МАТЕРИАЛЫ МЕТОДСОВЕТА №5 от 04.05. 2012 года.
Болтушенко Л.А. зам. директора по УМР.
Самоанализ результатов как один из подходов повышения профессиональной деятельности учителя.
Современные изменения казахстанского образования определили переход от традиционной системы обучения и воспитания к расширению спектра образовательных услуг, требующий от учителя способности самостоятельно выстраивать и реализовывать собственную концепцию деятельности. Определение учителем образовательной стратегии обеспечивается непрерывным изучением собственного педагогического потенциала, в основе которого лежит самоанализ профессиональной деятельности.
Анализ собственной деятельности как процесс осмысления педагогического опыта является важнейшим и своеобразным инструментом преодоления существующих в работе трудностей, стимулом самосовершенствования. Поэтому развитие способности учителя к самоанализу является основным условием определения лучших аспектов своей профессиональной деятельности и затруднений.
Значение самоанализа педагогической деятельности повышается также в связи с тем, что в настоящее время наблюдается тенденция к формированию содержания курсовых занятий на основе образовательных запросов.
Необходимо уделить должное внимание вопросу формирования у педагогических работников нашей школы умений анализировать собственную деятельность. Целенаправленное развитие способности к самоанализу невозможно без организационно-педагогического обеспечения. Поэтому формирование у учителя готовности к выявлению реально существующих затруднений возможно при наличии специально организованной в этом направлении работы школьной методической службы, которая в силу постоянной приближенности к учителю в условиях конкретного образовательного социума может реализовать этот процесс комплексно и системно.
Повышение роли методической работы на школьном уровне по организационно-педагогическому обеспечению процесса развития способности учителя к самоанализу связано с тем, что в рамках существующего тесного взаимодействия этих структур открывается возможность анализировать работу педагога в этом направлении. Именно в рамках методической деятельности возможно построение целостной системы обеспечения с учетом единства содержания и форм работы с педагогическими работниками. Научные публикации по проблеме самоанализа (Ю.А. Конаржевский, С.В. Кульневич и др.) направлены преимущественно на выявление основных аспектов анализа учителем собственной деятельности и определение структуры, средств, алгоритма его проведения.
Однако процесс осмысления, целостное видение педагогических проблем успешны только в ходе самой профессиональной деятельности учителя и при его активном участии. Поэтому идея развития способности учителя к самоанализу профессиональной деятельности в процессе методической работы является в значительной степени важной для педагогической науки. Научные исследования по данному вопросу малочисленны и не отражают системного видения этой проблемы в современных условиях.
Теоретические аспекты проблемы развития способности учителя к самоанализу в процессе методической работы.
Развитие способности учителя к самоанализу базируется на формировании умений проводить анализ собственной деятельности и выработки потребности в нем. Поэтому самоанализ имеет глубокую психологическую основу, которая связана с появлением индивидуального рефлексивного сознания. Содержательный аспект проблемы базируется на внутреннем саморегулирующем механизме, который, по словам Г.К.Селевко, составляет потребность, направленность, Я –концепция (9). Исходя из этого, учитель рассматривается как субъект, испытывающий потребность в профессиональном познании и самопознании. А это, в свою очередь, ведет к формированию таких личностных характеристик как самоутверждение, самоопределение, самовыражение, самореализация в педагогической практике. Такой подход способствует становлению педагогов как субъектов своей активности.
В то же время самоанализ является средством успешного взаимодействия и взаимопонимания учителя с учениками, родителями, коллегами. В связи с этим акцент переносится на способы и приемы проведения анализа, в котором особое место отводится осознанности средств и методов изменений конечных результатов. Поэтому анализ собственной деятельности можно рассматривать как целенаправленный процесс установления отношений между действиями, мотивами и средствами (3).
Рассматривая процесс самоанализа, исследователи исходят из того, что в ходе профессиональной деятельности учитель, познающий мир, по словам А.С.Рубинштейна, сталкивается с противоречием и внутренним дискомфортом.(8)
Выявление учителем несоответствия между тем, что есть и тем, что требуется, выводит его на дальнейшую ступень – определение проблемы и установление причин. Обозначение четких позиций профессиональных затруднений позволяют перейти к поиску путей их устранений. Опорой для осознания противоречий, определения проблем и служит знание механизма самоанализа и умение адекватно его использовать в анализе собственной деятельности.
Процесс осознания учителем самого себя как профессионала базируется на самопознании и осуществляется путем самоконтроля, самодиагностики, осмысления затруднений и самооценки. Именно эти составляющие выделяют как компоненты, способствующие развитию способности учителя к самоанализу.
