Методический кабинет г. Лисаковска
ВЕРСИЯ ДЛЯ ПЕЧАТИ
Оригинал статьи находится по адресу:
http://www.lis-edu.kz/lmk/articles/2014-11-17/2688-kravchuk_tv_muntyanova_nv/
Кравчук Т.В., Мунтянова Н.В.

Информационная карта положительного педагогического опыта

1.Общие сведения

Ф.И.О автора опыта

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес, индекс

Должность

Стаж работы в должности

Кравчук Татьяна Владимировна

Государственное учреждение «Межшкольный учебно-производственный комбинат»

а: 2 мкр. 8.дом

Индекс - 111200

Заместитель директора по ВР, преподаватель курса «Основы экономии и финансовой грамотности»

29,5 лет

 

 

 

 

 

 

 

Мунтянова Надежда Васильевна

Государственное учреждение «Межшкольный учебно-производственный комбинат»

а: 2 мкр. 8.дом

Индекс - 111200

преподаватель курса «Основы экономии и финансовой грамотности»

33,5 года

Сущностные характеристики опыта

Тема опыта

Разработка методического обеспечения
уроков по курсу «Основы экономики и финансовой грамотности»

Основная идея обобщенного опыта

Центральная идея состоит в создании самостоятельного дидактического продукта, позволяющего доступными и интересными способами развивать у учащихся основы экономических знаний.

Гипотеза

Систематизированный материал поможет более эффективно преподать базовые понятия экономической теории, основываясь на активных формах обучения.

Методические приемы, использованные при обобщении и рекомендуемые для реализации идеи

Реализация основных направлений экономического образования школьников путём использования дидактического материала в рамках преподавания курса «Основы экономики и финансовой грамотности»

Условия, необходимые для реализации опыта

Системность и последовательность

Результат опыта

Дидактическое обеспечениепрограммыкурса "Основы экономики и финансовой грамотности" даст возможность учителю рационально организовать учебный процесс; эффективно использовать учебное время; поможет учащимся успешно изучить материалы курса

         

 

2.Условия формирования опыта.

Модернизация казахстанской школы затронула все элементы образовательной системы. Изменения коснулись и предметной области «Технология». С 2009 года в неё интегрирован курс «Основы экономики и финансовой грамотности». В настоящее время сформировалось устойчивое мнение о необходимости дополнительной экономической подготовки школьников, способствующей, подготовке конкурентоспособной личности. Эффективность экономического образования зависит от познавательной деятельности учащихся и техники проведения уроков.

В помощь педагогам и учащимся нами подготовлено учебно-методическое пособие по курсу «Основы экономики и финансовой грамотности» для учащихся 8-9 классов. Рекомендуется использовать как в интегрированном курсе в предмет «технология», так и при изучении самостоятельного экономического курса профильного направления. Все части пособия апробировалось нами в течение четырёх лет. Его содержание является результатом педагогической практики и систематизации уже имеющихся наработок.

3. Теоретическая база опыта

В настоящее время сформировалось устойчивое мнение о необходимости дополнительной экономической подготовки школьников. Каждый педагог знает, что эффективность образования во многом зависит от познавательной деятельности учащихся и техники проведения уроков.

В помощь педагогам и учащимся нами подготовлено учебно-методическое пособие по курсу «Основы экономики и финансовой грамотности» для учащихся, которое рекомендуется использовать как в интегрированном курсе в предмет «Технология», так и при изучении самостоятельного экономического курса профильного направления. Все части пособия апробировалось в течение четырёх лет. Так как в МУПК экономика преподаётся уже 22 года, то его содержание является результатом педагогической практики и систематизации уже имеющихся наработок.

 

В процессе познавательной деятельности большое внимание необходимо уделять вниманию создания положительной мотивации учащихся, формированию заинтересованного отношения к учебе, повышения уровня их самообразования.

Технику проведения урока необходимо проектировать в первую очередь на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, гигиенических требований к проведению урока.

При прохождении нового материала, мало или совсем не связанного с предыдущим, сообщении учащимся сведений о практическом применении изученных закономерностей, изучение материала проблемного характера не обойтись без лекционной формы подачи материала.

4. Актуальность и новизна опыта

Актуальность и новизна разработки продиктована следующими факторами:

1. К предлагаемой программе по курсу «Основы экономики и финансовой грамотности» (приказ Министра образования и науки РК от 22 июля 2009 года № 353) не предусмотрены специальные учебники, что значительно затрудняет подготовку к уроку.

2. Отсутствуют пособия с дидактическим материалом для педагогов и учащихся.

3. Отсутствуют методические рекомендации для учителей по организации и разработке занятий.

Хотим заострить ваше внимание на том, что пособие не является учебником и не содержит всего набора понятий и тем, из которых состоит курс экономической теории.

