Отдел образования г. Лисаковска Отдел образования акимата города Лисаковска
О НАС
Основные направления деятельности
Положение о государственном учреждении
Список сотрудников Отдела Образования
Список руководителей организаций
ГОС. УСЛУГИ
Об утверждении регламентов гос. услуг
Выдача справок для оформления наследства
Постановка на очередь дошкольников
Документы на соц. обеспечение
БАЗА НПА
Закон о государственной службе
Гражданский кодекс РК
Закон о государственных секретах
Закон по обращениям
САМОПОЗНАНИЕ
В помощь учителю самопознания
Начни день с доброго дела!
Призвание быть учителем жизни
"Добро во благо детям!"
Виртуальный методический кабинет
Последние новости:
Последние статьи:
Популярные новости:
Популярные статьи:
ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

Роль мелкой моторики
Вебмастер Lis-Edu.Kz 00:10 6 декабря 2013 г. Просмотров: 6717

Категория участников: логопеды

Ведущий семинара: Мокроусова Н.В.

Разработчик: Мокроусова Н.В.  

 

Цель семинара: Показать значимость мелкой моторики в развитии речи,

                              способствующей сенсорной интеграции.

 

Оборудование:

            компьютер, экран;

           стулья для участников;

           стикеры (красного, синего, зелёного цвета;

           столы и  выставочный материал о мелкой моторики.

                                                        

                                                   План

 

 

Часть 1. Теоретическая

 

1. Роль пальчиковой гимнастики в коррекционно-развивающей работе.

                                                                                                    Мокроусова Н. В.

 

2. Показ занятия с элементами пальчиковой гимнастики в средней группе.

    (дети с ОНР 2 уровня)                                                          Мокроусова Н. В.

 

Часть 2. Практическая

Тренинг для логопедов: а) «Расскажи сказку руками» (см. Презентацию)

                                            б) упражнения на сжатие, растяжение, выгибание

                                       пальцев обеих рук.                   Мокроусова Н. В.

 

                                                                                                     

Часть 3. Выставка пособий по мелкой моторики и краткий обзор. Терешкова В.П.

Итог работы семинара: рефлексия (участники семинара).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выступление

по теме: Роль мелкой моторики в развитии речи детей»

 

 

     Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев. (В.А.Сухомлинский)

    Исследованиями учёных Института физиологии детей и подростков АПН (М.М.Кольцова, Е.А. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и  пальцевой моторики.

   Уровень развития детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Для определения уровня развития детей первых лет жизни разработан следующий метод: Ребёнка просят показать один пальчик, два и три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев – говорящие дети. Если движения напряжены, пальцы сгибаются и разгибаются только вместе и не могут двигаться изолированно, то это не говорящие дети.

   Речевые и моторные зоны расположены по соседству, поэтому «раздражая одну, совершенствуется другая».

   Существующая тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности свидетельствует о том, что если у ребёнка имеется речевой дефект, то необходимо обратить внимание на тренировку пальцев.          

        Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?

1. Движение пальцев при выполнении упражнений приводят к возбуждению в речевых центрах  головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности  речевых зон, что стимулирует развитие речи.

2. Пальчиковые игры создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

3. Ребёнок учиться концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

4. Сопровождая упражнения короткими стишками речь ребёнка становиться более чёткой, ритмичной, яркой, усиливается контроль над выполняемыми движениями.

5. Развивается память, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность  движений.

6. Развивается воображение и фантазия. Ребёнок может руками рассказывать целые истории.

7. Кисти рук и пальцев после освоения всех упражнений, приобретают хорошую подвижность и гибкость, а это облегчит овладение навыком письма.

    Существует 2 блока заданий: первый – работа с пальчиками; второй – работа со счётными палочками, спичками. В своей работе мы используем оба блока, но предпочтение отдаём работе с пальчиками.

Специалистами доказано, что пальцевые упражнения  увеличивают запас слов, способствуют осмысленному их использованию.

     Как правило, комплексы пальчиковой гимнастики применяются логопедами для устранения дефектов речи у детей. Эти упражнения используют и другие специалисты (психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре) и воспитатели.

    В работе с пальчиками можно отметить их простоту, универсальность, отсутствие каких-либо атрибутов для проведения, безопасность. Они не сложны по технике, но вместе с тем при регулярном использовании в работе с детьми обеспечивают хорошую тренировку пальцев и подготовку мышц руки к письму. Особое внимание следует обращать на то,  чтобы дети упражнялись в разных действиях (сжатие, расслабление, растяжение мышц рук), а также тренировались в выполнение изолированных движений пальцев обеих рук. Рекомендуем проводить  пальцевую гимнастику по лексическим темам. Фигуры животных, птиц, транспорта, мебели, деревьев и т.д. сопровождаются небольшими  четверостишьями. При выполнении каждого упражнения в работу необходимо вовлекать все пальчики, выполнять упражнения и левой и правой рукой.