Самоконтроль рассматривается с точки зрения начальной стадии анализа. Это связано с тем, что контроль помогает устанавливать несоответствие между нормативно заданными параметрами и фактическим состоянием. В связи с этим самоконтроль осуществляется путем сравнения идеальной модели профессиональной деятельности и собственных действий, что позволяет учителю определять противоречия.
Самоанализ способствует выявлению учителем причин профессиональных затруднений с помощью получения систематической оперативной информации и установления педагогического диагноза. Данный процесс обеспечивается самодиагностикой, с помощью которой учитель, с одной стороны, сам выстраивает информационные потоки, определяет круг педагогических проблем и выделяет главные, с другой – ориентируется на внутреннее развитие, видение своих сильных и слабых сторон, осознание существующих противоречий и проблем, прогнозирование дальнейшего самосовершенствования.
С вышеизложенных позиций развитие способности к самоанализу профессиональной деятельности можно рассматривать как сложный многофакторный аналитический процесс изучения учителем своего педагогического опыта, основанного на самоконтроле, самодиагностике, осознании затруднений и оценивании дальнейших перспектив самосовершенствования.
Формирование готовности педагога к самоанализу требует соответствующей организации, которой присуще следующее: она гибко реагирует на изменение условий образовательного социума; взаимодействие учителей основано на сотрудничестве; педагоги управляют изменениями; в ней есть благоприятные возможности для профессионального роста и самоактуализации.
Содержание методической работы, ориентированное на развитие способности к самоанализу, включает в себя определенную последовательность этапов ее проведения. А именно:
· диагностика, которая обеспечивает определение учителем круга затруднений,
· планирование учебной и внеучебной деятельности с учетом выбора содержания и вариативных форм, методическое сопровождение,
· создание комфортных условий для повышения квалификации, получения обратной связи.
Степень освоения основ анализа собственной деятельности зависит от активной профессиональной позиции учителя. Для ее развития в методической работе необходимо использовать инновационные формы, которые обеспечивают раскрепощение, профессиональное самоутверждение и самовыражение учителя. В ходе активной работы учителя формируются такие качества, как самостоятельность, логика рассуждения, аналитическое и ассоциативное мышление, которые необходимы для развития способности к самоанализу.
Критическая позиция учителя по отношению к собственной деятельности находится в зависимости от его самообразования в сочетании с содержанием работы школьной методической службы. Выработка устойчивой направленности педагогов на самоанализ сопровождается проведением соответствующих тренингов, которые включают в себя работу межпредметных групп по решению профессиональных проблем. Важным аспектом в организации методической работы является проведения консультаций опытными учителями и методистами, а также деятельность творческих групп, научно-практических конференций, круглых столов с обсуждением конкретных задач. Такой подход позволяет видеть конкретные проблемы учителя и на их основе создавать гибкую систему развития способности педагогов к самоанализу.
Процессуальность самоанализа опирается на логический прием познания, который включает в себя разложение ситуации на элементы, соединение их в единое целое, определение причин и видение перспектив их развития. Анализ собственной деятельности выстраивается с позиции критического отношения учителя к профессиональной деятельности в прошлом, настоящем и будущем. Такой подход требует наличие у учителя развитости аналитических и ассоциативных способностей, самостоятельности, логики.
Согласно характеристикам и критериям оценки исследователями выделены следующие уровни сформированности самоанализа учителя: низкий(чувственно-эмоциональный), средний (осознанный), высокий (системно-осознанный) – разработаны показатели их развитости.
Критерии уровней сформированности компонентов самоанализа
|
Компоненты самоанализа
|
Уровни и показатели
|
|
Низкий
|
Средний
|
Высокий
|
|
Самоконтроль
|
Спонтанный контроль, когда все определяется с помощью интуиции
|
Осознанный отбор, сравнение, сопоставление необходимых фактов,
явлений
|
Установление ассоциаций с ранее изученными и знакомыми фактами, а также с новыми качествами предмета в целостности их связей и характеристик
|
|
Самодиагностика
|
Невладение навыками проведения диагностики
|
Умение определять
проблему и причины их возникновения
|
Выявление проблем и определение их приоритетности, а также причины возникновения
|
|
Осознание затруднений
|
слабо выражена осознанность затруднений
|
Осознание результатов деятельности
|
Предвидение возможных последствий принимаемых решений, установление причинно-следственных связей
|
|
Самооценка
|
Слабо развитые навыки самооценки
|
Комбинирование ранее используемых методов и нахождение причин их возникновения
|
Критическая оценка педагогической проблемы и умения прогнозировать результаты своего труда
|
По показателю сформированности компонентов самоанализа можно определить уровни развития способности учителя к анализу собственной деятельности, которые имеют следующие характеристики:
· спонтанное аналитическое действие, когда все определяется с позиции эмоций и чувств;
- осознанность выделения существующих и значимых педагогических ситуаций, обращение мысли на результат;
- выделение противоречий, осознанность, системность, обращение мыслей на результат и процесс его получения с позиции критического анализа.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что предлагаемая модель развития способности к самоанализу в процессе методической работы обеспечивает появление у учителя новообразований, ориентированных на фиксацию того, что педагог как личность и профессионал приобретает. Более того, данный процесс позволяет формировать потребность и устремленность педагогов на осознанное повышение профессионального роста.
