Отдел образования г. Лисаковска Отдел образования акимата города Лисаковска
О НАС
Основные направления деятельности
Положение о государственном учреждении
Список сотрудников Отдела Образования
Список руководителей организаций
ГОС. УСЛУГИ
Об утверждении регламентов гос. услуг
Выдача справок для оформления наследства
Постановка на очередь дошкольников
Документы на соц. обеспечение
БАЗА НПА
Закон о государственной службе
Гражданский кодекс РК
Закон о государственных секретах
Закон по обращениям
САМОПОЗНАНИЕ
В помощь учителю самопознания
Начни день с доброго дела!
Призвание быть учителем жизни
"Добро во благо детям!"
Виртуальный методический кабинет
Последние новости:
Последние статьи:
Популярные новости:
Популярные статьи:
ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

Об утверждении Методических рекомендаций психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями
Вебмастер Lis-Edu.Kz 23:53 5 декабря 2013 г. Просмотров: 8509

Об утверждении Методических рекомендаций психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями

Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 12 декабря 2011 года № 524

 


 

      В целях создания условий по оказанию равного доступа к образовательным услугам детей с ограниченными возможностями ПРИКАЗЫВАЮ:
      1.Утвердить прилагаемые «Методические рекомендации психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями».
      2. Департаменту дошкольного и среднего образования (Жонтаева Ж.А.) довести настоящий приказ до сведения областных, городов Астаны, Алматы управлений образования.
      3. Опубликовать Методические рекомендации психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями на интернет-ресурсе Министерства образования и науки Республики Казахстан.
      4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра Сарыбекова М.Н.

      Министр                                    Б. Жумагулов

Утверждены               
Приказом Министра образования   
и науки Республики Казахстан    
от 12 декабря 2011 года № 524    

Методические рекомендации по организации
психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными
возможностями

1. Общие положения

      1. Настоящие рекомендации подготовлены для создания условий по оказанию равного доступа к образовательным услугам путем организации психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями в развитии дошкольного и школьного возраста.
      2. Психолого-педагогическое сопровождение является особым видом помощи и поддержки ребенку, обеспечивающим его развитие в условиях образовательно-воспитательного процесса, и представляет собой целостную, системно организованную деятельность специалистов, которые создают социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка в соответствии с его возможностями и потребностями.
      3. Основными задачами психолого-педагогического сопровождения являются:
      1) организация ранней коррекции нарушений развития детей (с момента выявления);
      2) помощь (содействие) ребенку и его семье в решении актуальных задач развития, обучения, социализации;
      3) психологическое обеспечение образовательных и воспитательных программ;
      4) развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) педагогов, воспитанников, родителей;
      5) мониторинг результативности коррекционно-развивающей,
воспитательной работы и обучения ребенка (психолого-педагогический
мониторинг).
      4. Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется на разных уровнях образования:
      1) дошкольное образование - ранняя диагностика и коррекция нарушений в развитии, обеспечение готовности к школе;
      2) начальная школа - определение готовности к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, поддержка в формировании желания и «умения учиться», развитии творческих способностей каждого ученика с учетом индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей;
      3) основная школа - сопровождение перехода ученика в основную школу, адаптация к новым условиям обучения, поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, формирование жизненных навыков, профилактика неврозов, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками;
      4) средняя школа - помощь ученику в профильной ориентации и профессиональном самоопределении, поддержка в решении экзистенциальных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности), развитие временной перспективы, способности к целеполаганию, развитие психосоциальной компетентности.
      5. Основными принципами психолого-педагогического сопровождения являются:
      1) комплексный, междисциплинарный подход к решению любой проблемы развития ребенка;
      2) непрерывность сопровождения развития ребенка в образовательном процессе;
      3) информационно-методическое обеспечение процесса сопровождения;
      4) социально-педагогическое и психологическое проектирование (прогнозирование) сопровождающей деятельности;
      5) активное привлечение родителей, педагогического и детского коллектива в мероприятия по психолого-педагогическому сопровождению детей с ограниченными возможностями в развитии.