Мы ставили перед собой задачу создания самостоятельного дидактического пособия, позволяющего доступными и интересными способами развивать у учащихся основы экономических знаний. Пособие поможет преподать базовые понятия экономической теории, основываясь на активных формах обучения.

Инновационная направленность учебно-методического пакета не является абсолютной новизной. Данная инновация основана на практическом применении материала, способствующем оптимизации учебного процесса. Следует отметить, что в педагогической практике проект имеет хорошие результаты, носит системный характер.

В представленных материалах прослеживается альтернативный подход, существенное обогащение уже имеющихся дидактических наработок по преподаванию экономики и актуальность представленной работы.

 

6. Адресность опыта.

Представленное нами дидактическое обеспечениепрограммыкурса "Основы экономики и финансовой грамотности" рекомендовано учителям школ, реализующим путём интеграции в другие предметы курс «Основы экономики и финансовой грамотности» и педагогам, ведущим данный курс факультативно.

7. Трудоемкость опыта

Трудности в использовании данного опыта заключаются в том, что на использование дидактического материала в полном объёме возможно при ведении курса отдельным часом. Частичное использование при интеграции курса в другой предмет теряет свою эффективность.

8. Технология опыта

Наш опыт преподавания экономических дисциплин позволяет утверждать, что эффективность финансовой грамотности школьников будет зависеть, прежде всего, от двух слагаемых: познавательной деятельности и техники проведения занятий.

Организация мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений должно включать в себя:

· планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, различные уровни проблемно-эвристического решения задач, поисковой и исследовательской работы учащихся на уроке, преодолимых интеллектуальных затруднений в ходе самостоятельной работы);

· опору на психологические закономерности формирование представлений, понятий, уровней понимания, создания новых образов в организации мыслительной деятельности и воображения учащихся;

· руководство процесса повышения уровня понимания (от описательного, сравнительного, объяснительного к обобщающему, оценочному, проблемному) и формирования умений рассуждать и делать выводы;

· определение уровня сформированности знаний и умений у учащихся (на уровне конкретных представлений, понятий, обобщения, формирования выводов).

В зависимости от поставленных целей мы рекомендуем следующие формы лекций:

1. Проблемная лекция.

2. Лекция – визуализация

3. Лекция - консультация.

4. Лекция – диалог

При подготовке лекций целесообразно использовать следующие теоретические источники: И. Липсиц. «Экономика» (1и 2 часть), Е Савицкая «Уроки экономики в школе» (1и 2 часть), Т. Кадамбаев «Организация рыночной экономики».

Лекционная форма эффективна при изучении нового материала или рассмотрении сложного для самостоятельного изучения материала.

Структура лекции зависит от темы и целей урока. Стандартный вариант лекции включает в себя:

ØСоздание проблемной ситуации при постановке темы, цели и задач урока

ØФормирование знаний и умений, их закрепление по конспектам , опорным схемам, блок-схемам

ØОбобщение и систематизация изученного

ØДомашнее задание, желательно с элементами самопроверки

Не менее важной формой выработки у школьников самостоятельности, активности, умения работать с литературой, творчески мыслить и действовать являются активные методы обучения (деловые игры, работа в микро-группах, методы конкретизации ситуации, конкурсы, создание проектов), когда учащиеся сами формируют проблему и пытаются ее решить.

Нами разработаны игры по экономике, которые можно использовать как в процессе урока, так и во внеклассных мероприятиях. В 9 классах активно используются при изучении тем следующие игры: «Грамотный потребитель», «Этот загадочный товарный знак», «Бизнес-класс», «Мы на рынке товаров». В ходе игры все учащиеся незаметно для себя активизируются, увлекаются поисками ответов, начинают размышлять, так как положение «последнего» в игре мало кого устраивает.

Методика разработки игры состоит из нескольких этапов:

1.Составление требований и правил игры

2. Разработка сценария, и рекомендаций по проведению

3. Подбор необходимой информации, средств обучения, создающих игровую ситуацию урока

4. Уточнение целей проведения игры, составления руководства для ведущего, инструкций для игроков, подготовка дидактического материала

5. Разработка правил оценивания деятельности игроков.

При анализе результатов игры учителем обязательно определяется степень активности игроков, уровень их знаний и умений.

Понимание основ экономики невозможно только на уровне лекций, без использования дидактического материала, в том числе опорных конспектов. Работа с опорными конспектами способствует включению 3 видов памяти: зрительной, слуховой, моторной – и приводит к тому, что учащиеся легко усваивают сложной теоретический материал. Плюсом является то, что подготовленные учащимися или учителем опорные конспекты и схемы значительно экономят время урока, что особенно актуально в современных условиях. Опорные конспекты могут использоваться не только на бумажных носителях, но и с применением электронных презентаций. Опорные схемы и конспекты в программе Power Point иллюстрируют урок, позволяя не перегружать зрительное пространство, фиксируя внимание на изучаемом объекте. Кроме того, использование ПК позволяет вернуться в любую точку урока, затрачивая минимальное количество времени.

Ещё одним ресурсом дидактического материала к уроку являются занимательные задания: ребусы, кроссворды, задачи, криптограммы и т.д. Использование данного материала помогает учителю включать учащихся в решение нестандартных задач на различных этапах урока, направить их на сознанное усвоение экономической лексики, расширить понятийный аппарат.

Для закрепления материала в пособии приводятся КИМ (контрольно- измерительные материалы) в виде тестов, терминологических диктантов, задач, таблиц. В зависимости от целей контроля используются следующие виды тестов:

1. Тест с дополнениями (в тексте, чертеже, в написании формулы оставляют место, куда вписывается пропущенное слово, знак, обозначение)

2. Тест-напоминание (ответ на вопрос теста – какой-либо факт, смысл закона, правила, положения. При этом проверяется фактическое знание однозначного ответа на прямой вопрос)

3. Тест с альтернативными ответами (даётся возможность для решения какого-либо утверждения: ответ заносится знаками (+/ -) или словами «да» - «нет».

4. Выборочный тест (из нескольких ответов выбирается один верный. Количество ответов должно быть не менее 3)

5. Комбинированный тест (по построению он может содержать вопросы из разных видов тестов. Задания этого вида теста могут быть представлены в виде теста набора таблиц, формул, графиков, чертежей, схем. По уровню этот тест может быть ёмким и обладать высокой вариабельностью).

Рабочая тетрадь составлена в соответствии с программой, рассчитанной на учащихся 8-9 классов и является дополнением к курсу «Основы экономики и финансовой грамотности». К каждой теме в тетради даются основные понятия, формулы, задания, тесты, задачи, проблемные ситуации. Пособие содержит краткий экономический словарь, который включает термины и понятия, употребляемые в учебной литературе, в современных периодических и популярных изданиях, средствах массовой информации, а также в деловых кругах. Достаточно широко представлены в нем понятия и термины, относящиеся к основным экономическим категориям. Пособие ориентировано в первую очередь на учащихся 5-9 классов общеобразовательных школ, но, безусловно, может быть полезен для учащихся в послешкольном образовании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационно –

содержательная карта

передового педагогического опыта

 

1. Экспертное заключение

Предлагаемый масштаб и формы распространения изменений

уровень города

Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес.

Гнучая С.В. т. 3-38-02, gnuchajasvetlana@mail.ru а: 2мкр. 8 дом. Индекс -111200

 

Заключение эксперта

Преподавателями ГУ МУПК Кравчук Т.В. и Мунтяновой Н.В. разработан методический материал по курсу «Основы экономики и финансовой грамотности» для учащихся. Предлагаемое пособие, подготовленное в помощь учителю технологии, представлено как дидактическая единица, реализующая информационные, контролирующие, систематизирующие и координационные функции.

Пособие не является учебником и не содержит всего набора понятий и тем, из которых состоит курс экономической теории. Авторы поставили перед собой задачу создания самостоятельного дидактического пособия, позволяющего доступными и интересными способами развивать у учащихся основы экономических знаний.

Пособие поможет преподать базовые понятия экономической теории, основываясь на активных формах обучения. В процессе преподавания реализуются общие проблемы экономического воспитания.

Пособие включает в себя:

1. Методические рекомендации для педагогов

2. Краткие разработки уроков (или их фрагментов)

3. Занимательный дидактический материал

4. Контрольно-измерительные материалы (тесты, задачи и др.)

5. Краткий курс лекций

6. Рабочая тетрадь

7. Глоссарий

8. Сценарии внеклассных мероприятий по экономике

Основное содержание пособия представлено как в традиционном виде (на бумажном носителе), так и в инновационных формах: видеопрезентации, виртуальные экскурсии, электронные тесты и т.д.).

Проблемные вопросы, задания, представленные в пособии, мотивируют учащихся на решение учебных вопросов. Отдельные элементы пособия ученик может использовать как самоучитель. Данная методическая продукция может быть рекомендована к реализации в учебном процессе.

 

2. Информационная характеристики опыта

Цели и задачи

Цель: оптимизировать содержание и формы методического оснащения в преподавании курса «Основы экономики и финансовой грамотности»

Целенаправленность

Центральная идея состоит в создании самостоятельного дидактического продукта, позволяющего доступными и интересными способами развивать у учащихся основы экономических знаний.

Системность

Разработанный дидактический материал поэтапно

Критериальность

Разработка системы показателей для оценки каждого вида заданий

Разработка системы мониторинга успеваемости учащихся по данному курсу

Использование системы самооценки

Диагностичность

Обеспечение учебного процесса дидактическими материалами позволяет повысить качество образовательного процесса

Конструктивность

Перспективность

     



Все права на материалы принадлежат лицам, их разместившим. Использование материалов разрешается лишь при указании источника.
Lis-Edu.kz - Образовательная сеть Казахстана.
Яндекс.Метрика