Отдел образования г. Лисаковска Отдел образования акимата города Лисаковска
О НАС
Основные направления деятельности
Положение о государственном учреждении
Список сотрудников Отдела Образования
Список руководителей организаций
ГОС. УСЛУГИ
Об утверждении регламентов гос. услуг
Выдача справок для оформления наследства
Постановка на очередь дошкольников
Документы на соц. обеспечение
БАЗА НПА
Закон о государственной службе
Гражданский кодекс РК
Закон о государственных секретах
Закон по обращениям
САМОПОЗНАНИЕ
В помощь учителю самопознания
Начни день с доброго дела!
Призвание быть учителем жизни
"Добро во благо детям!"
Виртуальный методический кабинет
Последние новости:
Последние статьи:
Популярные новости:
Популярные статьи:
ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

Доклад
Вебмастер Lis-Edu.Kz 00:00 6 декабря 2013 г. Просмотров: 6807

        Уважаемые коллеги!

На современном этапе специальное образование является частью системы общего образования и государство создает условия для лиц, имеющих специальные образовательные потребности с целью обеспечения им равных возможностей в получении образования. 

     Законодательством Республики Казахстан в соответствии с основополагающими международными документами в области образования предусматривается принцип равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями в развитии. Гарантии права детей с ограниченными возможностями в развитии на получение образования закреплены в Конституции Республики Казахстан, Законах Республики Казахстан «О правах ребенка в Республике Казахстан», "Об образовании", «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями»,  "О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан", "О специальных социальных услугах". 

      В соответствии с поручением Главы государства в 2004 году в целях научно-методического обеспечения системы социальной и медико-педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями постановлением Правительства Республики Казахстан республиканский научно-практический центр социальной адаптации и профессиональной реабилитации преобразован в национальный научно-практический центр коррекционной педагогики, где ведется научно-исследовательская работа по развитию специального образования и переходу к инклюзивному образованию, разработке специальных учебных программ, учебников и учебно-методических комплексов.

          В Республике в качестве приоритетных направлений деятельности по созданию условий для получения образования детей данной категории являются следующие направления.

Первое направление — выявление недостатков в развитии детей и организация коррекционно-педагогической работы на максимально раннем этапе. Своевременное оказание необходимой помощи в дошкольном возрасте позволяет обеспечить коррекцию основных недостатков в развитии ребенка к моменту начала обучения и подготовить его к обучению в общеобразовательном учреждении.

Начальным звеном системы специального образования в республике является психолого-медико-педагогическая консультация, которая устанавливает право ребенка на получение образовательных, медицинских и социальных услуг, определяет их потребности в специальных образовательных условиях.

        Второе направление — создание вариативных условий для реализации права на образование всех категорий детей с учетом их психофизических особенностей.

      В настоящее время в республике существует дифференцированная сеть специальных организаций образования для организации обучения детей с ограниченными возможностями в развитии, которая включает: специальные (коррекционные) организации образования по видам и типам, специальные группы при детских садах общего типа и специальные классы в общеобразовательных школах.

      Специфическими целями образования для обучающихся  и воспитанников с ограниченными возможностями в развитии являются: (в нашем случае)

с нарушениями интеллекта – развитие и коррекция всех психических функций, социально-бытовая ориентировка, подготовка к самостоятельной трудовой деятельности.

             Качество и доступность специальных образовательных услуг детям с ограниченными возможностями обеспечивается  оказанием комплексной системы медицинской и психолого-педагогической коррекционной поддержки:

малой наполняемостью класса от 8 до 12 человек;

созданием щадящего охранительного педагогического режима;

проведением специальных психолого-педагогических,  индивидуальных и групповых занятий специальными педагогами;

использованием специальных учебников, учебно-методических комплексов;

обеспечением специальными техническими и компенсаторными средствами обучения.

       Третье направление - развитие интегрированного инклюзивного образования.

        Перспективой развития системы социальной и медико-педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями в развитии на ближайшие годы является реализация идей и принципов интегрированного (инклюзивного) образования. Средствами выступают не изоляция детей и создание устойчивого представления о собственной неполноценности, а построение социальной траектории в жизни, которая может быть решена только через включение детей с ограниченными возможностями в среду детей обычного развития, совместного обучения, организации их совместного досуга, оказание им взаимоподдержки.

            Сегодня оптимальным вариантом является сохранение и совершенствование существующей сети коррекционных организаций образования с параллельным развитием интегрированного (инклюзивного) образования. При этом коррекционные организации выполняют функции учебно-методических центров, обеспечивающих оказание методической помощи педагогическим работникам общеобразовательных школ, консультативной и психолого-педагогической коррекционной помощи обучающимся и их родителям.

