Методические рекомендации
по организации деятельности школьного
психолого-медико-педагогического консилиума
в условиях общеобразовательной школы
2012 г
1. Общее положение
Комплексный психолого-медико-педагогический консилиум — это постоянно действующий, скоординированный, объединенный общими целями коллектив специалистов, реализующий ту или иную стратегию сопровождения ребенка.
Целью организации консилиума является обеспечение оптимальных лечебно-оздоровительных и психолого-педагогических условий для детей с трудностями в обучении и воспитании в соответствии с их возрастными, индивидуальными особенностями и возможностями.
ПМПК школы является структурой диагностико-коррекционного типа, деятельность которого направлена на решение проблем, связанных со своевременным выявлением, воспитанием, обучением, социальной адаптацией и интеграцией в обществе детей с различными отклонениями в развитии, приводящими к школьной дезадаптации (проблемам в обучении и поведенческим расстройствам).
Школьный Консилиум в своей деятельности руководствуется:
- Конвенцией ООН о правах ребенка,
- законом РК «Об образовании»,
- законом «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями»,
- нормативно-правовыми документами Министерства образования и науки РК,
- «Методическими рекомендациями по организации деятельности психолого-педагогического консилиума в дошкольных, общеобразовательных и специальных (коррекционных) организациях образования» разработанные Министерством образования и науки Республики Казахстан.
К задачам школьного консилиума, решающего проблемы неуспевающих детей относятся:
1. Своевременное выявление и комплексное обследование детей, имеющих отклонения в физическом, интеллектуальном и эмоциональном развитии, трудности в обучении и школьной адаптации, с целью организации их развития и обучения в соответствии с их индивидуальными возможностями.
2.Диагностическая и коррекционная работа с обучающимися, отслеживание эффективности дополнительной специализированной помощи детям и координация взаимодействия специалистов по ее оказанию
3.Выявление резервных возможностей ребенка,разработка рекомендаций учителюдля обеспечения обоснованного дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания
4. Выбор оптимальной для развития ребенка учебной программы. При отсутствии положительной динамики в обучении в течение одного года решение вопроса о повторном прохождении программы данного класса или выборе соответствующего типа школы.
5. При положительной динамике и компенсации недостатковопределение путей интеграции детей в общеобразовательные классы.
6.Профилактика физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок и срывов, организация лечебно-оздоровительных мероприятий.
7.Подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, овладение школьным компонентом
8.Организация взаимодействия между педагогическим составом школы и специалистами, участвующими в деятельности ПМПк.
2. Структура и организация деятельности консилиума
ПМПК создается приказом директора школы на учебный год.(Приложение №1) В его состав входит заместитель директора по учебно-воспитательной работе (председатель Консилиума), учителя, учитель-логопед, педагог - психолог, социальный педагог, медицинский работник и секретарь консилиума, который выбирается из его состава. Составляется положение (Приложение №2), план и график работы ПМПК на год(Приложение №3).
Работа школьного ПМПК строится по следующей схеме:
Схема Психолого–Медико – Педагогического консилиума в учреждении образования
- Запрос консилиуму на обследование ребенка
Работа консилиума с ребенком может начаться по запросу учителя, администрации школы, психолога, родителей, социального педагога, медицинского работника, ученика.
Такой запрос можно рассматривать как предварительный этап сопровождения ребенка.
- Обследование ребенка специалистами консилиума.
Работа специалистов консилиума по обследованию детей может осуществляться как предварительно каждым специалистом индивидуально, так и коллективно на заседании консилиума (при решении спорных вопросов или поступлении в школу).
Первичное обследование ребенка разными специалистами (в том числе и психологом) является фактически первым этапом сопровождения
После первичного приема проводимого психологом, в своих рекомендациях он должен определить необходимость участия в обследовании других специалистов, а в некоторых случаях и определить последовательность (приоритетность) проведения обследований (консультаций) специалистами разных профилей.
В настоящее время разработан ряд документов, карт развития и т.п., в которых достаточно подробно и развернуто представлены те необходимые начальные сведения о ребенке и его семье, которые ложатся на стол специалисту, проводящему обследование первым.
Данный этап заканчивается составлением индивидуальных заключений всеми специалистами консилиума:
ü педагогическое представление на ребенка(Приложение №4), в том числе «Оценка особенностей развития ребенка» (Приложение №5), в котором должны быть отражены проблемы, возникающие у педагогов, работающих с ребенком;
ü представления специалистов: психолога (Приложение №6), логопеда(Приложение №7), социального педагога(Приложение №8), медицинского работника(Приложение №9) (обязательность представления каждым специалистом заключения необходимо для решения проблем конкретного ребенка; заключение каждого специалиста отражает его мнение по поводу причин и характера проблем обучения и воспитания ребенка, предварительные рекомендации по их решению);
ü данные о результатах коррекционного обучения и воспитания (в случае его проведения);
ü письменные работы по родному (русскому) языку, математике, рисунки и другие виды самостоятельной деятельности ребенка.
- Коллегиальное обсуждение: определение образовательного маршрута и коррекционной помощи.
После проведения обследования ребенка, специалисты проводят коллегиальное обсуждение полученных результатов. Это обсуждение можно рассматривать в качестве второго этапа консилиумной деятельности.
Коллегиальное обсуждение результатов обследования позволяет выработать единое представление о характере и особенностях развития ребенка и определить общий прогноз его дальнейшего развития и комплекс тех развивающе-коррекционных мероприятий, которые помогут ребенку.
Основная нагрузка при коллегиальном обсуждении ложится на ведущего заседание консилиума. Важной задачей ведущего становится последовательность обсуждения ребенка отдельными специалистами, согласование позиций специалистов и т.п.
