными  усилиями  родителей,  педагогов,  специалистов формировать  у  детей  понятие здорового образа жизни, воспитывать соответствующие навыки и  привычки,  что будет способствовать эффективности мер социальной защиты здоровья детей.        

    Отсюда понятно, насколько важно, начиная  с  самого  раннего  возраста, воспитывать у детей активное отношение к  собственному  здоровью,  понимание того,  что  здоровье  –  самая  величайшая  ценность,  дарованная   человеку природой.

     1.2. Условия, необходимые для формирования здорового образа жизни у детей.

    Здоровый  образ  жизни  формируется  всеми  сторонами  и   проявлениями общества,  связан  с  личностно-мотивационным  воплощением  индивидом  своих социальных, психологических и физиологических возможностей и  способностей. От того, насколько успешно  удается  сформировать  и  закрепить  в  сознании принципы и навыки здорового образа  жизни  в  молодом  возрасте,  зависит  в последующем   вся   деятельность,   препятствующая   раскрытию   потенциала личности.

    По современным представлениям в понятие здорового образа  жизни  входят следующие составляющие:

    - отказ  от  вредных  пристрастий  (курение,  употребление  алкогольных  напитков и наркотических веществ);

    - оптимальный двигательный режим;

    - рациональное питание;

    - закаливание;

    - личная гигиена;

    - положительные эмоции.

    Большинство людей знают, что курить, пить и  употреблять  наркотики  вредно, но очень многие взрослые привержены этим привычкам. Никто не спорит с  тем, что  надо  двигаться,  закаляться,  но  большинство  взрослых  людей   ведут малоподвижный образ жизни. Неправильное, нерациональное питание  приводит  к увеличению  числа   людей   с   избыточным   весом   и   всеми   вытекающими последствиями. Трудности современной жизни оставляют весьма мало  места  для положительных эмоций.

        Одной  из  составляющих  здорового  образа  жизни  является  отказ   от разрушителей  здоровья:  курения,  употребления   алкогольных   напитков   и наркотических веществ.  Наши действия направлены не на то,  чтобы  школьник бросил курить, употреблять спиртные напитки и наркотические вещества,  а  на то,  чтобы  школьник  не  начал  этого  делать – профилактика.

    Успешная борьба с тем или  иным  негативным  явлением  возможно  в  том случае, когда известны причины этого явления.  Что  касается  табакокурения, то подавляющее большинство школьников впервые знакомятся с сигаретой  в  1-2 классах, и движет ими,  прежде  всего  любопытство.  Убедившись  в  том,  что

курение сопровождается  неприятными  ощущениями  (горечь  во  рту,  обильное слюнотечение, кашель, головная боль,  тошнота),  дети  к  табаку  больше  не тянуться, во 2-6 классах курят считанные единицы.  А  вот  в  более  старшем возрасте число курящих школьников начинает расти, и причины этого уже  иные,

нежели  любопытство.  Согласно  исследованиям ,  чаще  всего  это подражание более старшим  товарищам,  особенно  тем,  на  кого  хотелось  бы походить  (в  том  числе  и  родителям),   желание   казаться   взрослым, независимым, желание “быть как все” в  курящей  компании.  Причиной  курения подростков в ряде случаев является и строгий запрет  родителей,  особенно  в тех случаях, когда сами родители  курят. 

   Употребление школьниками спиртных напитков – вещь,  к  сожалению  очень распространенная.   Анкетирование    показывает,    что    среди первоклассников большее половины знакомы со вкусом вина  или  пива,  и  чаще всего это происходит с ведома и согласия  родителей:  «невинная  рюмочка»  в честь  дня  рождения  или  другого  торжества.  Получается  так,  что  прием алкоголя для ребенка практически  всегда  (за  исключением,  конечно,  детей алкоголиков) связан  с  атмосферой  праздника  и  на  первый  взгляд  особой опасности  здесь нет. Однако такое  приобщение  детей  к  вину  представляет определенную опасность,  ибо  снимает  психологический  барьер,  и  школьник чувствует себя вправе выпить с товарищами или  даже  один,  если  появляется такая возможность.    Для  подростка,  школьника  основная причина употребления алкоголя – неумение (а  в  ряде  случаев  и  отсутствие возможности) правильно, с пользой для  себя  и  общества  организовать  свой досуг. Воспитание потребности в правильной организации досуга, во  всемерном развитии своего физического и духовного потенциала  –  вот  основная  задача антиалкогольной и антинаркотической работы среди молодежи. Довольно часто при беседах с подростками  на  тему  борьбы  с  «зеленым змием» отсутствует четкое разграничение понятий «пьянство»  и  «алкоголизм». Их следует различать: пьянство  –  это  форма  аморального,  антисоциального поведения, алкоголизм – это уже болезнь. И  в  среде  подростков  необходимо бороться именно с пьянством, чтобы не пришлось лечить от алкоголизма.

