КГУ "Средняя школа №6" отдела образования акимата г. Лисаковска
Программа организации процесса адаптации первоклассников к школьному обучению.
Вебмастер СШ №6 19:36 16 октября 2012 г. Просмотров: 11739

Программа организации процесса адаптации первоклассников к школьному обучению.

Государственное учреждение «Средняя школа № 6»

отдела образования акимата города Лисаковска 

 

 

 

 

ПРОГРАММА

ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К  ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособ­лении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социаль­ным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в не­привычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельно­стью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.

Цель настоящей программы: создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие благоприятное течение адаптации первоклассников

Планируемый результат: благоприятное течение адаптации первоклассни­ков к обучению в школе.

Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:

•     сохранение физического, психического и социального здоровья детей;

•     установление контакта с учащимися, с учителем;

•     формирование адекватного поведения;

•     овладение навыками учебной деятельности.

Индикатором трудности процесса адаптации к школе являются негативные изменения в поведении ребенка: это может быть чрезмерное возбуждение, даже агрессивность или, наоборот, заторможенность, депрессивность. Может возникнуть чувство страха, нежелание идти в школу и т.д.

При неблагоприятном течении адаптации у детей замедляется рост, падает масса тела. Острая заболеваемость первоклассников в этот период может в 2 раза превышать величину этого показателя у более старших школьников.

Деятельность педагогического коллектива школы № 6 по организации благо­приятной адаптационной среды на переходе от дошкольного к начальному школь­ному образованию направлена на создание следующих психолого-педагогических условий:

 

I           Организация режима школьной жизни первоклассников.

II.        Создание предметно-пространственной среды.

III.      Организация оздоровительно-профилактической работы.

IV        Организация учебно-познавательной деятельности  первоклассников в адаптационный период

V         Организация внеучебной жизни первоклассников.

VI.      Взаимодействие с участниками образовательного сообщества.

VII.     Изучение социально-психологической адаптации детей к школе.

Результат: благоприятное течение адаптации первоклассников к обучению в школе

I.ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЖИМА ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Оптимальный годовой календарный учебный график, позволяющий равно­мерно чередовать учебную деятельность и отдых первоклассников.

Согласно сложившейся в школах страны структуре учебного года наблюдает­ся неравномерность распределения учебного и каникулярного времени, что проти­воречит физическому принципу чередования труда и отдыха как необходимого ус­ловия для предупреждения переутомления школьников и сохранения стабильного уровня их работоспособности в течение года.

1.  Обучение весь год в 1-ю смену с 8.30 часов.

2.  Шестидневный режим обучения с соблюдением требований к максимальному
объему учебной нагрузки.

3.  «Ступенчатый режим» постепенного наращивания учебного процесса: первые две недели проводится ежедневно только по три урока,  в сентябре-октябре - по 3 урока по 35 минут каждый, 4 урок – в нетрадиционной форме (урок-игра, урок-экскурсия, урок-театрализация и т.д.), а со второй четверти - 4 урока по 35 минут. Форму проведения четвертого урока отражать в классных журналах;

4.  Облегченный день в середине учебной недели (учет биоритмологического оптимума умственной и физической работоспособности). Учебные предметы, требующие большого умственного напряжения (математика, русский язык, родной язык) проводятся первыми – вторыми уроками. Предусмотрен разгрузочный день – четверг, в расписании которого отсутствуют уроки математики, проводятся экскурсии по ознакомлению с окружающим миром, уроки технологии, ИЗО, музыки, физкультуры;

5.  Ежедневная 30-минутная динамическая пауза в ГПД на свежем воздухе после уроков.

6.  Ежедневный спортивный час в ГПД.

7. При планировании уроков учитывать следующее:

- увеличивать объем работы постепенно, с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка;

- менять виды деятельности в течение урока каждые 10 – 12 минут;

- проводить не менее двух физкультминуток в течение одного урока;

- организовать обучение без домашних заданий;

- исключить систему балльного (отметочного) оценивания, не допускать использование любой знаковой символики;

II СОЗДАНИЕ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ.

