Методический кабинет г. Лисаковска
Методический кабинет г. Лисаковска > Положительный пед. опыт > Баранникова И.Н.
Баранникова И.Н.
Вебмастер Lis-Edu.Kz 02:36 17 ноября 2014 г. Просмотров: 2601

Информационная карта

положительного педагогического опыта

I.Общие сведения

Баранникова Инна Николаевна

ГУ « Средняя школа №6»

Учитель русского языка и литературы

19 лет

 

II. Сущностные характеристики опыта

Тема опыта

Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках русского языка и литературы

Основная идея обобщенного опыта

 

 

 

 

 

Актуальность данной проблемы очевидна. Без использования современных средств информационно-коммуникационных технологий уже невозможно представить образовательный процесс, отвечающий требованиям современного информационного общества. В «Концепции модернизации казахстанского образования» роль информационно-коммуникативных технологий в обеспечении современного качества образования рассматривается как ключевой элемент развития современной школы.

Новизна опыта заключается в создании системы применения цифровых образовательных ресурсов для формирования учебно-познавательной компетентности обучающихся на уроках русского языка и литературы.

Ведущая педагогическая идея - создание необходимых условий на уроках для формирования учебно-познавательной компетентности обучающихся с помощью цифровых образовательных ресурсов. Включение в учебный процесс цифровых образовательных ресурсов изменяет роль средств обучения, используемых при преподавании различных дисциплин, в результате изменяет саму учебную среду. В центре обучения оказывается сам обучающийся - его мотивы, цели, психологические особенности. Таким образом, применение цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе позволяет увеличить объём информации, сообщаемой ученику на уроке, более активно по сравнению с обычными занятиями организовать познавательную деятельность, воздействовать на такие психологические процессы, как восприятие, мышление, запоминание, усвоение информации. Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках приводит к активизации умственной деятельности, формирует положительную мотивацию у большинства обучающихся к этим занятиям. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, а не только при помощи учебника, схем и таблиц. Цифровые образовательные ресурсы делают учебную информацию для детского восприятия более интересной за счет привлечения зрительных образов, повышают качество обучения и желание учиться. Делают урок наглядным и динамичным для детей.

Концепция опыта

Роль наглядности в преподавании общепризнанна. Наглядность обучения – это один из основных принципов дидактики. Необходимость конкретно-чувственной опоры была обоснована ещё А. Каменским и развита К. Д. Ушинским. Актуальны мысли о роли наглядности в развитии памяти, внимания, развития речи и мышления учащихся. На выбор мной этой темы повлияло то, что в настоящее время мы являемся свидетелями растущей информатизации общества. Можно с уверенностью говорить, что информатизация охватила все сферы человеческой деятельности, в том числе и образование

Информатизация осуществляется, главным образом, в форме внедрения средств новых информационных технологий, в том числе мультимедийных пособий. По яркому замечанию А.В. Осина "...их появление должно изменить формы и методы процесса обучения.

Использование цифровых образовательных ресурсов позволяет:

  • сделать урок эмоционально насыщенным и полноценным, наиболее наглядным;
  • проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация);
  • сократить время для контроля и проверки знаний учащихся;
  • обучающиеся учатся навыкам контроля и самоконтроля;
  • активизировать познавательную деятельность учащихся;
  • индивидуально подходить к ученику, применяя разноуровневые задания.

 

Преимущества, получаемые учителем:

  • Скорость объяснения увеличивается почти вдвое.
  • Качество процесса обучения также возрастает, т.к. в работу включаются несколько органов чувств учащегося (слух, зрение).
  • Более успешно происходит воздействие на эмоциональную сферу учащихся, а, следовательно, удается задействовать непроизвольную память – залог прочных знаний. Учитель должен удивлять детей!
  • Использование Интернет – ресурсов позволяет «идти в ногу со временем». Изготовление презентаций – это творчество учителя, позволяющее ему наиболее полно и ярко донести до детей необходимую информацию, это способ самовыражения учителя.
  • Поднятие авторитета учителя в глазах учащихся.

 

 

Преимущества, получаемые учеником:

  • Лёгкий путь усвоения информации.
  • При изготовлении презентаций, работе в Интернете, работе с другими носителями цифровой информации учащиеся приобретают умения и навыки необходимые им в будущей жизни т.е формируется функциональная грамотность
  • Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках русского языка и литературы способствует развитию устойчивого внимания, повышению мотивации к учебе, облегчается овладение сложным материалом. Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип привлекательности. Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, начали активно высказывать свое мнение, рассуждать, активно участвовать во внеурочной работе.