В ситуации, когда школьный консилиум не приходит к общему мнению по поводу необходимой развивающей и коррекционной работы с ребенком или опыта у специалистов недостаточно, а также в случае конфликтных отношений с родителями ребенка, непринятием родителями рекомендаций консилиума, ребенок может быть направлен на консультацию более высокого уровня, например городскую.
Завершающей частью второго этапа работы консилиума является выработка рекомендаций, по определению образовательного маршрута в соответствии с особенностями и возможностями ребенка, а также необходимых для его развития психологических коррекционных и развивающих программ и коллегиально составляется заключение. (Приложение №10)
В заключении (рекомендациях) консилиума не должен присутствовать ни один из диагнозов специалистов, ни один из диагнозов (в том числе и психологический) не должен явиться итогом консилиума.
Таким итогом является лишь определение дальнейшего образовательного маршрута, под которым могут пониматься самые различные мероприятия: от дополнительных занятий с педагогом до перевода ребенка в другое, более соответствующее его возможностям образовательное учреждение.
В то же время такое решение полностью базируется на согласованной позиции всех специалистов консилиума. Применительно к неуспевающим детям подобное заключение (с прогнозом развития, необходимой коррекционно-развивающей работой специалистов различного профиля, последовательностью включения специалистов в работу) и само решение консилиума можно представить в виде следующей схемы:
— психологический диагноз;
5
— диагнозы других специалистов;
— решение консилиума о коррекции (изменении) образовательного маршрута;
— подключение специалистов консилиума и школы;
— необходимая коррекционно-развивающая работа;
— прогноз дальнейшего развития и обучения в различных ситуациях
В случае вывода ребенка в другую образовательную систему оформляется выписка из заключения консилиума, в которой в краткой, обобщенной форме отмечаются заключения всех специалистов, проводивших консультирование, включая педагогическую характеристику, результаты специальной коррекционной работы с ребенком, итоговое заключение консилиума организации образования.
(Приложение № 11)
Выписка выдается родителям (законным представителям) по специальному запросу из того образовательного учреждения, в котором обучается (воспитывается) ребенок.
- Согласованная деятельность специалистов по коррекционно-развивающей работе.
На этом этапе обсуждается координация и согласованность последующего взаимодействия специалистов друг с другом. При необходимости определяется последовательность включения различных специалистов в работу с ребенком.
Задачи и виды сопровождающей деятельности участников школьного психолого-медико-педагогического консилиума
Участники консилиума
|
этап подготовки к консилиуму
|
На заседаниях консилиума
|
Этап реализации принятых на
консилиуме решений
|
Председатель консилиума
|
1.Обеспечение систематичности заседаний; 2.Формирование состава участников для очередного заседания;
3.Формирование состава учащихся, которые обсуждаются или приглашаются на заседание;
|
1. Организация работы консилиума(руководство и координация усилий всех участников консилиума).
|
1. Помощь учителям и воспитателям в реализации решений консилиума.
2. Руководство процессом
3.Контроль за выполнением рекомендаций ПМПк
4.Координирование
связей ПМПк с
участниками
образовательного процесса, структурными
подразделениями
школы
|
Педагог- психолог
|
1. Проведение диагностических исследований .
2. Подготовка материалов к консилиуму
|
1. Предоставление участникам консилиума необходимой психологической информации об обучающихся.
2. Участие в разработке индивидуальных программ развития обучающихся
|
1. Проведение развивающих, коррекционных и консультативных занятий с детьми.
2. Проведение групповых и индивидуальных консультаций с педколлективом и родителями.
3. Планирование совместной работы с учителями и воспитателями.
|
Учитель
|
1. Составление педагогической характеристики на обучающихся, отражающей основные показатели учебной деятельности ребёнка.
|
1. Предоставление педагогической информации об обучающихся участникам консилиума.
2. Участие в разработке индивидуальных программ развития обучающихся.
3.Формулируют
педагогические гипотезы выводы, рекомендации
|
1. Координирующая деятельность по реализации коррекционных программ развития обучающихся.
2. Осуществление коррекционных занятий с обучающимися класса
|
Учитель-логопед
|
1. Обследование устной и письменной речи детей .
2. Подготовка логопедического представления на обучающихся
|
1. Предоставление и обсуждение информации о речевом развитии обучающихся.
2. Участие в разработке индивидуальных планов дальнейшей работы с обучающимися
|
1. Проведение коррекционно- развивающих логопедических занятий с детьми.
2. Индивидуальное и групповое консультирование родителей.
3. Контроль за уровнем речевой деятельности обучающихся в учебно- воспитательном процессе
|
Классный руководитель
|
1.Составление заключения об особенностях поведения, интересах, уровне воспитанности обучающихся
2. Информация об особенностях общения учащихся со сверстниками
|
1. Участие в составлении плана коррекционной работы с обучающимися
2.Организуют сбор
диагностических данных на подготовительном
этапе; 3. Обобщает,
систематизирует
полученные
диагностические данные, 4.Готовит аналитические
материалы;
5.Формулируют выводы, гипотезы; 6.Вырабатывают
предварительные
рекомендации;
|
1. Проведение психокоррекционных занятий с обучающимися, рекомендуемых специалистами консилиума, во внеурочное время
|
Медицинские работники
|
1. Сбор информации о детях(анамнез, современное состояние здоровья).