Самоанализ профессиональной деятельности учителя
Самостоятельный анализ педагогом своей профессиональной деятельности – довольно сложная аналитическая операция, требующая определенных навыков исследовательского труда. В центре внимания следует расположить опыт своей профессиональной деятельности за прошедшие три года, но, по существу дела, - попытаться сопоставить опыт трех последних лет с траекторией своего профессионального развития за более длительный период “профессиональной биографии”.
Если самоанализ есть исследовательско-аналитическая процедура, то, в соответствии с законами науки, до каких бы то ни было обобщений необходимо собрать факты, которые следует подвергнуть первичному “описанию-обобщению”, и лишь потом сделать итоговые выводы, теперь уже по всему объему наработанного за три года профессионального опыта. При этом свой опыт необходимо соотнести с ключевыми задачами, решаемыми в образовательном учреждении в анализируемый период, задачами, обозначаемыми часто в нашем сегодняшнем обиходе как “тема”, над которой работал педагог.
После разностороннего анализа собранных фактов, в комментариях “Общих выводов” можно произвести “проблемный анализ”, который содержит в себе по крайней мере три параметра:
Опыт успешно решенных методико-дидактических и психолого-педагогических проблем
Содержит краткий перечень основных, на взгляд педагога, проблем, которые педагог успешно разрешил за истекшие три года. Часть из них, вероятно, решалась по инициативе администрации, часть – по собственной. Желательно указать, в каком виде представлены результаты разрешения проблем, обобщены ли они в сообщениях, публикациях, выступлениях перед коллегами, на совещаниях и заседаниях других объединений (метод. объединение, семинар с учителями, лекторий для родителей, участие в районных, городских, региональных конференциях и др.).
Опыт решаемых на сегодняшний день проблем
Желательно проиллюстрировать понимание сути существующих проблем, имеющихся ресурсов для их устранения.
Ключевые задачи совершенствования своей профессиональной деятельности
Это весьма показательный раздел в оценке инновационного потенциала педагога, ресурсов совершенствования его профессионализма, перспективности как практического работника для “педагогического производства”. Здесь можно эскизно представить те грани своего профессионального опыта, которые предстоит в ближайшее время ( и в более отдаленной перспективе) усовершенствовать, обогатить, развить. Ответить на вопрос: как такая работа по профессиональному самообразованию “работает” на повышение качества учебно-воспитательной деятельности педагогического коллектива конкретного образовательного учреждения.