Каждый первоклассник обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с ростом и состоянием слуха и зрения. Для детей с наруше­ниями слуха и зрения парты, независимо от их роста, ставятся первыми, причем для детей с пониженной остротой зрения они размещаются в первом ряду от окна.

Столы в классных комнатах располагаются так, чтобы можно было организо­вать фронтальную, групповую и парную работу обучающихся на уроке. По возмож­ности

 III.ОРГАНИЗАЦИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

1.         Медико-педагогическая диагностика состояния здоровья первоклассников:

•     медицинский осмотр детей, поступающих в школу, врачами-специалистами (педиатром, окулистом, отоларингологом, хирургом, гинекологом, невроло­гом);

•     мониторинг состояния здоровья, заболеваемости первоклассников с целью выявления наиболее часто болеющих детей; определение причин заболе­ваемости с целью проведения более эффективной коррекционной и профилактических работ;

•     диагностика устной и письменной речи (мониторинг речевого развития).

2.         Профилактическая работа по предупреждению заболеваний:

•     проведение плановых и внеплановых прививок медработником школы(вт.ч. вакцинация против гриппа, клещевого энцефалита);

•     витаминизация;

•     профилактика простудных заболеваний (применение чеснока, элеутерококка, оксолиновой мази и т.д.);

•     создание в школе условий для соблюдения санитарно-гигиенических навы­ков: мытья рук, переодевания сменной обуви и т.д.;

•     соблюдение санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима;

3.         Максимальное обеспечение двигательной активности детей:

•     ежедневная физзарядка до занятий;

•      физкультминутки проводятся на каждом уроке продолжительностью по 1,5-2 мину­ты (рекомендуется проводить на 10-й и 20-й минутах урока). В комплекс физминуток включаются различные упражнения с целью профилактики нарушения  зрения,   простудных  заболеваний,   заболеваний  опорно-двигательного аппарата;

•      подвижные игры на переменах;

•          ежедневная прогулка и спортивный час в группе продленного дня; внеклассные спортивные мероприятия;

•          школьные спортивные кружки

4.         Организация рационального питания первоклассников предусматривает:

•     назначение учителя, ответственного за организацию горячего питания в школе, за родительскую плату и бесплатное питание;

•     создание бракеражной комиссии.

•     выполнение требований СанПиН к организации питания в общеобразова­тельных учреждениях;

•     соблюдение основных принципов рационального питания:

соответствие энергетической ценности рациона возрастным фи­зиологическим потребностям детей (учет необходимой потребно­сти в энергии детей 7 лет при одноразовом горячем питании при­мерно 480 ккал); сбалансированность рациона питания детей по содержанию бел­ков, жиров и углеводов для максимального их усвоения в соотно­шении 1:1:4; восполнение дефицита витаминов в питании школьников за счет корректировки рецептур и использования обогащенных продуктов; максимальное разнообразие рациона путем использования доста­точного ассортимента продуктов и различных способов кулинар­ной обработки; соблюдение оптимального режима питания.

создание благоприятных условий для приема пищи (школа приобрела не­обходимые комплекты столовых приборов: ложки столовые, чайные, вил­ки; на столах практически 100%-ный охват первоклассников горячим питанием;

•   двухразовое питание для первоклассников, посещающих ГПД;

•     ежемесячные рейды общешкольного родительского комитета с целью про­верки организации питания учащихся в школе (проверяют наличие документов, санитарное состояние столовой, анализируют меню, интересуются мнениями учащихся).

5.         Организация психологической помощи первоклассникам.

6. Использование в учебном процессе здоровьесберегающих образовательных технологий с целью вхождения ребенка в образовательное поле школы без потерь для здоровья, достижения положительного результата без излишнего напряжения и переутомления.

Стиль общения учителя с первоклассниками учитывает особенности поведе­ния детей, связанные с их умением общаться со взрослыми и сверстниками. Среди первоклассников есть дети, испытывающие разного рода трудности общения в кол­лективе: гиперобщительные дети; дети, боящиеся классно-урочной обстановки; стесняющиеся отвечать и поэтому производящие впечатление ничего не знающих или не слушающих учителя. И те и другие требуют различных форм доброжела­тельной и терпеливой работы учителя. Не допускается авторитарный стиль обще­ния учителя с первоклассниками. Для первоклассника существенно важно доброе, позитивное отношение к нему учителя, которое не должно зависеть от реальных успехов ребенка.