2. Организация психолого-педагогического сопровождения

      6. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями в развитии организуется на основании заключения и рекомендаций психолого-медико-педагогической консультации (далее - ПМПК) и может осуществляться как внутри организации образования штатными специалистами (специальным педагогом, психологом, учителем - логопедом, социальным педагогом, специалистом ЛФК и другими), так и вне организации образования специалистами специальных организаций (кабинета психолого-педагогической коррекции, реабилитационного центра, кабинета коррекции и инклюзивного образования, а также педагогами специальных (коррекционных) организаций образования) на договорной основе.
      7. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями внутри организации образования осуществляет психолого-педагогический консилиум (далее - педконсилиум).
      8. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями в развитии вне организации образования (в соответствии с рекомендациями ПМПК) организует и контролирует специальный педагог развивающей работы с каждым ребенком, реализует его, прослеживает динамику развития воспитанников; оказывает организационно-методическую помощь педагогическим работникам по вопросам интегрированного обучения и воспитания детей.
      13. Педагог-психолог проводит психокоррекционную работу с целью устранения выявленных отклонений:
      - с детьми с нарушениями эмоциональной сферы проводит занятия по социально-эмоциональному развитию;
      - с детьми, испытывающими трудности в общении - занятия по формированию коммуникативных умений;
      - с детьми, имеющими поведенческие нарушения - занятия, нормализующие поведенческие реакции.
      Психолог оказывает психологическую помощь семьям детей с ограниченными возможностями в развитии, способствует поддержанию благоприятного психологического климата в коллективе организации образования.
      14. Педагог-логопед выявляет речевые нарушения детей и проводит коррекционную работу по их преодолению, участвует в работе по развитию речевых навыков в общеобразовательной среде.
      15. Учитель и воспитатель планируют, организуют и проводят образовательную работу по обеспечению полноценного психического развития детей на основе изучения их индивидуальных особенностей, интересов и способностей, осуществляют педагогическую деятельность в тесном контакте с педагогом-дефектологом и другими специалистами, участвующими в психолого-педагогическом сопровождении.
      16. Музыкальный руководитель организует и осуществляет работу со всеми детьми по эстетическому и музыкальному воспитанию с учетом индивидуальных особенностей детей. Планирует различные виды деятельности коррекционной направленности: музыкально-дидактические игры, музыкально-ритмические движения, задания на ориентировку в пространстве и пр.
      17. Инструктор ЛФК осуществляет физическое воспитание детей с учетом их физической подготовленности, индивидуальных особенностей и состояния здоровья, приобщает детей к здоровому образу жизни, проводит с ними коррекционную работу, направленную на нормализацию дыхания, укрепление моторики, развитие зрительно-моторной координации и другие.
      18. Педагогическому коллективу организации образования, осуществляющему обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями, необходимо пройти обучение на курсах повышения квалификации по вопросам организации и осуществлению инклюзивного образования, знать основы специальной педагогики и психологии, иметь четкое представление об особенностях психофизического развития детей с ограниченными возможностями, методиках и технологиях организации образовательного процесса. формировании желания и «умения учиться», развитии творческих способностей каждого ученика с учетом индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей;
      3) основная школа - сопровождение перехода ученика в основную школу, адаптация к новым условиям обучения, поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, формирование жизненных навыков, профилактика неврозов, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками;
      4) средняя школа - помощь ученику в профильной ориентации и профессиональном самоопределении, поддержка в решении экзистенциальных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности), развитие временной перспективы, способности к целеполаганию, развитие психосоциальной компетентности.
      5. Основными принципами психолого-педагогического сопровождения являются:
      1) комплексный, междисциплинарный подход к решению любой проблемы развития ребенка;
      2) непрерывность сопровождения развития ребенка в образовательном процессе;
      3) информационно-методическое обеспечение процесса сопровождения;
      4) социально-педагогическое и психологическое проектирование (прогнозирование) сопровождающей деятельности;
      5) активное привлечение родителей, педагогического и детского коллектива в мероприятия по психолого-педагогическому сопровождению детей с ограниченными возможностями в развитии.