 

Методические приемы, использованные при обобщении и рекомендуемые для реализации идеи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Можно выделить следующие приемы применения компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы:

  • Компьютерные тесты, предназначенные для контроля за уровнем усвоения знаний учащихся, использующиеся на этапе закрепления и повторения пройденного.

Компьютерные тесты - это чёткое и ясное задание по конкретной предметной области, требующее однозначного ответа. Для учителя тест служит вспомогательным средством для текущего индивидуального контроля знаний, дидактическим средством для обучения.

Школьники с удовольствием отвечают на вопросы компьютера, ученик сам задаёт темп работы и ответов на вопросы, сразу же получает оценку за свою работу.

  • Использование электронных учебников и электронных конспектов уроков, которые имеют гиперссылки, анимацию, речь диктора, интерактивные задания, мультимедийные эффекты, в частности, учебные фильмы,электронные учебные издания "Уроки русского языка Кирилла и Мефодия" и "Уроки литературы Кирилла и Мефодия",:Репетитор. Русский язык», дисков – тренажеров, электронных аудиокниг из серии «Говорящая книга».

При хорошем оснащении компьютерной техникой художественные тексты можно применять на уроке для анализа поэтического или прозаического текстов, для анализа эпизодов. Ученики, используя возможности компьютера, выделяют тему, находят и подчеркивают художественные тропы и синтаксические фигуры, определяют рифму, размер и т.д. Каждый ученик работает самостоятельно, т.к. перед каждым есть текст художественного произведения.

  • Создание слайдов с текстовым изображением. Ученики, при использовании словарей, энциклопедий имеют возможность создавать слайды по следующим разделам:

-словарно-орфографическая работа;

-работа с литературоведческой статьей;

-обзор творчества поэта, писателя;

-подготовка доклада о писателе, поэте;

-изучение любого раздела языка (фразеология, орфоэпия, словообразование).

  • Создание слайдов с графическим изображением (ученики в ходе изучения нового материала создают обобщающие таблицы, схемы, алгоритмы действий по всем разделам науки о языке или по литературе, а на этапе закрепления изученного или на этапе повторения пройденного используют данные таблицы, схемы для решения учебно-познавательных задач).
  • Использование Интернета способствует формированию и развитию способностей учащихся к самостоятельному поиску, сбору, анализу и предоставлению информации учащимся, тематических презентаций (составление презентаций при подготовке и защите рефератов активизирует интерес учащихся к усвоению медиа - технологий, создает атмосферу зрелищности и дозированной информативности). Интернет дает огромные возможности для саморазвития, самообразования и детей, и учителей, является мощным средством для индивидуального, группового и коллективного общения и обучения. Использование образовательных ресурсов сети Интернет в режиме Онлайн.
  • Компьютерная демонстрация мультимедийного урока или отдельной части. Деятельность учителя заключается в управлении темпом подачи материала, акцентировании внимания учащегося на наиболее важных моментах, повторении и разъяснении непонятных положений. Ученики в тетрадях делают пометки, выписки, цитаты, составляют конспект излагаемого материала. У учащегося таким образом формируется учебно-информационные умения и навыки.
  • Использование функциональных возможностей интерактивной доски фирмы SMART Board при изучении нового материала, на уроках закрепления и обобщения изученного.
  • Подготовка домашнего задания учащимися с использованием презентаций по теме урока.
  • Использование программы Microsoft Excel для отслеживания уровня успеваемости учащихся (мониторинга).

Условия, необходимые для реализации опыта

 

 

 

 

 

 

 

Для того чтобы использовать информационно-коммуникационные технологии в предметном обучении, необходимо соблюдение ряда условий: во-первых, необходима материально-техническая база, во–вторых, - программное обеспечение, обеспечение учебными пособиями, в – третьих, учитель должен обладать компьютерной грамотностью. Другими словами, меняется не только технология преподавания урока, качество его проведения и результативности, иными становятся субъекты образовательного процесса, уровень их взаимодействия.

