Методический кабинет г. Лисаковска
Методический кабинет г. Лисаковска > Положительный пед. опыт > Яндулова Т.Л.
Яндулова Т.Л.
Вебмастер Lis-Edu.Kz 14:27 17 ноября 2014 г. Просмотров: 1538

Информационная карта

положительного педагогического опыта

I.Общие сведения

Яндулова

Татьяна

Леонидовна

ГУ « Отдел образования акимата города Лисаковска»

Методист по дошкольному воспитанию отдела образования

Педстаж 33 года

 

II. Сущностные характеристики опыта

Тема опыта

Создание единой инновационной среды дошкольного детства в образовательном пространстве города, способствующей развитию профессиональной компетентности педагогов.

Основная идея обобщенного опыта

 

 

 

 

 

Актуальность данной проблемы очевидна и соответствует тенденциям по обновлению содержания по повышению квалификации педагогических кадров

Новизна опыта заключается в создании модели и описании системы организации методического пространства с целью развития инновационной активности и потенциала дошкольных специалистов в условиях малого города.

Ведущая педагогическая идея - Возрастающие требования общества к качеству образования и педагогическому профессионализму обусловили приоритетную направленность процесса повышения квалификации педагогов на развитие профессиональных компетенций. Обеспечение таких приоритетов, в свою очередь, предполагает изменение содержания и технологий повышения квалификации, обучение новым педагогическим технологиям с использованием средств ИКТ, выстраивание индивидуальных образовательных маршрутов.

 

 

Концепция опыта

Потребность в разработке проектирования единой инновационной среды дошкольного воспитания обусловлена тем, что в условиях реализации Государственной Программы «Балапан», Государственной программы развития образования РК на 2011- 2020 годы определены основные стратегические линии глобализации образования и в настоящее время происходит обновление его качества, в том числе и дошкольного.

Глобализация образования наглядно показала, что в современном мире активно интегрируются различные области, сферы образования, экономики, культуры. Поэтому в настоящее время востребованы системы образования, легко адаптированные к новым социокультурным, экономическим условиям, основанные на менеджерском подходе.

Из анализа проблем и имеющихся положительных тенденций в городской системе образования предлагается разработка эффективной модели управления в соответствии со стратегическим планированием и определение механизмов сопровождения этого процесса на основе программно-целевого подхода.

Программно-целевой подход к управлению развитием городской системы образования предполагает не только гибкое определение стратегических целей и ожидаемых результатов, создание подпрограмм и проектов по каждому приоритетному направлению, оценку конечных результатов на кластерной основе, но и концентрацию усилий всех подструктур городской системы образования, согласованность, скоординированность управленческих действий.

Решить задачи устойчивого развития системы дошкольного образования позволит модель управления развитием этой системы, основанной на принципах менеджерского подхода и ориентированной на развитие городской образовательной системы по созданию продуктивной управленческой деятельности в педагогических подсистемах как важнейшего условия эффективного руководства на пути к модернизации образования. В основе опыта лежит масштабное использование системы взаимодействия структур и имеющихся ресурсов: материально-технических, кадровых, финансовых, информационно-технологических, управленческих с учётом запросов потребителей дошкольных услуг т.е. активным вовлечением родителей, специалистов социальных институтов детства, педагогов ДО и детей в единую творческую продуктивную деятельность. Использование социальных проектов по повышению имиджа педагогов «Первостроители дошкольного детства», сетевого взаимодействия дошкольных специалистов, создание инновационных моделей профессиональных сообществ на городском уровне : городские творческие группы, Школа педагога- инноватора на основе кластерного подхода, Клуба молодого педагога позволяет быстро добиться конечных результатов.

