Методический кабинет г. Лисаковска
Методический кабинет г. Лисаковска > Локальные акты > 2014 > Нормативно-правовое обеспечение экспериментальной деятельности
Нормативно-правовое обеспечение экспериментальной деятельности
Вебмастер Lis-Edu.Kz 02:02 4 марта 2014 г. Просмотров: 3647

 

«Утверждаю»                 

____________________  

Начальник ГорОО       

Бурдыка Е.А.                 

«___» _______                 

 

«Согласовано»

______________________

Заведующая ГМК

Шоканова Л.Ш.

«___» __________

 

Положение

 

об организации экспериментальной и инновационной деятельности

 

в системе  образования города Лисаковска

 

 

I. Общие положения

 

 

1.1. Настоящее Положение об организации экспериментальной и инновационной деятельности в системе образования (далее - Положение) определяет порядок разработки, экспертизы, утверждения и осуществления экспериментальной и инновационной деятельности в образовательных организациях города Лисаковска, а также права и обязанности участников экспериментальной и инновационной деятельности.

 

1.2. Под экспериментальной деятельностью в настоящем Положении понимается деятельность различных субъектов системы образования по разработке, апробированию и внедрению нового содержания и технологий обучения, воспитания, новых механизмов управления, контроля качества образования, а также по другим направлениям, предусмотренным ведомственной целевой программой развития образования и иными нормативными правовыми актами, определяющими приоритетные направления политики города Лисаковска в области образования.

 

1.3. Под инновационной деятельностью в настоящем Положении понимается деятельность, направленная на реализацию и внедрение результатов экспериментальной работы в другие образовательные организации, освоение ими образцов новой образовательной практики и формирование культуры инноваций. В ходе инновационной деятельности проводится отработка механизмов обновления содержания и форм образовательного процесса в целях обеспечения устойчивого развития практики городской системы образования.

 

1.4. Участниками экспериментальной и инновационной деятельности могут быть педагогические и научно-педагогические работники образовательных учреждений, привлеченные научные сотрудники научно-исследовательских организаций, работники учебно-методических и методических служб,

организации и объединения, иные организации независимо от организационно-правовой формы и формы собственности.

 

1.5. В зависимости от ожидаемого конечного результата экспериментальной и инновационной деятельности и ее социальной значимости образовательным организациям, участвующим в этой работе, в порядке, установленном настоящим Положением, может быть присвоен статус городских экспериментальных площадок.

 

1.6. В состав городских экспериментальных площадок могут входить одно или несколько образовательных учреждений, объединённых единой программой проведения эксперимента, использующие результаты эксперимента в образовательной практике, сформировавшие инновационное поле.

 

 

II. Основные направления экспериментальной

 

и инновационной деятельности:

 

 

2.1. Основными направлениями экспериментальной и инновационной деятельности являются:

 

 разработка и опытная проверка: нового содержания образования, образовательных технологий, форм, методов и средств обучения и воспитания, программно-методического обеспечения образовательного процесса, учебников, учебно-методических комплексов;

 

 разработка и апробация новых механизмов управления, направленных на модернизацию образования;

 

 разработка и апробация новых направлений и технологий подготовки и переподготовки педагогических кадров;

 

 совершенствование учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования;

 

 новые механизмы, обеспечивающие модернизацию управления образованием, сетевое взаимодействие образовательных организаций;

 

 

 разработка модели здоровьесберегающего, здоровьеформирующего компонентов образовательной организации;

 

 новые формы государственно-общественной, частной поддержки развития образовательной организации, городской образовательной системы и другие.

 

2.2. Образовательные организации могут участвовать в экспериментальной и инновационной деятельности по одному или нескольким (но не более чем по трем одновременно) направлениям экспериментальной и инновационной деятельности. Тематика экспериментальной и инновационной деятельности может быть предложена ГУ «Управление  образования акимата Костанайской области, ИПК и ПРО, самостоятельно определена образовательными организациями. Тематика определяется с учетом основных направлений развития городской системы образования.

