Уважаемые коллеги!
На современном этапе специальное образование является частью системы общего образования и государство создает условия для лиц, имеющих специальные образовательные потребности с целью обеспечения им равных возможностей в получении образования.
Законодательством Республики Казахстан в соответствии с основополагающими международными документами в области образования предусматривается принцип равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями в развитии. Гарантии права детей с ограниченными возможностями в развитии на получение образования закреплены в Конституции Республики Казахстан, Законах Республики Казахстан «О правах ребенка в Республике Казахстан», "Об образовании", «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями», "О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан", "О специальных социальных услугах".
В соответствии с поручением Главы государства в 2004 году в целях научно-методического обеспечения системы социальной и медико-педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями постановлением Правительства Республики Казахстан республиканский научно-практический центр социальной адаптации и профессиональной реабилитации преобразован в национальный научно-практический центр коррекционной педагогики, где ведется научно-исследовательская работа по развитию специального образования и переходу к инклюзивному образованию, разработке специальных учебных программ, учебников и учебно-методических комплексов.
В Республике в качестве приоритетных направлений деятельности по созданию условий для получения образования детей данной категории являются следующие направления.
Первое направление — выявление недостатков в развитии детей и организация коррекционно-педагогической работы на максимально раннем этапе. Своевременное оказание необходимой помощи в дошкольном возрасте позволяет обеспечить коррекцию основных недостатков в развитии ребенка к моменту начала обучения и подготовить его к обучению в общеобразовательном учреждении.
Начальным звеном системы специального образования в республике является психолого-медико-педагогическая консультация, которая устанавливает право ребенка на получение образовательных, медицинских и социальных услуг, определяет их потребности в специальных образовательных условиях.
Второе направление — создание вариативных условий для реализации права на образование всех категорий детей с учетом их психофизических особенностей.
В настоящее время в республике существует дифференцированная сеть специальных организаций образования для организации обучения детей с ограниченными возможностями в развитии, которая включает: специальные (коррекционные) организации образования по видам и типам, специальные группы при детских садах общего типа и специальные классы в общеобразовательных школах.
Специфическими целями образования для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями в развитии являются: (в нашем случае)
с нарушениями интеллекта – развитие и коррекция всех психических функций, социально-бытовая ориентировка, подготовка к самостоятельной трудовой деятельности.
Качество и доступность специальных образовательных услуг детям с ограниченными возможностями обеспечивается оказанием комплексной системы медицинской и психолого-педагогической коррекционной поддержки:
малой наполняемостью класса от 8 до 12 человек;
созданием щадящего охранительного педагогического режима;
проведением специальных психолого-педагогических, индивидуальных и групповых занятий специальными педагогами;
использованием специальных учебников, учебно-методических комплексов;
обеспечением специальными техническими и компенсаторными средствами обучения.
Третье направление - развитие интегрированного инклюзивного образования.
Перспективой развития системы социальной и медико-педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями в развитии на ближайшие годы является реализация идей и принципов интегрированного (инклюзивного) образования. Средствами выступают не изоляция детей и создание устойчивого представления о собственной неполноценности, а построение социальной траектории в жизни, которая может быть решена только через включение детей с ограниченными возможностями в среду детей обычного развития, совместного обучения, организации их совместного досуга, оказание им взаимоподдержки.
Сегодня оптимальным вариантом является сохранение и совершенствование существующей сети коррекционных организаций образования с параллельным развитием интегрированного (инклюзивного) образования. При этом коррекционные организации выполняют функции учебно-методических центров, обеспечивающих оказание методической помощи педагогическим работникам общеобразовательных школ, консультативной и психолого-педагогической коррекционной помощи обучающимся и их родителям.
Процесс внедрения инклюзивного образования носит комплексный характер и предусматривает участие в нем государственных структур, родительской общественности, семьи, органов и организаций образования, неправительственных организаций.
В этих целях разработаны:
проект государственных стандартов «Условия реализации государственного общеобязательного стандарта образования Республики Казахстан организациями образования, обучающими детей с ограниченными возможностями»;
проект Концепции развития инклюзивного образования в Республике Казахстан;
приняты ряд учебно-методических пособий, рекомендаций;
проведены специальные исследования для оценки образовательных результатов.
