Государственное учреждение Отдел образования города Лисаковска Управления образования акимата Костанайской области
ВЕРСИЯ ДЛЯ ПЕЧАТИ
Оригинал статьи находится по адресу:
http://www.lis-edu.kz/lsk/articles/2013-12-06/1594-osuschestvlenie_individualnogo_podhoda_v/ |
Осуществление индивидуального подхода в условиях массовой школы: ФН, ФФН
ФН /фонетическое нарушение/ ФФН /фонетико-фонематическое нарушение/ |
|
Что нарушено |
Направления деятельности педагога (над чем работать) |
Нарушения процессов формирования произносительной системы родного языка вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. 1. Дефектное произношение оппозиционных звуков нескольких групп. Преобладают замены и смешения (нередко искаженных звуков). Неправильно произносятся до 15 звуков. 2. Недостаточная сформированность (в более тяжелых случаях — несформированность) фонематических процессов. Вследствие этого у детей данной категории наблюдаются: а) недостаточная сформированность предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова; б) недостаточная сформированность предпосылок к успешному овладению грамотой; в) трудности овладения письмом и чтением (наличие специфических дисграфических ошибок на фоне большого количества разнообразных других). |
I. Формирование фонематических представлений (операции фонематического восприятия, анализа) Цели: 1. Выделение (узнавание) звука на фоне слова, т.е. определение наличия звука в слове.
Помнить: работа по формированию сложных форм фонематического анализа проводится в тесной связи с обучением чтению и письму III. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению. IV. Формирование полноценных учебных умений: — планирование предстоящей деятельности (принятие учебной задачи; активное осмысление материала; выделение главного, существенного в учебном материале; определение путей и средств достижения цели); — контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приемами самоконтроля); — работа в определенном темпе (умение быстро и качественно писать, считать; проводить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.); — применение знаний в новых ситуациях; — анализ, оценка продуктивности собственной деятельности. V. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению: — умения внимательно слушать и слышать учителя, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям (т.е. занять позицию ученика); — умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме; — умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией; VI.Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности: — ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием; — ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии; — ответы двумя-тремя фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания); — применение инструкции (схемы) при подготовке развернутого высказывания по ходу и итогам учебной работы. |
исп. Борычева Н.В., заведующая ГУ «ПМПК» департамента образования
Бычкова Е.М., логопед ГУ «Костанайская ПМПК»
Осуществление индивидуального подхода в условиях массовой школы: ОНР, НОНР
ОНР (общее недоразвитие речи); НОНР (не резко выраженное общее недоразвитие речи); лексико-грамматическое недоразвитие речи |
|
Что нарушено |
Направления деятельности педагога (над чем работать) |
Речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. 1.Лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен (неправомерное расширение или сужение значений слов; ошибки в употреблении слов; смешение по смыслу и акустическому свойству). 2.Грамматический строй недостаточно сформирован. В речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции, присутствуют множественные аграмматизмы в предложениях простых синтаксических конструкций. Вследствие этого у детей данной категории наблюдаются: а) недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя; б) трудности овладения учебными понятиями, терминами; в) трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы; г) недостаточное развитие связной речи. 3.Нарушение звукопроизношения |
1. Развитие звуковой стороны речи. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слого-звукового состава слова. Коррекция дефектов произношения. Коррекция нарушений в слоговой структуре слова. 2. Развитие лексического запаса и грамматического строя речи: 1) уточнение лексического значения слова; 2) активизация словаря, перевод слова из пассивного в активный словарь; 3) расширение активного словаря, выражающего предикативность; 4)уточнение грамматического значения слова (усвоение и уточнение грамматического значения имен существительных, имен прилагательных и глаголов, выработка умений различать грамматическое и лексическое значение словоформ); 5) формирование парадигмы словоизменения; Помнить; уточнение значений одного и того же предлога обязательно отрабатывать:
общим значением (местонахождения или направления); 4) формирование словообразования, практическое владение словообразовательным анализом; 5) развитие умения определять родственные слова и производить морфологический анализ слов, четко различать морфемы по значению; 6) развитие языкового анализа и синтеза. 3. 3. Формирование связной речи осуществляется в три этапа, которые взаимосвязаны между собой:
1). Научить ребенка относительно длительному рассказыванию. 2). Научить ребенка выделять события, их количество. 3). Научить придумывать самостоятельно недостающую часть рассказа: —развитие навыков построения связного высказывания; программирование смысла и смысловой культуры высказывания; —установление логики (связности, последовательности), точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств адекватных смысловой концепции для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картины). Помнить: в момент рассказа ребенка не исправлять ошибок звукового, грамматического характера, не останавливать. 4. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению. 5. Формирование полноценных учебных умений. 6. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:
|
исп. Борычева Н.В., заведующая ГУ «ПМПК» департамента образования
Бычкова Е.М., логопед ГУ «Костанайская ПМПК»
Осуществление индивидуального подхода в условиях массовой школы: ЗАИКАНИЕ
Заикание (любой патологии) |
|
Что нарушено |
Направления деятельности педагога (над чем работать) |
Нарушение темпа, ритма, плавности речи. Проявляется:
звуков или звукосочетаний, многократное повторение первого слога или слова;
необоснованным молчанием (паузы, остановки); судорожный вдох или прерывистый выдох;
произнесении одного или нескольких звуков, нарушений темпа и ритма речи. |
1.Коррекция отклонений во внеречевых процессах (развитие внимания, памяти, наблюдательности, гибкости переключения с одного вида деятельности на другой, умение управлять собой и своим мышлением). Занятия с психологом по снятию невротического комплекса: - тревожности, появления «страха общения», фиксации на трудных ситуациях; - выработка речевых навыков в социально и личностно значимых ситуациях; - тренировка общения и повышение социальной уверенности ребенка; - упражнения по укреплению и изменению социальных позиций, достижение адекватного представления о нарушениях своего поведения, коррекция дезадаптивных установок и отношений. 2.Работа над просодической стороной речи, ее эмоциональной окраской. Особое внимание уделяется чувству слитности, плавности, легкости речи на выдохе. Вокальное пение. 3.Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности. Установка: «Сделай вдох, на выдохе говори». Правило: сначала научить ребенка пользоваться свободно ситуационной речью (когда предмет разговора представлен в наглядной форме), а затем контекстной (в отсутствие объекта, о котором ведется разговор). Использование сопряженной формы речи. Использование шепотной речи. Регулирование ритма речи (спокойный замедленный темп): -ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием; -ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии; -ответы двумя-тремя фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания); -применение инструкции (схемы) при подготовке развернутого высказывания по ходу и итогам учебной работы; -употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях; --обращение к учителю или товарищу по группе за разъяснением; --пояснение инструкции, учебной задачи с использованием новой терминологии; --развернутый отчет о последовательности выполнения учебной работы, подведение итогов занятия; --формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы; --проведение дифференцированного опроса и оценка ответов своих товарищей (в роли руководителя различных видов учебной работы); -соблюдение речевого этикета при общении (обращение, просьба, диалог: «Скажите, пожалуйста», «Спасибо», «Будьте любезны» и т.п.); -составление устных связных высказываний с элементами творчества (фантазии). Упражнения на согласование речи с движением, т.е. чтение стихов на послоговом ритме синхронно с движением рук, ног, пальцев рук, на шаг, с хлопками и т.д. Обучить ребенка элементарным приемам по преодолению напряжения речевой мускулатуры (приемы массажа и самомассажа).