Схема для первичного сбора фактической информации для подготовки самоанализа
“Тема”, над которой работал педагог (обусловленная задачами деятельности учреждения образования на данный период)
|
Фактическая информация, свидетельствующая об инициативах, делах, достижениях педагога
|
ПЕРВИЧНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
(Как фактические действия влияли на совершенствование учебно-воспитательного процесса, повышение его качества, в том числе и рост профессионализма самого педагога)
|
|
разработаны уроки по темам; дидактическое обеспечение к ним;
факультативы;
методические разработки, рефераты, пособия;
подготовка учащихся к участию в конкурсах,фестивалях;
кружки, секции, клубы (внеклассная работа, работа классного руководителя);
работа в методическом объединении, выступления на семинарах, конференциях и др.;
практическое знакомство с каким-либо передовым педагогическим опытом;
учеба на курсах повышения квалификации (где, когда, по какой теме);
другие события за истекшие три года
|
|
Общий вывод:
(Как шла работа над “темой”, где произошли “подвижки”, в чем сегодня видится проблема, какова перспектива решения)
Программа самоанализа затруднений деятельности учителя
|
№
|
Вид затруднения в практической деятельности учителя
|
Баллы
|
|
“0”
|
“1”
|
“2”
|
“3”
|
|
Затруднения в планировании работы
|
|
1
|
Тематическое планирование
|
|
|
|
|
|
2
|
Поурочное планирование
|
|
|
|
|
|
3
|
Планирование внеурочной работы по предмету
|
|
|
|
|
|
4
|
Планирование самообразования
|
|
|
|
|
|
Затруднения в деятельности
|
|
1
|
Владение содержанием программ, учебников, программным обеспечением, учебно-методическими пособиями
|
|
|
|
|
|
2
|
Использование разнообразных форм работы на уроке
|
|
|
|
|
|
3
|
Обеспечение внимательной, активной работы школьников в течение всего урока
|
|
|
|
|
|
4
|
Проведение практических, лабораторных работ
|
|
|
|
|
|
5
|
Формирование навыков учебного труда
|
|
|
|
|
|
6
|
Повышение мотивации к учению
|
|
|
|
|
|
7
|
Осуществление индивидуального подхода к школьникам в процессе обучения
|
|
|
|
|
|
8
|
Организация внеурочной работы по предмету
|
|
|
|
|
|
9
|
Выявление типичных ошибок и затруднений школьников в учебе
|
|
|
|
|
|
10
|
Организация занятий по методике уровневой дифференциации
|
|
|
|
|
|
11
|
Реализация образовательных стандартов
|
|
|
|
|
|
Затруднения в контроле деятельности
|
|
1
|
Учет и оценки уровня качества и обученности учащихся
|
|
|
|
|
|
2
|
Самоанализ деятельности учителя
|
|
|
|
|
|
3
|
Составление мониторинга обученности по предмету
|
|
|
|
|
|
4
|
Обобщение своего опыта (к аттестации или для дальнейшей работы
|
|
|
|
|
|
5
|
Внедрение опыта, описанного в литературе (новых педагогических технологий) в свою педагогическую практику
|
|
|
|
|
Приложение1.
Самоанализ результатов педагогической деятельности (для педагога)
( Для аттестующихся)
Самоанализ должен быть основан на документально зафиксированных результатах педагогической деятельности, включая прилагающееся к самоанализу учебно-методическое обеспечение, раскрывающее (подтверждающее) суть педагогической системы аттестуемого. Представляется в письменном виде (5—7 страниц машинописного текста).
На заседании квалификационной комиссии аттестуемый делает сообщение, раскрывающее суть его педагогической системы (цели и задачи деятельности; планы и программы; учебно-методическое обеспечение, методы обучения, воспитания и контроля; результаты диагностики обучающихся (воспитанников), динамику изменений; теоретически и практически обосновывает особенности и целёсообразность своей педагогической системы). В исключительных случаях (длительная болезнь, удаленность территории и т.д.) квалификационная комиссия может предложить аттестуемому заочную форму прохождения квалификационных испытаний.
Оценивается:
— умение анализировать собственную педагогическую деятельность;
— глубина и полнота содержания самоанализа;
— соответствие профессиональной компетентности педагога, отраженной в самоанализе, требованиям тарифно-квалификационных характеристик;
— умение прогнозировать свою педагогическую деятельность;
— стиль изложения и речевая культура.
Схема самоанализа педагогической деятельности учителя.
1. Квалификация педагогов, ведущих предмет.
- аттестация - звание, награды, поощрения
- повышение квалификации
- работа в данном учреждении
2. Учебные планы; программы, их уровень и направленность в соответствии с требованиями гос. образовательного стандарта.
- федеральный и региональный компонент
- использование различных технологий преподавания предмета
3. Соответствие содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательного учреждения требованиям существующего государственного стандарта по данному предмету.
- планирование работы (виды планирования работы учителем) - состояние текущей аттестации;
- контрольные работы выпускников;
- журналы учёта работы (факультативы, кружки и т. д.);
- тема самообразования.
4. Материально - техническая база, медико—социальные условия, учебно-методическое обеспечение, их соответствие целям и задачам.
- участие в методической работе
- наличие учебно-методической литературы, программ, справочников
- наличие социально-психологической диагностики и психической коррекции
- соблюдение валеологических требований, типовых правил по технике безопасности
- внеклассная работа по предмету
- творческая работа (олимпиады, соревнования, конференции)
Схема рецензии на самоанализ
1. Автор самоанализа.
2. Место его работы.
3. Рост педагогического мастерства учителя.
4. Уровень и качество подготовки учащихся за 5 лет.
5. Учебно-методическое обеспечение.