Использование инновационных моделей по управлению и самоуправлению в городской дошкольной среде позволяет:

Øрассматривать городскую систему дошкольного образования, как целостную, вбирающую в себя и интегрирующую специфические особенности дошкольных организаций, а также связь с региональнойсистемой дошкольного образования;

Øиспользовать способности системы своевременно откликаться на изменения в образовательной реальности и запросах потребителей услуг и умение осуществлять опережающее предложение образовательных, дополнительных услуг в соответствии с обновляющимся содержанием образовательной среды;

Øспособствовать мобильности системы, предполагающей создание внутренних условий для ее саморазвития, приводящего к нарастанию в ней разнообразия образовательных услуг и возможности ее перестройки в соответствии с изменяющимися условиями и целями деятельности;

Ø создать продуктивную управленческую систему и развитие коллегиального соуправления в педагогических подсистемах;

Ø достигнуть корпоративной сплочённости дошкольных коллективов.

 

Преимущества, получаемые от использования опыта:

-Предлагаемые изменения в области методического сопровождения кадров позволят целенаправленно оказать помощь педагогу дошкольного образования в умении профессионально войти в «пространство детства».

- создание социо-культурного пространства дошкольного детства позволит сконструировать инновационную среду, в которой развиваются самообучающиеся творческие коллективы педагогов, управленцев, раскрываются творческие способности компетентностных детей, будущей интеллектуальной нации.

 

Методические приемы, использованные при обобщении и рекомендуемые для реализации идеи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Оценка деятельности дошкольных специалистов через наблюдение, эксперимент, диагностику результативности
  • Использование электронных учебников и УМК с представленной нормативно-правовой базой
  • Отслеживание качества оказываемых услуг: качество условий, уровень развития компетенций у детей,качество технологического процесса
  • Использование Интернета, который способствует формированию и развитию способностей педагогов к самостоятельному поиску, сбору, анализу информации. Интернет дает огромные возможности для саморазвития, самообразования педагогов, является мощным средством для индивидуального, группового и коллективного общения и обучения. Использование образовательных ресурсов сети Интернет в режиме Онлайн.
  • Использование программы Microsoft Excel для отслеживания рейтинга дошкольных организаций на кластерной основе.

Условия, необходимые для реализации опыта

 

 

 

 

 

 

 

Для того чтобы использовать технологии развития инновационной среды и командный менеджмент, необходимо соблюдение ряда условий: во-первых, необходима материально-техническая база, во–вторых, - программное обеспечение, обеспечение нормативно-правовым пакетом документов, в – третьих, дошкольный специалист должен обладать навыками инновационной, научно-исследовательской деятельностью. Другими словами, меняется не только технология управления и самоуправления, качество их результативности, иными становятся субъекты образовательного процесса, уровень их взаимодействия.

Необходимо создание информационной системы сетевого взаимодействия дошкольных организаций с размещением на сайте городского отдела образования о деятельности всех ДДО с отражением в ней сведений об особенностях функционирования, об услугах, оказываемых каждым из них, о месте расположения и стоимости услуг, о качестве выполнения государственного заказа.

Необходимо научное и социальное партнёрство.

 

Результат опыта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использование разработанной модели и системы работы по созданию единой инновационной среды дошкольного детства в образовательном пространстве города, способствующей развитию профессиональной компетентности педагогов в течение 3 лет привело к следующим результатам:

Методист ОО:

-Создание модели мобильной методической службы на основе коллегиального соуправления.

-Повышение охвата дошкольным воспитанием в городе в 2011 году -86,7% до 90% в 2013 году.

-Создание виртуального методического кабинета.

- Положительная динамика качественного изменения педагогического корпуса с 1 и высшей категориями с 27% в 2010 году до 30,9 % в 2013 году, создание ситуации «успеха для каждого педагога»;

- Сопровождение становления профмастерства кадров; разработка индивидуальных маршрутов самосовершенствования педагогов.

- Использование информационно-коммуникативных технологий в обучении.

-Формирование команды единомышленников.

Дошкольный специалист:

- Повышение интереса к инновационной деятельности; осознанное управление своим профессиональным развитием;

- Раскрытие творческого потенциала;

-Развитие коммуникативных, творческих и интеллектуальных компетенций, умение педагогов работать с информацией

Ø-Успешность участия в областных республиканских конкурсах.