    Наша задача состоит, во-первых,  довести  до  сведения  подростков информацию о том вреде, который наносит пьющий  человек  своему  здоровью  и здоровью своих близких (в первую очередь - детей), а  во-вторых,  рассказать учащимся о сути алкоголизма.

    Проводим беседу со школьниками о наркомании и  токсикомании,  как  известно,  человек  становится  заядлым курильщиком или алкоголиком не сразу, для этого должно  пройти  определенное время.  А  для  того,  чтобы  стать  наркоманом,  то  есть,  чтобы   возникла физическая и психическая зависимость от наркотика, достаточно 1-2  раза  его попробовать, что не происходит,  что  не  происходит  чаще  всего,  так  как подростком движет любопытство. Попробовав действие наркотика, подросток  уже не  в  силах  от  него  избавиться.  Это  обстоятельство  широко  используют торговцы наркотиками, предлагая первую «дозу» практически бесплатно,  хорошо зная, что в дальнейшем подросток пойдет на все, чтобы  достать  наркотик  по любой цене.В  заключении  следует  подчеркнуть,  что  практически  все  наркотики, включая табак и алкоголь, в  большинстве  случаев  используются  для  снятия стресса, и надо знать, что значительно более успешно  стресс  снимается  при помощи оптимальной  физической  активности  и  она  может  служить  здоровой альтернативой курению, алкоголю и наркотикам.

    Следующий фактор здорового образа жизни – двигательный режим. Жизнь  современного  человека,  особенно  в  городах,   характеризуется высоким удельным весом  гипонезии  и  гиподинамии,   и  это  при   том,  что практически никто не оспаривает то положение, что  основная  причина  многих болезней цивилизации – недостаточная двигательная активность.

    Особенно страдают  от  гиподинамии  школьники.  Больше  времени  своего бодрствования старшеклассники вынуждены проводить сидя  за  рабочим  столом, просмотр телепередач, компьютерные игры усугубили  обездвиженность  детей  и подростков.

    Перейдем к следующему фактору  здорового  образа  жизни,  влияющему  на здоровье человека, к проблеме питания. В последнее десятилетие возрос интерес  к  проблеме  питания,  так  как правильное  питание  обеспечивает  нормальное  течение  процессов  роста   и развития организма, а также сохранение здоровья.

    Правильная организация питания  имеет  большое  значение  для  развития детского организма. Нормальный рост и  развитие  ребенка  зависят  в  первую очередь от того, насколько его организм обеспечен необходимыми  питательными веществами. Правильное питание является основным фактором  в  предупреждении и лечении  многих заболеваний.

    При организации питания необходимо  учитывать  особенности  развития  и функционирования пищеварительной системы и всего организма  для  конкретного возрастного периода, а также потребность организма в питательных  веществах, поскольку  он   особенно   чувствителен   ко   всяким   нарушениям   как   в количественном, так и в качественном составе пищи.

    Следующий фактор здорового образа жизни – закаливание. Практически всем известно  изречение  «Солнце,  воздух  и  вода  –  наши  лучшие  друзья».  И действительно, использование этих естественных  сил  природы,  использование разумное, рациональное, приводит к тому, что  человек  делается  закаленным,

успешно противостоит неблагоприятным  факторам  внешней  среды  –  в  первую очередь переохлаждению и перегреву.