Возможность работать в кабинете, оборудованном персональным компьютером с выходом в Интернет, интерактивной доской, необходимое программное обеспечение, дает возможность мне сделать уроки русского языка и литературы интереснее, увлекательнее, насыщеннее. По мнению психологов, учащиеся лучше усваивают визуальную информацию, чем текстовую. Презентации, видеоролики, сделанные учителем к уроку, электронные учебные пособия, созданные на базе мультимедиа, воздействуют на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным. Использование интерактивной доски и материалов сети Интернет позволяют не только расширить визуальный ряд, тем самым создать условия для лучшего запоминания материала детьми, но и расширить информационные и временные границы урока.

 

Результат опыта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках русского языка и литературы в течение нескольких лет привело к следующим результатам:

Учитель:

ØПроизошло качественное изменение контроля за деятельностью учащихся, создание ситуации «успеха для каждого ученика»;

ØИспользование информационно-коммуникативных технологий в обучении – это профессиональный рост.

ØИспользование Интернет – ресурсов позволяет «идти в ногу со временем». Изготовление презентаций – это творчество учителя, позволяющее ему наиболее полно и ярко донести до детей необходимую информацию, это способ самовыражения учителя.

 

Ученик:

Øповышение интереса к предмету;

Øпри изготовлении презентаций, работе в Интернете, работе с другими носителями цифровой информации учащиеся приобретают умения и навыки необходимые им в будущей жизни т.е формируется функциональная грамотность;

Øумение школьников работать с информацией, развитие коммуникативных и интеллектуальных компетенций;

 

Наблюдаемый класс 8 «А»

Время наблюдения два года.

Средний балл уровня развития коммуникативных компетенций:

в 2011-2012г - 7 « А» классе составил – 15,8

в 2012-2013 г - 8 «А» классе -17, 4

Средний балл интеллектуальных компетенций составил

в 2011-2012г - 7 « А» классе – 20,3

в 2012-2013 г - 8 «А» классе составил 22,4

 

Øповышение качества знаний учащихся:

8 «А» класс

1 четверть 43,5

2 четверть 47,8

3 четверть 50

Результат ЕНТ 2011-2012 году по русскому языку:

средний балл 17 , качество 80,6

 

Результаты предметной олимпиады:

2011-2012 г.

Черничко Кристина ученица 11 кл. 2-е место

Ошмарова Наталья ученица 10 кл. 2-е место.

2012-2013г.

Ошмарова Н. ученица 10 кл. 2-е место. (Областная олимпиада),

Ошмарова Н. ученица 10 кл. 2-е место, Потянова К. ученица 10 кл.

3-е место, Джаканова А ученица 8 кл. 2-е место (Городская олимпиада)

Городская олимпиада по литературе: Потянова Ксения 2-е место, Бигалинова Асель 3-е место.

 

 

Øразвитие творческих способностей учащихся, формирование навыков исследовательской деятельности.

 

2011-2012 г.

Шокановские чтения» Бычкова Екатерина 2-е место, Панов Михаил 3-е место.

Городская научно-практическая конференция Сошникова Екатерина

3-е место.

Международный фестиваль педагогических идей г. Москва

Научная конференция учащихся:«Тема войны в творчестве

Бориса Васильева» Трусова Ксения – Диплом.

Конкурс сочинений:

Дунецкая Анастасия Победитель республиканского конкурса сочинений « Казахстан, армия, патриотизм» Сочинение вошло в сборник лучших сочинений учащихся Казахстана.

ЧелГУ

Научная конференция учащихся «Язык мой – друг мой» Сошникова Екатерина.

 

2012-2013г.

Городская научно-практическая конференция

Мусияченко Анастасия 1 место.

III. Описание положительного педагогического опыта

Современный ритм жизни вносит свои коррективы в методику преподавания, заставляет учителя менять свои подходы к организации уроков русского языка и литературы, осваивать современные образовательные технологии. Как никогда актуально звучат сегодня строки из стихотворения А.С.Пушкина «Чаадаеву» «и в просвещении быть с веком наравне». Сегодня, когда в нашу жизнь уже прочно вошло такое понятие, как информационные технологии, трудно представить себе урок без использования компьютера, мультимедийных продуктов, ресурсов Интернет. Для этого, естественно, учитель сам должен владеть навыком общения с компьютером и в школе должна быть соответствующая материально-техническая база.