 

 

III. Описание положительного педагогического опыта

Описание инновационной модели и содержательных результатов опыта работы

Разработка новой модели методической службы обусловлена государственной политикой в области образования: государственной «Программой развития образования в РК на 2011-2020 г.г.", Программой по обеспечению детей дошкольным воспитанием и обучением «Балапан» на 2010-2020г.

При разработке новой модели учтены условия и потребности образовательной системы дошкольного воспитания г.Лисаковска, определенные городской целевой программой «Модернизация городской системы образования на период 2008-2015 г.г.»

Соотнесение государственных ориентиров и потребностей образовательной системы привело к необходимости формирования новой инновационной среды, ориентированной на развитие профессиональной компетентности управленческих и педагогических кадров как системообразующего ресурса образования.

С 2010 года в Лисаковском образовании реализуется новая модель методической службы, основанная на принципах сетевого взаимодействия: определены субъекты методической сети, содержание и направления деятельности, механизмы взаимодействия и координации, критерии эффективности сетевой организации на разных уровнях. Методологическая основа модели - положения педагогической акмеологии, определяющие новые подходы и методы развития профессионального мастерства и содержания педагогической культуры педагогов, разработанные Ю.Н. А.К. Марковой, Л.М. Митиной, А.П. Ситник; теории и технологии педагогического образования, обоснованные М.М. Поташником, В.А. Сластениным; исследования вопросов содержания и структуры методической работы Е.В. Василевской.

В основе инновационной модели– трехкомпонентная структура.

1. Традиционная иерархическая структура взаимосвязей между постоянными субъектами методического пространстваобразовательной системы: методические объединения педагогов по направлениям, творческие объединения педагогов, временные проблемные группы, управленческие и правовые всеобучи при ГМК.

Эта структура обеспечивает организационное единство системы дошкольного воспитания, ее управляемость, позволяющую быстро и адекватно реагировать на постоянно изменяющуюся действительность.

2.Сетевая структура горизонтальных взаимосвязей между субъектами дошкольного образования, обеспечивающая ее вариативность и гибкость. Специфика структуры - возникновение, развитие, трансформация новых – непостоянных – субъектов методического пространства (опорных дошкольных организаций, экспериментальных площадок, городского клуба молодых педагогов, школы педагога-инноватора, творческих, проблемных групп, городских стажёрских площадок и т.д. для решения конкретных педагогических или управленческих задач и занимающих, таким образом, свою нишу в системе методической работы. Длительность их зависит как от степени сложности решаемых проблем, так и от степени эффективности предлагаемых в рамках организованного взаимодействия решений. На основании современных исследований нами определены главные принципы взаимодействия в рамках новых структур:

-паритетность (взаимодействие на основе равенства)

- приоритетность (взаимодействие по приоритетным направлениям деятельности

- коллегиальность (взаимодействие на основе уважения опыта и мнения каждого),

-проектирование (взаимодействие на основе проектной деятельности),

- научность (взаимодействия через взаимоотношения с наукой),

- целесообразность (взаимодействие в соответствии с целями).

3. Разветвленная структура внешних по отношению к образовательной системе связей (учреждения дополнительного, профессионального образования, науки, культуры, здравоохранения, иных ведомств), обеспечивающих включение в сеть ресурсов более высокого уровня (научных, кадровых, материально-технических, финансовых и т.д.).

Впервые механизм сетевой модели апробирован в 2010 году в связи с реализацией городской целевой программы.

Цели новой модели:

-Создать единую инновационную среду дошкольного детства в образовательном пространстве города, способствующей развитию профессиональной компетентности педагогов.

Задачи:

- сформировать субъектную позицию педагогов в построении собственной образовательной траектории через качественную организацию методического сервиса;

- использовать потенциал дошкольных организаций и педагогов, получивших признание в рамках открытых педагогических мероприятий и областных, республиканских конкурсов, достигших высоких результатов в профессиональной деятельности, для оказания адресной методической поддержки педагогическим и управленческим кадрам;

- сделать повышение квалификации доступным (педагоги имеют возможность повышать свой профессиональный уровень в удобное для них время) и качественным (качественная образовательная услуга, на наш взгляд, это услуга, прежде всего, своевременная и адресная).

