Тема урока: Круги кровообращения.
Цель урока: организовать работу обучающихся по изучению движения крови в организме, познакомить с кругами кровообращения.
Развивать умение конкретизировать, обобщать, совершенствовать навыки работы с книгой и карточками.
Воспитывать познавательный интерес к работе человеческого организма.
Коррекция: формирование конструкторских умений, воображения, памяти и внимания.
Тактильного восприятия, мелкой моторики (формирование движения руки, развитие ритмичности, плавности движений, формирование ручной умелости). Развитие умения видеть образ, проявлять самостоятельность в творчестве создания образа.
Тип урока: комбинированный
Методы обучения: словесный,проблемный, интерактивный, тестового контроля знаний, наглядно-демонстрационный.
Оборудование: интерактивная доска, флипчарт.
Словарная работа: кровеносные сосуды, артерии, капилляры, вены, круги кровообращения.
Ход урока:
I. Оргмомент:
Прозвенел звонок
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок,
Постарайтесь всё понять
Руки вовремя поднять
Организм свой изучить
И о сердце не забыть.
II. Повторение пройденного материала
1. Словарная работа
А сейчас давайте вспомним тему нашего прошлого урока. Перед вами слова с пропущенными буквами. Задание: запишите слова в тетрадь, вставляя пропущенные буквы (по очереди работают на доске).
А-рта, кл-п-н, пр-дс-рдие, ж-л-д-чек.
Что объединяет все эти слова? (это части сердца).
2. Работа с интерактивной моделью: «Строение сердца»
Покажите эти части сердца:
- Где находится аорта,
- Правое предсердие,
- Правый желудочек,
- Левое предсердие,
- Левый желудочек
- Клапаны.
Может, кто помнит название клапанов сердца?
Итог: сердце состоит из левого и правого предсердия, левого и правого желудочков и клапанов створчатых и полулунных.
3. Тест-опрос (коррекция памяти):
Следующее задание – тест-опрос.
Из предложенных вариантов теста выбрать правильный и обвести его кружком. Работа самостоятельная.
- Как называется движение крови в организме человека.
А) дыхание
В) пищеварение
С) кровообращение
- Что составляет кровеносную систему?
А) сердце
В) сосуды
С) пищевод
Д) желудок
- С какой стороны грудной клетки расположено сердце?
А) с правой
В) с левой
- Сколько камер в сердце человека?
А) 2
В) 3
С) 4
5. Самый крупный кровеносный сосуд:
А) легочная артерия
В) верхняя полая вена
С) аорта
Д) легочная вена
4. Анализ работ: взаимопроверка
Поменялись работами, проверяем, что у вас получилось.
Оценивание – поставьте своему соседу отметку по количеству правильных ответов.
III. Подготовка к изучению нового материала
Проблемный вопрос: Движется ли кровь по кровеносным сосудам?
Органы кровообращения обеспечивают движение крови. И что бы убедиться в том, что кровь действительно движется, я предлагаю вам провести небольшой опыт. Заключается он в следующем:
Встаньте, поднимите вверх левую руку, а правую опустите в низ.
Затем обе руки вытянуть прямо перед собой и сравните цвет кожи.
Что вы наблюдаете? (Одна рука розовая, вторая – бледная).
Как вы считаете, почему руки разного цвета? (От левой руки произошел отток крови, к правой - кровь притекла).
Вывод: Непрерывность тока крови обеспечивают органы кровообращения, к которым, как вы уже знаете, относятся сердце и кровеносные сосуды.
IV. Сообщение темы и цели урока. Коррекционная разминка (коррекция произвольного внимания).
Сегодня на уроке мы продолжаем изучать органы кровообращения.
Тему урока вы узнаете, если в порядке возрастания расставите цифры. Открыли тетради, записали число и расшифрованную тему урока.
3 5 4 1 2 14 6 10 3 13 8 7 12 1 9 2 11 4 5
у и г к р я о щ о и р б н к а р е в о
V. Изучение нового материала
1. Сообщение учителя о кругах кровообращения.
Ребята, а как вы думаете, как движется кровь по кровеносным сосудам в организме человека?
Кровеносные сосуды образуют в теле человека 2 круга кровообращения: большой и малый. Большой круг кровообращения – начинается от левого желудочка – заканчивается в правом предсердии. Артериальная кровь, насыщенная кислородом, поступает в аорту, а из неё в артерии. По артериям кровь идет к внутренним органам, мышцам, костям, к конечностям. Там артерии распадаются на капилляры. Кровь отдаёт клеткам тела кислород и питательные вещества и забирает углекислый газ и ненужные продукты. Кровь становится венозной. По венам она поступает в правое предсердие, где заканчивается большой круг кровообращения. Малый круг кровообращения начинается в правом желудочке сердца. Венозная кровь по легочным артериям поступает в лёгкие. В лёгких артерии образуют густую капиллярную сеть, здесь происходит газообмен. Кровь насыщается кислородом и освобождается от углекислого газа. Из венозной кровь превращается в артериальную. По лёгочным венам артериальная кровь поступает в левое предсердие, где заканчивается малый круг кровообращения. Из левого предсердия кровь поступает в левый желудочек, а от него вновь направляется по сосудам большого круга кровообращения.
Сколько кругов кровообращения?
Какие?
VI. Первичное осмысление изученного материала.
Работа в группах
Мы познакомились с кругами кровообращения.
Сейчас предлагаю вам поработать в группах.
1 гр – будет работать у нас с таблицей. Вы должны заполнить 2 и 3 столбик.
2 гр – работа с текстом – вставить пропущенные слова.
Ток крови
|
Малый круг кровообращения
|
Большой круг кровообращения
|
В каком отделе сердца начинается?
|
|
|
В каком отделе сердца заканчивается?
|
|
|
Где располагаются капилляры?
|
|
|
В своей работе вы можете использовать текст учебника.
Задание: вставить пропущенные слова в тексте.
Малый круг кровообращения начинается в … желудочке. Из … кровь по лёгочным артериям поступает в … Здесь происходит … Кровь отдаёт … и насыщается кислородом, по лёгочным венам поступает в … предсердие.
Проверяем работу.
Оценивание.
VII. Закрепление
Какие сосуды называются артериями, капиллярами, венами?
Как изменяется кровь в малом круге кровообращения?
Как изменяется кровь в большом круге кровообращения?
По каким венам течёт артериальная кровь?
Где происходит газообмен в малом круге кровообращения?
Решение задачи: врач поставил больному укол в вену левого предплечья. Лекарство должно попасть в головной мозг. Проследите его путь в организме человека (работа с цветной схемой).
VIII. Итог урока. Рефлексия.
Расскажите о том, как сейчас стучит ваше сердце? Какую оценку своему организму вы поставите за работу на уроке? Всем большое спасибо!