2. Углубленные медицинские осмотры
|
1. Предоставление информации о состоянии здоровья обучающихся, возможные причины влияния здоровья на развитие обучающихся, их обучение
2.Дает рекомендации по режиму
жизнедеятельности
ребенка;
|
1.Проведение профилактических, лечебно- оздоровительных мероприятий
2.Обеспечивает и
контролирует
направление на
консультацию к медицинскому
специалисту (по
рекомендации
консилиума либо по мере необходимости)
|
Социальный педагог
|
1. Подготовка материалов о семьях обучающихся.
2. Выявление причин, влияющих на развитие и обучение детей
|
1. Предоставление данных о неблагополучных семьях.
2. При необходимости организация участия родителей в заседаниях консилиума
|
1. Координирующая помощь в решении проблем в обучении и воспитании обучающихся через семью.
2. Консультация родителей.
|
Секретарь консилиума
|
1.Ведет журнал записи и учета детей,
2.Собирает общие сведения о ребенке
|
1.Ведет протокол заседания
|
1.Хранит документацию консилиума в архиве
|
- Реализация рекомендаций консилиума
Следующим (третьим) этапом деятельности психолога образования является собственно реализация решений консилиума (скорректированных в зависимости от заключений специалистов ПМПК). Это могут быть развивающе-коррекционные мероприятия внеурочного плана или подключение специальной психологической помощи непосредственно к процессу обучения ребенка.
Как правило, коррекционная работа проходит в индивидуальном или групповом режиме. В соответствии с особенностями развития ребенка и наличием соответствующих специалистов в школе определяются направленность, интенсивность и продолжительность циклов занятий.
Наиболее важной задачей деятельности психолога на этом этапе является использование (в некоторых случаях и разработка) индивидуально ориентированных программ специальной психологической помощи для ребенка или групп детей. Отсюда, в частности, вытекает важная задача подбора детей в «гомогенные» группы (то есть дети в коррекционных группах должны обладать близкими по структуре особенностями развития), что само по себе является достаточно сложной задачей. Кроме того, должна быть определена ориентировочная продолжительность, как отдельного занятия, так и цикла занятий в целом. Все эти показатели должны быть не только отражены, но и обоснованы в программе коррекционной работы.
Завершением этого этапа является динамическое, или итоговое обследование (оценка состояния ребенка после окончания цикла
развивающе-коррекционной работы).
Каждое из обследований отражается в соответствующем заключении психолога по его результатам. В дальнейшем работа с ребенком либо заканчивается (итоговый консилиум и перевод ребенка на иную программу обучения), либо продолжается (например, в условиях перехода ребенка в следующий класс) с повторением второго и третьего этапов, если ребенок продолжает нуждаться в дополнительной внеучебной специализированной помощи.
В ситуации, когда неуспевающий ребенок не выходит за пределы типологических показателей данного образовательного учреждения, оценка динамики освоения программного материала, воспитательные
мероприятия и прочее проводятся педагогическим составом,
классным руководителем на педагогических советах — то есть идет обычный образовательный процесс. Консилиумная деятельность выражается лишь в мониторинговом компоненте сопровождения (в плановом наблюдении за ребенком со стороны психолога школы).
- Оценка эффективности коррекционной работы
Если по итогам работы с ребенком консилиум проводится в обязательном порядке, то результаты промежуточного обследования требуют проведения консилиума лишь в том случае, если отмечается явно недостаточная или отрицательная динамика развития.
На промежуточном этапе также могут произойти значительные изменения состояния ребенка. Это может быть следствием деятельности психолога и других специалистов или вызвано какими-то событиями, изменившими условия существования ребенка. В этом случае вынесение обсуждения ситуации на консилиум также является необходимым.
Таким образом, можно говорить о плановых и внеплановых консилиумах.
Плановое заседание консилиума проводится не реже одного раза в полугодие для каждого ученика, нуждающегося в прохождении консилиума в соответствии с графиком обследования класса (группы).
Деятельность планового заседания консилиума направлена на:
ü определение путей психолого-медико-педагогического и социального сопровождения детей;
ü выработку согласованных решений по определению образовательного коррекционно-развивающего маршрута ребенка;
ü динамическую оценку состояния ребенка и коррекцию ранее намеченной программы.
Внеплановое заседание консилиума собирается по запросам специалистов (педагога класса), ведущих с данным ребенком коррекционно-развивающее обучение или внеурочную коррекционную работу. Поводом для внепланового заседания консилиума является выяснение или возникновение новых обстоятельств, влияющих на обучение, воспитание и развитие ребенка, отрицательная динамика его обучения и воспитания.
Задачи внепланового заседания консилиума:
ü решение вопроса о принятии каких-либо экстренных мер по выявленным обстоятельствам;
ü направление в ПМПК для изменения ранее проводимой коррекционно-развивающей программы в случае ее неэффективности.
3. Порядок проведения заседания консилиума
Заседание консилиума проводится под руководством председателя, в его отсутствие - заместителя председателя консилиума.
На заседании консилиума основной педагог и другие специалисты докладывают свое заключение по ребенку. Оформляется протокол консилиума. (Приложение №12) в котором должны быть отражены выступления специалистов, участвующих в работе консилиума и на основе этого составляется заключение. При проведении повторного консилиума педагог и специалисты, проводившие коррекционно-развивающую работу с ребенком в соответствии с ранее составленной на заседании консилиума программой, докладывают о ее результатах.
Первое заседание консилиума проводится в первой четверти с целью определения индивидуального образовательного маршрута, второе - в конце третьей четверти с целью отслеживания результатов намеченной ранее коррекционно-развивающей работы и решения вопросов дальнейшего обучения и воспитания
Последовательность представлений специалистов определяется председателем консилиума.
Обязательно определяется корректная форма ознакомления родителей (законных представителей) с результатами заседания консилиума, назначается специалист или несколько специалистов для беседы с ними.
Заключения всех специалистов, проводящих коррекционно-развивающую работу с ребенком или диагностическое обследование, являются равнозначными для заседания консилиума.
Рекомендации по проведению дальнейшей коррекционно-развивающей работы, утвержденные на заседании консилиума, являются обязательными для всех специалистов, работающих с ребенком.
По результатам деятельности консилиума оформляется следующая документация:
ü Протоколы заседаний консилиума.
ü Протокол первичного обследования ребенка (может находиться у специалиста).
ü Представления на учащихся.
ü Карта динамического развития ребенка (содержит представления, выписку из протокола с указанием рекомендаций, планирование коррекционных занятий и работы ребенка, программу комплексного развития).
Таким образом, специалистами ПМПк осуществляется сопровождение обучения детей классов КРО с диагнозом ЗПР общеобразовательной школы, которое подразумевает включение деятельности того специалиста, в помощи которого нуждается ребенок, во все сферы учебно-воспитательного процесса. За каждым учащимся закрепляется курирующий специалист, который обеспечивает взаимодействие в коррекционной работе других членов школьного ПМПк. И все материалы по работе с ребенком оформляются и вкладываются в индивидуальную карту развития.
Индивидуальная карта развития состоит из следующих разделов:
v сведения социального характера;
v медицинские данные;
v психолого-педагогическая информация;
v запись педагогических наблюдений;
v рекомендации;
v сведения о работе с родителями;
v характеристики;
v карта динамики развития;
v творческие работы.
Приложение №1
Примерный приказ
Об организации работы психолого-медико-педагогического консилиума школы на 20__-20____ учебный год
В целях обеспечения оптимальных психолого-педагогических условий для детей с трудностями в обучении и воспитании в соответствии с их возрастными, индивидуальными особенностями и возможностями, Положением о коррекционных классах для детей с ограниченными возможностями в развитии ПРИКАЗЫВАЮ:
- Организовать работу психолого-медико-педагогического консилиума на 201_-201_ учебный год в следующем составе:
- Иванова С.А. – председатель;
- Федорова Е.В. – секретарь, педагог-психолог;
- Петрова С.П. – член комиссии, заместитель директора по УВР;
- Сидорова Ф.И. – член комиссии, медицинский работник;
- Потапова Н.С. – член комиссии, социальный педагог
-Сергеева С.А. –член комиссии, логопед.
- Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя директора по УВР Петрову С.П.
Директор ГУ «Средняя школа № 1» ________А.В. Семенов
С приказом ознакомлены:
- Иванова С.А. ___________________________
- Федорова Е.В. __________________________
- Петрова С.П. ___________________________
- Сидорова Ф.И__________________________
- Потапова Н.С. __________________________
-Сергеева С.А. __________________________
Приложение №2
«Утверждаю»_______
Директор ГУ «Средняя школа№___»
ФИО____________________
ПОЛОЖЕНИЕ
о работе психолого-медико-педагогического консилиума
в ГУ «Средняя школа №___ »
I. Общие положения:
1.1. Психолого-медико-педагогический консилиум – организационная форма, в рамках которой происходит разработка и планирование психолого-педагогического сопровождения учащегося, определенных ученических групп и параллелей.
1.2. Консилиум объединяет информацию об отдельном ребенке, классе, параллели, которой владеют учителя, школьный медицинский работник, педагог-психолог, социальный педагог, логопед.
1.3. На основе целостного выдвижения проблемы консилиум разрабатывает общую педагогическую стратегию работы с параллелью, классом или отдельным школьником.
1.4. ПМПК позволяет:
- педагогу-психологу передатьимеющиеся у него знания о ребенке или классе тем субъектам образовательного процесса, которые обладают значительно большими возможностями по влиянию и взаимодействию с учеником или коллективом;
- учителям стать наблюдательнее и объективнее в оценке различных сторон обучения и поведения школьников;
- педагогическому коллективу выработать общий язык обсуждения тех или иных проблем, предоставляя опыт коллективной деятельности;
1.5. ПМПК проводится по запросу:
- учителя;
- педагога-психолога;
- родителей школьников;
- социального педагога;
- медицинского работника школы;
- ученика или группы учеников.
1.6. Объектом обсуждения на ПМПК может быть: параллель классов, отдельный класс, группа школьников, отдельный ученик.
II. Задачипсихолого-медико-педагогического консилиума:
2.1. Объединить усилия различных субъектов образовательного процесса, заинтересованных в успешном обучении и полноценном развитии школьников.
2.2. Наметить программу индивидуального развития ученика, класса, параллели.
2.3. Разработать меры по оказанию всесторонней помощи проблемному ученику или группе проблемных школьников.
III. Участники психолого-медико-педагогического консилиума:директор, заместители директора школы по учебно-воспитательной работе и воспитательной работе, педагог-психолог, школьный медицинский работник, классные руководители, социальный педагог, приглашенные учителя-предметники.
VI. Обязанности членов психолого-медико-педагогического консилиума:
4.1. Педагог-психолог предоставляет информацию о конкретных школьниках и обобщенные данные по классу, которая включает в себя:
- результаты собственных наблюдений;
- результаты экспертных опросов;
- результаты обследования школьников.
4.2. Классный руководитель предоставляет на консилиум:
- результаты своих наблюдений и бесед с учителями-предметниками;
-педагогическую характеристику учебной деятельности и поведения конкретных школьников и класса в целом;
4.3. Медицинский работник предоставляет информацию о состоянии здоровья и физических особенностях школьников.
4.4. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе собирает необходимую информацию о тех учениках, в отношении которых предстоит индивидуальное обсуждение и разрабатывает схему проведения консилиумов, готовит необходимую документацию.