 

 

III. Управление экспериментальной и инновационной деятельностью:

 

 

3.1. Общие вопросы управления экспериментальной и инновационной деятельностью осуществляются в пределах компетенции ГУ «Отдел образования акимата города Лисаковска»

 

 3.2. Координацию и контроль над ведением экспериментальной деятельности в образовательной организации осуществляет научный руководитель, текущий контроль осуществляется заместителем директора, курирующим научно-методическую работу в школе, методист дошкольной организации.

 

 

3.3. В целях координации экспериментальной и инновационной деятельности в образовательных организаций города создается Экспертный совет при ГУ «Отдел образования города Лисаковска (Городской Экспертный совет), деятельность которого регламентируется Положением о  городском Экспертном совете.

 

 

IV. Присвоение образовательным организациям статуса городских экспериментальных площадок и выведение  образовательных учреждений из состава городских экспериментальных площадок:

4.1. Присвоение образовательным учреждениям статуса городских

экспериментальных площадок осуществляется приказом отдела образования на основании заключения Экспертного совета в порядке, установленном

 

 

 

настоящим Положением и другими нормативными правовыми актами, и не влечет за собой изменения статуса учреждений, их организационно-правовой формы и подчиненности.

 

4.2. Заявка на присвоение статуса городских экспериментальных площадок (Приложение № 1) рассматривается по самостоятельному представлению не позднее месяца до текущего заседания Экспертного совета.

 

4.3. К заявке прилагаются:

 

программа эксперимента, в соответствии со структурой, утвержденной Экспертным советом (Приложение № 2);

 

 рецензия (ученого или специалиста-практика с высшей квалификационной категорией);

 

 

другие документы по усмотрению заявителя.

 

4.4. Присвоение образовательным организациям статуса городских экспериментальных площадок осуществляется на срок, определенный программой эксперимента. После завершения экспериментальной работы в установленный срок образовательная  организация выводится из состава городской экспериментальной площадки. Срок работы в составе городской экспериментальной площадки может быть продлен приказом ГУ «Отдел образования» акимата города Лисаковска по решению  Городского Экспертного совета.

 

4.5. Вывод из состава городской экспериментальной площадки осуществляется приказом ГУ «Отдел образования акимата города Лисаковска на основании решения Экспертного совета.

 

4.6. Вывод образовательной организации из состава городской экспериментальной площадки может быть осуществлен досрочно в случае:

 

ненадлежащего исполнения образовательной организацией принятых на себя обязательств, закрепленных в программе работы;

 

получения промежуточных результатов, свидетельствующих о невозможности или нецелесообразности продолжения реализации проекта, в частности, ухудшения уровня и качества подготовки воспитанников;

 

нарушения образовательной организацией законодательства РК, включая несоответствие содержания подготовки выпускников требованиям ГОСО, несоблюдение требований Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов по охране здоровья обучающихся и воспитанников, нарушения сроков представления отчетности;

 

инициирования закрытия экспериментальной площадки самой организацией, работающей в данном статусе.

 

 

V. Права и обязанности образовательных организаций, входящих в состав городских экспериментальных площадок:

 

 

5.1. Образовательные организации, которые входят в состав городских экспериментальных площадок, руководствуются Законом Республики Казахстан «Об образовании», настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность образовательных организаций в условиях экспериментальной и инновационной деятельности.

 

5.2. Образовательные учреждения, которые входят в состав городских экспериментальных площадок, имеют право:

 

вносить изменения в цели, задачи, содержание образовательных программ, организацию образовательного процесса, педагогические методы и технологии, систему средств воспитания;

 

реализовывать научно-методические и инновационные функции городской экспериментальной площадки в образовательных организациях - участниках инновационного проекта по основному направлению экспериментальной и инновационной деятельности;

 

реализовывать на своей базе различные формы презентационной и демонстрационной деятельности;

 

разрабатывать, создавать и руководить работой образовательных программ, инновационных структур и комплексов в области основного направления экспериментальной деятельности.