Помнить: занятия прежде всего должны быть направлены на изменение мотивационной стороны общения, повышение активности, адекватности эмоциональной оценки себя и других, изменение позиций личности в процессе общения, расширение невербальных форм коммуникации, коммуникативной и перцептивной сторон общения, изменение смысловой системы связей с окружающим миром. Помощь психолога обязательна! Это важно: создание нравственной обстановки, обеспечивающей психологическую комфортность; устранение влияний, действующих рефлекторным образом на усиление приступов заикания. В педагогическую палитру добавить понимание, сопереживание, гибкость, пластичность эмоций, чуткость, чувство такта, разумную требовательность! Ребенку необходима консультация невропатолога.
|
исп. Борычева Н.В., заведующая ГУ «ПМПК» департамента образования.
Бычкова Е.М., логопед ГУ «Костанайская ПМПК»
Для индивидуальной работы необходимо выполнение определенных упражнений, научить маму ребенка выполнять эти упражнения дома:
-вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать — через рот;
-вдыхать бесшумно; при вдохе не набирать слишком много воздуха, не выдыхать весь воздух полностью, а сохранить небольшой запас в легких; выдох должен быть естественным, экономным, без усилий;
-«добирать» воздух только между смысловыми отрезками во фразе;
-следить за тем, чтобы во время упражнений не было напряжения мышц шеи, рук, груди; чтобы плечи не поднимались при вдохе;
-необходимо дышать свободно, избегая судорожности и толчков в дыхании;
-выдох должен сочетаться с работой артикуляционного и голосового аппарата;
-обращать внимание на равное распределение выдоха на протяжении всего высказывания;
-придерживаться умеренного темпа речи с четким договариванием слова в полном его объеме;
-при чтении стихотворений, произнося возрастающее количество строк на одном выдохе, соизмерять расход воздуха с величиной текста.
Осуществление индивидуального подхода в условиях массовой школы: ДИЗАРТРИЯ
Дизартрия (любой патологии) |
|
Что нарушено |
Направления деятельности педагога (над чем работать) |
Нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Нарушение речевой, прежде всего артикуляционной, моторики и речевого дыхания, может иметь место задержка темпа речевого развития, речевая инактивность, вторичные нарушения лексико-грамматиче кого строя речи. Речь напряженная из-за трудно- стей при воспроизведении серии последовательных движе ний. Недостаточность кинетическо- го динамического праксиса, в результате дети испытывают большие трудности в автомати- зации поставленных фонем, особенно слов со стечением согласных. Темп речи замедлен, из-за поиска артикуляционного уклада страдает плавность. Нарушения звукопроизно- шения неоднозначны, непосто- янны. Речь долго остается нечеткой, смазанной. |
- узнавать звуки речи и не смешивать их в восприятии; - отличать нормированное произнесение звука от ненормированного; - осуществлять слуховой кон роль за собственным произнесением и оценивать качество воспроизводимых в собственной речи звуков; - принимать необходимые артикуляторные позиции, обеспечивающие нормированный акустический эффект звука; варьировать артикуляционные уклады звуков в зависимости от их сочетаемости с другими звуками в потоке речи; безошибочно использовать звук во всех видах речи.
к преодолению имеющихся нарушений, развитие самосознания, самоутверждения, саморегуляции и контроля.
4. Формирование полноценных учебных умений: — планирование предстоящей деятельности (принятие учебной задачи; активное осмысление материала; выделение главного, существенного в учебном материале; определение путей и средств достижения цели); — контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приемами самоконтроля); — работа в определенном темпе (умение быстро и качественно писать, считать; проводить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.); — применение знаний в новых ситуациях; — анализ, оценка продуктивности собственной деятельности. 5.Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению: — умения внимательно слушать и слышать учителя, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям (т.е. занять позицию ученика); — умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме; — умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией; 6.Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности: — ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием; — ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии; — ответы двумя-тремя фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания); — применение инструкции (схемы) при подготовке развернутого высказывания по ходу и итогам учебной работы.
Помнить: Необходима постоянная работа над голосом и дыханием. |
исп. Борычева Н.В., заведующая ГУ «ПМПК» департамента образования
Бычкова Е.М., логопед ГУ «Костанайская ПМПК»
Осуществление индивидуального подхода в условиях массовой школы: ДИСГРАФИЯ
Дисграфия |
|
Что нарушено |
Направления деятельности педагога (над чем работать) |
Частичное специфическое нарушение процесса письма Замена согласных, гласных, замена графически сходных букв, замена слов по звуковому сходству, пропуски гласных, согласных, пропуски слогов и частей слова, перестановки, добавления, раздельное написание одного слова, искажение звуко-слоговой структуры слова, искажение морфологической структуры слова (замены префиксов, суффиксов, флексий); нарушение: предложно-падежных конструкций; изменение падежа местоимения; пропуски членов предложения; нарушение последовательности слов в предложении, нарушения согласования, управления, пропуски слов, слитное написание слов (н-р, предлог и слово). Замена букв по количеству элементов, замена букв по пространственному расположению, зеркальное письмо, др. |
1.В том случае, если у ребенка присутствуют нарушения фонетической стороны речи, устранению акустической (артикуляторно-акустической) дисграфии предшествует работа по коррекции звукопроизношения. 2.Формирование фонематических процессов /способность к слуховому восприятию звуков речи (фонем)) и способность различать (дифференцировать) звуки/: -формирование предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова; -формирование предпосылок к успешному овладению грамотой. 3.Уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования. 4.Уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, моделями предложений различных синтаксических конструкций. 5.Формирование лексико-синтаксического анализа (для того, чтобы ребенок не писал слова вместе): развитие языкового анализа и синтеза (деление слова на слоги; суффиксальное образование слова; морфологический анализ и синтез слов - корень, приставка, суффикс, окончание; умение определять количество, последовательность и место слов в предложении); придумывание предложений по сюжетным картинкам и определение в нем количества слов; придумывание предложений с определенным количеством слов; распространение предложения; составление графических схем предложения; определение места слов в предложении; выделение предложения из текста с определенным количеством слов и т.д. 6.Работа на синтаксическом уровне. 1)Преодоление и предупреждение ошибочных словосочетаний в речи учащихся. Усвоение или сочетание слов, осознания построения, предлоги. 2)Обогащение фразовой речи (за счет использования синонимов, омонимов, антонимов и т.д.). Необходимо добиться понимания детьми связи слов в предложении (согласование в роде, числе, владеть управлениями, падежными формами, владеть предлогами). 7. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению: — внимание; — наблюдательность по отношению к языковым явлениям; — развитие способности к переключению; — развитие словесно-логического мышления; — способность к запоминанию преимущественно словесного материала; — развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений; — сформированность произвольности в общении и деятельности.