IV. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

1. Вводный курс «Введение в школьную жизнь» (20 часов) позволяет развес­ти во времени решение двух сложнейших педагогических задач: ввести ребенка в новую систему отношений и ввести первоклассников в новые учебные предметы.

Вводный курс предусматривает освоение детьми организационных навыков и умений для учебы в школе. После того как освоены основные правила работы в классе, первоклассники способны полностью сосредоточиться на освоении учебного содержания.

Цели курса «Введение в школьную жизнь»:

•     обеспечение психологической адаптации детей;

•     знакомство с основными школьными правилами;

•     привитие навыков индивидуальной, парной и коллективной работы;

•     обучение элементарным приемам обратной связи;

•     знакомство с системой школьного оценивания;

•     развитие внимания, памяти, мышления, воображения;

•     организация классного коллектива.

Содержание вводного курса строится на доступном практически всем перво­классникам дошкольном материале игры, рисования, конструирования, элементар­ного

Организация уроков математики. Начальный период адаптации совпада­ет с проведением подготовительной работы к восприятию понятий числа, отноше­ния, величины, действий с числами и др.

Наряду с расширением математического кругозора и опыта детей, формиро­ванием их коммуникационных умений и воспитанием личностных качеств, специ­альное внимание уделяется развитию математической речи детей, их общелогиче­скому развитию.

В зависимости от характера заданий дети могут на уроке вставать из-за пар­ты, свободно перемещаться, подходить к столу учителя, к полкам, игрушкам, книгам и т.д. Большое место на занятиях математикой отводится дидактическим играм, при проведении которых детям разрешается двигаться, обеспечивая смену видов дея­тельности на уроке. Для развития пространственных представлений у первокласс­ников используются разнообразные дидактические материалы (строительные набо­ры, конструкторы и пр.).

Организация уроков окружающего мира. Адаптационный период совпа­дает по времени с сезоном года, когда имеются благоприятные возможности для проведения экскурсий и целевых прогулок, в ходе которых происходит непосредст­венное знакомство детей с окружающим миром, обеспечивается накопление чувст­венного опыта, реальных ярких впечатлений, которые очень важны для успешного познания окружающего. Но замена всех уроков окружающего мира прогулками и экскурсиями нецелесообразна, поскольку может значительно снизиться их эффек­тивность. Проведенные наблюдения осмысливаются, обобщаются, встраиваются в формирующуюся систему представлений о мире, а это возможно именно на уроке.

Экскурсии и целевые прогулки определены образовательной программой, по которой обучаются школьники.

Организация уроков музыки. Основой изучения закономерностей музы­кального искусства детьми являются простейшие музыкальные жанры - песня, та­нец, марш, их интонационно-образные особенности. В связи с этим учебная дея­тельность первоклассников на уроках музыки включает в себя ярко выраженные игровые моменты.

Учителем используются следующие образно-игровые приемы:

•     пластическое интонирование;

•     музыкально-ритмические движения;

•     свободное дирижирование;

•     игра на элементарных музыкальных инструментах;

•     разыгрывание и инсценировки стихов и музыки и др.

Эти приемы позволяют сделать процесс освоения музыки как искусства увле­кательным, интересным, насыщенным разнообразными формами деятельности уча­щихся, что устраняет двигательную пассивность и перегрузки детей в первые меся­цы их обучения.

Организация уроков изобразительного искусства. В период адаптации к новым для ребенка условиям школьного обучения художественным занятиям при­надлежит особая роль.

Художественная деятельность ребенка предполагает особую установку учите­ля на творческое сотрудничество, на доверительность отношений. Поэтому сама атмосфера и цели художественных занятий предполагают свободные игровые фор­мы общения.

Художественные занятия в период адаптации имеют различные формы: про­гулки и экскурсии в парк или лес с целью развития навыков восприятия, эстетиче­ского любования и наблюдательности, а также сбора природных материалов для художественных дальнейших занятий; экскурсия в школьный музей (уголок школь­ного музея - народного декоративно-прикладного искусства); игры.