 

5.4. Перечисленные права предусматриваются в целях обеспечения наиболее эффективной реализации программы проведения экспериментальной и инновационной деятельности и не должны противоречить законодательству РК, наносить ущерб здоровью, а также уровню и качеству подготовки

 

 

 

обучающихся и воспитанников, ограничивать права участников образовательного процесса.

 

5.5. Образовательные организации, которые входят в состав городских экспериментальных площадок, обязаны:

 

реализовать утвержденную программу проведения исследовательской, экспериментальной и инновационной работы в установленный срок;

 

обеспечить в рамках экспериментальной и инновационной деятельности уровень и качество подготовки выпускников не ниже требований государственных образовательных стандартов;

 

своевременно сдавать отчетные материалы в соответствии с календарным планом выполнения экспериментальных работ и требованиями к отчетной документации, утвержденными Городским Экспертным советом (Приложение № 3);

 

своевременно уведомлять ГУ «Отдел образования акимата города Лисаковска» о возникших проблемах, которые могут привести к невыполнению программы или календарного плана работ.

 

 5.6. Руководители образовательных организаций, получивших статус городских экспериментальных площадок:

 

 планируют экспериментальную и инновационную деятельность на уровне образовательной организации, привлекая научных консультантов;

 

 обеспечивают качество образования в соответствии с требованиями ГОСО;

 

 осуществляют мониторинг экспериментальной и инновационной деятельности;

 

 организуют прохождение повышения квалификации работников образовательной организации - участников реализации проекта по направлениям экспериментальной и инновационной деятельности;

 

 несут ответственность за непредоставление информации о содержании и реализации программы проведения экспериментальной и инновационной деятельности родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся и воспитуемых;

 

 несут ответственность за жизнь, здоровье и эмоциональное благополучие детей в ходе экспериментальной и инновационной деятельности.

 

 

VI. Финансирование и материально-техническое обеспечение городских экспериментальных площадок:

 

 

6.1. Финансирование городских экспериментальных площадок осуществляется за счет:

 

бюджетных ассигнований, выделяемых на финансирование образовательных организаций,

 

средств спонсоров, ассоциаций, творческих коллективов, предприятий, физических лиц;

 

доходов от платных дополнительных образовательных услуг.

 

6.2. Сотрудникам образовательных организаций,  являющимся городскими экспериментальными площадками, предусматриваются надбавки:

 

 - руководителю образовательной организации,  получившей статус городской экспериментальной площадки в соответствии с Положением о стимулирующих выплатах и поощрениях за труд руководителям образовательных организаций города Лисаковска;

 

 - педагогическим и иным работникам, участвующим в работе экспериментальной площадки в соответствии с Положением о надбавках и доплатах на основании приказа руководителя образовательной организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 1

 

 

                                        Начальнику ГУ «Отдел образования акимата

                                        города Лисаковска

 

                                        ________________________________

 

 

Заявка

 

на присвоение статуса городской экспериментальной площадки.

 

 

___________________________________________________________________________

 

 полное наименование организации

 

 направляет на рассмотрение Экспертного совета программу (материалы) эксперимента по теме:

 

 ___________________________________________________________________________

 

 с целью получения статуса городской экспериментальной площадки.

 

 Научный руководитель эксперимента: (Ф.И.О., должность, место работы).

 

 Ответственный исполнитель в образовательной организации: (Ф.И.О., должность)

 

 На заседании Экспертного совета данную заявку будут представлять:

 

 ____________________________________________________________

 

 Ф.И.О., должность, контактные телефоны представителей организации образования

 

«______» __________________ 20____ год

 

 

Руководитель

 

 Образовательной организации _____________________

 

подпись

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 2

 

 

 Структура программы эксперимента.