Вопрос охвата детей с ограниченными возможностями в развитии специальными образовательными учебными программами включен в мониторинг показателей рейтинговой оценки акимов областей, городов Алматы и Астаны.
Положительное решение этого вопроса в Восточно-Казахстанской, где созданы условия для охвата специальными образовательными услугами 80% из выявленных детей с ограниченными возможностями, Костанайской - 61% и Карагандинской - 69% областях при общереспубликанском показателе 38,0%.
Для удовлетворения прав детей с ограниченными возможностями в развитии в получении качественных образовательных услуг продолжена работа по:
реализации статей законов Республики Казахстан «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями» в части оказания образовательных услуг путем расширения сети специальных и общеобразовательных организаций образования, обеспечения специальными учебниками и оборудованием;
совершенствованию системы ранней диагностики и коррекционно-педагогической поддержки на основе скринингов на предмет выявления психо-физических нарушений у детей и своевременности направления их в психолого-медико-педагогические консультации при наличии риска отставания в психо-физическом развитии;
созданию гибкой и вариативной системы среднего общего и профессионального образования для внедрения коррекционно-развивающего обучения;
созданию условий для развития инклюзивного образования с разработкой концепции сопровождения детей с ограниченными возможностями в развитии в условиях интегрированного обучения в организациях образования;
внедрению информационных и коммуникационных технологий в специальный образовательный процесс в целях улучшения качества управления специальным образованием;
взаимодействию со средствами массовой информации в реализации социальных программ, направленных на воспитание и социализацию личности обучающегося с ограниченными возможностями в развитии, подготовке к самостоятельной жизни в обществе.
Признавая инклюзивное образование одной из стратегических задач развития системы специального образования на современном этапе, следует рассматривать этот подход лишь как один из возможных, который будет существовать с другими подходами к образованию детей с ограниченными возможностями в развитии, в частности, с практикой их обучения и воспитания в условиях специальной (коррекционной) организации образования.
Концепция инклюзивного образования строится на основании следующих принципов:
- организация ранней диагностики и коррекционно-педагогической поддержки детям с ограниченными возможностями в развитии;
- обязательное психолого-педагогическое сопровождение ребенка, интегрированного в общеобразовательный процесс;
- определение для каждого ребенка возможной и полезной формы интеграции.
Основными направлениями развития инклюзивного образования являются следующие:
1. Формирование толерантного отношения общества к лицам с ограниченными возможностями в развитии.
2. Создание нормативной правовой базы, призванной определить:
статус интегрированного ребенка, в том числе обеспечение его специальным образовательным «полисом», позволяющим получать необходимую коррекционно-педагогическую помощь;
статус общеобразовательных организаций, принимающих ребенка с ограниченными возможностями;
статус, новые функции и структурные изменения в специальных (коррекционных) организациях образования в связи с выполнением ими консультативно-методической работы по сопровождению интегрированных детей в организациях образования общего типа.
3. Раннее выявление и комплексная помощь ребенку с ограниченными возможностями в развитии.
уже на этапе дошкольного и младшего школьного возраста.
4. В общеобразовательной среде должны быть предусмотрены различные варианты включения ребенка в образовательный процесс и возможность выбора для каждого ученика возможного и полезного для его развития варианта включения:
обучение ребенка по общеобразовательной или по индивидуальной программе в общем классе или группе детского сада и получение им специальной коррекционно-педагогической помощи;
основное школьное время ребенок обучается в специальном классе по специальной программе (язык, чтение, математика), другую часть времени он занимается по обычной общеобразовательной учебной программе (ИЗО, технология, физкультура, музыка) вместе с учениками своего возраста;
ребенок посещает только специальный класс и учится там по специальной программе, но при этом он принимает непосредственное участие в жизни школы: совместные завтраки, совместные посещения воспитательных мероприятиях и досуга, участие в спортивных соревнованиях и других мероприятиях.
В зависимости от степени выраженности недостатков в развитии дети получают образование в полном или неполном объеме учебной программы общеобразовательной школы.
5. Психолого-медико-педагогическое сопровождение интегрированных детей.