Чтобы ребенок понял и создал художественный образ, ему надо в него вопло­титься, изобразить его через движения своего тела. Это создает разнообразие форм деятельности и полноту впечатлений на уроках изо, способствуя снятию напряжения.

Организация уроков трудового обучения. Основные направления работы на первых уроках труда включают в себя расширение сенсорного опыта детей, раз­витие моторики рук, формирование познавательных процессов (восприятия, внима­ния, памяти, мышления, воображения), координации движений, формирование пер­воначальных приемов работы с ручными инструментами и пр.

Организация уроков физической культуры в течение первых двух меся­цев направлена, в первую очередь, на развитие и совершенствование движений де­тей. По возможности уроки проводятся на свежем воздухе. На уроках используются различные игры и игровые ситуации.

Так же как и другие уроки, часть уроков труда проводится в форме экскурсий или игр: подготовительная работа к созданию художественного образа проходит на таких экскурсиях, как: «Красота окружающей природы», «Образы родного края», «Сказочные животные», «Птичий базар». Здесь происходит тренировка умения ви­деть образы в окружающих предметах, которые впоследствии дети будут воплощать в своих работах; сбор природного материала проводится на экскурсии «Природа -художник и скульптор» («Что дарит нам природа?»), которая включает в себя игры-соревнования: «Собери листочки одинаковой формы», «Кто больше придумает обра­зов, которые можно сделать из шишки», «Из каких природных материалов можно сделать фигурки лисички», «Кого напоминает эта веточка"?», «Найди листочки, напо­минающие по форме перо птицы» и т.д.; уроки-конкурсы с использованием изготов­ленных поделок (театрализованный конкурс «Озвучь тот персонаж, который ты изо­бразил», урок-игра «Бумажная авиация» и т.д.); экскурсии и т.д..

3.         Особенности организации урока в 1-м классе.

Учитывая особенности первоклассников, урок строится иначе, чем в следую­щих классах начальной школы. В уроке представляем два структурных элемента

Оргмомент используем для обучения детей умениям организовывать рабочее место (достать учебник, разложить кассу букв, расположить на парте правильно и удобно тетрадь и т.п.). Здесь требуется терпеливая, длительная работа, в основе которой лежит пошаговая инструкция учителя, подробно объясняющая, что и как делать (используется прием проговаривания последовательности действий).

Основная часть урока - «дробная» т.е. состоит из нескольких взаимосвязан­ных, но различных видов деятельности. Особое внимание уделяется использованию игр как структурной части урока. Необходимо использовать в качестве дидактиче­ских игр не только игры с правилами, которые способствуют формированию новой ведущей деятельности - учебной, но и ролевые игры, способствующие развитию творческих способностей, основа которых - воображение.

Домашние задания в первом классе не задаются

4.         Контроль и оценка результатов обучения

При контроле и оценивании результатов обучения в 1-х классах  исключается система балльного (отметочного) оценивания. Оценочная деятельность педагогов направ­лена на то, чтобы стимулировать учебно-познавательную деятельность первоклассников. У каждого учителя имеется «копилка» контрольно-оценочных приемов и средств, среди которых распространены такие, как линеечка Рубинштейна-Дембо, листы индивидуальных достижений и т.д. Таким образом, работа по оцениванию учебных достижений первоклассников ведется в следующем направлении: заложить основы оценочной самостоятельности учащихся.

В течение первого полугодия первого года обучения контрольные работы не проводятся.

Итоговые контрольные работы проводятся в конце учебного года не позднее 20-25 апреля. Обучающиеся первого класса на второй год не оставляются.

5.         Индивидуальная работа с первоклассниками.