|
исп. Борычева Н.В., заведующая ГУ «ПМПК» департамента образования
Бычкова Е.М., логопед ГУ «Костанайская ПМПК»
Осуществление индивидуального подхода в условиях массовой школы: ДИСЛЕКСИЯ
Дислексия (трудности формирования чтения, нарушения чтения … ) |
|
Что нарушено |
Направления деятельности педагога (над чем работать) |
Нарушение чтения, полное или частичное отсутствие процесса чтения.
Возможны трудности овладения чтением, несмотря на нормальное обучение, нормальный интеллект и хорошие социально-культурные условия.
1.нарушение усвоения букв, при этом наблюдается нарушение как техники чтения, так и процесс понимания: буквы смешиваются, заменяются одна другой; 2.побуквенное чтение, очень долго ребенок задерживается на побуквенном чтении; 3.искажение звуковой и слоговой структуры слова; 4. недостаточный темп и уровень понимания читаемого.
|
Правило: для работы с данным нарушением показаны все приемы, что и при дисграфии. Четыре ступени формирования навыка чтения: I - овладение звуко-буквенными обозначениями, II - послоговое чтение, III - ступень становления синтетических приемов чтения, IV - ступень синтетического чтения. 1.Успешное и быстрое усвоение букв возможно лишь при достаточной сформированности следующих функций: а) фонематического восприятия (дифференциации, различения фонем); б) фонематического анализа (возможности выделения зву ков из речи); в) зрительного анализа и синтеза (способности определять сходство и различие букв) (важно!); г) пространственных представлений; д) зрительного мнезиса (возможности запоминания зрительного образа буквы). 2. Формирование фонематического синтеза. а) слитно произнести слова, предъявленные в виде последовательно произнесенных звуков с короткой паузой между ними (л, у, ж, а); б) воспроизвести слова и предложения, предъявленные по слогам (Де-воч-ка со-би-ра-ет цве-ты). 3. Работа над пониманием прочитанного. а) после прочтения слова по слогам показать соответствующую картинку, ответить на вопрос, связанный со значением слова; б) прочитать предложение – показать соответствующую картинку, другие виды. 4. Работа над пониманием конструкции предложения:
Упражнения при чтении:
|
исп. Борычева Н.В., заведующая ГУ «ПМПК» департамента образования
Бычкова Е.М., логопед ГУ «Костанайская ПМПК»
Осуществление индивидуального подхода в условиях массовой школы: ДИЗОРФОГРАФИЯ
Дизорфография |
|
Что нарушено |
Направления деятельности педагога (над чем работать) |
Специфическое нарушение орфографического навыка письма на фоне сохранного интеллекта и устной речи (неумение применять изучаемые правила орфографии). Не усваивается грамматико-орфографический материал теоретического характера; ребенок не овладевает не только группировкой орфограмм, принципами правописания, но и смешивает их содержательную сторону как сходных, так и далеких по алгоритму выполнения. У большинства учащихся, имеющих данное нарушение отмечается: 1.снижение слухоречевой памяти; 2.нарушение буквенного гнозиса; 3.нарушение динамического праксисаруки; 4.затруднено восприятие ритмической структуры слова.
|
Правила: Одновременное оречевление орфографических «шагов» во время письма. Для работы с данным нарушением показаны все приемы, что и при дисграфии. Очень полезны упражнения на выделение и определение ударного слога в слове. Эти упражнения способствуют лучшему усвоению одного из основных правил орфографии, изучаемых в начальной школе.
1.Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:
2.Развитие дифференцированного слухового восприятия и звукового анализа. 3.Формирование полноценных учебных умений: — планирование предстоящей деятельности (принятие учебной задачи; активное осмысление материала; выделение главного, существенного в учебном материале; определение путей и средств достижения цели); — контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приемами самоконтроля); — работа в определенном темпе (умение быстро и качественно писать, считать; проводить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.); — применение знаний в новых ситуациях; — анализ, оценка продуктивности собственной деятельности. 4. Формирование функции планирования. 5. Усвоение грамматического значения слова, его дифференциация с лексической отнесенностью (словоформа с конкретной ситуацией, предметом, явлением). 6. Формирование операциональных компонентов словесно-логического мышления, процессов сукцессивного, симультанного анализа и синтеза, речеслуховой памяти |
исп. Борычева Н.В., заведующая ГУ «ПМПК» департамента образования
Бычкова Е.М., логопед ГУ «Костанайская ПМПК»
Осуществление индивидуального подхода в условиях массовой школы:
Социальная и педагогическая запущенность младшего школьника
Социальная и педагогическая запущенность младшего школьника |
||
Что нарушено |
Направления деятельности педагога (над чем работать) |
|
Педагогические приемы: |
Психологические методы: |
|
1.Индивидуально – типологические особенности личности: дисгармония развития, нестабильность и ригидность ЦНС, неразвитость произвольности психических процессов в сравнении со сверстниками. |
Понимание. Сочувствие. Снятие напряжения. Рационализация воспитательно-образовательного процесса. Выравнивание культурно – образовательных возможностей детей. Личностная перспектива. |
Развитие произвольности в двигательной сфере. Развитие произвольности в познавательной сфере. Развитие произвольности в эмоциональной сфере. Развитие произвольности в коммуникативной сфере и поведении. Когнитивная тренировка. Терапия средствами искусства.