Новизна и опыт использования нашей моделисостоит,

- в создании более широкого спектра методических услуг, чем это возможно в условиях традиционной системы повышения квалификации, предназначенных практически для всех категорий педагогических и управленческих кадров и в адресной методической поддержке тех направлений деятельности, которые наиболее востребованы потребителями услуг, в организации мобильных, соуправляемых и самоуправляемых методических профессиональных сообществ.

Гипотезой, выдвигаемой в ходе обобщения опыта является то, насколько эффективно будет включение всех категорий дошкольных специалистов в осознанное управление своей профессиональной деятельностью и продуктивное командное взаимодействие позволяющее активизировать творческий, инновационный потенциал.

Поэтому, именно опыт управления образовательной средой мы считаем одним из главных ресурсов развития системы образования, поскольку он позволяет выявить скрытый, или еще не востребованный, или не реализовавшийся в иных условиях инновационный потенциал, транслировать его на всю систему через профессиональные объединения, мастер- классы, газету отдела образования, сайт, активизировать процессы развития и саморазвития субъектов сети в организационном, содержательном, технологическом и управленческом аспектах.

Сопровождение кадров к реализации модели. Первостепенное внимание на этапе разработки и первичной апробации модели было уделено методическому сервису и повышению квалификации педагогических кадров.

Так, 100% методистов ДО повысили свою квалификацию на курсах ИПК и ПРО г.Костаная и г.Алматы по вопросам организации методической работы с педагогическими и управленческими кадрами в условиях перехода на 12 летнее образование. 100% молодых воспитателей прошли обучение через 2-х годичную школу молодого педагога. Таким образом, курсовая подготовка методистов, обучение в деятельности и самообразование в ходе творческих групп, МО, школы педагога-инноватора, система электронных рассылок по запросам дошкольных специалистов, совместное прогнозирование и программирование деятельности сформировали необходимую теоретическую и практическую базу для перехода к работе в новом инновационном режиме.

Совместная деятельность ДО в период с 2010 по 2014 год была направлена на взаимообучение, применение современных технологий сопровождения профессионального роста педагогов (баддинг, коучинг, менторство, фасилитация, тьюторство), совместное изучение, обмена опытом, проектирования, разработки, апробирования или внедрения учебно-методических комплексов, методик и технологий обучения, воспитания, новых механизмов управления в системе образования и т.д. По результатам этой деятельности городским отделом образования трём ДО присвоен статус опорной площадки. В ГККП «Улыбка» функционирует городская экспериментальная площадка по использованию идей тьюторства для повышения профессионального роста педагогов. Веерная организация городской Школы молодого педагога и отслеживание эффективности каждого слушателя позволили существенно сократить период вхождения в профессию. А также сессии городской Школы –педагога инноватора, организованные на кластерной основе, способствовали систематизации исследовательских умений и навыков, диссеминировать инновационный опыт.

В проектах опорных, экспериментальных площадок, представленных на экспертизу в городской экспертный совет, предусматривается расширение социального партнерства (музей, социальные проекты с газетой «Позитив»,ТВ «Мегалайн», ДМШ, ДХШ и рассматривается нами как один из путей организации образовательного пространства нового уровня и качества.

Повышение квалификации педагогов в условиях взаимодействия. В рамках действующей модели апробируются новые формы методического сопровождения деятельности педагогов и повышения их профессионального уровня. Например, деятельность Школы педагога направлена не только на создание условий для обучения и повышение мастерства педагогов, но и на активизацию инновационной активности. Разработана не только серия методических семинаров для педагогов дошкольного образования, но и программа методического сопровождения, включающая выявление запросов и проведение обучающих тренингов, в ходе которого каждый педагог оценивает свою практическую деятельность в соответствии с разработанными в ходе совместной деятельности критериями, получает необходимые консультации коллег. Методическое сопровождение педагогов включает такую форму, как балинтовская группа – специфическую форму оказания квалифицированными специалистами профессиональной помощи в решении профессиональных и личностных затруднений: на основе метода групповой тренинго-исследовательской работы анализируются конкретные случаи из практики дошкольных специалистов. В виртуальном методическом кабинете располагаются методические разработки, отражается диссеминация передового педагогического опыта.

