Методический кабинет г. Лисаковска
ВЕРСИЯ ДЛЯ ПЕЧАТИ
Оригинал статьи находится по адресу:
http://www.lis-edu.kz/lmk/articles/2014-11-17/2673-stetsenko_sv/
Стеценко С.В.

 

ИПМ 1.Сведения об авторе.

Стеценко Светлана Владимировна

Образование: высшее

Кустанайский государственный университет, 1995г

Специальность: биология с дополнительной специальностью химия

Место работы: КГУ «Средняя школа №4» отдела образования акимата города Лисаковска

Педагогический стаж: 17 лет

Стаж работы в занимаемой должности: 17 лет

Квалификация: учитель химии и биологии первой категории высшего уровня квалификации

ИПМ 2. Условия формирования опыта.

На формирование опыта работы оказали влияние следующие факторы:

üПриобретение кабинета химии новой модификации;

üАктивное участие в работе городских методических объединений

üТема по самообразованию на протяжении 5-ти лет

ИПМ 3. Теоретическая база опыта.

Тема: «Использование ИКТ на уроках и внеурочной деятельности при обучении химии и биологии» (2009-2014гг)

Главной задачей учителя химии и биологии является разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения, которые позволяют учителю перейти от изложения материала к дискуссии, от объяснительно-иллюстративных методов обучения – к интерактивным.

Применение электронных образовательных ресурсов в учебном процессе способствует повышению эффективности обучения, делает преподавание предмета более современным, интересным и наглядным.

На мой взгляд, благодаря использованию электронных средств обучения могут быть достигнуты следующие цели:

1. Повышен познавательный интерес к предмету путём максимальной визуализации явлений и понятий, созданы условия для самостоятельных исследований явлений и законов в виртуальной лаборатории; заложены условия для формирования навыков самостоятельного обучения.

2. Повышена эффективность и качество процесса обучения биологии и химии.

3. Повышена личностная ориентация за счёт индивидуализации обучения.

4. Снижены затраты на организацию и проведение учебных мероприятий за счёт: а) переноса части рутинных функций с преподавателей на средства компьютерной поддержки процесса обучения (упрощения изложения материала, возможность подготовки и проверки контрольных знаний); б) снижения нагрузки на средства материально-технического обеспечения учебного процесса (таблицы и коллекции кабинета, недоступность некоторых реактивов).

Современные компьютерные технологии имеют ряд преимуществ, т. к. они позволяют:

üиспользовать видеофрагменты, звуковое сопровождение, анимации с их остановкой, анализом, комментарием и удобным поиском фрагментов;

üмногократно повторять интеллектуальные процедуры, контролировать результаты их выполнения;

üиспользовать интерактивные формы обучения, моделирующие элементы общения учащегося с преподавателем, когда неверный выбор ответа сопровождается разной реакцией;

üавтоматизировать контроль знаний учащихся.

 

ИПМ 4. Актуальность и перспективность опыта.

Применение информационно-коммуникативных технологий при обучении химии и биологии соответствует тенденциям общественного развития, региональной образовательной политике и потребностям школы. Направления данного опыта являются перспективными, так как позволяют развивать у школьников теоретическое, креативное мышление, а также формировать операционное мышление, направленное на выбор оптимального решения.

ИПМ 5. Новизна опыта.

· в комбинации элементов известных методик (критического мышления, модульного обучения, игровых технологий, КСО – коллективный способ обучения и т.д. в интеграции с ИКТ );

· в рационализации, усовершенствовании отдельных сторон педагогического труда

ИПМ 6. Адресность опыта.

Рекомендуется использовать данный опыт работы педагогам, начинающим применение и использующим интерактивного оборудования в процессе обучения на уроках, прикладных курсах, факультативных занятиях

ИПМ 7. Трудоёмкость опыта.

При использовании данного опыта работы необходимо наличие комплекта интерактивного оборудования (интерактивная доска, проектор, компьютер, беспроводной планшет и т.д.) и подключение к сети Интернет.

ИПМ 8. Технология опыта.

I. Изучение методической литературы по теме:

1. Андреев А.А. Компьютерные и телекоммуникационные технологии в сфере образования. Школьные технологии. 2001. №3.

2. Анисимов П.Ф. Новые информационные и образовательные технологии Как фактор модернизации учебного заведения. СПО. – 2004.– № 6. – С. 2.

3. Антонова О.А. Возможности использования информационно-коммуникативных технологии на уроках химии. Химия в Казахстанской школе № 3, 2007 — 6 с.

4. Афанасьева О.В. Использование ИКТ в образовательном процессе.

