Этим словам в полной мере соответствует профессиональный путь Дроновой Галины Константиновны. Воспоминании о первых шагах педагогической деятельности в её воспоминаниях:
Приехав в Лисаковск в ноябре 1969г., я увидела зародившийся город. Бездорожье, канавы, фундаменты зданий. Во 2 микрорайоне к открытию готовился второй по счету ясли-сад «Светлячок», куда я была принята методистом. Только что отстроенное помещение надо было отмыть, обустроить, подготовить группы к приему детей. А это значит создать условия для обучения, воспитания детей, безопасного их пребывания в учреждении.
Оборудование и инвентарь с трудом приобретались. А вот обеспечить учебную, игровую деятельность детей было очень непросто. Очень многое делалось руками воспитателей. И рисовать, и вырезать, и красить, и пилить все должен уметь воспитатель дошкольного учреждения. Пособия на каждого ребенка по изобразительной деятельности, по счету, по обучению грамоте и прочие приобрести было невозможно. Я уже не говорю, что для каждого ребенка нужно было изготавливать эмблемы в нескольких экземплярах для маркировки шкафов, стульчиков, матрасов, полотенец и пр.
Люди работали с интересом, радостно, творчески, не делясь по профессиям и должностям.
Воспитателем работать мне пришлось всего 1 год и 7 месяцев, хотя получила диплом с отличием в Волгоградском педучилище именно по этой специальности. Уже при распределении и получении диплома стало ясно, что меня направляют трудиться заведующей детского сада. Видимо в педучилище обратили внимание, что мне пришлось и учиться и работать няней в детском саду, на мой житейский опыт и смекалку. К 20 годам я успела вынянчить пятерых сестер и наработать 4 года трудового стажа. С 5 лет на меня возлагалась обязанность за младшими ухаживать. Это, полагаю повлияло на выбор профессии.
На работу вышла на третий день после получения диплома. По возрасту я оказалась младше всех сотрудников. Конечно, был страх справлюсь - не справлюсь. Но переступив порог детского сада, забыла о страхах. Надо было работать, заботы захватили, их в саду очень много.
В Лисаковске при оформлении методистом в ясли- сад «Светлячок» в отделе кадров стали настраивать меня, что через несколько месяце надо будет стать заведующей. Вопрос не обсуждался. Опыт есть, образование высшее есть (заочно Волгоградский педагогический институт), оставалось только подчиниться. В феврале 1970 года я переведена заведующей первого ясли-сада «Колокольчик», сменив на этом посту Альбину Павловну Эдельштейн.
Открылось это учреждение 11 ноября 1967 года. Самыми первыми были методист Кузьменко Ирина Александровна, воспитатели, которые приняли первых детей: Струйкова Лидия Максимовна, Каракулова Галина Дмитриевна, Назарова Валентина Александровна, Соловьева Марина Сидоровна.
Молодому городу не хватало детсадов, группы были переполнены катастрофически. Вместо 25 детей по норме, группы посещали 33-36. Проблема с отоплением. Эту проблему испытывал весь город, т.к. котельная была маломощной. Не хватало воспитателей с дошкольным образованием. Приходилось принимать учителей, это осложняло работу, т. к. дошкольный возраст – особое направление в педагогике. Воспитатель должен знать особенности нервно-психического развития дошкольников.
Сложно было правильно организовать питание детей. В городе не было мелко-оптового магазина, который снабжал бы продуктами закрытые учреждения города. Какую радость испытывали мы, когда удавалось приобрести для сада овощи, фрукты, творог и даже муку и пр.
С ростом и развитием города многие проблемы решались. Жизнь дошкольных учреждений улучшалась.
Основная обязанность заведующей – контроль за работай коллектива в целом, и каждого работника в отдельности. Но прежде чем контролировать, надо было учить работать, учили воспитателей, учили нянечек, поваров, и сами учились, имею в виду методистов, старшую медсестру, медработников, завхоза. Ведь самое главное в работе детского учреждения – охрана жизни и здоровья детей, даже обучение и воспитание только часть этой задачи.