|
2.Свойства субъекта общения: высокая тревожность; слабая социальная рефлексия; трудности общения; неадекватное поведение; низкий социальный статус. |
Доверие к личности ребенка. Формирование реально осознаваемых мотивов поведения. Формирование реально действующих мотивов поведения. Анализ конфликтных ситуаций. Пример и авторитет педагога в отношении к детям. |
Игровая коррекция в группе. Развитие позитивного общения. Ролевое научение. Коммуникативные игры и упражнения. Расшатывание традиционных позиционных ролей. Статусное перемещение детей. |
3.Свойства субъекта деятельности: дисгармония мотивов учения; школьная тревожность; низкая учебно-познавательная активность; несформированность основных учебных умений; слабая обучаемость.
|
Позитивное стимулирование. Авансирование успеха. Акцентуация достижений ребенка в деятельности. Наглядные опоры в обучении. Комментируемое управление. Создание учебных ситуаций с элементами новизны, занимательности, опоры на жизненный опыт детей. Поэтапное формирование умственных действий. Опережающее консультирование по трудным темам. Щадящая учебная нагрузка. |
Снижение силы потребностей, связанных с внутренней позицией школьника. Формирование адекватной самооценки школьных успехов. Релаксация и эмоциональное отреагирование школьных страхов. |
4.Свойства субъекта самосознания: нарушенный образ «Я»; неадекватная самооценка; неудовлетворенное притязание на признание; комплекс неполноценности. |
Безусловное принятие ребенка. Выборочное игнорирование негативных поступков. Эмоциональное поглаживание. Позитивное побуждение к деятельности и общению. Ожидание будущей радости. |
Психологический массаж. Идентификация. Зеркальное отражение. Подтверждение уникальности ребенка. Развитие позитивного восприятия других людей. Самовнушение («Я хочу», «Я могу», «Я буду»). |
исп: Говорова Н.Н.,
психолог ГУ «ПМПК» департамента образования
(использованы материалы «Экспериментальные программы для специальных коррекционных школ для детей с легкими нарушениями интеллекта» под редакцией Елисеевой И.Г., 2002 год, Алматы, «Китап»)
Предмет: математика |
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
|
|
Русский язык |
Учащиеся должны уметь:
|
Учащиеся должны знать:
|
Предмет: мир вокруг |
Учащиеся должны уметь:
|
|
Предмет: ИЗО |
Учащиеся должны уметь: -Организовать сое рабочее место, правильно сидеть за партой, правильно держать тетрадь для рисования и карандаш; -выполнять рисунки, использовать только одну сторону листа бумаги; -обводить карандашом шаблоны, соединять точки; -проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые линии; --ориентироваться на плоскости листа бумаги: -закрашивать рисунок цветными карандашами; -различать и называть цвета: красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, черный, белый. |
|
Трудовое обучение |
В программе предусмотрены следующие виды труда: - конструирование из строительных материалов; - работа с глиной и пластилином; - работа с природными материалами; - работа с нитками, - работа с проволокой. |
исп.Романюк Л.П., дефектолог ГУ «ПМПК» департамента образования
(использованы материалы «Экспериментальные программы для специальных коррекционных школ для детей с легкими нарушениями интеллекта» под редакцией Елисеевой И.Г., 2002 год, Алматы, «Китап»)
Предмет: математика |
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
|
|
Русский язык |
Учащиеся должны уметь:
|
Учащиеся должны знать:
|
Предмет: мир вокруг |
Учащиеся должны уметь:
Учащиеся должны знать:
|
|
Предмет: ИЗО |
Учащиеся должны знать:
передавать в рисунках основную форму предметов; узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений |
|
Трудовое обучение |
В программе предусмотрены следующие виды труда: - конструирование из строительных материалов; - работа с глиной и пластилином; - -работа с природными материалами; - -работа с нитками, - -работа с проволокой. |
исп.Романюк Л.П., дефектолог ГУ «ПМПК» департамента образования
(использованы материалы «Экспериментальные программы для специальных коррекционных школ для детей с легкими нарушениями интеллекта» под редакцией Елисеевой И.Г., 2002 год, Алматы, «Китап»)
Предмет: математика |
Учащиеся должны знать:
|
Учащиеся должны уметь:
|
|
Русский язык |
Учащиеся должны уметь:
|
||
Чтение и развитие речи
|
Учащиеся должны уметь:
|
Учащиеся должны знать:
|
|
Предмет: ИЗО |
Учащиеся должны уметь: свободно проводить линии в нужных направлениях, ориентироваться на плоскости листа бумаги и в геометрической форме (полосе, квадрате, круге): посередине, сверху, снизу, справа, слева, между; использовать данные учителем ориентиры ( опорные точки) и в соответствии с ними размещать изображение на листе бумаги; закрашивать рисунок цветными карандашами, дифференцировать формы округлых, прямоугольных, квадратных и треугольных предметов и называть их; изображать от руки предметы округлой, прямоугольной и треугольной формы; сравнивать два предмета по форме, цвету, величине; проводить в квадрате осевые линии; понимать принцип повторения или чередования элементов в узоре ( по форме и цвету); различать и знать порядок расположения цветов в спектре; знать названия цветов: красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, оранжевый, фиолетовый, черный, белый и различать их; узнавать в иллюстрациях персонажи народных сказок, проявлять эмоционально-эстетическое отношение к ним. |
||
Тр.об |
Виды труда: конструирование и моделирование из различных материалов; работа с глиной и пластилином; работа с природными материалами (многодетальные объемные изделия);работа с бумагой и картоном; работа с текстильными материалами. |
||
Мир вокруг нас |
Учащиеся должны уметь:
|
Учащиеся должны знать:
|
|
исп.Романюк Л.П., дефектолог ГУ «ПМПК» департамента образования
(использованы материалы «Экспериментальные программы для специальных коррекционных школ для детей с легкими нарушениями интеллекта» под редакцией Елисеевой И.Г., 2002 год, Алматы, «Китап»)
Предмет: математика |
Учащиеся должны знать:
|
|
|||
Русский язык |
Учащиеся должны уметь:
|
Учащиеся должны знать: Алфавит |
|||
Чтение и развитие речи
|
Учащиеся должны уметь:
|
Учащиеся должны знать: наизусть 5 – 8 стихотворений.
