Об утверждении Методических рекомендаций психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями
Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 12 декабря 2011 года № 524
В целях создания условий по оказанию равного доступа к образовательным услугам детей с ограниченными возможностями ПРИКАЗЫВАЮ:
1.Утвердить прилагаемые «Методические рекомендации психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями».
2. Департаменту дошкольного и среднего образования (Жонтаева Ж.А.) довести настоящий приказ до сведения областных, городов Астаны, Алматы управлений образования.
3. Опубликовать Методические рекомендации психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями на интернет-ресурсе Министерства образования и науки Республики Казахстан.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра Сарыбекова М.Н.
Министр Б. Жумагулов
Утверждены
Приказом Министра образования
и науки Республики Казахстан
от 12 декабря 2011 года № 524
Методические рекомендации по организации
психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными
возможностями
1. Общие положения
1. Настоящие рекомендации подготовлены для создания условий по оказанию равного доступа к образовательным услугам путем организации психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями в развитии дошкольного и школьного возраста.
2. Психолого-педагогическое сопровождение является особым видом помощи и поддержки ребенку, обеспечивающим его развитие в условиях образовательно-воспитательного процесса, и представляет собой целостную, системно организованную деятельность специалистов, которые создают социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка в соответствии с его возможностями и потребностями.
3. Основными задачами психолого-педагогического сопровождения являются:
1) организация ранней коррекции нарушений развития детей (с момента выявления);
2) помощь (содействие) ребенку и его семье в решении актуальных задач развития, обучения, социализации;
3) психологическое обеспечение образовательных и воспитательных программ;
4) развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) педагогов, воспитанников, родителей;
5) мониторинг результативности коррекционно-развивающей,
воспитательной работы и обучения ребенка (психолого-педагогический
мониторинг).
4. Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется на разных уровнях образования:
1) дошкольное образование - ранняя диагностика и коррекция нарушений в развитии, обеспечение готовности к школе;
2) начальная школа - определение готовности к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, поддержка в формировании желания и «умения учиться», развитии творческих способностей каждого ученика с учетом индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей;
3) основная школа - сопровождение перехода ученика в основную школу, адаптация к новым условиям обучения, поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, формирование жизненных навыков, профилактика неврозов, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками;
4) средняя школа - помощь ученику в профильной ориентации и профессиональном самоопределении, поддержка в решении экзистенциальных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности), развитие временной перспективы, способности к целеполаганию, развитие психосоциальной компетентности.
5. Основными принципами психолого-педагогического сопровождения являются:
1) комплексный, междисциплинарный подход к решению любой проблемы развития ребенка;
2) непрерывность сопровождения развития ребенка в образовательном процессе;
3) информационно-методическое обеспечение процесса сопровождения;
4) социально-педагогическое и психологическое проектирование (прогнозирование) сопровождающей деятельности;
5) активное привлечение родителей, педагогического и детского коллектива в мероприятия по психолого-педагогическому сопровождению детей с ограниченными возможностями в развитии.
2. Организация психолого-педагогического сопровождения
6. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями в развитии организуется на основании заключения и рекомендаций психолого-медико-педагогической консультации (далее - ПМПК) и может осуществляться как внутри организации образования штатными специалистами (специальным педагогом, психологом, учителем - логопедом, социальным педагогом, специалистом ЛФК и другими), так и вне организации образования специалистами специальных организаций (кабинета психолого-педагогической коррекции, реабилитационного центра, кабинета коррекции и инклюзивного образования, а также педагогами специальных (коррекционных) организаций образования) на договорной основе.
7. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями внутри организации образования осуществляет психолого-педагогический консилиум (далее - педконсилиум).
8. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями в развитии вне организации образования (в соответствии с рекомендациями ПМПК) организует и контролирует специальный педагог развивающей работы с каждым ребенком, реализует его, прослеживает динамику развития воспитанников; оказывает организационно-методическую помощь педагогическим работникам по вопросам интегрированного обучения и воспитания детей.
13. Педагог-психолог проводит психокоррекционную работу с целью устранения выявленных отклонений:
- с детьми с нарушениями эмоциональной сферы проводит занятия по социально-эмоциональному развитию;
- с детьми, испытывающими трудности в общении - занятия по формированию коммуникативных умений;
- с детьми, имеющими поведенческие нарушения - занятия, нормализующие поведенческие реакции.
Психолог оказывает психологическую помощь семьям детей с ограниченными возможностями в развитии, способствует поддержанию благоприятного психологического климата в коллективе организации образования.
14. Педагог-логопед выявляет речевые нарушения детей и проводит коррекционную работу по их преодолению, участвует в работе по развитию речевых навыков в общеобразовательной среде.
15. Учитель и воспитатель планируют, организуют и проводят образовательную работу по обеспечению полноценного психического развития детей на основе изучения их индивидуальных особенностей, интересов и способностей, осуществляют педагогическую деятельность в тесном контакте с педагогом-дефектологом и другими специалистами, участвующими в психолого-педагогическом сопровождении.
16. Музыкальный руководитель организует и осуществляет работу со всеми детьми по эстетическому и музыкальному воспитанию с учетом индивидуальных особенностей детей. Планирует различные виды деятельности коррекционной направленности: музыкально-дидактические игры, музыкально-ритмические движения, задания на ориентировку в пространстве и пр.
