Пояснительная записка для учителей начальных классов, психологов, логопедов
по осуществлению индивидуального подхода детям с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразовательной школы.
В последние годы активизировались усилия специалистов в деле разработки и совершенствования организационных форм и методов изучения детей с отклонениями в развитии, нуждающихся в специальном обучении и воспитании. Среди школьников есть дети, которые в силу индивидуальных психофизиологических особенностей трудно адаптируются к новым для них условиям, лишь частично справляются, или совсем не справляются с режимом работы и учебной программой массовой школы. Они не справляются с темпом обучения, не успевают усваивать программный материал за отведенное время. Трудности в обучении школьников неуклонно растут. Ребенок, имеющий в рекомендациях ПМПК формулировку «Обучение по программе общеобразовательной школы с индивидуальным подходом» вправе получить индивидуальный подход.
Цель индивидуальных коррекционных занятий - повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения, индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных умений и навыков, коррекция отклонений в развитии познавательной деятельности и речи, направленная подготовка к восприятию нового учебного материала. Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка.
Содержание индивидуальных занятий должно исключать формальный механический подход, «натаскивание» в каком-то одном навыке. Главное - создать условия, в максимальной степени способствующие общему развитию ребенка. Безусловно, каждый учитель должен творчески подходить к выбору содержания для организации такой работы, с учетом особенностей развития познавательной деятельности детей. Для развития познавательной деятельности детей должны быть созданы предварительные предпосылки, и должен существовать для такого формирования фон в повседневных условиях жизни ребенка
Коррекционно-развивающее обучение осуществляется группой специалистов: учителем, психологом, логопедом. Учитель реализует коррекционное направление в ходе индивидуальной работы с детьми на уроке (при объяснении, закреплении учебного материала, а также при оценке знаний учащихся), проводит диагностику с целью выявления учебной компетентности. Психолог проводит индивидуальные коррекционные занятия с детьми по развитию и совершенствованию психологических предпосылок к обучению, консультирует учителя; диагностический срез позволяет выявить особенности познавательных возможностей ребенка и определить для него адекватную помощь. Логопед поэтапно формирует процессы фонематического анализа и синтеза, развивает лексико-грамматический строй в процессе выработки алгоритмов, вооружающих школьников способами действия и средствами контроля, проводит работу по коррекции нарушений письма и чтения учащихся.
Предлагаемые алгоритмы по ряду нарушений позволят педагогу сориентироваться, в каком направлении осуществлять индивидуальный подход ребенку.
- ФН /фонетическое нарушение/; ФФН /фонетико-фонематическое нарушение/
- ОНР (общее недоразвитие речи); НОНР (не резко выраженное общее недоразвитие речи);
лексико-грамматическое недоразвитие речи
- Заикание (любой патологии)
- Дизартрия (любой патологии)
- Дисграфия
- Дислексия (трудности формирования чтения, нарушения чтения … )
- Дизорфография
- Социальная и педагогическая запущенность младшего школьника.
- Детский церебральный паралич.
- Психические заболевания.
- Основные требования к знаниям и умениям учащихся специальной (коррекционной) школы
для детей с легким нарушением интеллекта.