|
|||
Предмет: ИЗО |
Учащиеся должны уметь: находить верхний правый, верхний левый, нижний правый и нижний левый углы; правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги; делить лист бумаги на глаз на две и четыре равные части; анализировать с помощью учителя строение предмет; сравнивать несколько предметов по форме, величине, цвету и положению в пространстве; намечать последовательность построения рисунка под руководством учителя; изображать от руки предметы округлой, прямоугольной, треугольной и квадратной формы; рисовать плоские предметы симметричной формы, применяя среднюю (осевую) линию; рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате (по образцу); иметь элементарные знания о натюрморте, иметь элементарные представления о законе линейной перспективы; иметь элементарные знания в области цветоведения; различать и называть цвета: красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, оранжевый, фиолетовый; различать светлый и темный оттенки цвета: светло-зеленый, темно-зеленый, голубой, розовый; анализировать свой рисунок с помощью учителя. |
||||
Тр.об. |
|
||||
Мир вокруг нас |
Учащиеся должны уметь: называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать, классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства; участвовать в беседе, отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей; связно высказываться по плану, употреблять простые распространенные предложения, правильно используя формы знакомых слов; ухаживать за одеждой и обувью; поддерживать порядок в классе, интернате, дома; соблюдать правила личной гигиены; соблюдать правила уличного движения. |
Учащиеся должны знать: названия и свойства изученных предметов; выученные правила дорожного движения. |
|||
исп.Романюк Л.П., дефектолог ГУ «ПМПК» департамента образования
(использованы материалы «Экспериментальные программы для специальных коррекционных школ для детей с легкими нарушениями интеллекта» под редакцией Елисеевой И.Г., 2002 год, Алматы, «Китап»)
Предмет: математика |
Учащиеся должны знать:
|
Учащиеся должны уметь: пользоваться перемести тельным свойством умножения; выполнять письменно сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через разряд, располагая числа столбиком, без перехода через разряд устно ( вычисления начинать с высшего разряда); распознавать числа, полученные при счете и измерении одной двумя единицами стоимости, длины, массы, времени; пользоваться зависимостью между величинами: цена, количество, стоимость; решать простые текстовые арифметические задачи на деление по содержанию и составные задачи, требующие выполнения 2-3 арифметических действий; измерять отрезки, пользуясь мерами длины : метр, дециметр, сантиметр, миллиметр; чертить прямоугольник (квадрат) по заданным длинам сторон с помощью чертежного треугольника; -определять время по часам с точностью до 5 минут, пользоваться обозначениями единиц, величин: мм, ц, сут, мес, г.ё |
Русский язык |
Учащиеся должны уметь:
Учащиеся должны знать: алфавит, расположение слов в алфавитном порядке в словаре. |
|
Чтение |
Учащиеся должны уметь:
Учащиеся должны знать: наизусть 6 – 8 стихотворений и 2 басни. |
|
ИЗО |
Учащиеся должны уметь:
|
|
Мир вокруг |
Учащиеся должны уметь:
устанавливать элементарные зависимости;
земле, ее составе, свойствах, значении для жизни растений;
|
Учащиеся должны знать:
|
исп.Романюк Л.П., дефектолог ГУ «ПМПК» департамента образования
(использованы материалы «Экспериментальные программы для специальных коррекционных школ для детей с легкими нарушениями интеллекта» под редакцией Елисеевой И.Г., 2002 год, Алматы, «Китап»)
Предмет: математика |
Учащиеся должны знать: -наизусть таблицу умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления ; названия и порядок чисел до 1000: -соотношения между единицами длины, массы, времени. Учащиеся должны уметь: - читать, записывать, откладывать на счетах и сравнивать числа до тысячи, выполнять устно и письменно сложение, вычитание чисел в пределах тысячи, выполнять устно умножение и деление на однозначное число, выполнять проверку умножения и деления; умножать 0 и 1 и умножать на 0 и 1, делить 0, делить на единицу; умножать 10, 100, умножать на10, 100, делить на 10 и на 100; - выполнять преобразования чисел, полученных при измерении единицами стоимости, длины, массы; выполнять устно сложение и вычитание некоторых чисел, полученных при измерении единицами стоимости, длимы и массы; читать, записывать обыкновенные дроби; распознавать числитель и знаменатель, понимать их значение; распознавать правильные и неправильные дроби, смешанные числа, сравнивать дроби и смешанные числа; решать простые текстовые арифметические задачи на разностное и кратное сравнение чисел, составные задачи, требующие выполнения 2- 3-х арифметических действий; распознавать виды треугольников; чертить треугольники с помощью циркуля и линейки по заданным длинам сторон; измерять ломанную, чертить ломанную по заданным длинам отрезков; распознавать взаимное положение фигур на плоскости; пользоваться знаком ≈, обозначениями единиц величин некоторыми буквами латинского алфавита, записывать числа от I до X римскими цифрами. |
Русский язык |
Учащиеся должны уметь: -различать звуки и буквы, звуки гласные и согласные, обозначать их на письме; подбирать группы родственных слов; проверять написание безударных гласных, звонких и глухих согласных путем изменения формы слова; обозначать мягкость согласных буквой Ь; разбирать слова по составу; выделять имя существительное как часть речи; строить простое распространенное предложение; связно высказываться устно и письменно (с помощью учителя); пользоваться словарем; отличать текст от набора предложений на одну тему; употреблять выражения приветствия, прощания и благодарности. Учащиеся должны знать: алфавит; способ проверки написания гласных и согласных (путем изменения формы слова). |
Мир вокруг |
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь: -называть конкретные предметы и явления окружающей действительности, давать им обобщенные названия устанавливать простейшие связи между обитателями природы: растениями и животными , растениями и человеком, животными и человеком; -рассказывать о проведенных наблюдениях, самостоятельно делать выводы на основании наблюдений и результатов труда; -выполнять практические работы; приводить примеры некоторых представителей растений и животных леса, луга, поля, сада; -соблюдать правила личной гигиены, правильной осанки, безопасности в труде; -соблюдать правила поведения в природе: не шуметь, не беспокоить птиц, животных, не ловить их не губить растения. |
Чтение и развитие речи |
Учащиеся должны уметь:
Учащиеся должны знать: наизусть 6 – 10 стихотворений. |
ИЗО |
