Хотелось бы напомнить, что при разработке содержания элективных курсов необходимо помнить об их функциях:
1. Изучение ключевых проблем современности
2. Ознакомление с особенностями будущей профессиональной деятельности
3. Дополнение и углубление базового предметного образования
4. Компенсация недостатков обучения по профильным предметам, расширение и поддержка их содержания
Цель изучения элективных курсов - ориентация учащихся на индивидуализацию обучения и социализацию, на подготовку к осознанному и ответственному выбору сферы будущей профессиональной деятельности. Поэтому тематика и содержание элективных курсов должны отвечать общедидактическим и общепедагогическим требованиям, исходящим из целей профилизации обучения.
Программа элективного курса должна включать в себя:
1.1 Аннотация (название, основное содержание, для кого предназначен
курс). Важно, чтобы аннотация была краткой и в то же время давала потребителю весьма полное представление о курсе: в чём привлекательность курса для учащихся, для учителей, родителей, школьного сообщества в целом.
1.2 Место курса в образовательном процессе. Важно показать, каково
место курса в соотношении как с общеобразовательными, так и с базовыми
профильными предметами: какие межпредметные связи реализуются при
изучении ЭК, какие общеучебные и профильные умения и навыки при этом
развиваются, каким образом создаются условия для активизации познавательного интереса учащихся, профессионального самоопределения, как введение курса в учебный план конкретной школы поможет выявить и решить проблемы школьного сообщества (развитие школьного самоуправления; организация досуга учащихся, усиление взаимодействия семьи и школы, а также школы, местной администрации, общественности; учёт регионального компонента; улучшение имиджа и повышение конкурентоспособности школы)
1.3. Цели и задачи изучения курса желательно сформулировать в терминах, понятных потребителю, - учителю и учащимся. Цель курса - для чего он изучается, какие потребности субъектов образовательного процесса удовлетворяет?
Желательно продумать цели всех субъектов образовательного процесса: учащихся, учителей, школьного сообщества, общества в целом, ориентируясь на необходимость развитая образования "как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса - обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения". В соответствии с целями формулируются задачи изучения курса- что необходимо для достижения целей? Над чем конкретно предстоит работать учителю и учащимся при изучении курса?
1.4. Основные компоненты содержания курса. Этот раздел программы
отражает содержание теоретических и практических занятий, а также суть
самостоятельной работы учащихся: основные знания (факты, понятия,
представления, идеи, принципы), умения и навыки, методы и виды
деятельности, опыт их освоения. Важно указать, какие разделы и из каких
школьных курсов должны быть предварительно освоены.
Следует показать, как это содержание способствует внутрипрофильной специализации обучения и формированию профильных умений и навыков, для каких профессий (областей деятельности) полезны формируемые умения и навыки.
Желательно указать, в каких материалах реализуется содержание курса (учебное пособие, рабочая тетрадь для учащихся, методическое пособие для учителя, хрестоматия, электронные/мультимедийные пособия, Интернет-ресурсы и т.п.).
1.5. Методы и формы обучения должны определяться требованиями профилизации обучения,
учёта индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности.
Основные приоритеты методики изучения ЭК таковы:
1. междисциплинарная интеграция, содействующая становлению
целостного мировоззрения;
2. обучение на основе опыта и сотрудничества;
3. учёт индивидуальных особенностей и потребностей учащихся, различий в стилях
познания - индивидуальных способах обработки информации об окружающем мире
(аудиальный, визуальный, кинестетический);
4. интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры,имитационное
моделирование, тренинги, метод проектов);
5. личностно-деятельностный и субъект-субъектный подход (большее внимание к личности
учащегося, а не к целям учителя, равноправное их взаимодействие);
Ведущее место в обучении следует отвести методам поискового и исследовательского характера, стимулирующим познавательную активность учащихся. Значительной должна быть доля самостоятельной работы с различными источниками учебной информации. При этом главная функция учителя - лидерство, основанное на совместной деятельности, направленной к тому, чтобы достичь общую образовательную цель. Такой подход позволяет создать психологический климат, в основе которого - доверительность, взаимопомощь, сотрудничество. Учитель, таким образом, становится "проводником" в мир знаний: экспертом и консультантом - при изучении теоретического материала и выполнении самостоятельных заданий, ведущим - в имитационной игре и тренинге, координатором и консультантом - при выполнении учебного проекта.
При определении форм организации учебных занятий следует исходить, прежде всего, из специфических целей курса. Поскольку не исключено, что ЭК будут изучать один и более учащихся, необходимо предусмотреть варианты как коллективных, так и индивидуально-групповых форм. Если же содержание курса может быть освоено только в групповых или коллективных формах, то следует уточнить минимальную численность учебной группы. Важно предусмотреть использование таких методов и форм обучения, которые давали бы учащимся представление об условиях и процессах будущей профессиональной деятельности в соответствии с выбранным профилем обучения, то есть в какой-то степени моделировали бы их.
1.6. Результаты изучения курса. Ожидаемый результат изучения ЭК
это ответ на вопрос, какие знания, умения, опыт, необходимые для
построения индивидуальной образовательной траектории в школе и успешной профессиональной карьеры по её окончании, будут получены, какие виды деятельности будут освоены, какие ценности будут предложены для усвоения?
Результаты обучения могут быть сформулированы как в терминах "учащийся должен знать (иметь представление, приводить примеры), уметь, иметь опыт", так и в терминах компетентностей. В последнем случае, в соответствии с тремя основными видами учебных компетентностей - работа в группе, работа с информацией, решение проблем, - можно описать уровень достижений учащихся в каждой из указанных областей деятельности по окончании изучения курса. Тематический план, в котором отражается основное содержание всех разделов/тем курса с указанием бюджета времени на их изучение. Отдельно выделяются практические и лабораторные работы, экскурсии, учебные проекты и т.п.
1.7 Дополнительные обучающие материалы: литература для учителя и для учащихся (основная и дополнительная), электронные издания (компакт-диски, обучающие компьютерные программы), Интернет-ресурсы.