Повышение квалификации на основе групповых сообществ (на примере работы методических объединений дошкольных специалистов в 2010-2013 г.г.). Нами выделены несколько этапов в методическом сопровождении повышения квалификации на основе методического сервиса.

1) Изучение образовательных потребностей педагогов (проводится ежегодно на уровне методического объединения) – систематизация полученных данных по проблемам и степени актуальности для развития городской системы образования.

2) Разработка программы повышения квалификации с использованием ресурсов ДО, городской методической службы, педагогов-носителей инновационного опыта через школу педагогов-инноваторов, городского клуба молодого педагога, проблемных, творческих групп.

3) Создание условий для организации повышения квалификации на основе сетевого взаимодействия: тренинги по использованию информационно-коммуникационных технологий); составление временного плана-графика реализации социальных проектов (совместно с ИПК и ПРО «Создание летописи дошкольного воспитания города, области, со СМИ газета «Позитив» по формированию положительного имиджа «Первостроители дошкольного детства», совместного проекта «Как прекрасен этот мир, посмотри» с МХШ и др.

4) Разработка индивидуальных и групповых маршрутов повышения квалификации в соответствии с утверждением программ по сопровождению профессионального роста педагогов каждой дошкольной организацией, по завершению проекта каждый педагог должен продемонстрировать педагогически обоснованный путь создания творческого продукта с воспитанниками, которые проходят по следующему алгоритму:

1 этап: осмысление совместно педагогами и управленцами проблем и поиск путей их разрешения на разных этапах создания творческого продукта: индивидуальной программы самосовершенствования (интерактивная беседа, коучинг на 360 градусов, технологии интеллект-карт, колеса функционального баланса и.д);

2 этап: демонстрация участником программы по повышению профмастерства;

3 этап: демонстрация технологии создания творческого продукта в ходе методической работы в дошкольной организации, в городском педагогическом сообществе;

4 этап: выработка рекомендаций по улучшению качества творческого процесса в режиме «круглых столов», методсоветов по итогам года, аттестационных мероприятий.

Эффективность новой модели.

Мониторинг профессионального уровня педагогов показывает, чтодействующая модель управления и самоуправления системой дошкольного воспитания с целью повышения профессионального мастерства и создания продуктивной команды единомышленников:

- способствует реализации личностного подхода к работе с кадрами, созданию условий для профессионального роста всех категорий дошкольных специалистов, поскольку позволяет не только расширить спектр образовательных услуг, но и сделать их максимально доступными;

- позволяет учитывать и выстраивать разнообразные «образовательные маршруты» с учетом специфики типа и вида дошкольной организации, в котором работает педагог, его стажа и опыта, желаемого результата, - эффективно строить работу по внедрению инновационных технологий;

-создаёт пространство для формирования управленческого резерва.

Какие преимущества мы зафиксировали в модели создания единой инновационной среды в системе дошкольного воспитания города для повышения мастерства педагогов ДО?

Во-первых, преимущества

- педагогические (путь к профессиональному росту становится более мотивированным, технологичным и индивидуализированным);

- эргономические (гибкий график занятий ШПИ, ШМП позволяет педагогу и руководителю без отрыва от основной деятельности повышать квалификацию);

- информационные (возрастает доступность современных программных средств, новых образовательных технологий, поскольку сетевая организация формирует образовательное пространство открытого типа);

- коммуникационные (каждый педагог может включаться в сетевое взаимодействие, привносить в процесс свой опыт, идеи).