Учащиеся должны уметь: -передавать в рисунке форму изображаемых предметов; определять предметы симметричной формы и рисовать их; составлять узоры из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате и круге, применяя осевые линии; пользоваться элементарными приемами работы с красками, ослаблять интенсивность цвета путем прибавления воды в краску; -знать теплые и холодные цвета; иметь представления о жанре изобразительного искусства; самостоятельно анализировать содержание картины. |
исп.Романюк Л.П., дефектолог ГУ «ПМПК» департамента образования
(использованы материалы «Экспериментальные программы для специальных коррекционных школ для детей с легкими нарушениями интеллекта» под редакцией Елисеевой И.Г., 2002 год, Алматы, «Китап»)
Предмет: математика |
Учащиеся должны знать:
десятичной дроби;
нумерационных таблицах;
наклонное положение;
прямые; параллельные и перпендикулярные прямые |
Учащиеся должны уметь:
|
|
Русский язык |
Учащиеся должны уметь:
Учащиеся должны знать: алфавит; способ проверки написания гласных и согласных (путем изменения формы слова). |
||
Чтение и развитие речи |
Учащиеся должны уметь:
Учащиеся должны знать:
|
||
Естествознание |
Учащиеся должны знать: - отличительные признаки твердых тел, жидкостей и газов; - отличительные признаки основных полезных ископаемых, песчаной и глинистой почвы; - некоторые свойства твердых, жидких и газообразных тел на примере воды, воздуха, металлов: расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, способность хорошо или плохо проводить тепло. Учащиеся должны уметь: - обращаться с простым лабораторным оборудованием; проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке |
||
ГЕОГРАФИЯ |
Учащиеся должны знать: что изучает география; горизонт, линию и стороны горизонта; основные формы земной поверхности; виды водоемов, их различие; меры по охране воды от загрязнения; правила поведения в природе; отличие плана от рисунка и географической карты; масштаб, его обозначения; основные направления в плане, географической карте; основные цвета и знаки географической карты; распределение суши и воды на Земле; материки и океаны, их расположение на глобусе и карте полушарий; кругосветные путешествия, доказывающие шарообразность Земли; различия в нагревании и освещении земной поверхности Солнцем; -расположение поясов освещенности на глобусе и карте полушарий, их границы; основные типы климата; географическое положение Казахстана на физической карте Казахстана и карте полушарий. Учащиеся должы уметь: вести наблюдения за погодой, фиксировать данные в календаре погоды и подводить итоги; определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу, и местным признакам природы; выявлять на местности особенности рельефа, водоемов; делать схематические зарисовки и простейшие макеты изучаемых форм земной поверхности; читать планы местности, ориентироваться по плану и географической карте, по глобусу; читать условные цвета и знаки географической карты; составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины; показывать на карте физико-географические объекты, обозначать их на контурной карте; сопоставлять расположение изучаемых объектов на физической карте Казахстана и карте полушарий. |
||
ИЗО |
Учащиеся должны уметь: -пользоваться простейшими вспомогательными линиями для проверки правильности рисунка; подбирать цвета изображаемых предметов и передавать их объемную форму: -передавать связное содержание и осуществлять пространственную композицию в рисунках на темы; делать отчет о проделанной работе, используя при этом термины, принятые в изобразительной деятельности; иметь элементарные представления о жанрах и видах изобразительного искусства; найти в картине главное, рассказать содержание картины, знать авторов, уметь определить жанр. |
||
исп.Романюк Л.П., дефектолог ГУ «ПМПК» департамента образования
(использованы материалы «Экспериментальные программы для специальных коррекционных школ для детей с легкими нарушениями интеллекта» под редакцией Елисеевой И.Г., 2002 год, Алматы, «Китап»)
мМтематика |
Учащиеся должны знать: - разряды и классы числа, их место в нумерационной таблице; элементы транспортира; размеры прямого, острого, тупого, развернутого полного углов. Учащиеся должны уметь: - читать, записывать откладывать на счетах и сравнивать числа до 100 000; выполнять устно и письменно сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное число, умножение на двузначное число; устно и письменно складывать, вычитать, умножать, делить на однозначное число числа, полученные при измерении одной-двумя единицами стоимости, длины, массы; устно и письменно складывать и вычитать числа, полученные при измерении одной-двумя единицами времени; умножать и делить десятичные дроби на однозначное число; выделять ромб, параллелограмм, прямоугольник, квадрат среди других фигур (четырехугольников). |
Русский язык |
Учащиеся должны уметь: - писать под диктовку текст с соблюдением знаков препинания в конце предложения; разбирать слова по составу; различать части речи; строить простое распространенное предложение с однородными членами, сложное предложение; излагать свои мысли в устной и письменной форме; составлять элементарное рассуждение-доказательство, сравнительное описание, состоящее из двух частей; составлять устное и письменное приглашение и поздравление; названия частей речи и их значение. Учащиеся должны знать: - главные и второстепенные члены предложения; наиболее распространенные правила правописания слов. |
Чтение и развитие речи
|
Учащиеся должны уметь: - читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать «про себя»; выделять главную мысль произведения; характеризовать главных действующих лиц; пересказывать содержание прочитанного. Учащиеся должны знать: - наизусть 10 стихотворений. |
|
Естествознание |
Учащиеся должны знать: названия главных представителей основных групп растений; внешнее строение и некоторые биологические особенности растений; строение и некоторые биологические особенности, а так же приемы возделывания наиболее распространенных с/х растений, особенно местных. Учащиеся должны уметь: различать органы у всех растений; различать изученные растения по стеблям, листья, цветкам, плодам и семенам выращивать некоторые цветочно-декоративные растения |
|
Географи |
Учащиеся должны знать: положение СНГ на физической карте, карте полушарий и глобусе; природные зоны, расположенные на территории СНГ, зависимость их от климатических условий и высоты над уровнем моря; природные условия различных зон; типичных представителей растительного и животного мира в каждой природной зоне; основное население и его занятия в каждой природной зоне; особенности географического положения Казахстана; природные богатства Казахстана; основные мероприятия по охране природы в Казахстане; правила поведения в природе; расположение географических объектов на территории Казахстана. |