Интерес к этой проблеме обусловлен рядом обстоятельств. Во-первых, в условиях модернизации казахстанского образования утвердился новый стиль педагогического мышления, ориентирующийся на интенсивное и эффективное решение образовательных задач, на творческо-поисковую самостоятельность школьников, способных на непрерывное образование. Во-вторых, изменились цели образования. В - третьих, в наш век информации все сферы деятельности человека – обучение, работа, досуг – пронизаны информационно-коммуникационными технологиями, соответственно, и учитель должен владеть ими в совершенстве, чтобы идти в ногу со своими учениками. Идея и концепция изменений. Также сегодня наблюдается резкое падение интереса учащихся к изучению русского языка и чтению, как следствие, снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно, логично выразить свою мысль. Разработка и внедрение в педагогическую практику современных технологий образования обеспечивает повышение качества учебного процесса, способствует активизации познавательной деятельности учащихся, развитию их умственных способностей.

Цель работы: определить возможности и целесообразность использования информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы.

Для того чтобы использовать информационно-коммуникационные технологии в предметном обучении, необходимо соблюдение ряда условий: во-первых, необходима материально-техническая база, во-вторых, - программное обеспечение, обеспечение учебными пособиями, в - третьих, учитель должен обладать компьютерной грамотностью. Другими словами, меняется не только технология преподавания урока, качество его проведения и результативности, иными становятся субъекты образовательного процесса, уровень их взаимодействия. Возможность работать в кабинете, оборудованном персональным компьютером с выходом в Интернет, интерактивной доской, необходимое программное обеспечение, дает возможность мне сделать уроки русского языка и литературы интереснее, увлекательнее, насыщеннее. По мнению психологов, учащиеся лучше усваивают визуальную информацию, чем текстовую. Презентации, видеоролики, сделанные учителем к уроку, электронные учебные пособия, созданные на базе мультимедиа, воздействуют на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным. Использование интерактивной доски и материалов сети Интернет позволяют не только расширить визуальный ряд, тем самым создать условия для лучшего запоминания материала детьми, но и расширить информационные и временные границы урок при помощи информационно-коммуникативных технологий:

1.Разработка и использование на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности слайдовых презентаций и видеофильмов, дидактического материала на печатной основе.

2.Использование учебных электронных пособий, в частности, «Тесты по пунктуации», «Тесты по орфографии», художественные энциклопедии, учебные фильмы,

электронные учебные издания "Уроки русского языка Кирилла и Мефодия"

3.Разработка и использование собственных тестов, направленных на контроль знаний.

4. Использование функциональных возможностей интерактивной доски.

6. Использование образовательных ресурсов сети Интернет в режиме Онлайн.

7. Подготовка домашнего задания учащимися с использованием презентаций по теме урока.

Этапы становления методической системы учителя:

1 этап. Аналитический. Изучение литературы по проблеме и практический опыт учителей-предметников.

2 этап. Практический. На этом этапе можно выделить несколько последовательных действий:

а) использование на уроках готовых цифровых образовательных ресурсов и образовательных СD-дисков;

б) прохождение проблемных курсов «Основы применения ИКТ в профессиональной деятельности педагога»;

в) создание и использование авторских цифровых образовательных ресурсов и внедрение в практическую работу на уроке ресурсов интерактивной доски; использование на уроках сети Интернет в режиме Онлайн и обучение учащихся использованию ИКТ в учебных целях (презентации, проекты, исследовательские работы).

4 этап. Рефлексивный. Систематизация и описание собственного опыта.

5 этап. Распространение опыта.

Применение компьютерных программных средств на уроках русского языка и литературы позволяет учителю не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решать самые разные задачи:

· Заметно повысить наглядность обучения

· Обеспечить его дифференциацию

· Облегчить контроль знаний

· Повысить интерес к предмету

· Развивать познавательную активность обучающихся.

 

В своей работе информационные технологии использую в трёх направлениях:

· Использование готовых цифровых образовательных ресурсов

· Создание наглядных методических пособий средствами PowerPoint

· Создание тестов (при помощи тестовой оболочки).