      Когда ребёнок освоит свободное  выполнение фигурок, то  задания можно усложнить: разыгрывать небольшие сценки, рассказывать сказки с сопровождением построения фигур из кисти и пальцев рук.

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятие для детей с ОНР 2 уровня в средней группе

 

Лексическая тема: Зимние забавы

 

Цели:

Образовательные:

     -активизировать словарь по лексической теме;

    -учить составлять простые предложения из 2, 3 слов (по демонстрации действия).

Коррекционные:

    -развивать длительный плавный выдох;

    -развивать фонематический слух;                                                                                                                            

    -развивать артикуляционную моторику, используя артикуляционную гимнастику;

    -развивать общую моторику и координацию речи с движениями;

    -развивать пальцевую моторику, используя пальцевую гимнастику.

Воспитательные;

     -воспитывать активность и внимательность на занятии;

     -побуждать интерес к логопедическим занятием.                                          

Оборудование: снежинки,фланелеграф, фигурка девочки и мальчика в зимней одежде, санки, лыжи, лопатка, карточки для выполнения артикуляционной гимнастики «лопатка», «прятки», «заборчик», палочки, символы гласных звуков «А, У, О, И».

 

 од занятия

 

1. Оргмомент. Сядет тот, кто ответит, какое время года на улице?

                       Как вы догадались, что зима?

                       Назовите свой предмет на картинке и что вы будете с ним делать?

                       (санки, лыжи, лопата, горка)

 

2. Упражнение «Снежинки». На уровне рта ребёнка подвешены на ниточках снежинки.

     Дети стоят напротив снежинок. Медленно набираем воздух через нос (плечики не поднимаем). Вытягиваем губы трубочкой, дуем на снежинки, щёки не раздуваем. (3 раза).

 

3. Игра «Снежок». Посмотрите, сколько снега нападало. Что можно лепить из снега?

    Приглашаю на игру:

    1, 2, 3, 4                                       (Загибают пальцы, начиная с большого пальца)

    Мы с тобой снежок слепили,   («Лепят», меняют положения ладоней)

    Круглый, крепкий, очень гладкий  (Показывают круг, сжимают кулачки, гладят

                                                                одной ладонью другую)

    И совсем, совсем не сладкий    (Грозят указательным пальчиком)

    Раз – подбросим                         (Смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок)

    Два – поймаем                            (Приседают, ловят воображаемый снежок)

    Три – уроним                              (Встают, роняют изображаемый снежок)

    И…сломаем                                (Топают).

 

4. Замёрзли ручки? Погрейте ручки. (Вдох носом, выдох ртом с произнесением: ха-3 раза)

    А теперь наш язычок пусть поработает. Дети выполняют артикуляционную гимнастику

    с опорой на картинки «Наказать непослушный язычок» и превратить в упражнение

    «Лопаточка», «Часики» все упражнения повторить 3 раза.

 

5. Игра «Волшебная труба». Логопед произноситпо три слова, а дети должны   

     повторить: зима, сани, Таня; гора, Ваня, сани; зима, гора, сани.                                            

                                         

6. Я вам  расскажу и покажу маленький рассказ о  Ване и Тане.

    Ваня ещё маленький. (Появляется фигурка мальчика, одетого по-зимнему)

    Санки возить не может. (Появляются большие санки)

    Ване покататься на санках Таня поможет. (Появляется фигура девочки)

    Задания для детей

                        1. Ответить на вопросы:

                        Как зовут мальчика?

                        Как зовут девочку?

                        Кого покатает Таня?

                        Кто будет сидеть на санках?

                        2. Подсказать подчёркнутые слова. (Логопед читает, дети повторяют

                                                                                           подчёркнутые слова)

                        3. Как надо говорить правильно?

                        Мальчик везёт (что?)…(санки)

                        Катается (на чём?)…(на санках).

7. Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять»

    1, 2, 3, 4, 5                             (Загибают пальчики, начиная с большого пальца)

    Мы во двор пришли гулять («Идут» по столу указательным и средним пальчиками)

    Бабу снежную лепили          («Лепят» комочек двумя ладонями)

    Птичек крошками кормили («Крошат хлебушек» всеми пальчиками)

    С горки мы потом катались (Ведут указательным пальцем правой руки по ладони

                                                     левой)

    А ещё в снегу валялись        (Кладут ладони на стол то одной, то другой стороной)

    Все в снегу домой пришли  (Отряхивают ладони)

    Съели суп, и спать легли   (Движения воображаемой ложкой, руки под щёку)

8. «Подарок от снеговика» (Все говорят, что у меня в сумочке лежат песенки, а я не знаю, как их петь, помогите мне, ребята). Из сумочки красного цвета появляются символы гласных звуков, дети их произносят, а затем играют в игру «Громко-тихо» (ребёнок называет звук громко, а снеговик тихо и наоборот).

9. Работа с палочками «Горка». Левая ручка держит снеговика, а правая работает с палочками. Высота горки одна палочка, её надо поставить. Длина горки две палочки и две палочки-это скат с горы.  Будьте внимательны, мы с вами эту работу выполняли, вспоминайте. Покатайте своего снеговика с горы.

!0. Итог занятия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая часть «Расскажи сказку руками»

(см. презентацию «Пальчиковая гимнастика»)

 

                                Тренинг с логопедами

 

1. Касание подушечками пальцев соответствующей ладони. (Растопыривают пальцы, а затем начинают одновременно сгибать мизинцы, касаясь подушечками соответствующей ладони. Повторять четверостишие несколько раз).

                    Наш мизинец хочет спать,

                    Ищет он себе кровать.

                    Ну и соня, что за соня,

                    Он улёгся на ладони.

2. Упражнение для подушечек пальцев. (Ставят на стол подушечки обоих мизинцев и нажимают ими на стол, перенося на них часть своего веса. Повторяют 3-4 раза).

                    Чтоб мизинчик стал сильнее,

                    Надо пальчик упражнять.

                    Ставьте пальчики ровнее-

                    Начинаем нажимать.

3. Потягивание пальцев одной руки другой рукой. (Тянуть мизинец левой руки большим и указательным пальцами правой, затем тоже с мизинцем правой руки. Повторить 3-4 раза).

                     Самый маленький из пальцев

                           Хочет вырасти чуть-чуть.

                      Надо братцы постараться

                      И мизинчик потянуть.

4. Выгибание прямых пальцев. (Опустить локоть, упереться подушечками указательного и среднего пальцев правой руки в край стола и нажимать  на стол, выгибая пальцы, тоже левой  рукой. Повторить несколько раз).

                    Как-то раз ушастый кролик

                    Вместе с братцем сел за столик.

                    Столик был высоковат,

                    Только ушки и торчат.

 

5. Сгибание и разгибание всех пальцев вместе и по очереди. (Согнуть руки в локтях, держать кисти рук перед лицом, сгибать и разгибать кисти одновременно, не сжимая их в кулаки).

                    Кто из пальчиков ловчее?

                    Ручку кто держать умеет?

                    Пальцы дружно отвечают,

                    Головами все кивают.

 

6. Растягивание. (Сцепляются большие пальцы и тянут руки в разные стороны. Повторяют четверостишие несколько раз, меняя руки местами).

                    Тренируются весь день

                     И бороться им не лень.

                     Вот какие молодцы,

                     Настоящие борцы!

 

Пальцевую гимнастику можно проводить и перед началом предстоящей работы и в середине занятия. С детьми старших и подготовительных групп хорошо проводить комплексную гимнастику, куда входят: а) различные виды массажа и самомассажа (с крупами, с семенами, колечками, грецкими орехами, щёткой-ёжиком и т.д.);

б) пальцевая гимнастика.

 

Часть 3. Приглашаю Вас посмотреть нашу выставку. Покажет и расскажет о выставке Терешкова В.П.

 

Итог семинара

Мы будем очень рады выслушать ваше мнение по поводу работы семинара.

Хотелось, чтобы вы оценили необходимость данного мероприятия  в системе своей работы и проголосовали:   зелёный стикер - семинар полезен;

                                              синий стикер - семинар не обязателен;

                                            красный стикер - мне всё равно.

 

Яндекс.Метрика
Карта сайта: [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10]
© 2008-2024 Образовательная сеть «Lis-edu.kz»
Дизайн и разработка Ormicon SFG.
Все права на размещенные материалы принадлежат лицам и организациям их разместившим.

История Интернета в Казахстане Интересные факты о бритвах Необычные идеи для бизнеса Интересные факты о студентах
pID:
Пароль:


Забыл пароль
Регистрация
 Вход