Учащиеся должны уметь: показывать границы Казахстана на глобусе, карте полушарий, физической карте и карте природных зон; давать элементарное описание природы по зонам, пользуясь планом и картами; показывать по картам (физических и природных зон) географические объекты, наносить их названия на контурную карту; устанавливать взаимосвязь между климатом, растительным и животным миром, природными условиями и занятиями населения; выполнять простейшие зарисовки географических объектов; делать несложные макеты природных зон; принимать простейшие меры по охране окружающей среды. |
ИЗО |
Учащиеся должны уметь: - передавать форму, строение, величину, цвет и положение в пространстве изображаемых предметов, пользоваться вспомогательными линиями при построении рисунка; изображать предметы прямоугольной, цилиндрической формы, передавая их объем и окраску; проявлять художественный вкус в рисунках декоративного характера, выполнять построение узоров в основных геометрических формах, применяя осевые линии; пользоваться различными материалами и изобразительными приемами; проявлять интерес к произведениям изобразительного искусства. Учащиеся должны знать: - виды работ на уроках изобразительного искусства (рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на тему); основные средства выразительности рисунка (точка, штрих, линия); особенности некоторых материалов, используемых в изобразительном искусстве (акварель, гуашь, масло, бронза, мрамор, гранит, дерево, фарфор), а также приемы работы с ними; отличительные особенности произведений декоративно-прикладного искусства; имена и фамилии авторов наиболее известных произведений изобразительного искусства, названия их работ. |
исп.Романюк Л.П., дефектолог ГУ «ПМПК» департамента образования
(использованы материалы «Экспериментальные программы для специальных коррекционных школ для детей с легкими нарушениями интеллекта» под редакцией Елисеевой И.Г., 2002 год, Алматы, «Китап»)
Предмет: математика |
Учащиеся должны знать: - натуральный ряд чисел от 1 до 1000000: геометрические фигуры и тела; - - площадь фигуры, единицы измерения площадей, их обозначения; - развертку куба и параллелепипеда. |
Учащиеся должны уметь: -считать, записывать, откладывать на счетах и сравнивать числа в пределах 1 000 000; складывать, вычитать, умножать на однозначное и двузначное число, делить на однозначное число в пределах 1 000 000; складывать, вычитать, умножать на однозначное и двузначное число, делить на однозначное число десятичные дроби, также числа, полученные при измерении величин, записанные в виде десятичных дробей; складывать и вычитать обыкновенные дроби с одинаковым знаменателем; умножать и делить обыкновенные дроби на целое число; вычислять время продолжительности события, его начала и окончания; находить дробь от числа и число по его доле; измерять и вычислять площадь квадрата и прямоугольника; чертить развертку прямоугольного параллелепипеда и куба по заданным длинам ребер; вычислять полную и боковую поверхность куба и параллелепипеда (для хорошо успевающих учащихся). |
Русский язык |
Учащиеся должны уметь: -писать под диктовку текст, применять правила проверки написания слов; разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов; различать части речи; строить простое распространенное предложение, простое предложение с однородными членами, сложное предложение; писать изложение и сочинение; оформлять деловые бумаги; пользоваться словарем. Учащиеся должны знать: части речи; наиболее распространенные правила правописания слов. |
Чтение и развитие речи |
Учащиеся должны уметь:
|
География |
Учащиеся должны знать: Атлантический, Северный Ледовитый, Тихий, Индийский океаны и их хозяйственное значение; особенности географического положения, очертания берегов и природные условия каждого материка; государства, их положение на материке, основное население и столицы; особенности географического положения государств ближнего зарубежья, природные условия, ресурсы, основное население и столицы этих государств; Учащиеся должны уметь: определять по карте полушарий географическое положение и очертание берегов каждого материка, давать элементарное описание их природных условий |
ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ |
Учащиеся должны знать: -Основные группы животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие ( дикие и сельскохозяйственные); -признаки сходства и различия между группами животных; -особенности внутреннего и внешнего строения и образа жизни наиболее типичных представителей групп животных; -назначение изучаемых животных в природе, жизни и хозяйственной деятельности человека; -условия содержания, ухода и кормления некоторых сельскохозяйственных животных. Учащиеся должны уметь: -узнавать изученных животных, кратко характеризовать их; -показывать места обитания животных на биогеографической карте Казахстана; -сопоставлять при показе места обитания животных на биогеографической карте Казахстана, физической карте Казахстана, карте природных зон Казахстана (сильные учащиеся); -проводить несложный уход за некоторыми сельскохозяйственными животными (для загородных школ); -в простейшей форме пропагандировать знание об охране животных, занесенных в Красную книгу Казахстана. |
ИЗО |
Учащиеся должны уметь: - выполнять рисунки с натуры предметов сложной формы; пользуясь осевой и другими вспомогательными линиями; пользоваться остроконечной кистью и плакатным пером при выполнении простейших оформительских работ; использовать приемы загораживания одних предметов другими в рисунках; проявлять самостоятельность, творчество и художественный вкус в рисунках декоративного характера; определять вид (живопись, графика, скульптура и т. д.) и жанр произведения искусства (портрет, пейзаж, натюрморт и т. д.) Учащиеся должны знать: - отличительные признаки видов изобразительного искусства (живопись, графика, декоративно-прикладное творчество); особенности оформительской графики; основные средства выразительности живописи: цвет, композиция, освещение; название крупнейших музеев страны и мира |
исп.Романюк Л.П., дефектолог ГУ «ПМПК» департамента образования
Предмет: математика |
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
|
Русский язык |
Учащиеся должны уметь: -писать под диктовку текст, применять правила проверки написания слов; -разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов; -различать части речи; -строить простое распространенное предложение, простое предложение с однородными членами, сложное предложение; писать изложение и сочинение; -оформлять деловые бумаги; пользоваться словарем. |
Учащиеся должны знать:
-части речи; -наиболее распространенные правила правописания слов.
|
Чтение и развитие речи |
|
Учащиеся должны знать:
|
География |
Учащиеся должны знать: общую характеристику хозяйства Казахстана; экономическое районирование Казахстана; структуру хозяйства Казахстана, взаимосвязь его отраслей и перспективы развития; структуру хозяйства своей области, размещение ее основных отраслей.