3. Условия психолого-педагогического сопровождения для
воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями

      19. Основными условиями психолого-педагогического сопровождения являются:
      1) создание адаптивной и коррекционно-развивающей среды в организации образования, позволяющей обеспечить полноценную личностную самореализацию детей и полноценное усвоение общеобразовательных и специальных образовательных программ;
      2) создание надлежащих материально-технических условий для физического доступа и обучения детей с ограниченными возможностями в развитии (специальное оборудование, приспособления, вспомогательные и технические средства, современные наглядно-дидактические материалы) в соответствии с нормативами минимальных требований к материально-техническому и учебно-методическому оснащению и обеспечению организаций образования для детей с ограниченными возможностями в развитии;
      3) оснащение кабинетов учителя-дефектолога, педагога-психолога, учителя-логопеда, других специалистов, обеспечивающих психолого-педагогическое сопровождение детей, коррекционно-развивающим оборудованием, средствами обучения (в том числе техническими), специальной учебно-методической и дидактической литературой;
      4) обеспечение библиотеки специальными образовательными и коррекционно-развивающими программами, специальной методической и учебной литературой.
      20. Эффективность психолого-педагогического сопровождения определяется по данным психологической, педагогической, медицинской диагностики и по общим показателям:
      1) удовлетворенность ребенка и родителей пребыванием в организации образования;
      2) уверенность ребенка (тенденция к формированию позитивной, адекватной концепции);
      3) способность ребенка к сотрудничеству с другими детьми (группы, класса, детского сада, школы), со взрослыми;
      4) успешность в овладении адекватными возрастному этапу и особенностям ребенка видам деятельности.
      21. Для определения эффективности психолого-педагогического сопровождения возможно использование метода катамнеза. Сбор данных организуется через полгода после начала психолого-педагогического сопровождения ребенка, а затем раз в год.
      22.Примерная схема сбора катамнеза:
      1) фамилия, имя ребенка;
      2) возраст;
      3) соматический статус;
      4) психический статус;
      5) приоритетные интересы в отношении к разным видам деятельности;
      6) характер адаптации по мнению специалистов;
      7) характер адаптации ребенка по мнению родителей.
      23. Дети с ограниченными возможностями в развитии находятся с нормально развивающимися сверстниками постоянно на протяжении всего дня, за исключением времени коррекционных занятий. Независимо от степени выраженности нарушений они включаются в проведение воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий вместе с нормально развивающимися детьми.

4. Организация работы с родителями для
психолого-педагогического сопровождения

      24. Специалисты организации образования, обеспечивающие психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями в развитии, организовывают работу с родителями в целях реализации широких потенциальных возможностей семьи в обучении и воспитании ребенка с ограниченными возможностями.
      25. Основные задачи работы с семьей ребенка:
      1) формирование у родителей адекватного отношения к своему ребенку, активной позиции к его воспитанию в семье;
      2) оказание помощи родителям в овладении способами взаимодействия с ребенком, приемами и методами его воспитания и обучения в условиях семьи;
      3) активное привлечение родителей к коррекционно-развивающей работе с детьми;
      4) психолого-педагогическое просвещение родителей, изучение их психолого-педагогических потребностей.
      26. Работа с родителями проводится в разнообразных формах:
      - индивидуальные беседы и консультации;
      - родительский лекторий;
      - дни открытых дверей;
      - семинары и другие мероприятия.
      27. Родители (и иные законные представители) детей с ограниченными возможностями вправе:
      1) участвовать в разработке и реализации индивидуальных образовательных и коррекционных программ;
      2) присутствовать на учебных и коррекционных занятиях;
      3) получать консультативную помощь;
      4) получать полную и достоверную информацию о результатах проведения коррекционно-развивающего и образовательного процесса.

 

Яндекс.Метрика
Карта сайта: [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10]
© 2008-2024 Образовательная сеть «Lis-edu.kz»
Дизайн и разработка Ormicon SFG.
Все права на размещенные материалы принадлежат лицам и организациям их разместившим.

История Интернета в Казахстане Интересные факты о бритвах Необычные идеи для бизнеса Интересные факты о студентах
pID:
Пароль:


Забыл пароль
Регистрация
 Вход