                        Процесс внедрения инклюзивного образования носит комплексный характер и предусматривает участие в нем государственных структур, родительской общественности, семьи, органов и организаций образования, неправительственных организаций.

                        В этих целях разработаны:

            проект государственных стандартов «Условия реализации государственного общеобязательного стандарта образования Республики Казахстан  организациями образования, обучающими детей с ограниченными возможностями»;

            проект Концепции развития инклюзивного образования в Республике Казахстан;

            приняты ряд учебно-методических пособий, рекомендаций;

            проведены специальные исследования для оценки образовательных результатов.

            Вопрос охвата детей с ограниченными возможностями в развитии специальными образовательными учебными программами включен в мониторинг показателей рейтинговой оценки акимов областей, городов Алматы и Астаны.

        Положительное решение этого вопроса в Восточно-Казахстанской, где созданы условия для охвата специальными образовательными услугами 80% из выявленных детей с ограниченными возможностями, Костанайской - 61% и Карагандинской - 69% областях при общереспубликанском показателе 38,0%. 

      Для удовлетворения прав детей с ограниченными возможностями в развитии в получении качественных образовательных услуг продолжена работа по:

            реализации статей законов Республики Казахстан «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями» в части оказания образовательных услуг путем  расширения сети специальных и  общеобразовательных организаций образования, обеспечения специальными учебниками и оборудованием;

            совершенствованию системы ранней диагностики и коррекционно-педагогической поддержки на основе скринингов на предмет выявления психо-физических нарушений у детей и своевременности направления их в психолого-медико-педагогические консультации при наличии риска отставания в психо-физическом развитии;

            созданию гибкой и вариативной системы среднего общего и профессионального образования для внедрения коррекционно-развивающего обучения;

            созданию условий для развития инклюзивного образования   с разработкой концепции сопровождения детей с ограниченными возможностями в развитии в условиях  интегрированного обучения в организациях образования;

            внедрению информационных и коммуникационных технологий в специальный образовательный  процесс в целях улучшения качества управления специальным образованием;

            взаимодействию со средствами массовой информации в реализации социальных программ, направленных на воспитание и социализацию личности обучающегося с ограниченными возможностями в развитии, подготовке к самостоятельной жизни в обществе.

       Признавая инклюзивное образование одной из стратегических задач развития системы специального образования на современном этапе, следует  рассматривать этот подход лишь как один из возможных, который  будет существовать с другими подходами к образованию детей с ограниченными возможностями в развитии, в частности,  с практикой  их обучения и воспитания в условиях специальной (коррекционной) организации образования. 

     Концепция инклюзивного образования строится на основании следующих принципов:

- организация ранней диагностики и коррекционно-педагогической поддержки детям с ограниченными возможностями в развитии;

- обязательное психолого-педагогическое сопровождение ребенка, интегрированного в общеобразовательный процесс;

- определение для каждого ребенка возможной и полезной формы интеграции.

Основными направлениями  развития инклюзивного образования  являются следующие:

1. Формирование толерантного отношения общества к лицам с ограниченными возможностями в развитии.

2. Создание нормативной правовой базы, призванной определить:

статус интегрированного ребенка, в том числе обеспечение его специальным образовательным «полисом», позволяющим получать необходимую коррекционно-педагогическую помощь;

статус общеобразовательных организаций, принимающих ребенка с ограниченными возможностями;

статус, новые функции и  структурные изменения в  специальных (коррекционных) организациях образования в связи с выполнением ими консультативно-методической работы по сопровождению интегрированных детей в организациях образования общего типа.

3. Раннее выявление и комплексная помощь ребенку с ограниченными возможностями в развитии.

уже на этапе дошкольного и младшего школьного возраста.

4. В общеобразовательной среде должны быть предусмотрены различные варианты включения ребенка в образовательный процесс и возможность выбора для каждого ученика возможного и полезного для его развития варианта включения:

обучение ребенка по общеобразовательной или по  индивидуальной  программе в общем классе или группе детского сада  и получение им специальной коррекционно-педагогической помощи;

основное школьное время ребенок  обучается в специальном классе по специальной программе (язык, чтение, математика), другую часть времени он занимается по обычной общеобразовательной учебной программе (ИЗО, технология, физкультура, музыка) вместе с учениками своего возраста;

ребенок посещает только специальный класс и учится там по специальной программе, но при этом он принимает непосредственное участие в жизни школы: совместные завтраки, совместные посещения воспитательных мероприятиях и досуга, участие в спортивных соревнованиях и других мероприятиях.