В годовом плане заведующей намечались основные задачи коллективу и мероприятия для их решения: открытые занятия, семинары, посещение групп с целью контроля и методической помощи.
Еженедельно проводились пятиминутки с коллективом, где указывались недостатки в текущей работе.
Педагогические советы организовывались раз в 2 месяца. На них заслушивались результаты проверок отдельных групп, отчеты воспитателей по разделам «Программы», знакомились с опытом работы других дошкольных учреждений, с новинками литературы по дошкольному воспитанию.
Мероприятия по оснащению всего педагогического процесса по всем разделам «Программы» возлагались на методический кабинет. Там каждый воспитатель мог найти все необходимое для работы с детьми. Работа была коллективной. Каждый внес свою лепту в оснащение методкабинета, а прежде всего методисты Назарова В. А., Суетина В. М. И он удался!
Коллектив ясли-сада был слаженный, активный, работал с эдакой «искоркой». Будто все мы понимали, что многое должно лечь в традиции города.
Праздничные утренники, развлечения для детей, целевые прогулки проводились с выдумкой, фантазией при активном участии всех работников. Радости детей не было предела, когда вдруг в зал въезжал Емеля с подарками на настоящей печи. Или когда появлялись движущаяся скатерть самобранка с угощениями, колодец с говорящей щукой и гостинцами и др.
Да, это все требовало большой подготовки. Главное, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя ущемленным. Для этого праздничную одежду просили у родителей за 3 дня (белые носочки, белые платочки, шорты, рубашечки, платьица) зачем? Чтобы каждый ребенок был аккуратен, радостен, эстетичен. Жалко смотреть на детей, недобросовестные мамы которых «забыли» и не подготовили праздничные наряды .
В те годы мало было развлечений для детей, телевизор не у всех. Мультики, кукольный театр, цирк и др. – все это надо было организовать и познакомить детей в детском саду. Чтобы хоть как-то познакомить детей с увлекательным миром танца-балетом, руками воспитателей были сшиты и накрахмалены из марли «пачки» для снежинок-балерин. Шик! Каждый ребенок потрогал! Не то, что сейчас – декольте, крашеные губы и каблуки на 5-летней девочке зачем-то. Всего не вспомнить, что делалось для детей. Встреча со сказочными героями на прогулках, спортивные праздники, праздники песни, день защиты детей и др.
Очень помогали в работе с детьми шефы-предприятия, закрепленные решение исполкома. Малые формы на участках, стеллажи для уголков природы, водопровод поливочный, забор повыше (кстати заборы для детских садов проектом не предусматривались), автобус для поездки детей в перелески, песок для игр на участке и многое-многое другое.
Помогали и родители. Выкопать ямки для деревьев, установить малые формы, отремонтировать сломанную игрушку. Воспитатели обязаны были посетить семью каждого ребенка, что-то посоветовать, что-то попросить исправить в отношениях с ребенком, с детсадом.
В 1972 году после получения Лисаковском статуса города, организовался городской отдел образования. Я была переведена в отдел на должность методиста по дошкольному воспитанию. Круг задач расширился, теперь нужно было поднимать на уровень работу всех дошкольных организаций города, т. к. государство повышало требования к дошкольному образованию. Нужно было осваивать методы обучения детей подготовительных групп грамоте (чтению), элементам письма, формировать математическое мышление, шире знакомить детей с окружающим миром и многое другое.
В эти годы в областном отделе образования работали толковые, требовательные, инициативные люди - Волкова Зинаида Егоровна (инспектор) и Письменная Галина Васильевна (методист). Ими была создана атмосфера для роста каждого работника дошкольного учреждения по профессии, по выполнению общественной работы для глубокого осмысления своей профессии.