6. Участие в методической работе.
7. Качество материалов, подтверждающих опыт (что приложено).
8. Дата и подписи членов подкомиссии.
Приложение 2.
Схема самоанализа включает следующие разделы:
- Особенности организации учебного процесса (цели, задачи учебной работы, используемые приемы и технологии; работа над методической темой).
- Результаты учебной и внеурочной деятельности учащихся (активное участие в олимпиадах, интеллектуальных конкурсах, научных конференциях и результат участия).
- Система воспитательной работы и ее результаты.
- Обобщение и распространение своего педагогического опыта на педсоветах, открытых уроках, семинарах, конкурсах профессионального мастерства, круглых столах, в публикациях.
- Повышение квалификации.
Остановимся подробнее на содержании каждого из разделов.
1. Особенности организации учебного процесса (цели, задачи учебной работы, используемые приемы и технологии; работа над методической темой)
Содержание информации по первому критерию может включать в себя:
- Педагогическое кредо учителя и задачи обучения.
- Формы организации учебного процесса, помогающие достичь позитивной динамики учебных достижений (формы уроков, выбор технологий, приемов, домашних заданий).
- Работа с разными категориями учащихся (одаренными, слабо успевающими).
- Методическое, дидактическое обеспечение учебного процесса (при необходимости).
Для подтверждения данных учитель может привести результаты итоговых контрольных работ, ЕНТ, поступаемость в ВУЗы, качество обучения, отсутствие неуспевающих, интерес к предмету, выявленный в ходе анкетирования.
2. Результаты учебной и внеурочной деятельности учащихся (активное участие в олимпиадах, интеллектуальных конкурсах, научных конференциях и результат участия)
Важно представить внеурочную деятельность как систему работы по формированию личности средствами предмета. Для этого необходимо сформулировать задачи внеучебной деятельности, основные направления, например:
- факультативы, элективные курсы по предмету, кружки, секции, творческие объединения; особенность их работы, наличие плана, форм творческой отчетности учеников;
- формы работы по подготовке учащихся к олимпиадам, творческим конкурсам по предмету;
- связь с вузами, учреждениями дополнительного образования школьников;
- возможные формы организации работы по самообразованию учащихся: обучение на дистанционных курсах, решение олимпиадных, конкурсных заданий вузов.
3. Система воспитательной работы и ее результаты
Деятельность в качестве классного руководителя характеризует учителя как педагога-воспитателя и организатора социальной жизни класса. Успешность этой деятельности не менее важна, чем эффективность преподавания учебного предмета.
Рекомендуется учитывать:
- Направления и формы работы с классным коллективом (классные часы, экскурсии, беседы, выходы, дни здоровья, праздники…).
- Работу с социальными партнерами, сотрудничество со школьным психологом.
- Развитие классного самоуправления.
- Работу с родителями.
Положительные результаты работы следует подтвердить данными исследований: анкетирования, тестирования, другим методиками, доказывающими наличие в классе благоприятного психологического климата (атмосферы товарищества, взаимопомощи, толерантности), отсутствие правонарушений у учащихся (или положительная динамика по этому показателю), активное участие учащихся в жизни образовательного учреждения и местного сообщества.
4. Обобщение и распространение своего педагогического опыта на педсоветах, открытых уроках, семинарах, конкурсах профессионального мастерства, круглых столах, в публикациях
Данный критерий позволяет судить о роли учителя в профессиональном сообществе, о востребованности опыта педагога в системе образования. Как правило, распространяемый опыт связан с методической темой, которую учитель теоретически исследовал и представил в практике своей работы.
Если учитель принимал участие в конкурсах профессионального мастерства, то следует отразить задачи участия педагога в конкурсе, обосновать содержание и выбранную форму представляемого опыта.
5. Повышение квалификации.
Данный критерий характеризует стремление учителя к постоянному повышению своей компетентности, его возможности для профессионального роста.
В самоанализе можно указать:
- Темы самообразования, методические темы, темы экспериментальных площадок, в составе которых работает учитель.
- Работу в качестве эксперта муниципальной, главной аттестационной комиссий.
- Руководство методическим объединением, научными работами.
- Посещение постоянно действующих семинаров, конференций.
- Оппонирование на диссертациях.
Самоанализ деятельности способствует профессиональному росту педагога, так как направлен на развитие важных управленческих качеств учителя: умение анализировать, планировать, организовывать учебно-воспитательный процесс, сопоставлять цели и результаты.
Проведенная учителем работа будет полезна и в связи с прохождением аттестации на квалификационную категорию