В зависимости от степени выраженности недостатков в развитии дети получают образование в полном или неполном объеме учебной программы общеобразовательной школы.

5. Психолого-медико-педагогическое сопровождение интегрированных детей.

6. Профессионально-трудовая подготовка лиц с ограниченными возможностями в развитии.

7. Программно-методическое  и учебно-дидактическое обеспечение образования общего типа для  удовлетворения особых потребностей детей. 

8. Кадровое обеспечение.

     Эффективное инклюзивное образование требует специальной подготовки педагогов общеобразовательных и специальных (коррекционных) организаций образования. В связи с чем, необходимо:

внесение соответствующих изменений в содержание подготовки педагогических кадров в вузах и колледжах;

предусмотреть планомерную переподготовку уже работающих педагогов в организациях образования общего типа посредством годичных курсов профессиональной переподготовки;

систематически проводить курсы повышения квалификации для руководящих и педагогических кадров системы общего и специального образования.

9. Материально-техническое оснащение организаций образования общего типа для  удовлетворения особых потребностей детей. 

10. Проведение специальных  научных исследований.

Учитывая новизну, социальную значимость, сложность, комплексность проблем, связанных с развитием инклюзивного образования в республике  необходимо предусмотреть проведение фундаментальных и прикладных психологических, педагогических,  социологических научных исследований.

11. Включение  родителей и общественных организаций в процесс развития инклюзивного образования.

     Этапы реализации Концепции:

1 этап: 2009 - 2010 годы - создание нормативной базы,  разработка программ подготовки педагогических кадров, работа с родителями и общественностью для реализации  интегрированного образования.

2 этап: 2011- 2015 годы – создание в организациях образования общего типа условий, необходимых для реализации интегрированного образования и обеспечение психолого-педагогического сопровождения детей, включенных в общеобразовательный процесс. Реализация программ по подготовке педагогических кадров, работа  с родителями, общественностью.

3 этап: 2016 - 2020 годы –  завершающий этап создания национальной модели (системы) включения лиц с ограниченными возможностями в развитии в общеобразовательный процесс. Реализация  прав детей и молодежи с ограниченными возможностями жить и воспитываться в семье, получать качественное образование, иметь доступ к информационным, коммуникационным и в целом жизненным ресурсам.

Научно-исследовательская деятельность должна сопровождать и обосновывать все шаги, предпринятые на каждом из этапов развития инклюзивного образования в Республике Казахстан.

     Инклюзивная школа – это, прежде всего, демократическая школа, которая прививает уважение к людям и стилю их жизни. В подобной школе учащиеся вместе творчески работают над решением образовательных проблем.

      Данная школа, как и всякая другая имеет программу своего развития.

     Её ориентир - стратегия системных изменений, которая предполагает модернизацию школы как образовательного учреждения, затрагивающую все компоненты деятельности: цели, содержание, организацию, технологию и т. д.

Из него складывается технологическая цепочка управления процессами инклюзивного образования:

– выяснение поля индивидуальных замыслов и возможностей каждого учителя;

– выявление точек зрения, в которых индивидуальные интересы учителей соприкасаются;

– формирование области общих интересов у группы учителей и у всего педагогического коллектива в целом;

– формулирование общей проблемы школы и нескольких других проблем, решение которых волнует большинство членов коллектива;

– планирование и организация деятельности по решению выбранной проблемы;

– осмысление пройденного пути и приобретение личного опыта, когда наступает этап рефлексии профессиональной деятельности.

Все это сопровождается анализом содержания и результативности каждой части технологической цепочки управления и всей деятельности школы в целом.

Например:

1. Анализ уровня образовательной подготовки.

2. Характеристика уровней развития самостоятельной деятельности учащихся на учебных занятиях.

3. Охват дополнительным образованием и различными формами обучения.

Задача директора школы – свести отклонения от прогнозируемого результата до минимума. Поэтому любой процесс в школе подлежит управлению.

Наши представления о составе и последовательности звеньев, из которых слагается процесс управления, сводятся к тому, что функциональные звенья управления рассматриваются как относительно самостоятельные виды деятельности.

Между тем все они взаимосвязаны, и последовательно, поэтапно сменяют друг друга, образуя единый управленческий цикл. Недооценка какого-либо из функциональных элементов приводит к изменению всего процесса управления и снижению его конечных результатов.

Перед вами таблица управления.