4.5. Социальный педагог собирает информацию о социально-педагогических аспектах статуса ученика, его семейного окружения, анализирует результаты наблюдений за учеником в школьной среде.
V. Порядок работы консилиума.
5.1. Консилиум работает по плану, утверждённому на заседании ПМПК.
5.2. Председатель консилиума руководит консилиумом, то есть членами, созывает заседания консилиума и организует подготовку заседаний.
5.3. Заседания консилиума проводятся в сроки, предусмотренные планом работы, не реже 1 раза в четверть.
5.4. На заседание консилиума приглашаются учащиеся и их родители.
5.5. Заседание консилиума проводится по следующей схеме:
- Орг.момент, заслушивание характеристик
- Дополнение характеристики членами консилиума
- Собеседование с учащимся, с родителями
- Подготовка пед. диагноза
- Обмен мнениями и предложениями по коррекции
- Выработка рекомендаций
5.6. Документация консилиума включает в себя:
- Приказ по организации консилиума и его составу на учебный год,
- Положение о работе ШПМПк
- План работы ШПМПк на год,
- Протоколы заседаний,
- Индивидуальные карты развития
5.7. Консилиум работает в тесном контакте с педагогическим коллективом школы, с комиссией по делам несовершеннолетних.
5.8. Консилиум периодически информирует и отчитывается перед педагогическим коллективом школы.
Приложение №3
Примерный план работы ПМПк
на _________ уч. год
Цель: Оказание помощи учителям в выборе наиболее эффективных методов индивидуальной работы с учащимися, изучение личности школьника, составление индивидуальных коррекционно - развивающих программ.
Состав ПМПк: Зам. директора по УР, зам. директора по ВР, логопед, педагог- психолог, мед.работник, социальный педагог.
№ пп
|
Мероприятия
|
Срок выполнения
|
Ответственный
|
Форма выполнения
|
1
|
Утверждение состава ПМПк. Распределение обязанностей между членами ПМПк.
Утверждение плана работы на новый учебный год.
|
Сентябрь
|
Зам. директора по УР
Члены ПМПк
|
протокол
|
2
|
Обследование учащихся, нуждающихся в медико- педагогическом сопровождении.
Выработка рекомендаций по работе с особо трудными детьми.
|
Октябрь
|
Члены ПМПк
|
протокол
|
3
|
Итоги адаптации учащихся 1 классов и вновь прибывших детей.
|
Ноябрь
|
Члены ПМПк
|
протокол
|
4
|
« Проблемы адаптации учащихся 5-х классов. Пути их устранения ».
|
Декабрь
|
Логопед
|
протокол
|
5
|
Заслушать отчет логопеда о работе с детьми логопатами и дисграфиками. Рассмотреть вопрос преемственности в работе учителя и логопеда.
|
Январь
|
Психолог
|
протокол
|
6
|
Результаты обследования детей, нуждающихся в психолого- медико- педагогическом сопровождении. Ведение документации.
|
Февраль
|
Члены ПМПк
|
протокол
|
7
|
Состояние коррекции девиантного поведения учащихся
|
Март
|
члены ПМПк
|
протокол
|
8
|
Анализ состояния знаний, умений и навыков у учащихся с проблемами в учебе и поведении. Заслушивание характеристик на данную категорию уч-ся.
|
Апрель
|
Классные руководители,
члены ПМПк
|
протокол
|
9
|
Анализ работы ПМПк за истекший учебный год
Составление проекта плана работы ПМПк на следующий учебный год
|
Май
|
Члены ПМПк
|
протокол
|
Приложение 4
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДЛЯ КОНСИЛИУМА
Фамилия, имя ребенка ____________________________________ Возраст _______________Класс (группа)___________________________
Общая осведомленность и социально-бытовая ориентировка
(сведения о себе и своей семье, навыки самообслуживания, выполнение общепринятых норм поведения) _______________________________________________________________
_______________________________________________________________
Знания, представления об окружающем _______________________________________________________________
_______________________________________________________________Сформированность учебных навыков.
Соответствие усвоения учебных предметов требованиям программ.
Трудности усвоения учебных предметов, характер ошибок
Математика_____________________________________________________
Чтение______________________________________________________________________________________________________
Письмо ________________________________________________________
_______________________________________________________________
Особенности устной речи_________________________________________
_______________________________________________________________Изобразительная деятельность, ручной труд_________________________
_______________________________________________________________Эмоционально-поведенческие особенности _________________________
_______________________________________________________________
Заключение: ________________________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________
Дата обследования ____________________
Подпись педагога ___________________________
Приложение 5
ОЦЕНКА ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Фамилия, имя ребенка _______________________________________
Возраст ___________
Педагог (воспитатель) ___________________________
Класс (группа) _________________
Инструкция заполнения: предлагается оценить выраженность некоторых поведенческих характеристик ребенка, находящегося в классе (группе), что поможет другим специалистам организовать адекватную работу с ребенком. Необходимо, не пропуская ни одного признака поведения (развития), отметить (поставить крестик или галочку) только одно из трех значений. «0, «1» или «2», что характеризует выраженность данной характеристики в настоящий момент. Значение «0» - показывает, что данный признак поведения (развития) отсутствует, «1» - признак выражен в средней степени, «2» - признак выражен в значительной степени.
Если возникает сомнение, как отмечать ту или иную характеристику поведения (развития) ребенка, надо вспомнить, как вел себя ребенок в недавнем прошлом.
№ п/п
|
Оцениваемая характеристика
|
Отсут.
|
Слаб.
|
Знач.
|
Баллы:
|
0
|
1
|
2
|
|
I. Внешний вид. Отношение родителей
|
|
|
|
1.
|
Ребенок неопрятен. Родители не уделяют внимания его внешнему виду и одежде
|
|
|
|
2.
|
Ребенка забирают из школы (сада) одним из последних
|
|
|
|
3.
|
Родители мало общаются с учителями (воспитателями), не уделяют достаточного внимания ребенку
|
|
|
|
4.
|
Родители не интересуются жизнью класса (группы) и потребностями ребенка
|
|
|
|
|
П. Поведение в классе (группе)
|
|
|
|
5.
|
Не сразу воспринимает требования учителя/воспитателя (как бы «отсутствует»)
|
|
|
|
6.
|
Не выполняет правила распорядка жизни класса/группы
|
|
|
|
7.
|
Неуверен, боязлив, плаксив без видимых причин
|
|
|
|
8.
|
Двигательная и речевая расторможенность. Нуждается в контроле и многократном повторении требований взрослого
|
|
|
|
|
Ш. Игра и общение с детьми и взрослыми
|
|
|
|
9.
|
Предпочитает играть в одиночестве
|
|
|
|
10.
|
Конфликтует с детьми, часто дерется, кричит
|
|
|
|
11.
|
Не умеет поддержать игру
|
|
|
|
12.
|
Плачет. Очень ждет родителей, малоконтактенсо взрослыми
|
|
|
|
|
IV. Речевое развитие
|
|
|
|
13.
|
Речь невнятная. Имеются трудности звукопроизношения
|
|
|
|
14.
|
Словарный запас беден
|
|
|
|
15.
|
Речь грамматически неправильна
|
|
|
|
16.
|
Малоразговорчив. Имеет выраженные трудности при пересказе. Старается говорить односложно
|
|
|
|
|
V. Социально-бытовые навыки и ориентировка в окружающем
|
|
|
|
17.
|
Недостаточен объем знаний об окружающем мире
|
|
|
|
18.
|
Путается в понятиях «Дни недели», «Времена года», «Время суток» и т.п.
|
|
|
|
19.
|
Недостаточно сформированы общие социально-бытовые навыки (неопрятно ест, небрежно одевается, «грязнуля»)
|
|
|
|
20.
|
Не улавливает причинно-следственные отношения между явлениями окружающего мира (что из чего следует)
|
|
|
|
|
VI. Отношение к занятиям и их успешность
|
|
|
|
21.
|
Не способен контролировать свою деятельность. Нуждается в постоянном контроле педагога
|
|
|
|
22.
|
С трудом овладевает необходимым объемом знаний
|
|
|
|
23.
|
Неусидчив, не доводит дело до конца
|
|
|
|
24.
|
Мешает педагогу и/или детям на занятиях
|
|
|
|
|
VII. Темповые характеристики деятельности
|
|
|
|
25.
|
Часто сонлив и вял в течение дня
|
|
|
|
26.
|
Темп работы на занятиях неравномерен
|
|
|
|
27,
|
Работает медленно и невнимательно
|
|
|
|
28.
|
Темп работы быстрый, но работает хаотично и "бестолково"
|
|
|
|
|
VIII. Физическое развитие
|
|
|
|
29
|
Недостаточно развит физически
|
|
|
|
30.
|
Быстро устает, истощается, становится вялым или, наоборот, расторможенным
|
|
|
|
31
|
Не посещает школу/детский сад из-за болезней (часто болеющий ребенок). Болеет более 7-ми раз в году.
|
|
|
|
32.
|
Плохо ест. Беспокойно спит днем или/и трудно засыпает
|
|
|
|
|
IX. Моторное развитие
|
|
|
|
33.
|
Плохо развита мелкая моторика рук
|
|
|
|
34.
|
Нарушена общая координация. Неуклюжий
|
|
|
|
35.
|
Медлителен в движениях
|
|
|
|
36.
|
Предпочитает работать левой рукой (или иногда работает левой рукой)
|
|
|
|
|
Общее количество баллов по каждому столбцу:
|
|
|
|
|
Общее количество баллов:
|
|
|
|
Количество крестиков (галочек) умножить на соответствующее число (О, 1, 2) в данном столбце и записать получившуюся цифру в графе «Общее количество баллов по каждому столбцу», суммировать полученные баллы по всем столбцам и записать полученную цифру в графу «Общее количество баллов».
Дата заполнения анкеты « _____» _______ ______ г
Подпись педагога_____________________________________________
Приложение 6
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГА ДЛЯ ШКОЛЬНОГО КОНСИЛИУМА
Ф.И.О.ученика (воспитанника) ______________________________________________________________ Возраст ______________________Класс/группа _____________________
Особенности поведения, общения, привычки и интересы _______________________________________________________________
_______________________________________________________________
Сформированность социально-бытовой ориентировки _______________________________________________________________
_______________________________________________________________
Моторная ловкость _______________________________________________________________
Ведущая:
рука_____________________ нога __________________
ухо______________________ глаз __________________
Характеристика деятельности:
мотивация_____________________________________________________
_______________________________________________________________
критичность____________________________________________________
_______________________________________________________________
работоспособность______________________________________________
_______________________________________________________________
темп деятельности_______________________________________________
_______________________________________________________________
Особенности памяти_____________________________________________ _______________________________________________________________
Качественная характеристика речи _______________________________________________________________ _______________________________________________________________
Характеристика интеллектуального развития _______________________________________________________________ _______________________________________________________________
Сформированность представления о пространственных и временных отношениях
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
Специфические нарушения письма, чтения и счета _______________________________________________________________
_______________________________________________________________Эмоционально-личностные и мотивационно-волевые особенности _______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
Заключение психолога
(уровень актуального развития, специфические особенности в указанных сферах, потенциальные возможности) ______________________________________________________________________________________________________
Рекомендации: _______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
Дата ___________________
Ф.И.О. психолога ______________________
Приложение 7
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ НА РЕБЕНКА
Фамилия, имя, отчество ребенка ___________________________________ _______________________________________________________________
Дата рождения__________________________________________________
Речевое окружение ______________________________________________ (недостатки речи у близких, двуязычие, наследственность и т.п.)
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
Раннее речевое развитие:
лепет ____________ гуление _____________ слово ____________ фраза (3-4 мес) (6-6,5мес) (1 год) (к 3 годам)
Когда заметили нарушения речи?__________________________________
Занятия с логопедом_____________________________________________
(где, с каким результатом?)
_______________________________________________________________
Общее звучание речи (темп, плавность, четкость речи) _______________________________________________________ _______________________________________________________________
Особенности речи, связанные с заиканием___________________________
_______________________________________________________________
Звуковая сторона речи
Строение и подвижность арт. аппарата
Нарушения звукопроизношения___________________________________
Слоговая структура слова________________________________________
_______________________________________________________________
Звуковой анализ и синтез_________________________________________
_______________________________________________________________
Словарный запас
Общая характеристика словарного запаса (соотношение активного и пассивного словаря)_____________________________________________
Грамматический строй речи: (соответствие возрастному уровню, ошибки в словоизменении, словообразовании) _______________________________________________________________
Понимание речи:________________________________________________
________________________________________________________________Связная речь
Общая характеристика речи______________________________________
(владение речью в соответствии с возрастным уровнем)
_______________________________________________________________
Сформированность самостоятельных связных высказываний _____________________________________________________
_______________________________________________________________
Аграмматизмы (есть, нет) _______________________________________________________________ _______________________________________________________________
Письменная речь
Письмо (специфические и неспецифические ошибки при списывании, диктанте)__________________________________________________________________________________________________
Чтение (техника чтения: глобальное, аналитическое, побуквенное, послоговое, слитное и др.)________________________________________
Темп чтения____________________________________________________
Понимание прочитанного_________________________________________
_______________________________________________________________Характеристика ошибок__________________________________________
_______________________________________________________________
Заключение: _______________________________________________________________
Рекомендации: __________________________________________________________________________________________________________
Примечание: полнота заполнения по каждому параметру речевого развития может различаться в зависимости от характера и особенностей речевого нарушения.
Дата обследования _____________________
Подпись логопеда_________________________
Приложение 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
НА РЕБЕНКА
Ф.И.О. ребенка _______________________________________________ пол _________Дата рождения __________ класс/группа ______________
Состав семьи ______________________________________________________________
(фамилия, имя, возраст)
Полная семья или родители в разводе______________________________
_______________________________________________________________
Социально-трудовые особенности (профессия, образование родителей, других лиц непосредственно общающихся с ребенком) ______________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________
Социально-бытовые особенности (распределение бытовых обязанностей в семье, какую помощь оказывает ребенок в семье, обязанности ребенка по дому)________________________________________________________
_______________________________________________________________
Социально-досуговые (проведение свободного времени членами семьи: увлечения, хобби) _______________________________________________________________
Социально-педагогические особенности (стиль воспитания детей, сколько времени уделяют воспитанию и развитию ребенка) _______________________________________________________________
Социально-правовые особенности (правовое прошлое и настоящее, обеспеченность социально-правовой защищенности ребенка в семье) _______________________________________________________________Материальное состояние и жилищно-бытовые условия (подчеркнуть: собственный дом, отдельная, арендуемая квартира, общежитие, барак, нет собственного жилья)_________________________________________________________
Отдельная комната у ребенка, наличие своего уголка_________________
Питание (какая пища преобладает в рационе, регулярность питания)
Вредные привычки родителей (подчеркнуть): употребление алкоголя, наркотиков, табака и др. _______________________________________________________________Отношение ребенка к наркотическим и токсическим веществам, алкоголю, табаку________________________________________________
Половая жизнь ребенка___________________________________________
Отношение к религии____________________________________________
Особенности родительских отношений и характеристика социального окружения (вне дома)____________________________________________
_______________________________________________________________Социально-психологический портрет ребенка:
Мнение родителей о ребенке:
Достоинства ребенка____________________________________________
_______________________________________________________________Недостатки ребенка_____________________________________________
_______________________________________________________________Мнение ребенка о себе:
Положительные качества_________________________________________
_______________________________________________________________
Отрицательные качества__________________________________________
_______________________________________________________________Наличие и уважение друзей_______________________________________
_______________________________________________________________
Отношение ребенка к себе, результатам учебной деятельности _______________________________________________________________Другие сведения________________________________________________
_______________________________________________________________
Заключение:___________________________________________________________________________
_______________________________________________________________
Рекомендации: ______________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Дата обследования ______________________
ФИО специалиста __________________
Приложение 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ВРАЧА НА РЕБЕНКА
Фамилия, имя ребенка _____________________________________
Возраст_______________
Беременность (по счету, течение, угроза прерывания, заболевания) ______________________________________________________________
Роды (в срок, запоздалые, стремительные, длительные; родовспоможение, осложнения)_______________________________________________________________Вес, окружность головы, груди, оценка по шкалеАПГАРа ______________________________________________________________
Раннее психомоторное развитие:
держать голову_______, сидеть ______ходить___________
Первые слова_______ фразы_______ навыки опрятности ______, самообслуживания ______
Особенности поведения в раннем возрасте__________________________
_______________________________________________________________
Семейный анамнез_______________________________________________
Перенесенные заболевания _______________________________________
______________________________________________________________Состояние слуха________________________________________________
Состояние зрения_______________________________________________
Соматический статус ребенка_____________________________________
Группа здоровья_________________________________________________
Состоит на учете у специалистов (невропатолога, психиатра, офтальмолога, отоларинголога, эндокринолога и т.д.) ____________________________________________________________
Основное заболевание (его история)_______________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Дата обследования ___________________
ФИО специалиста ___________________________
Приложение 10
Заключение
психолого-медико-педагогического консилиума
ФИ ребенка ___________________________________________________
Дата рождения _________Дата обследования _____________________
Школа (детский сад) _____________________________ Класс(группа) Домашний адрес ___________________________Телефон _____________
Ф.И.О. родителей (возраст, образование, род занятий в настоящее время) ______________________________________________________________________________________________
Сведения о семье ребенка (другие члены семьи, полная/неполная семья, условия проживания и т.д.) _______________________________________________________________
_______________________________________________________________
Причины направления на консилиум: _______________________________________________________________
_______________________________________________________________Приложение (отметить наличие):
- Педагогическое представление
- Психологическое представление
- Логопедическое представление
- Медицинское представление
- Заключение социального педагога
Другие документы, представленные на заседание консилиума
_______________________________________________________________
Заключение консилиума: _______________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
Рекомендации консилиума: _____________________________________________________________
_______________________________________________________________Председатель ПМПк________________________________Подпись
Члены ПМПк
специальность, подпись______________________________________
М.П.
Приложение 11
Выписка
из психологического заключения диагностического обследования
(фамилия, имя, отчество ребенка)
от «…»…..20___г
Диагностическое обследование
_______________________________________________________________(Ф.И.О ребенка, дата его рождения)
проводилось по запросу________________________________________
(родителей, педагогов, администрации образовательного учреждения)
______________________________________________________________
с целью________________________________________________________
В результате психодиагностических мероприятий запрос_____________
(содержание запроса) подтверждается/ опровергается.
____________________________________________________________________________
_______________________________________ (обоснование подтверждения или опровержения запроса).
Дата______________
Подпись психолога__________________________
Подпись руководителя образовательного учреждения________________________________
Печать образовательного учреждения
Приложение 12
Образец заполнения протокола ПМПК
ПРОТОКОЛ №1 от 26.09.11 г.
по психолого-медико-педагогическому консилиуму
2,3,4- х коррекционных классов
ГУ «Средняя школа №____»
Присутствовали:
Зам. директора по УВР –Иванова И.Н., педагог-психолог коррекционных классов: Петрова В.И., социальный педагог – Сидорова Г.В., логопед – Сергеева Е. М., учителя начальных классов - ………
Повестка дня:
1.Анализ результатов комплексной диагностики учащихся 2,3,4, коррекционных классов.
2. Формирование групп учащихся по результатам
обследования для занятий у педагога – психолога и логопеда
3.Утверждение коррекционных программ педагога – психолога для учащихся 2-4 классов
Цель консилиума: Анализ результативности диагностических исследований 2, 3, 4 классов.
Слушали: О результатах комплексной диагностики учащихся 2,3,4, коррекционных классов.
Выступили:
- Учитель 3 «В» класса – Федорова Е. В. Ознакомила с характеристикой 3 «В» класса» (выступление прилагается);
- Учитель 4 «В» класса – Заботина О. Я. Ознакомила с характеристикой 4 «В» класса» (выступление прилагается); о неудовлетворительном поведении отдельных учащихся класса (…………).
- Учитель 4 «Г» класса Славкина Г. В. Ознакомила с характеристикой 4 «Г» класса» (выступление прилагается);
- Учитель 2 «Б» класса Султанова А.Б. Ознакомила с характеристикой 2 «Б» класса» (выступление прилагается);
- Логопед Сергеева Е. М. представила логопедическое заключение по учащимся 2-4 классов, состоящих в логопункте, ознакомила с расписанием логопедических занятий по группам; (выступление прилагается)
- Социальный педагог Сидорова Г.В. ознакомила с информацией по социальному сопровождению (выступление и расписание прилагается);
- Педагог-психолог коррекционных классов Петрова В. И. ознакомила присутствующих с результатами диагностики 2 Б, 3 В, 4 Г, 4 В классов, со списком учащихся для коррекционных занятий у педагога- психолога, дала рекомендации для учителей, работающих в 2-4 классах по коррекции выявленных проблем (выступление и списки прилагаются);
- Зам. директора по УВР Иванова И.Н., с предложением рассмотреть вопрос о разделении 4В класса на административном совещании и утверждении коррекционных программ
Рекомендации:
1. Учащимся 2-4коррекционных классов оказать педагогическую помощь в восполнении пробелов в знании того или иного предмета. Срок в течение года. Ответственный: Учителя начальных классов.
2. Проводить групповые и индивидуальные коррекционные занятия по формированию эмоционально- волевой сферы, снятие тревожности, агрессивности. Срок – в течение года Ответственный: Петрова В. И.
3. Проводить групповые и индивидуальные коррекционные занятия по формированию познавательной сферы. Использование коррекционных упражнений на уроках по развитию внимания, памяти, мышления, и формированию мотивации учения. Срок - в течение года Ответственный: учителя начальных классов.
4.Утвердить программы коррекционных занятий педагога – психолога для учащихся 2-4 классов.
5. Утвердить сформированные группы учащихся по результатам
обследования для занятий у педагога – психолога и логопеда
6. Выводить детей на ПМПК в течение года. Ответственный: Петрова В. И., учителя начальных классов.
Председатель ПМПК ________Иванова И.Н.,.
Секретарь ПМПК ________ Петрова В.И.