 

 № п/п       

 

 Название раздела программы

        

Содержание

 

 1     

 Тема эксперимента    

 

 

 

 

 2     

 Ответственный исполнитель эксперимента    

 Фамилия, имя, отчество, должность, звание, контактный телефон, факс

 

 3     

 Научный руководитель (консультант) эксперимента      

 Фамилия,  имя,  отчество, должность, ученая степень, место работы, контактный телефон,  факс

 

 4     

 Актуальность и замысел темы     

 Затруднения, проблемы, противоречия практики, из которых вытекает необходимость эксперимента по данной теме; конкретизация идеи эксперимента с учетом форм, методов, особенностей экспериментальной группы

 

 5     

 Объект эксперимента 

 Педагогическое пространство, в границах которого находится то, что будет изучаться (что исследуется в ходе эксперимента?)

 

 6     

 Предмет эксперимента        

 

 

 

 

 Часть объекта, раскрываемая в данном экспериментальном исследовании

 

 7     

 Цель эксперимента    

 

 8     

 Задачи     

 Действия по достижению промежуточных результатов, направленных на достижение цели

 9     

 Гипотеза  

 Научно-обоснованное логическое предположение относительно способа реализации идеи и замысла эксперимента, совокупность воздействий, система мер по реализации задач эксперимента, максимально подробно изложенная модель-нововведение, за счет которой ожидается получить определенную эффективность учебно-воспитательного процесса

 10   

 Сроки эксперимента  

 Продолжительность эксперимента (время начала и окончания эксперимента)

11    

 Этапы эксперимента, содержание каждого этапа   

 Части, определяющие промежуточные результаты эксперимента и последовательность их достижения, содержание деятельности на каждом этапе

12    

 Состав участников эксперимента

 Отдельные педагоги, группа педагогов, объединения педагогов и т.д.

 13   

 База эксперимента     

 Контингент,  на котором проводится эксперимент  (группа детей, учащихся, класс, параллель классов, вся школа, дошкольная организация)

 

 

 

 

 

14    

 Прогноз возможных негативных последствий, способы коррекции таких последствий       

 Возможные негативные последствия: замедление темпов изучения материала, изменение образовательных целей

15    

 Ожидаемые результаты эксперимента, формы их представления     

 

 

Ожидаемый результат, представляемый в форме разработок, программ, совокупности условий (что хотите разработать, апробировать, создать в результате эксперимента?)

 

 

 

 Возможные формы представления результатов эксперимента: отчет, статья, методические разработки и т.д.

 

 16   

 Критерии оценки ожидаемых результатов    

 Признаки (параметры), с помощью которых будет производиться оценка эффективности эксперимента.

 

 17   

 Диагностический инструментарий        

 Средства оценивания результатов эксперимента: анкеты, типы интервью, контрольно-измерительные материалы,  банк диагностических материалов , тесты и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 3

 

 

Форма отчета городской экспериментальной площадки  (дневник эксперимента)

Тема эксперимента

Цель эксперимента

Задачи эксперимента

Статус эксперимента

Сроки эксперимента

Социальные партнеры эксперимента.

Руководитель организации образования

Научный руководитель эксперимента

Заместитель директора школы, методист ДО, ответственный за эксперимент

Группы, классы, участвующие в эксперименте

Количество детей, учащихся, участвующих в эксперименте

Схема организационно-структурного управления экспериментом

Кадровое обеспечение эксперимента (можно распределение функциональных обязанностей между участниками эксперимента).

Материальное оснащение эксперимента.

Информационные ресурсы эксперимента.

Информированность родителей и учащихся по теме эксперимента (протоколы родительских и ученических собраний, классных часов, анкеты, опросы, собеседования).

 

 Информационный стенд

Семинары, совещания, педсоветы по вопросам эксперимента

Действия участников педагогического процесса (открытые занятия, мероприятия, встречи, беседы)

Психолого-педагогическое сопровождение эксперимента.  Изучение опыта педагогов по теме эксперимента.