6. Профессионально-трудовая подготовка лиц с ограниченными возможностями в развитии.
7. Программно-методическое и учебно-дидактическое обеспечение образования общего типа для удовлетворения особых потребностей детей.
8. Кадровое обеспечение.
Эффективное инклюзивное образование требует специальной подготовки педагогов общеобразовательных и специальных (коррекционных) организаций образования. В связи с чем, необходимо:
внесение соответствующих изменений в содержание подготовки педагогических кадров в вузах и колледжах;
предусмотреть планомерную переподготовку уже работающих педагогов в организациях образования общего типа посредством годичных курсов профессиональной переподготовки;
систематически проводить курсы повышения квалификации для руководящих и педагогических кадров системы общего и специального образования.
9. Материально-техническое оснащение организаций образования общего типа для удовлетворения особых потребностей детей.
10. Проведение специальных научных исследований.
Учитывая новизну, социальную значимость, сложность, комплексность проблем, связанных с развитием инклюзивного образования в республике необходимо предусмотреть проведение фундаментальных и прикладных психологических, педагогических, социологических научных исследований.
11. Включение родителей и общественных организаций в процесс развития инклюзивного образования.
Этапы реализации Концепции:
1 этап: 2009 - 2010 годы - создание нормативной базы, разработка программ подготовки педагогических кадров, работа с родителями и общественностью для реализации интегрированного образования.
2 этап: 2011- 2015 годы – создание в организациях образования общего типа условий, необходимых для реализации интегрированного образования и обеспечение психолого-педагогического сопровождения детей, включенных в общеобразовательный процесс. Реализация программ по подготовке педагогических кадров, работа с родителями, общественностью.
3 этап: 2016 - 2020 годы – завершающий этап создания национальной модели (системы) включения лиц с ограниченными возможностями в развитии в общеобразовательный процесс. Реализация прав детей и молодежи с ограниченными возможностями жить и воспитываться в семье, получать качественное образование, иметь доступ к информационным, коммуникационным и в целом жизненным ресурсам.
Научно-исследовательская деятельность должна сопровождать и обосновывать все шаги, предпринятые на каждом из этапов развития инклюзивного образования в Республике Казахстан.
Инклюзивная школа – это, прежде всего, демократическая школа, которая прививает уважение к людям и стилю их жизни. В подобной школе учащиеся вместе творчески работают над решением образовательных проблем.
Данная школа, как и всякая другая имеет программу своего развития.
Её ориентир - стратегия системных изменений, которая предполагает модернизацию школы как образовательного учреждения, затрагивающую все компоненты деятельности: цели, содержание, организацию, технологию и т. д.
Из него складывается технологическая цепочка управления процессами инклюзивного образования:
– выяснение поля индивидуальных замыслов и возможностей каждого учителя;
– выявление точек зрения, в которых индивидуальные интересы учителей соприкасаются;
– формирование области общих интересов у группы учителей и у всего педагогического коллектива в целом;
– формулирование общей проблемы школы и нескольких других проблем, решение которых волнует большинство членов коллектива;
– планирование и организация деятельности по решению выбранной проблемы;
– осмысление пройденного пути и приобретение личного опыта, когда наступает этап рефлексии профессиональной деятельности.
Все это сопровождается анализом содержания и результативности каждой части технологической цепочки управления и всей деятельности школы в целом.
Например:
1. Анализ уровня образовательной подготовки.
2. Характеристика уровней развития самостоятельной деятельности учащихся на учебных занятиях.
3. Охват дополнительным образованием и различными формами обучения.
Задача директора школы – свести отклонения от прогнозируемого результата до минимума. Поэтому любой процесс в школе подлежит управлению.
Наши представления о составе и последовательности звеньев, из которых слагается процесс управления, сводятся к тому, что функциональные звенья управления рассматриваются как относительно самостоятельные виды деятельности.
Между тем все они взаимосвязаны, и последовательно, поэтапно сменяют друг друга, образуя единый управленческий цикл. Недооценка какого-либо из функциональных элементов приводит к изменению всего процесса управления и снижению его конечных результатов.
Перед вами таблица управления.
