Государственное учреждение Отдел образования города Лисаковска Управления образования акимата Костанайской области
ВЕРСИЯ ДЛЯ ПЕЧАТИ
Оригинал статьи находится по адресу:
http://www.lis-edu.kz/lsk/articles/2013-12-05/1546-russkiy_yazyik_6_kl/
Русский язык (6 кл.)

Тема урока: Имя прилагательное

Цели урока:

  1. Повторить и углубить знания учащихся об имени прилагательном как части речи; содействовать умению учащихся распознавать имена прилагательные в речи, устанавливать их связь с именами существительными, правильно писать родовые окончания;
  2. Развивать познавательную активность учащихся, творческий интерес;
  3. Воспитывать самостоятельность, умение проявлять инициативность и умение критически оценивать результат своей учебной деятельности;
  4. Корректировать и развивать критическое и словесно – логическое мышление, память, речь учащихся.

 

Оборудование: опорная таблица «Имя прилагательное», раздаточный материал, интерактивное оборудование.

                                                        Ход урока

1.Орг.момент: приветствие, готовность, психологический настрой.

 Встали все у парт красиво,

 Поздоровались учтиво.

 В добрый путь и добрый час,

 Пусть удача ждёт всех нас!

2.Сообщение темы урока и целеполагание.

Чтобы узнать тему нашего урока, вы должны разгадать слово – помощник.

К

А

К

О

Й

Цель: корректировать словесно – логическое мышление и память.

-Вы угадаете 1 и 3 букву, если из слова «горка» выпишите глухой твёрдый парный согласный звук.

- Вы угадаете 2 букву, если из слова «зима» выпишите ударный гласный.

- Вы угадаете 4 букву, если из слова «мороз» выпишите ударный гласный.

- Вы угадаете 5 букву, если из слова «зимний» выпишите последний звонкий, мягкий, непарный согласный звук.

-Какое слово получилось?

-Какая часть речи отвечает на вопрос «какой»? (запись в тетрадях темы урока)                               -Какое из слов, при помощи которых мы разгадали слово – помощник, можно назвать лишним? Почему?

Это была для мысли разминка,

Мы с ней проложили к уроку тропинку.

3.Изучение нового материала.

Цель нашего урока – повторить и углубить знания об имени прилагательном.

Что такое имя прилагательное? (чтение материала в учебнике; по опорной таблице)

Учитель: сегодня мы совершим путешествие на планету под названием «Имя прилагательное». Представьте себе, что все мы являемся жителями этой планеты и все мы разные.

Я трудолюбивая, любознательная. А ты какой? (ответы учеников и запись в тетрадях 2 – 3 примера)

Теперь вы доказали, что являетесь жителями планеты «Имя прилагательное» и сможете спасти свою планету.

4.Закрепление.

Ознакомление с содержание письма от инопланетян.

Здравствуйте, жители страны «Имя прилагательное».

Цель: корректировать критическое мышление.

Над вами нависла опасность. Это метеорит гигантских размеров. Вы все очень разные. Вы делаете речь красивой, выразительной, интересной. Поэтому только вы сможете спасти планету от беды. Чтобы изменить полёт  метеорита, надо запустить ракету. Её приведёт в действие шифр. Чтобы его узнать,  надо выполнить несколько заданий. За каждое правильное задание вы получите букву. Сложив буквы в слово, вы узнаете шифр. В этом вам помогут жители соседней страны, с которыми вы дружны.

-Какой делают речь имена прилагательные?

Ребята, о каких соседях говорят инопланетяне? (об именах существительных, потому что от них зависит род, число и падеж имён прилагательных)

Все задания спрятались за геометрическими фигурами.

Задание 1.

Не круг, не красная. (жёлтый треугольник)

Выпишите из перечисленных слов имена прилагательные.

Радостный, работа, рюкзак, робкий, рисовать, размышлять, редкий, ребята, разумный, родной.

Взаимопроверка с экрана.(с доски)

Выделите окончания у прилагательных.

-Что общего у всех имён прилагательных? (они стоят в ед.ч., И.п., М.р.)

Вывод: а это начальная форма всех имён прилагательных.

Ещё что общего вы увидели? (все слова начинаются с буквы «Р»)

-Кто справился с заданием, получил букву «Р».

Задание 2.

Не треугольник, не зелёная. (красный квадрат)

Составьте словосочетание прил.+сущ., вставьте недостающее окончание у имён прилагательных, определите род, число и падеж.

Цель: развивать словесно-логическое мышление.

1.Зелён …                узором

2.Пушист …            шубку

3.К больш…            ёлочка

4.В тёпл…               сугробу

5.Причудлив …      снега

6.О холодн…          погоде

Проверка по цепочке с объяснением.

Вывод: прилагательные согласуются с существительными в роде, числе и падеже.

-Кто справился с заданием, получил вторую букву «М».

4.  Физминутка.

 Муж.род – руки вверх

 Сред.род – перед собой;

 Жен.род – руки вниз.

Умный, красное, красивая, зимний, чёрный, яркое, заботливая, берёзовый, тёплое, славный, большая, пушистый, вкусное, далёкая, городской, здоровое, школьная.

Задание 3.

Не треугольник, не красная. (зелёный круг)

Распространить текст именами прилагательными и определить их синтаксическую роль.

Цель: корректировать и развивать логическое мышление и творческое воображение.

Стоит ______________ зимний день. Падает лёгкий _____________ снег. Он укутал деревья в ______________ шубки. Стоит дуб в ________________ шапке. Зелёная ёлочка спряталась в _____________ сугроб. Пруд уснул под _____________ корой.

_____________ лес зимой.

Слова –помощники: пушистый, чудесный, мохнатый, тёплый, красив, большой, ледяной.

Самопроверка с экрана.

-Какое прилагательное отличается от всех остальных?

Вывод: в предложении прилагательные чаще всего выражены определением; некоторые  прилагательные могут иметь краткую форму, в предложении они выражены сказуемыми.

-Кто справился с заданием, получил третью букву «И».

-Сложите из букв слово. Чтобы получить шифр, подставьте слово «мир» в поговорку «Красота спасёт мир».

Вывод: имена прилагательные украшают речь, они её делают красивой, выразительной, интересной.

5.Итог урока: буквенный диктант.

Если вы согласны с утверждением, то пишите «Д», если не согласны «Н».

1.Имя прилагательное – самостоятельная часть речи.

2.Имя прилагательное обозначает действие предмета.

3.Имя прилагательное в предложении выражено определением.

4.Для определения рода, числа, падежа прилагательное надо согласовать с существительным.

5.В предложении «Наступила холодная зима» нет имени прилагательного.

Ключ: 1-д, 2-н, 3-д, 4-д, 5-н.

 


Все права на материалы принадлежат лицам, их разместившим. Использование материалов разрешается лишь при указании источника.
Lis-Edu.kz - Образовательная сеть Казахстана.
Яндекс.Метрика