|
Учащиеся должны уметь: показывать по карте экономические районы Казахстана; давать несложную характеристику природных условий и ресурсов каждого экономического района; устанавливать взаимосвязи между отраслями промышленности и сельского хозяйства; составлять простейшие схемы, структуры отраслей народного хозяйства каждого экономического района и своей области; сопоставлять карты(физическую и природных зон),(физическую и политическую); обозначать на контурной карте границы экономических районов и крупнейшие города |
ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ |
Учащиеся должны знать: -название, строение и расположение основных органов; влияние физической нагрузки на организм; вредное влияние курения и алкогольных напитков на организм; - - существующие санитарно- гигиенические правила. |
- Учащиеся должны уметь: - -применять приобретенные знания о строении и функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления здоровья; - -соблюдать санитарно-гигиенические требования; - - оказывать первую помощь при травмах, тепловом и солнечном ударах, пищевых отравлениях, ожогах и обморожениях. |
исп.Романюк Л.П., дефектолог ГУ «ПМПК» департамента образования
Осуществление индивидуального подхода в условиях массовой школы: Психические заболевания
Психические заболевания |
||
№ |
Виды |
Направления деятельности педагога (над чем работать) |
I. |
Астенические и неврозоподобные состояния вследствие соматических заболеваний, мозговых инфекций, травм№№ |
Создание оптимальной микросоциальной среды. Индивидуализация и дозировка учебных нагрузок, их адекватность возможностям учащегося. Исключения в учебно-воспитательном процессе посторонних раздражителей: отвлекающие наглядные пособия, проникающие шумы и музыка, не относящаяся к данной учебной работе, лишние предметы на парте и др. Полное удовлетворение потребностей в движении путем увеличения физической активности (физическая пауза, поручение учителя, связанные с передвижением по классу, спокойные игры на перерыве). Уменьшение объема учебных заданий, их частая сменяемость на уроке с тем, чтобы время на выполнение каждого из них не превышало 10минут. Чередование интеллектуальной и двигательной нагрузки. Существенное повышение наглядности преподавания, ее яркость и красочность. Поощрительно-спокойное обращение, негромкий, но богатый интонациями голос учителя. |
II. |
Неврастения |
Те же (см. пункт №1) Дополнительно учитывается повышенная утомляемость. Исключение порицания. Перерывы в работе во время выполнения учебных заданий, переключение внимания с одного вида учебной деятельности на другой. Продолжительность рабочих периодов во время выполнения учебных заданий должна сокращаться к концу урока. Использование в учебном процессе приемов релаксации. Занятия с психологом школы. |
III. |
Различные невропатии |
Те же, что для №1 Совместное начало с учителем выполнения задания, которое помогает включиться в учебную деятельность. Привлечение внимания, его фиксация и тренировка. Занятия с психологом школы. |
IV. |
Невроз страха и тревожного ожидания |
Те же, что для №1 Исключения вызовов к доске, устных ответов перед классом. Замена контрольных работ другими формами проверки знаний (индивидуального характера). Всемерное поощрение успехов в учении и стимуляция на этой основе положительного к нему отношения. |
V. |
Истерический невроз |
Организация оптимальной микросреды. Адекватность учебных нагрузок возможностям учащегося. Предупреждение реакции удовлетворения капризов со стороны родителей и учащихся класса. Развитие навыков самооценки выполнения учебных заданий: самопроверка письменных заданий путем сличения с текстом-образцом, самозамеры темпа чтения с описательной самооценкой выразительности, письменные ответы на вопросы учителя и т. д. Ведение дневника самонаблюдений (самооценка положительных и отрицательных поступков). Поощрение малейших попыток критической самооценки учащимся капризов, неадекватных притязаний. В общении тон до предела спокойный, уравновешенный, доброжелательный. В момент истерического припадка сознательное игнорирование притязаний, спокойный, повелительный тон. Занятия с психологом школы. |
VI. |
Гиперкинетические расстройства |
Организация жизненного пространства гиперактивного ребенка, которое должно иметь условия для реализации его повышенной двигательной активности. Утренние часы, предшествующие занятиям в школе или посещению детского сада, следует наполнить повышенной физической нагрузкой (бег на воздухе, достаточно длительная утренняя зарядка, занятия на тренажерах). Создание условий для адекватной физической нагрузки во время перемен и после уроков, повышенные двигательные нагрузки в школе, занятия в спортивных секциях, требующие большого физического напряжения, при этом нежелательны силовые виды спорта. Занятия с психологом школы. |
VII |
Психопатия
|
Оздоровление среды, изоляция ребенка или подростка с личностной аномалией от лиц с асоциальными наклонностями. Психотерапевтическая работа с родственниками, цель которой заключается в улучшении внутри семейных отношений. Подбор коллектива, лишенного противоречащих личностной структуре подростка установок, антисоциальных тенденций и в то же время демонстрирующего профессионализм, терпимость, способного поощрять и стимулировать подростка. Помощь в адаптации и закреплении подростка в таком коллективе, длительная и ненавязчивая эмоциональная поддержка взрослых. Занятия с психологом школы. Большая роль в системе лечебно-коррекционных мероприятий подростка принадлежит психотерапии. |
исп.Романюк Л.П., дефектолог ГУ «ПМПК» департамента образования
Осуществление индивидуального подхода в условиях массовой школы: ДЦП
Детский церебральный паралич |
Ннаправления деятельности педагога (над чем работать) |
1. Посадить учащегося с церебральным параличом на тот ряд и за ту парту, которые позволяют ребенку свободно стоять или выходить из-за парты. Предоставлять возможность ученику выбирать удобную позу для выполнения письменных работ, как удобней отвечать: сидя или стоя. 2.Необходимо рационально определять дозировку выполнения письменных и контрольных работ, варьировать формы выполнения письменных заданий (работа по карточке, предоставлять возможность писать не в тетради, а в разлинованном альбоме, можно предложить ребенку писать мелом на общей или индивидуальной доске, в наиболее тяжелых случаях ребенок может выкладывать слова и предложения на магнитных досках, выполнять ребенком заданий на компьютере). 3.Предоставлять большее количество времени для выполнения письменных работ,а в некоторых случаях ребенок часть ответа может дать в устной форме. 4.При пространственных нарушениях нужно специально указать (чернилами или карандашом) строку и место, с которых нужно начинать писать или рисовать, обозначить необходимое расстояние между строчками, работами или частями задания. Целесообразно использовать индивидуальные карточки с прорезями для вставки цифр, стоящих на месте единиц, десятков, сотен. Можно рекомендовать раскрасить клетки карандашами разного цвета (например, для сотен-зеленым, для десятков-красным, для единиц-голубым). 5.При обучении детей чтению рекомендуется использовать специальные закладки с прорезями, позволяющие фиксировать слово, словосочетание или предложение и препятствующие сползанию взгляда со строки. Можно воспользоваться такими приемами, как выделение (маркировка) начала строки, заглавной буквы, начальной фразы текста, с которой учащемуся предлагается читать или писать. 6.При оценке устного ответа и чтения необходимо учитывать речевые особенности и не снижать отметки. Учитель проверяет навыки беглого, осознанного чтения в разных ситуациях: чтение подготовленного текста, сидя и стоя за партой, за столом учителя, перед всем классом или перед частью класса. 7.При оценке результатов письменных работ не следует снижать оценку за следующее: неправильное написание строк, выпадение элементов букв или их незаконченность, лишние дополнения букв и т. д, нарушение размеров букв, смешение сходных по начертанию букв, прерывистость письма. 8.При проведении изложений и сочинений учителю следуют обращать внимание на формирование у учащегося с церебральным параличом умение связно, самостоятельно, последовательно и грамотно излагать содержание текста, правильно строить предложение и грамматические конструкции. 8.Учить детей сцеребральным параличом работать со схемами, рисунками, картинками и другим наглядным материалом, что помогает учителю проводит опрос и выявлять уровень усвоения знаний.
|
исп: .Романюк Л.П., дефектолог ГУ «ПМПК» департамента образования