Во-вторых, растет мотивация педагогов к повышению профессионального мастерства. Это подтверждают статистические данные: в 2010 – 2011 г.г. повысили квалификацию 59 дошкольных работников(39,2%); в 2011-2012 учебном году – 131 педагога (94,1%) прошли обучение на курсах, семинарах, мастер-классах, тренингах, заседаниях МО с использованием ресурсов организаций и городской методической службы. Растет заинтересованность дошкольных организаций и педагогических сообществ в создании сетевых партнерских проектов. Формируется резерв руководящих кадров. Целесообразность и актуальность действующей модели подтверждают результаты анкетирования педагогических и управленческих кадров – средний балл по 7 критериям (актуальность, научно-методическое и информационное обеспечение, системность, результативность, перспективность, формирование и развитие профессионализма, психологический аспект) – 4.5 по 5-ти балльной шкале. 4 ДО из пяти являются победителями и призёрами областных конкурсов, 4 дошкольных организации-республиканских.

Результативность:

Главный результат реализации методической системы –это повышение профессионального мастерства педагогов, активизация инновационной деятельности дошкольных работников, создание продуктивной команды единомышленников, активизация разработки авторских программ и УМК (в 2012 г.-6 областных работ, в 2013 году-9)

Разработанный методический инструментарий: УМК «Управленческий портфель дошкольного специалиста», одобренный учёным советом филиала ОО «Орлеу» ИПК и ПРО Костанайской области (май 2012) и УМК «Дошкольное детство и открытый мир», получивший ISBN Книжной палаты № 978-601-7487-61-4 (cентябрь 2013г) позволит обеспечить взаимосвязь практических результатов с методологическими основами в соответствии с темой опыта.

Перспектива реализации идеи:

Оценивая перспективы описанного опыта, мы заключаем, что принципиально важным для его продолжения и развития являются следующие факторы:

-расширение сетевого сообщества дошкольных специалистов с активизацией внешних связей;

-реализация концепций и программ развития в соответствии с планом мероприятий отдела образования и дошкольных организаций до 2020 года.

-активизация инновационных изменений в деятельности методических служб, качественное внедрение инновационных технологий;

-повышение методической, творческой активности педагогов;

-активное сотрудничество с родителями

 

II.Экспертное заключение

 

1.Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес

 

Шоканова Ляйла Шариповна- заведующая ГМК г.Лисаковска, 87143332872

 

Информационные характеристики ППО

Оценивание опыта по заданным параметрам

 

Цели и задачи

Целенаправленность

Системность

Критериальность

Диагностичность

Конструктивность

Перспективность

Заключение эксперта

Представленный опыт реализует задачи:

Формирования инновационного мышления у педагогов, способствует профессиональному становлению личности педагога, управленца и успешного развития компетентностей у дошкольника.

Целенаправленная работа методиста по реализации названных целей обеспечивается наличием методического, дидактического и информационного банка, электронного портфолио специалиста.

Наличие и системное применение представленной модели управления системой дошкольного воспитания способствует реализации опыта в режиме развития. Критериями эффективности являются:

1 Изменение подходов к организации методической службы и внедрение методического сервиса.

2 Расширение инновационного образовательного пространства и активное сотрудничество с представителями городского, международного сообщества.

3. Принципиально новые возможности развития профессиональных компетенций дошкольных работников.

4. Реализация принципа: от образования на всю жизнь к образованию через всю жизнь.

Разработанный банк рейтинговой оценки системы дошкольного воспитания и качества формирования профессиональных компетенций позволяет отследить

уровень развития инновационной активности организаций и педагогов.

Перспективность данного опыта определяется тем, что представленная модель способствует профессиональному росту кадров. Этот процесс становится более мотивированным, технологичным и индивидуализированным, без чего невозможно решение задач реформирования образования.

 
           
Яндекс.Метрика
Карта сайта: [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10]
© 2008-2012 Образовательная сеть «Lis-edu.kz»
Дизайн и разработка Ormicon SFG.
Все права на размещенные материалы принадлежат лицам и организациям их разместившим.
История Интернета в Казахстане Интересные факты о бритвах Необычные идеи для бизнеса Интересные факты о студентах
pID:
Пароль:


Забыл пароль
Регистрация
 Вход