Типология цифровых образовательных ресурсов по русскому языку для старших классов достаточно разнообразна:

· гипертекстовые определения и правила;

· анимации и иллюстрации;

· интерактивные таблицы, правила, орфограммы, пунктограммы и учебные тексты;

· электронные задания и тесты;

· электронные учебные словари и справочники.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что систематическое и целенаправленное использование цифровых образовательных ресурсов на уроках русского языка и литературы повышает заинтересованность учащихся в обучении. Следовательно, будет повышаться и качество знаний по предмету.

Таким образом, еще раз хотелось бы подчеркнуть, что применение электронных обучающих средств на уроках обеспечивает:

· экономию времени при объяснении нового материала;

· представление материала в более наглядном, доступном для восприятия виде;

· воздействие на разные системы восприятия учащихся, обеспечивая тем самым лучшее усвоение материала;

· дифференцированный подход к обучению учащихся, имеющих разный уровень готовности восприятия материала;

· постоянный оперативный контроль усвоения материала учащимися.

Это в целом стимулирует разнообразие творческой деятельности учащихся, дает возможность увеличения объема информации, воспитывает навыки самоконтроля, повышает интерес к предмету.

Цифровые образовательные ресурсы по русскому языку могут использоваться:

· на разных этапах освоения учебного материала;

· при объяснении нового материала;

· при закреплении учебного материала в процессе фронтального опроса;

· при обобщении и контроле;

· при различных формах работы:

o с использованием проекционного оборудования, в частности интерактивной доски в процессе аудиторной работы;

o с использованием раздаточного материала, созданного учителем с помощью цифрового ресурса;

o с использованием персонального компьютера как средства самостоятельной работы;

o в дистанционном обучении.

Результативность реализации методической системы.

Главный результат реализации методической системы –это повышение качества обучения.

Таким образом, в настоящее время в распоряжении учителя русского языка находится достаточно объемный и постоянно пополняющийся массив инновационных электронных учебных материалов. Следующим шагом должно стать внедрение созданных материалов в школьную практику.

II.Экспертное заключение

 

1.Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес

   

Информационные характеристики ППО

Оценивание опыта по заданным параметрам

 

Цели и задачи

Целенаправленность

Системность

Критериальность

Диагностичность

Конструктивность

Перспективность

Заключение эксперта

Представленный опыт реализует задачи

социализация личности в информационном обществе, формирование функциональной грамотности, способствует нравственному становлению личности средствами учебного предмета.

Целенаправленная работа учителя по реализации названных целей обеспечивается наличием методического, дидактического и информационного банка, электронного дидактического портфолио учителя.

Наличие и системное применение представленных ЦОР способствует реализации опыта в режиме функционирования. Критериями эффективности являются:

1 Изменение роли средств обучения, используемых при преподавании различных дисциплин, изменение учебной среды.

2 Расширение образовательного пространства урока: информация, поиск, исследование, результат.

3. Принципиально новые возможности развития ключевых и базовых компетенций учащихся.

4. Реализация принципа : от образования на всю жизнь к образованию через всю жизнь.

Разработанный банк диагностических материалов позволяет отследить

уровень развития ключевых компетенций учащихся.

Перспективность данного опыта определяется интеграцией современных образовательных и информационных технологий, без чего невозможно решение задач реформирования образования.

 
           

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Приложение

к целостному описанию опыта работы

(содержание приложения зависит от темы опыта)

· Фотографии учителя (портрет, жанровые фотографии урока, внеклассных занятий),

· Авторские программы, модифицированные программы, проекты,

· Тематическое планирование,

· Поурочные планы (система уроков),

· Видеоматериалы,

· Компьютерное обеспечение занятий,

· Сценарии вечеров, праздников, и т.п.,

· Тексты лекций, выступлений, докладов, рефератов и т.п.,

· Работы учащихся (тетради, альбомы, пособия, гербарии и т.п.),

· Данные об успеваемости учащихся,

· Данные о выпускниках и бывших учениках (успехи, имеющие отношение к системе работы учителя).

 

 

Приложение 4

Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования управления акимата Костанайской области

Яндекс.Метрика
Карта сайта: [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10]
© 2008-2012 Образовательная сеть «Lis-edu.kz»
Дизайн и разработка Ormicon SFG.
Все права на размещенные материалы принадлежат лицам и организациям их разместившим.
История Интернета в Казахстане Интересные факты о бритвах Необычные идеи для бизнеса Интересные факты о студентах
pID:
Пароль:


Забыл пароль
Регистрация
 Вход