Регулярно проводились семинары, фронтальные проверки с участием работников из других городов и районов, курсы повышения квалификации (обязательные 1 раз в 5 лет) на уровне области и республики, работали методические объединения по изучению и распространению передового опыта.
Мне довелось участвовать в проверках работы дошкольных учреждений Боровского, Джетыгаринского , Комсомольского, Федоровского районов, города Джетыгары, в работе 3-х республиканских конференций по дошкольному воспитанию и в подготовке выставок о работе дошкольных учреждений в области.
Областные конференции, проводимые системно, стимулировали нашу работу, активизировали каждого работника, учили многому.
Новую большую задачу, поставленную государством перед дошкольным воспитанием я выполняла уже в должности начальника бюро ДДУ Лисаковского ГОКа. Следовало охватить обучением и воспитанием детей с ослабленным здоровьем, слабовидящих, слабослышащих, с дефектами речи и др. Для того, чтобы открыть логопедическую группу для детей с недостатками в речи, нужны были специалисты – логопеды, опытные воспитатели и материальная база.
В июле 1978 г. в яслях-саду «Теремок» были открыты 2 логопедические группы с охватом 36 детей. В эти группы подобраны были лучшие воспитатели Бешенцева Р. И., Климина Т. Н., Мисюля М. А., Карпенко Т. Г.
Руководство ЛГОКа дало согласие на обучение специалистов для этих групп. В г. Москву в педагогический институт на годичные курсы дефектологов (логопедов) была командирована Мазанова Людмила Петровна. Соловьева Марина Сидоровна отучилась на курсах в институте усовершенствования в г. Алма-Ата, так же за счет ЛГОКа.
С глубокой благодарностью всегда вспоминаю Шарыгина Дмитрия Анатольевича – директора комбината. Благодаря ему, наш город такой зеленый, чистый, благоустроенный. Он строго спрашивал с руководителей цехов за озеленение закрепленных территорий. Работники детсадов много трудились по озеленению своих участков, чтобы не отстать от общих задач. Шарыгин Д. А. заложил прекрасную традицию по содержанию города в порядке.
И еще традиция от Шарыгина Д. А. – оздоровление детей. Построенный лагерь «Лесная сказка», стал базой оздоровления и детей дошкольников. Ежегодно 100-125 детей старших и подготовительных групп в августе 20-25 дней оздоравливались в сосновом лесу, у озера в благоустроенных зданиях, с медицинским обслуживанием, на усиленном питании. Руководство комбината по- отечески заботилось о своих детских садах.
Помощь по улучшению материальной базы детских учреждений всегда была ощутимой. Надо было только убедить, доказать необходимость отказаться от проекта нового ясли-сада без спален и «привязать» в генплан города проект со спальнями. Разрешение получено, и ясли-сад «Ласточка» построен со спальнями. Последующие ясли-сады в городе строились уже с бассейнами.
Мне приходилось много выполнять общественной работы. Около 10 лет – председатель женсовета в городе, член методсовета партийной учебы, пропагандист. Это позволяло быть в курсе общественной работы, проводимой в ясли-садах. В них работали профсоюзные комитеты, женсоветы, комсомольские организации.
Усилиями этих общественных организаций проводились конкурсы на лучшее оформление группы, санитарно-гигиенического состояния, на лучшего по профессии среди воспитателей. Лисаковские детсады всегда были на хорошем счету и в области и в республике. Эта заслуга людей, которые трудились и трудятся в этих учреждениях, отдавая силы и знания детям. Это удалось потому, что был крепкий состав заведующих. Достойную лепту в становление и развитие дошкольного воспитания в городе внесли Тамара Петровна Ларионова (я/с «Березка»), Бояршина Анна Григорьевна (я/с «Светлячок»), Демченко Валентина Александровна, Беда Ирина Дмитриевна (я/с «Ласточка»), Лебедева Раиса Семеновна (я/с «Солнышко»), Вологдина Нелля Степановна («Ручеек»), Колесникова Таисия Григорьевна («Теремок»).