Публикации (статьи в сборниках, журналах, методические разработки).

Трудности в ходе осуществления эксперимента.

 Возможные пути их преодоления.

 

 

Алгоритм отчета по экспериментальной работе

(памятка начинающему педагогу-исследователю)

 

В текстовом отчёте за полугодие и год необходимо отметить:

1. Вид эксперимента (название курса , развитие своего опыта, освоение чужого опыта, освоение научной разработки, создание нового опыта на основе инновационной идеи /т.е. эксперимент/), Ф.И.О. наставника, научного руководителя /если есть/.

2. Цель эксперимента (указать согласно программы курса)

3. Теоретическая новизна исследования

4. Практическая значимость

5. Сроки и последовательность этапов работы, название этапа, сроки его начала и завершения.

6. Содержание работы педагога экспериментатора, процедуры, методики (описать какие формы используются – их положительное значение, если есть – недостатки)

7. Кто организует, проводит, принимает участие (указать возраст детей; организацию, предложившую проект программы).

8. Необходимое обеспечение для использования методик, новаторских идей.

9. Результаты, критерии и показатели и оценки.

10. Полученные результаты (их достоверность). Анализ анкет, бесед и т. д.

11. 11.Способы контроля и фиксации результатов

12. Достижение целей эксперимента (указать свой анализ-вывод)

13. Обоснованность выводов эксперимента (выводы должны опираться на представленные факты).

14. Предложения,  замечания, рекомендации для работы на следующий год.

15. Вывод-заключение по экспериментальному курсу (указать своё мнение о эксперименте, его рекомендацию или отказ от него на следующий учебный год).

16. Приложение (экспериментальный продукт с описанием).

Мониторинг экспериментальной деятельности

Основными целями мониторинга экспериментальной деятельности является выявление педагогической эффективности и социальных последствий данного эксперимента на этапе его реализации и распространения результатов, а также накопление образцов передового педагогического опыта, соответствующего стратегии реформы и развития образования.

Под педагогической эффективностью эксперимента будем понимать получение планируемых в эксперименте результатов при минимуме негативных последствий или издержек, т.е. степень достижения планируемых результатов, соответствия реальных достигаемых образовательных результатов прилагаемым усилиям, определяемым через затратные показатели (временные, трудовые, материальные, финансовые).

Основные задачи мониторинга:

  • 1. Изучение особенностей экспериментальной деятельности на момент начала эксперимента.
  • 2. Сбор информации о направлениях экспериментальной работы.
  • 3. Отбор системы показателей и измерителей, на основе которых будет проводиться мониторинг качества компетентностного развития детей и социального фона, характеризующего особенности прохождения эксперимента по различным группам .
  • 4. Проведение систематических обследований группы педагогов и детей с целью выявления динамики изменений значений основных показателей качества образования, а также социальных последствий эксперимента.
  • 5. Проведение систематических обследований развития способностей и личности детей, участвующих в эксперименте.
  • 6. Отбор методик, технологий с положительной динамикой развития, изучение их опыта, способствующих решению актуальных задач модернизации образования.
  • 7. Подготовка ежегодных отчетов по результатам мониторинга эксперимента.

В качестве критериев эффективности эксперимента будут использованы достижения планируемых результатов успешности ребёнка; сохранение состояния здоровья детей; оптимальные временные, трудовые, материальные и финансовые затраты; минимальные негативные социальные последствия.

 

 

 

Яндекс.Метрика
Карта сайта: [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10]
© 2008-2012 Образовательная сеть «Lis-edu.kz»
Дизайн и разработка Ormicon SFG.
Все права на размещенные материалы принадлежат лицам и организациям их разместившим.
История Интернета в Казахстане Интересные факты о бритвах Необычные идеи для бизнеса Интересные факты о студентах
pID:
Пароль:


Забыл пароль
Регистрация
 Вход