В процессе обучения важно учитывать индивидуальные особенности ребенка. Нам хорошо известно, какими разными бывают дети, пришедшие в первый класс. Часть первоклассников имеет несформированность школьно-значимых функций:

многие быстро утомляются, с трудом организуют свою деятельность без внешнего контроля. Разные приходят ребята и по уровню интеллектуального, речевого, нрав­ственно-волевого развития. Формы индивидуальной дифференцированной работы в первом классе:

•     задания разной степени трудности;

специально подобранные общеразвивающие упражнения на развитие мышления, речи, воображения, внимания, памяти и пр., занимающие не­большую по времени часть урока. При этом по возможности дети объеди­няются в пары, группы, чтобы коллективно решить ту или иную логическую или творческую задачу;

•     предлагаемый детям на уроке дополнительный материал, который создает благоприятный интеллектуальный и эмоциональный фон обучения.

Не требуется от каждого ребенка запоминания дополнительного содержания, т.к. оно больше служит для поддержания интереса детей, чем увеличения их ин­формированности.

Запрещается оставлять на дополнительные занятия тех, кто не испытывает затруднения в обучении.

V. ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУЧЕБНОЙ ЖИЗНИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Внеучебная деятельность первоклассников организуется в соответствии с ин­тересами и желаниями детей и их родителей.

1.  Организация групп продленного дня.

2.  Общешкольные и классные мероприятия во внеурочное время с целью приобщения первоклассников к школьным традициям. Выполнение требования со­ответствия содержания и форм воспитательной работы возрастным особенностям первоклассников.   Воспитание   в   процессе   игры   (сюжетно-ролевые,   игры-драматизации, спортивные и т.д.) как прием воспитания. Детские праздники

VI. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СООБЩЕСТВА

Работа методических объединений периода детства по обеспечению пре­емственности в развитии детей.

1.  Консилиум педагогов, работающих в 1-х классах.

2.  Взаимодействие с родителями первоклассников:

  • Изучение условий жизни ребенка в семье, собеседование с родителями на­кануне учебного года; 
  • Ежедневные контакты с родителями во время прихода и ухода ребенка из школы;  
  • Оборудование «Уголка для родителей» в школе;
  • Коллективные и индивидуальные консультации для родителей; родительские собрания;
  • Совместная деятельность педагогов и родителей по организации жизни первоклассников в школе.
  • Размещение на страницах школьного сайта информации для родителей первоклассников

3. Психолого-педагогический консилиум - это одно из направлений работы психолога и педагогов во время адаптационного периода. В задачу консилиума вхо­дит выявление причин отклонений в поведении и обучении детей, затрудняющих их социально-психологическую адаптацию. ППК вырабатываются рекомендации от­дельным учащимся для педагогов (в т.ч. учителей-предметников), родителей.

 

VII. ИЗУЧЕНИЕ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ

Исследования специалистов показали, что социально-психологическая адап­тация детей к школе проходит по-разному. Большинство детей (56%) адаптируются в течение первых двух месяцев обучения (6-8 недель), вторая группа (30%) имеет более длительный период адаптации, третья группа (14%) - дети, у которых пери­од начала обучения в школе связан со значительными трудностями.

На течение адаптации первоклассников оказывают влияние различные факторы. К числу наиболее благоприятных факторов относят следующие

адекватную самооценку своего положения ребенком;

•     правильные методы воспитания в семье;

•     отсутствие в семье конфликтных ситуаций;

•     благоприятный статус в группе сверстников и т.д.

К числу неблагоприятных факторов, влияющих на адаптацию к школе, относят следующие:

•     неправильные методы воспитания в семье;

•     функциональную неготовность к обучению в школе;

•     неудовлетворенность в общении со взрослыми;

•     неадекватное осознание своего положения в группе сверстников и т.д.

Определение уровня готовности детей к школьному обучению помогает осу­ществлять дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в процессе всего периода обучения.

При определении уровня готовности детей к школьному обучению ориенти­ром служит карта-характеристика

Последние новости:
Последние статьи:
Популярные новости:
Популярные статьи:
Яндекс.Метрика
Карта сайта: [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10]
© 2008-2013 Образовательная сеть «Lis-edu.kz»
Дизайн и разработка Ormicon SFG.
Все права на размещенные материалы принадлежат лицам и организациям их разместившим.
 
История Интернета в Казахстане Интересные факты о бритвах Необычные идеи для бизнеса Интересные факты о студентах
pID:
Пароль:


Забыл пароль
Регистрация
 Вход