    Закаливание  –  эффективное  средство  укрепления  здоровья   человека. Особенно велика его роль в профилактике простудных  заболеваний:  закаленные люди,   как   правило,   не   простужаются.   Закаливание   повышает   также неспецифическую   устойчивость    организма    человека    к    инфекционным

заболеваниям, усиливая иммунные реакции.

    Следующий  фактор  здорового  образа  жизни  –  это   личная   гигиена. Сохранение и укрепление здоровья невозможны  без  соблюдения  правил  личной гигиены – комплекса мероприятий по уходу за кожей тела,  волосами,  полостью рта, одеждой и обувью.

    Уход за кожей тела (мытье рук перед едой, после прогулок, при  утреннем и вечернем туалете, ежедневный  теплый душ  перед  сном  или  теплая  ванна) должны стать  естественной  и  неотъемлемой  процедурой  ,  посещение  бани, должно стать как средство закаливания  (парная)  и  как  средство  активного

отдыха.

    Там, где отсутствует централизованное горячее водоснабжение, желательно использовать перед сном местные обливания теплой водой  и  ежедневное  мытье ног. Необходимо ежедневно менять носки, чулки, колготки.

    В руководстве по гигиене детей и подростков рекомендуется мыть голову 1-2 раза в 1-10 дней. К решению этого вопроса подходить нужно индивидуально  и моющие средства для волос следует подбирать индивидуально, в зависимости  от характера волос и личными вкусами.

    Уход  за  зубами  является  неотъемлемой  частью  поддержания  хорошего здоровья. Распространенный по всему миру кариес отрицательно сказывается  на деятельность системы пищеварения, кариозные зубы являются  местом  скопления различных патогенных микроорганизмов.

    Большинство стоматологов рекомендуют чистить зубы  2  раза  в  сутки  – утром и  вечером  (утром  –  после  завтрака).  После  каждого  приема  пищи желательно прополоскать рот слегка теплой водой, один раз в полгода  следует осуществлять санацию полости рта.

    Гигиенические требования, предъявляемые к одежде, направлены  в  первую очередь  на  обеспечение  нормального  тепло-  и  газообмена   организма   с окружающей средой, оптимального уровня температуры тела  и  кожи,  влажность кожи, кожного дыхания. Достижение  этих  требований  может  быть  обеспечено

использованием   для   одежды   материалов   с   определенными   физическими свойствами,    такими    как,    воздухопроницаемость,     теплопроводность, влагопроводность, электроизуемость.

    Следует с самого раннего возраста  воспитывать  у  детей  гигиенические навыки ухода за своей одеждой.

    Подбирать обувь лучше всего точно по размеру: не слишком тесную,  но  и не на вырост. Тесная обувь  причиняет  боль,  затрудняет  походку,  нарушает рост и форму стоп. Необходимо  воспитывать  у  детей  бережное  отношение  к одежде и обуви.

    Положительные  эмоции  являются  неотъемлемой  составляющей   здорового образа жизни. Для поддержания физического  здоровья  необходимо  психическое закаливание, суть которого – в радости к жизни.  Говоря о положительных эмоциях, следует также помнить, что в педагогике поощрение считается более эффективным   рычагом  воздействия  на  ребенка, чем наказание. Учитывая вышеизложенное, напрашивается вывод,  что,  поощряя ребенка, мы сохраняем и укрепляем его здоровье, и наоборот.

    Рассмотрев условия, необходимые для формирования здорового образа жизни сделаем  вывод,  что  молодое  поколение  наиболее  восприимчиво   различным обучающим и формирующим воздействиям. Следовательно, здоровый  образ  жизни формировать  необходимо  начиная  с  детского  возраста,  тогда   забота   о

собственном здоровье  как  основной  ценности  станет  естественной  формой поведения.

   1.3. Деятельность по формированию здорового образа         жизни среди детей.

    Всю свою деятельность по формированию здорового образа жизни проводим с учетом возрастных и  индивидуальных  морфофизиологических и психологических особенностей детей и взрослых. При  этом  особое  внимание следует уделять таким возрастным  этапам,  как  дошкольный,  подростковый  и

юношеский, когда  имеет  место  особенно  интенсивный  рост  и  перестройка функционального  состояния  всех  систем  жизнедеятельности   развивающегося организма. Обязательными также являются научно обоснованные представления  о стадиях полового развития девочек и мальчиков. Существенное значение   имеет и правильная оценка психологической ситуации в семье, классе школы, неформальном объединении и клубе подростков.

    В программе направленной на  формирование  здорового  образа  жизни, входят следующие направления работы:  рациональный  режим  труда  (учебы)  и отдыха, оптимальная и  систематическая  физическая  активность;  эффективное, научно  обоснованное  закаливание;  нормальное  питание  в  соответствии   с

концепцией    адекватного    питания;     комплекс     психологических     и психопрофилактических воздействий; учет  и  коррекция  влияния  на  здоровье окружающей  среды;  вред  и  польза  самолечения;  пропаганда  вредных   для здоровья  факторов  –  алкоголизма,   курения,   наркомании,   токсикомании;

формирование  правильных  представлений  у  детей  и  подростков  о  половом созревании,  знание  и   мер   профилактики   СПИДа,   обучение   мерам   по предупреждению уличного и бытового травматизма и правилам личной гигиены.

    Из  других  разделов  здорового  образа  жизни   большое   внимание   уделяем  пропаганде  необходимости закаливания – эффективного  средства  профилактики  респираторных  и  других заболеваний. Большие и трудные задачи возникают при проведении  с  детьми  и подростками по борьбе с вредными привычками.

    Центральное  место  в  деятельности    отводится  антиалкогольному  воспитанию  с   детьми, склонными к употреблению алкоголя,   являющемуся частью нравственного и социального воспитания и  нацеленному  на формирование  у  детей  с  раннего  возраста  отрицательного   отношения   к алкоголю.

    В  процессе  воспитания  необходимо   развить   разумные   потребности, нагружать детей полезными делами, организовывать их  деятельность,  чтобы  у них практически не было ничем не занятого времени.

    В процессе социального воспитания необходимо раскрыть безнравственность употребления алкоголя, в том числе  и  в  небольших  дозах.  Следует  делать акцент не только и не столько на раскрытии последствий алкоголизма,  сколько на  безнравственности  самого  факто   употребления   алкоголя.   Необходимо обращать внимание на  моральный  урон,  который  наносят  пьяницы  окружающим людям,  родным,  близким.  Следует  опровергнуть  мнение,  что  употребление алкоголя – это признак взрослости и возмужания.

    Деятельность нацелена на  формирование здоровых социально-психологических установок путем просвещения  родителей  и внушения  мысли  о  личной  ответственности  родителей  за   каждый   случай

употребления алкоголя детьми. Противоалкогольная работа с родителями  должна строиться в зависимости от возраста ребенка, но  конечным  результатом  этой деятельности  должно  служить  привлечение  родителей   к   антиалкогольному воспитанию детей.

    Совместная  с родителями разработка разумного проведения  досуга,  семейных  праздников  и

торжеств без употребления алкоголя.

    Основным методом работы по формированию  здорового образа жизни является  семейная  профилактика,  проводимая  в  форме  бесед, консультаций, тренингов, диспуты, деловая игра, экскурсии.

     Организация свободного времени подростков, поскольку бессодержательный досуг является ведущим фактором риска в развитии злоупотребления  подростков алкоголем.  Необходима  своеобразная  яркая  реклама  деятельности  кружков, секций, клубов, детских и юношеских организаций, чтобы  дети  могли  выбрать занятие по душе. педагог  должен  знать  интересы,  склонности  и увлечения детей и помочь организовать содержательный досуг.

    В  силу  психологических  особенностей  возраста  важно  развивать  для подростков коллективные  групповые  формы  досуга.  Следует  учитывать,  что наибольший интерес подростки, особенно с  девиантным  поведением,  проявляют не  к  интеллектуальной  деятельности,  а  к   занятиям   спортом.   Поэтому

необходимо всячески поощрять занятия в спортивных  секциях,  организовывать походы, спортивные состязания, школы выживания и другое.

 




Все права на материалы принадлежат лицам, их разместившим. Использование материалов разрешается лишь при указании источника.
Lis-Edu.kz - Образовательная сеть Казахстана.
Яндекс.Метрика