Какие имеются сложности:
– принятие стратегии развития школы обязательно всей административной командой, а не только одним директором;
– необходимость постоянного самосовершенствования всей административной команды;
– наличие множества точек зрения, порой противоположных ;
– невозможность форсировать личностный рост учителя, то есть необходимо ждать, когда у учителя возникнет желание для участия в той или иной деятельности;
– умение расстаться с тем, у кого этого желания не появляется;
– сложность в выборе средств, подходящих для работы с такой тонкой материей, как «профессиональное сознание учителя»;
– противоречия между принципом единоначалия, персональной ответственностью директора школы за результаты деятельности образовательного учреждения по всем направлениям, необходимостью выполнения приказов вышестоящих инстанций, с одной стороны, и самостоятельностью позиций педагогического коллектива с другой.
Каждый второй директор школы сталкивается с трудностями правильного определения и формулировки методической темы школы. Мы сформулировали нашу тему таким образом: «Внедрение инновационных технологий формирования личностного социального капитала учащихся, как механизм адаптации в современном обществе».
Не думаю, что кто-то сомневается в том, что эта проблема особенно актуальна, когда за последнее время происходят колоссальные изменения как в политической, экономической, так и в социальной сферах. Постепенно, но необратимо происходит интеграция Казахстана в мировое сообщество. Проблемы, которые раньше считались местными, региональными, сегодня становятся глобальными, общечеловеческими.
Об этом, в частности, мы и думали, когда на этапе проектирования работали над созданием Программы развития нашей школы. Наша концепция образовательной среды рассматривается нами сегодня как интегрированное целое, структурными компонентами которого являются:
– ценностно-смысловой (куда входят концепция развития, ценностно-смысловые ориентиры);
– содержательный;
– воспитательный;
– эстетический;
– коммуникативный .
На наш взгляд, ведущими компонентами в этой структуре являются ценностно-смысловой и коммуникативный, которые позволяют обеспечить некое единое смысловое поле, объединяющее все аспекты жизнедеятельности школы. Центральные ориентиры этого смыслового поля: «Мир – интегрированная система», «Я – часть этой системы, часть общечеловеческой семьи», «Будущее зависит и от меня», «Я могу принять участие в решении глобальных проблем современности на локальном уровне». Ведущими педагогическими идеями в учебно-воспитательном процессе являются:
1) Развитие глобального мышления учащихся, то есть:
– установка на гуманистические ценности;
– умение прогнозировать последствия своих решений и действий с точки зрения их влияния на природу, мир, человека;
– открытость по отношению к новому;
– гибкость мышления и его критичность;
– умение видеть альтернативные пути решения;
– рефлексивное осмысление своего опыта.
2) Ориентация жизнедеятельности школы на выработку у учащихся позиции самостоятельного и ответственного принятия решений в условиях свободы выбора.
При конструировании работы школы по этой проблеме прослеживаются следующие этапы:
– диагностический;
– этап теоретического исследования проблемы;
– этап практического выполнения программы развития;
– этап подведения первых итогов работы по проблеме .
Основной задачей деятельности педколлектива является создание благоприятных условий для развития личности ребенка. Эта задача структурируется нами на следующие составные:
– подбор кадров;
– удовлетворение социального заказа;
– формирование новых подходов к контролю и руководству через контрольно-аналитическую экспертизу и технологическую цепочку управления.
Школа проверяет себя и администрацию, а администрация – школу по трем важнейшим критериям:
1) наличию благоприятных условий и психологического климата для всех педагогов и учащихся, уважению ее традиций;
2) уровню подготовки всех учащихся по тестам, соответствующим разным уровням владения умениями и навыками;
3) гибкой экспертной оценке творческих успехов и творческой активности учащихся через решение творческих задач, выполнение проектов.
Проанализировав факторы, стимулирующие и тормозящие творческое развитие учителей, мы определили, на чем сегодня необходимо сосредоточить управленческие решения.
В первую очередь, нужно помочь учителю преодолеть психологические барьеры, создать обучающие ситуации осознания и принятия новой идеи, миссии школы, ее образовательных целей и задач. Помочь каждому найти свое место в проводимых преобразованиях. В практической деятельности культивировать новые формы профессионального поведения и неукоснительно следовать им.
Второе – стремление учителя к профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию.