Государственное учреждение Отдел образования города Лисаковска Управления образования акимата Костанайской области
ВЕРСИЯ ДЛЯ ПЕЧАТИ
Оригинал статьи находится по адресу:
http://www.lis-edu.kz/lsk/articles/2013-12-06/1597-inklyuzivnoe_obrazovanie__ravnyie_vozmoj/
Инклюзивное образование – равные возможности для всех

Инклюзивное образование – равные возможности для всех

 

 

      Уважаемые коллеги!

    Одним из основных принципов государственной политики в области образования является равенство прав всех на получение качественного образования.

В Государственной программе образования на 2011-2020 годы предусмотрены мероприятия по совершенствованию инклюзивного образования.

Цель 6.

Обеспечить равный доступ детей к различным программам воспитания и обучения,  обеспечить равный доступ детей с ограниченными возможностями к образованию.

К 2015 году ( 1 этап программы):

Задача 7.5. Усовершенствовать систему инклюзивного образования.

Для решения этой задачи будет создана необходимая нормативная база:

- разработан механизм взаимодействия общего и специального образования в рамках инклюзивного образования;

- разработаны модульные программы интегрированного обучения детей с ОВР;

- разработаны правила интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями в общеобразовательной среде, определены формы интеграции для детей с различными нарушениями;

- разработаны правила организации дистанционного образования детей-инвалидов.

Внедрена система инклюзивного образования с учетом международного опыта.

Детям, нуждающимся в специальном обучении, будет предложено коррекционное обучение как часть школьного дня, предоставляемое одновременно с другим обучением в группе или индивидуально.

В 830 школах будут созданы  «безбарьерные зоны» для детей-инвалидов путем установления подъемных устройств, пандусов, специальных приспособлений в санитарных комнатах, оснащению поручнями, специальными партами, столами и др. специальными компенсаторными средствами.

В 3030-ти школах будут созданы условия для равного доступа к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями (наличие в школах педагогов-дефектологов, психолого-педагогическое сопровождение детей, специальные индивидуальные технические и компенсаторные средства).

К 2020 году:

К 2020 году внедрена система инклюзивного образования.

Учебные программы по подготовке педагогов для обычных и специализированных дошкольных организаций интегрированы. Особое внимание уделено преподаванию методики инклюзивного образования в педагогических вузах, колледжах и институтах повышения квалификации учителей. При строительстве новых дошкольных организаций учитываются нужды детей с ограниченными возможностями в развитии.

 

    В Республике Казахстан проживает более 5 млн. детей от 0 до 18 лет, из них:

- 1,5 млн – дети дошкольного возраста;

- 3  млн – дети школьного возраста;

- свыше 150 тыс. детей с ОВР, из них 48.000 детей дошкольного возраста;

- свыше 51 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

- более 16.000 детей с девиантным поведением.

Обучаются:

- более 17.000 детей – в специальных (коррекционных организациях образования);

- около 7.000 детей – в специальных классах;

- около 8.000 детей -  на дому.

Специальные организации образования:

- детские сады – 39

- школы-интернаты – 101

- ПМПК – 55

- кабинеты психолого-педагогической коррекции – 112

- логопункты – 223

- реабилитационные центры – 13

- 1 республиканская ПМПК.

    Всего 544 специальных организаций, созданных для диагностики и консультирования, обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями в развитии.

    Инклюзивное образование – обучение детей с ограниченными возможностями в развитии в общеобразовательных школах совместно со здоровыми детьми или в специально созданных группах (классах).

    Инклюзивное (включенное, интегрированное) образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах.

    Инклюзивное образование – это более широкий процесс интеграции, подразумевающий доступность образования для всех и развитие общего образования в плане приспособления к различным нуждам всех детей. Все эти термины, как правило, используются для описания процесса обеспечения доступа к образованию для детей с особыми потребностями.

     В международной практике (ЮНЕСКО) термин "интегрированное образование", описывающий данный процесс, был заменен термином "инклюзивное образование". Инклюзивное образование: подход, который стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети – это индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении.

    Инклюзивное образование – совместное обучение и воспитание лиц с ограниченными возможностями, предусматривающие равный доступ с иными категориями обучающихся к соответствующим образовательным учебным программам обучения, коррекционно-педагогическую и социальную поддержку развития посредством обеспечения специальных условий (Закон РК «Об образовании» с изменениями и дополнениями на 24.10.2011 года).

    Основные положения инклюзивного образования:

 

1. Принцип равенства прав (индивидуальность, учет особенностей).

2. Любое ограничение прав лиц на образование, участие в социальной жизни с ОВР квалифицируется как дискриминация.

3. Лица с ОВР имеют особые права на удовлетворение особых потребностей во всех областях социально-общественной жизни (специальные условия обучения, доступ к объектам социальной инфраструктуры).

4. Общество обязано предоставить ребенку с ОВР все необходимые условия и услуги для успешной социализации.

5. Школы должны принимать всех детей.

 

    Из опыта инклюзии в странах Западной Европы и Северной Америки

 

    Ребенок (дети) с ограниченными возможностями - ребенок (дети) до восемнадцати лет с физическими и (или) психическими недостатками, имеющий ограничение жизнедеятельности, обусловленное врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями или последствиями травм, подтвержденными в установленном порядке;

Дети:

-         с нарушениями слуха (неслышащие, слабослышащие, позднооглохшие);

-         с нарушениями зрения (незрячие, слабовидящие, поздноослепшие);

-         с нарушениями функции опорно-двигательного аппарата;

-         с нарушениями речи;

-         с умственной отсталостью;

-         с задержкой психического развития;

-         с расстройством эмоционально-волевой сферы и поведения;

-         со сложными нарушениями, в том числе со слепоглухотой;

    Статус лица с ОВР устанавливается ПМПК. Ребенок инвалид – МСЭК.

 

 

    Специальные образовательные программы - программы, предназначенные для обучения детей с ограниченными возможностями;

     Специальное образование - образование, предоставляемое детям с ограниченными возможностями с созданием специальных условий;

     Специальные образовательные условия - условия для получения специального образования, включая технические и иные вспомогательные средства, а также медицинские, социальные и иные услуги, без которых невозможно освоение образовательных программ детьми с ограниченными возможностями.

инклюзии:

Включаются учителя, администрация, родители.

     Проблема инклюзивного/интегрированного в настоящее время широко обсуждается, так как интеграция имеет положительные и отрицательные стороны. С одной стороны,  дети с особыми образовательными потребностями не изолированы от общества, но, с другой, в массовых школах возможности коррекционного обучения ограничены.

    Интеграция в общество рассматривается как конечная цель обучения детей с нарушениями в психофизическом развитии: выпускник, имеющий психофизическое нарушение, должен войти в общество как полноправный гражданин, способный к самостоятельной жизни, взаимоотношениям с окружающими людьми и продуктивной деятельности. С этих позиций интегрированное (совместное) обучение выступает как наиболее эффективное средство достижения конечной цели в том случае, если в массовых образовательных учреждениях созданы условия, позволяющие получить качественное образование, коррекционную помощь, трудовую подготовку.

    Предполагаемые изменения в общеобразовательной школе должны коснуться:

  1. Нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность школы.
  2. Программного, учебно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса.
  3. Профессиональной подготовки и поддержки учителей.
  4. Материально-технического оснащения.
  5. Отношение к детям с отклонениями в развитии, господствующего в обществе.

 


Все права на материалы принадлежат лицам, их разместившим. Использование материалов разрешается лишь при указании источника.
Lis-Edu.kz - Образовательная сеть Казахстана.
Яндекс.Метрика