 

Какие имеются сложности:

– принятие стратегии развития школы обязательно всей административной командой, а не только одним директором;

– необходимость постоянного самосовершенствования всей административной команды;

– наличие множества точек зрения, порой противоположных ;

– невозможность форсировать личностный рост учителя, то есть необходимо ждать, когда у учителя возникнет желание для участия в той или иной деятельности;

– умение расстаться с тем, у кого этого желания не появляется;

– сложность в выборе средств, подходящих для работы с такой тонкой материей, как «профессиональное сознание учителя»;

– противоречия между принципом единоначалия, персональной ответственностью директора школы за результаты деятельности образовательного учреждения по всем направлениям, необходимостью выполнения приказов вышестоящих инстанций, с одной стороны, и самостоятельностью позиций педагогического коллектива с другой.

Каждый второй директор школы  сталкивается с трудностями правильного определения и формулировки методической темы школы. Мы сформулировали нашу тему таким образом: «Внедрение инновационных технологий формирования личностного социального капитала учащихся, как механизм адаптации в современном обществе».

Не думаю, что кто-то сомневается в том, что эта проблема особенно актуальна, когда за последнее время происходят колоссальные изменения как в политической, экономической, так и в социальной сферах. Постепенно, но необратимо происходит интеграция Казахстана в мировое сообщество. Проблемы, которые раньше считались местными, региональными, сегодня становятся глобальными, общечеловеческими.

Об этом, в частности, мы и думали, когда на этапе проектирования работали над созданием Программы развития нашей школы. Наша концепция образовательной среды рассматривается нами сегодня как интегрированное целое, структурными компонентами которого являются:

– ценностно-смысловой (куда входят концепция развития, ценностно-смысловые ориентиры);

– содержательный;

– воспитательный;

– эстетический;

– коммуникативный .

На наш взгляд, ведущими компонентами в этой структуре являются ценностно-смысловой и коммуникативный, которые позволяют обеспечить некое единое смысловое поле, объединяющее все аспекты жизнедеятельности школы. Центральные ориентиры этого смыслового поля: «Мир – интегрированная система», «Я – часть этой системы, часть общечеловеческой семьи», «Будущее зависит и от меня», «Я могу принять участие в решении глобальных проблем современности на локальном уровне». Ведущими педагогическими идеями в учебно-воспитательном процессе  являются:

1) Развитие глобального мышления учащихся, то есть:

– установка на гуманистические ценности;

– умение прогнозировать последствия своих решений и действий с точки зрения их влияния на природу, мир, человека;

– открытость по отношению к новому;

– гибкость мышления и его критичность;

– умение видеть альтернативные пути решения;

– рефлексивное осмысление своего опыта.

2) Ориентация жизнедеятельности школы на выработку у учащихся позиции самостоятельного и ответственного принятия решений в условиях свободы выбора.

При конструировании работы школы по этой проблеме прослеживаются следующие этапы:

– диагностический;

– этап теоретического исследования проблемы;

– этап практического выполнения программы развития;

– этап подведения первых итогов работы по проблеме .

Основной задачей деятельности педколлектива является создание благоприятных условий для развития личности ребенка. Эта задача структурируется нами на следующие составные:

– подбор кадров;

– удовлетворение социального заказа;

– формирование новых подходов к контролю и руководству через контрольно-аналитическую экспертизу и технологическую цепочку управления.

Школа проверяет себя и администрацию, а администрация – школу по трем важнейшим критериям:

1) наличию благоприятных условий и психологического климата для всех  педагогов  и учащихся, уважению ее традиций;

2) уровню подготовки всех учащихся по тестам, соответствующим разным уровням владения умениями и навыками;

3) гибкой экспертной оценке творческих успехов и творческой активности учащихся через решение творческих задач, выполнение проектов.

Проанализировав факторы, стимулирующие и тормозящие творческое развитие учителей, мы определили, на чем сегодня необходимо сосредоточить управленческие решения.

В первую очередь, нужно помочь учителю преодолеть психологические барьеры, создать обучающие ситуации осознания и принятия новой идеи, миссии школы, ее образовательных целей и задач. Помочь каждому найти свое место в проводимых преобразованиях. В практической деятельности культивировать новые формы профессионального поведения и неукоснительно следовать им.

Второе  – стремление учителя к профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию.

Яндекс.Метрика
Карта сайта: [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10]
© 2008-2024 Образовательная сеть «Lis-edu.kz»
Дизайн и разработка Ormicon SFG.
Все права на размещенные материалы принадлежат лицам и организациям их разместившим.

История Интернета в Казахстане Интересные факты о бритвах Необычные идеи для бизнеса Интересные факты о студентах
pID:
Пароль:


Забыл пароль
Регистрация
 Вход