17. Инструктор ЛФК осуществляет физическое воспитание детей с учетом их физической подготовленности, индивидуальных особенностей и состояния здоровья, приобщает детей к здоровому образу жизни, проводит с ними коррекционную работу, направленную на нормализацию дыхания, укрепление моторики, развитие зрительно-моторной координации и другие.
18. Педагогическому коллективу организации образования, осуществляющему обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями, необходимо пройти обучение на курсах повышения квалификации по вопросам организации и осуществлению инклюзивного образования, знать основы специальной педагогики и психологии, иметь четкое представление об особенностях психофизического развития детей с ограниченными возможностями, методиках и технологиях организации образовательного процесса. формировании желания и «умения учиться», развитии творческих способностей каждого ученика с учетом индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей;
3) основная школа - сопровождение перехода ученика в основную школу, адаптация к новым условиям обучения, поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, формирование жизненных навыков, профилактика неврозов, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками;
4) средняя школа - помощь ученику в профильной ориентации и профессиональном самоопределении, поддержка в решении экзистенциальных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности), развитие временной перспективы, способности к целеполаганию, развитие психосоциальной компетентности.
5. Основными принципами психолого-педагогического сопровождения являются:
1) комплексный, междисциплинарный подход к решению любой проблемы развития ребенка;
2) непрерывность сопровождения развития ребенка в образовательном процессе;
3) информационно-методическое обеспечение процесса сопровождения;
4) социально-педагогическое и психологическое проектирование (прогнозирование) сопровождающей деятельности;
5) активное привлечение родителей, педагогического и детского коллектива в мероприятия по психолого-педагогическому сопровождению детей с ограниченными возможностями в развитии.
3. Условия психолого-педагогического сопровождения для
воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями
19. Основными условиями психолого-педагогического сопровождения являются:
1) создание адаптивной и коррекционно-развивающей среды в организации образования, позволяющей обеспечить полноценную личностную самореализацию детей и полноценное усвоение общеобразовательных и специальных образовательных программ;
2) создание надлежащих материально-технических условий для физического доступа и обучения детей с ограниченными возможностями в развитии (специальное оборудование, приспособления, вспомогательные и технические средства, современные наглядно-дидактические материалы) в соответствии с нормативами минимальных требований к материально-техническому и учебно-методическому оснащению и обеспечению организаций образования для детей с ограниченными возможностями в развитии;
3) оснащение кабинетов учителя-дефектолога, педагога-психолога, учителя-логопеда, других специалистов, обеспечивающих психолого-педагогическое сопровождение детей, коррекционно-развивающим оборудованием, средствами обучения (в том числе техническими), специальной учебно-методической и дидактической литературой;
4) обеспечение библиотеки специальными образовательными и коррекционно-развивающими программами, специальной методической и учебной литературой.
20. Эффективность психолого-педагогического сопровождения определяется по данным психологической, педагогической, медицинской диагностики и по общим показателям:
1) удовлетворенность ребенка и родителей пребыванием в организации образования;
2) уверенность ребенка (тенденция к формированию позитивной, адекватной концепции);
3) способность ребенка к сотрудничеству с другими детьми (группы, класса, детского сада, школы), со взрослыми;
4) успешность в овладении адекватными возрастному этапу и особенностям ребенка видам деятельности.
21. Для определения эффективности психолого-педагогического сопровождения возможно использование метода катамнеза. Сбор данных организуется через полгода после начала психолого-педагогического сопровождения ребенка, а затем раз в год.
22.Примерная схема сбора катамнеза:
1) фамилия, имя ребенка;
2) возраст;
3) соматический статус;
4) психический статус;
5) приоритетные интересы в отношении к разным видам деятельности;
6) характер адаптации по мнению специалистов;
7) характер адаптации ребенка по мнению родителей.
23. Дети с ограниченными возможностями в развитии находятся с нормально развивающимися сверстниками постоянно на протяжении всего дня, за исключением времени коррекционных занятий. Независимо от степени выраженности нарушений они включаются в проведение воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий вместе с нормально развивающимися детьми.
4. Организация работы с родителями для
психолого-педагогического сопровождения
24. Специалисты организации образования, обеспечивающие психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями в развитии, организовывают работу с родителями в целях реализации широких потенциальных возможностей семьи в обучении и воспитании ребенка с ограниченными возможностями.
25. Основные задачи работы с семьей ребенка:
1) формирование у родителей адекватного отношения к своему ребенку, активной позиции к его воспитанию в семье;
2) оказание помощи родителям в овладении способами взаимодействия с ребенком, приемами и методами его воспитания и обучения в условиях семьи;
3) активное привлечение родителей к коррекционно-развивающей работе с детьми;
4) психолого-педагогическое просвещение родителей, изучение их психолого-педагогических потребностей.
26. Работа с родителями проводится в разнообразных формах:
- индивидуальные беседы и консультации;
- родительский лекторий;
- дни открытых дверей;
- семинары и другие мероприятия.
27. Родители (и иные законные представители) детей с ограниченными возможностями вправе:
1) участвовать в разработке и реализации индивидуальных образовательных и коррекционных программ;
2) присутствовать на учебных и коррекционных занятиях;
3) получать консультативную помощь;
4) получать полную и достоверную информацию о результатах проведения коррекционно-развивающего и образовательного процесса.