5. Башмаков М. И., Поздняков С. Н., Резник Н. А. Процесс обучения в информационной среде. Школьные технологии. 2000. №6,3.

6. Брыксина О.Ф. Конструирование урока с использованием средств информационных технологий и образовательных электронных ресурсов. Информатика и образование. 2004 №5

7. Галишникова Е.М. Использование интерактивной Smart-доски в процессе обучения Учитель. – 2007. – № 4. – с. 8-10

8. Гребенев И.В. Методические проблемы компьютеризации обучения в школе. Педагогика. №5. 1994.

9. Дворецкая А.В. Основные типы компьютерных средств обучения. Педагогические технологии. – 2004. – № 2.

10. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2003.

11. Климов В.Г. Психолого-педагогические проблемы эффективности использования информационных и коммуникационных технологий обучения. СПО. – 2004.– № 6. –С.14.

12. Конев М.Н. Информационные технологии как средство повышения мотивации обучения. Химия в школе, 2008. - №5, с. 12-14.

13. Крылова Н.Б. Проектные методы против классно-урочной организации образования. Школьные технологии. – 2004. – № 5. – С. 59.

14. Курдюмова Т. Н. Компьютерная технология обучения химии: достоинства и недостатки. Химия в школе, 2002. - №8, с. 35-37.

15. Матрос Д.Ш. Основы теории информатизации процесса обучения. Педагогика. 2007, № 6.

16. Нечиталова Е. В. Информационные технологии на уроках химии. Химия в школе, 2005. - №3, с. 13-15.

17. Образование и XXI век: Информационные и коммуникационные технологии. – М.: Наука, 1999. – 191 с.

18. Фёдорова С.В. Использование ИКТ в процессе изучения химии. Москва. И.Д. «Первое сентября».

19. Фельдман И. Д. Создание и использование тематических компьютерных презентаций. Химия в школе, 2005. - №7, с. 36-37.

20. Филатов О.К. Основные направления информатизации современных технологий обучения. Информатика и образование. 1999 г. № 2.

21. Шашкова О.В. Использование информационных технологий при обучении химии. Москва. И.Д. «Первое сентября».

22. Шкилева О.А. Современные технологии обучения химии. Волгоград. Издательство ВГПУ «Перемена». 2006.

23. Ярвилехто Т. Учение, роль учителя и новые технические средства обучения. “Школа 2100” Концепции, программы, технологии. Вып. 2

 

II. Обучение работе с интерактивным оборудованием:

А) прохождение курса по практическому применению интерактивного оборудования в учебном классе (сертификат прилагается)

Б) самостоятельное освоение возможностей интерактивной доски при помощи рекомендаций, данных в Интернете на сайте: http://activ.polytech.kz/index.php?option=com_content&view=category&id=34&Itemid=54

III. Диагностика уровня развития познавательных процессов учащихся проводится совместно с психологом школы (результаты диагностики прилагаются)

IV. Создание банка презентаций и флипчартов к урокам химии и биологии.

V. Систематизация дидактико-методического сопровождения процесса обучения химии и биологии.

VI. Систематизация мультимедийных ресурсов, необходимых для быстрой и качественной подготовке уроков химии и биологии (в связи с большим размером файла – прилагается демо-версия)

Современные компьютерные технологии имеют ряд преимуществ, т. к. они позволяют:

üиспользовать видеофрагменты, звуковое сопровождение, анимации с их остановкой, анализом, комментарием и удобным поиском фрагментов;

üмногократно повторять интеллектуальные процедуры, контролировать результаты их выполнения;

üиспользовать интерактивные формы обучения, моделирующие элементы общения учащегося с преподавателем, когда неверный выбор ответа сопровождается разной реакцией;

üавтоматизировать контроль знаний учащихся.

На уроках химии и биологии, считаю целесообразным использовать электронные средства обучения на различных этапах урока: для мотивации учебной деятельности, при изучении нового материала, закреплении пройденного материала, контроля знаний, развитии творческих способностей по предмету.

Указанные возможности реализации информационных и коммуникационных технологий позволяют прогнозировать возникновение принципиального нового информационно-учебного взаимодействия между обучающимися, обучающим и средствами обучения, ориентированные на выполнение разнообразных видов самостоятельной деятельности с объектами предметной среды, их моделями и имитациями. Подобное информационное взаимодействие предполагает проявление партнерской активности со стороны каждого компонента системы и осуществление возможного влияния, оказываемого каждым из них на другие. Эта особенность является одним из существенных признаков учебного процесса с использованием средств информатизации и коммуникации и определяет суть инноваций, реализуемых при этом.

Таким образом, использование ИКТ на уроках химии и биологии позволяет:

· проводить лабораторные работы в условиях имитации в компьютерной программе реального опыта или эксперимента; демонстрации экспериментов, которые невозможно осуществить в рамках школьной лаборатории (отсутствие необходимого оборудования или реальный эксперимент опасен для здоровья).

 

Каково влияние использования информационно-коммуникационных технологий на ученика?
- ИКТ способствует повышению познавательного интереса к предмету;
- ИКТ содействует росту успеваемости учащихся по предмету;
- ИКТ позволяет учащимся проявить себя в новой роли;
- ИКТ формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности;
- ИКТ способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика.

Каково влияние использования информационно-коммуникационных технологий на учителя?
ИКТ дают:
- экономию времени на уроке;
- глубину погружения в материал;
- повышенную мотивацию обучения;
- интегративный подход в обучении;
- возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов;
- возможность формирования коммуникативной компетенции учащихся, т.к. ученики становятся активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке, на этапе формирования структуры урока;
- привлечение разных видов деятельности, рассчитанных на активную позицию учеников, получивших достаточный уровень знаний по предмету, чтобы самостоятельно мыслить, спорить, рассуждать, научившихся учиться, самостоятельно добывать необходимую информацию.
Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ. Необходимо, потому что урок с использованием ИКТ - это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время учителя и ученика, позволяет работать ученику в своем темпе, позволяет учителю работать с учеником дифференцированно и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.

Формы использования ИКТ:

1. Использование готовых электронных продуктов
позволяет интенсифицировать деятельность учителя и ученика, позволяет повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны химических и биологических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности.
2. Использование мультимедийных презентаций и флипчартов
позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память учащихся. На сегодняшний день мною разработано 191 презентация и 103 флипчарта по темам, для уроков химии и биологии.
3. Использование ресурсов сети Интернет.
Сеть Интернет несет громадный потенциал образовательных услуг (электронная почта, поисковые системы, электронные конференции) и становится составной частью современного образования. Получая из сети учебно-значимую информацию, учащиеся приобретают навыки:
целенаправленно находить информацию и систематизировать ее по заданным признакам;
видеть информацию в целом, а не фрагментарно, выделять главное в информационном сообщении.

4. Использование интерактивной доски и программного обеспечения ACTIV board (ПО, предназначенное для интерактивной доски).

При подготовке и проведении урока я использую программы общего назначения: Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Power Point, Adobe Photoshop, Microsoft Publisher

Программа PowerPoint, обладает большим потенциалом создания наглядно-образного представления учебного материала. Кроме того, сегодня широко практикуется создание презентаций, для творческого представления учащимися своего интеллектуального продукта (домашней работы, реферата, доклада, сообщения и т.п.).

Но, в связи с доступностью большого количества готовых презентаций в сети Интернет, я предпочитаю в этом качестве использовать возможности программы MicrosoftPublisher. Краткость и четкость информации по проектам, сообщениям и т.д. учащиеся представляют в виде буклетов.

Текстовый редактор Microsoft Word также может служить примером простейшего использования офисных приложений. С помощью текстового редактора Word педагог может создать простые дидактические материалы и предъявить их учащимся для самостоятельной работы на уроке .Такой материал может быть подготовлен в виде текста с пояснениями, иллюстрациями, гиперссылками и контрольными вопросами. Учащиеся могут создать с помощью редактора Word собственный интеллектуальный продукт, например реферат, доклад, сообщение и пр.

В деятельности педагога важным звеном является диагностика знаний учащихся. Используя табличный процессор Microsoft Excel можно создать контролирующие тесты по различным разделам.

Программа Adobe Photoshop является необходимой для работы с фотографиями, которые используются для создания презентаций, виртуальных экскурсий и т.п.

И, конечно, следует отметить возможности интерактивной доски. Поначалу я использовала программу Activstudio Professional Edition, но вскоре заменила её на ActivInspire. Я считаю, что данная программа имеет ряд преимуществ при создании флипчартов. Кроме того, в своей работе я использую ActivSlate и датчик Xplorer GLX с комплектом оборудования.

Для более быстрой и качественной подготовки к уроку весь визуальный материал (от обычных анимаций до видеоматериалов) был мной систематизирован по категориям.

ИПМ 9. Результативность опыта

Качество знаний в течение трех последних лет стабильно, наблюдается положительная динамика: по химии – с 31,4% до 36,5%; по биологии – с 42,4% до 48,7%.



 

Рецензия

на передовой педагогический опыт

Стеценко Светланы Владимировны -

учителя химии, биологии КГУ «Средняя школа № 4» отдела образования акимата города Лисаковска

на тему:

«Использование ИКТ на уроках и внеурочной деятельности при обучении химии и биологии».

 

Защита опыта работы представлена:

üНа городском семинаре учителей биологии;

üНа заседании ГМО учителей химии и биологии;

üНа городском конкурсе «Интерактивная доска – лучший помощник учителя»

Опыт работы посвящён применению информационно-коммуникативной технологии на уроках и внеурочной деятельности при обучении химии и биологии с целью повышения качества знаний, развития уровня познавательных процессов, мотивации обучающихся к изучению предметов.

Автор опыта считает, что развитие личности возможно при условии применения педагогических технологий, в том числе ИКТ, имеющей преимущества:

üосуществление познавательно-исследовательской деятельности, как обучающихся, так и самого учителя,

üсоздание позитивного настроя и стимула для дальнейшего творчества;

üразвитие познавательных интересов, учебной мотивации; и как следствие - рост качества знаний;

üосуществление дифференцированного подхода к формированию и развитию коммуникативных способностей и личностных качеств;

üприобретение обучающимися опыта работы с интерактивными заданиями, развивающими .

Актуальность данного опыта не вызывает сомнения, поскольку формирование компетенций и общеучебных умений и навыков в школе является важной и необходимой составной частью учебного процесса, а овладение и применение технологии, развивающей познавательную активность, рефлексивную оценочную деятельность считается одной из сложных задач, стоящей перед учителем.

Автором опыта проведена серьёзная работа по изучению концептуальных положений информационно-коммуникативной технологии, уровня развития познавательных процессов обучающихся на основе диагностических исследований. Немаловажным является и то, что Стеценко С.В. убеждена в необходимости конструирования современного урока, изменения роли преподавателя в процессе обучения естественнонаучным дисциплинам, так современный учитель перестает являться основным источником информации, он должен скорее направлять обучение на познание самого себя, развитие креативных, когнитивных и коммуникативных качеств обучающегося.

В качестве результата педагогической деятельности по исследуемой проблеме учитель показывает положительную динамику не только в усвоении программного материала (качество знаний, степень обученности), но и прилагает разработку учебных занятий и систематизацию мультимедийных ресурсов, что облегчает подготовку педагога к уроку.

Научная концепция освоения опыта: содержательное обогащение.

Автор опыта наряду с ИКТ использует элементы технологии проблемного обучения, развития критического мышления, модульного обучения, игровых технологий, КСО.

Новизна опыта заключается:

üв комбинации элементов известных методик (критического мышления, модульного обучения, игровых технологий, КСО – коллективный способ обучения и т.д. в интеграции с ИКТ );

üв рационализации, усовершенствовании отдельных сторон педагогического труда;

ü в развитие у школьников теоретического, креативного мышления, в формировании операционного мышления, направленного на выбор оптимального решения.

Средства обучения: интерактивные задания, учебные электронные диски, интернет – ресурсы, презентации, флипчарты.

Уровень новизны – уточнение, конкретизация отдельных теоретических и практических положений, касающихся обучения, воспитания, методики преподавания и т.д.

Педагогический опыт соответствует критериям передового педагогического опыта и может быть:

üприменим на уроках общеобразовательных дисциплин

üкатегория обучающихся: разный уровень учебно-познавательной деятельности; ступень обучения: среднее и старшее звено;

üматериальная база: наличие комплекта интерактивного оборудования (интерактивная доска, проектор, компьютер, беспроводной планшет и т.д.

üуровень профессиональной подготовки: творческий.

 

Данный опыт заслуживает распространения среди коллег через различные формы методической работы (мастер-класс, теоретический семинар и др.).

Наличие приложений:

1. Описание педагогического опыта;

2. Разработки уроков по темам:

А) «Обобщение сведений о переходных металлах»;

Б) «Перегонка нефти и каталитические процессы в перегонке нефти» (интеграция: химия, биология, география)

В) Решение генетических задач

3. Разработка внеклассного мероприятия по биологии (игра «Что? Где? Когда?»)

4. Электронный практикум «Систематизация мультимедийных ресурсов»

Вывод:

Опыт работы Стеценко С.В. по теме «Использование ИКТ на уроках и внеурочной деятельности при обучении химии и биологии» может быть рекомендован к внесению в городской банк данных инновационного (передового) педагогического опыта.

 

Экспертная группа в составе:

Руководитель ГМО учителей биологии _____________/Бойко Г.С./

Руководитель ГМО учителей химии _____________ /Матвеева С.А./

Дата: 17.03.2014г




Все права на материалы принадлежат лицам, их разместившим. Использование материалов разрешается лишь при указании источника.
Lis-Edu.kz - Образовательная сеть Казахстана.
Яндекс.Метрика