Последние новости:
Последние статьи:
Популярные новости:
Популярные статьи:
|
|
|
Осуществление индивидуального подхода в условиях массовой школы
|
|
Вебмастер Lis-Edu.Kz
|
00:05 6 декабря 2013 г. |
Просмотров: 6569 |
Осуществление индивидуального подхода в условиях массовой школы: ФН, ФФН
ФН /фонетическое нарушение/ ФФН /фонетико-фонематическое нарушение/
|
Что нарушено
|
Направления деятельности педагога (над чем работать)
|
Нарушения процессов формирования произносительной системы родного языка вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
1. Дефектное произношение оппозиционных звуков нескольких групп. Преобладают замены и смешения (нередко искаженных звуков). Неправильно произносятся до 15 звуков.
2. Недостаточная сформированность
(в более тяжелых случаях — несформированность) фонематических процессов.
Вследствие этого у детей данной
категории наблюдаются:
а) недостаточная сформированность предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова;
б) недостаточная сформированность предпосылок к успешному овладению грамотой;
в) трудности овладения письмом и чтением (наличие специфических дисграфических ошибок на фоне большого количества разнообразных других).
|
I. Формирование фонематических представлений (операции фонематического восприятия, анализа)
Цели: 1. Выделение (узнавание) звука на фоне слова, т.е. определение наличия звука в слове.
- Сформировать представления о слове, как о линейной рядности звуков.
- Отработка линейной памяти через использование предметных картинок.
- Ознакомить детей с понятием 1-й звук в слове.
- Научить определять позицию звука в слове. Вычленение звука в начале и конце слова.
- Определять количество звуков в одном слове.
- Определение последовательности, количества и места звуков по отношению к другим звукам.
Помнить: работа по формированию сложных форм фонематического анализа проводится в тесной связи с обучением чтению и письму
III. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению.
IV. Формирование полноценных учебных умений:
— планирование предстоящей деятельности (принятие учебной задачи; активное осмысление материала;
выделение главного, существенного в учебном материале; определение путей и средств достижения цели);
— контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться
специальными приемами самоконтроля);
— работа в определенном темпе (умение быстро и качественно писать, считать; проводить анализ,
сравнение, сопоставление и т.д.);
— применение знаний в новых ситуациях;
— анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.
V. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:
— умения внимательно слушать и слышать учителя, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям (т.е. занять позицию ученика);
— умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;
— умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия, удержания и
сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;
VI.Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:
— ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;
— ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии;
— ответы двумя-тремя фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания);
— применение инструкции (схемы) при подготовке развернутого высказывания по ходу и итогам учебной работы.
|
исп. Борычева Н.В., заведующая ГУ «ПМПК» департамента образования
Бычкова Е.М., логопед ГУ «Костанайская ПМПК»
Осуществление индивидуального подхода в условиях массовой школы: ОНР, НОНР
ОНР (общее недоразвитие речи); НОНР (не резко выраженное общее недоразвитие речи); лексико-грамматическое недоразвитие речи
|
Что нарушено
|
Направления деятельности педагога (над чем работать)
|
Речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.
1.Лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен (неправомерное расширение или сужение значений слов; ошибки в употреблении слов; смешение по смыслу и акустическому свойству).
2.Грамматический строй недостаточно сформирован. В речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции, присутствуют множественные аграмматизмы в предложениях простых синтаксических конструкций.
Вследствие этого у детей данной категории наблюдаются:
а) недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя;
б) трудности овладения учебными понятиями, терминами;
в) трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы;
г) недостаточное развитие связной речи.
3.Нарушение звукопроизношения
|
1. Развитие звуковой стороны речи. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слого-звукового состава слова. Коррекция дефектов произношения. Коррекция нарушений в слоговой структуре слова.
2. Развитие лексического запаса и грамматического строя речи:
1) уточнение лексического значения слова;
2) активизация словаря, перевод слова из пассивного в активный словарь;
3) расширение активного словаря, выражающего предикативность;
4)уточнение грамматического значения слова (усвоение и уточнение грамматического значения имен существительных, имен прилагательных и глаголов, выработка умений различать грамматическое и лексическое значение словоформ);
5) формирование парадигмы словоизменения;
Помнить; уточнение значений одного и того же предлога обязательно отрабатывать:
- с существительными одного склонения;
- с существительными других склонений; .
- дифференциация различных значений одного и того же предлога;
- дифференциация понимания и употребления различных предлогов с одинаковым
общим значением (местонахождения или направления);
4) формирование словообразования, практическое владение словообразовательным анализом;
5) развитие умения определять родственные слова и производить морфологический анализ слов, четко различать морфемы по значению;
6) развитие языкового анализа и синтеза.
3. 3. Формирование связной речи осуществляется в три этапа, которые взаимосвязаны между собой:
- формирование умения узнавать образцы связной речи;
- 2. формирование первоначального навыка связного говорения;
- 3. формирование умения говорить связно.
1). Научить ребенка относительно длительному рассказыванию.
2). Научить ребенка выделять события, их количество.
3). Научить придумывать самостоятельно недостающую часть рассказа:
—развитие навыков построения связного высказывания; программирование смысла и смысловой культуры высказывания;
—установление логики (связности, последовательности), точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств адекватных смысловой концепции для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картины).
Помнить: в момент рассказа ребенка не исправлять ошибок звукового, грамматического характера, не останавливать.
4. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению.
5. Формирование полноценных учебных умений.
6. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:
|
исп. Борычева Н.В., заведующая ГУ «ПМПК» департамента образования
Бычкова Е.М., логопед ГУ «Костанайская ПМПК»
Осуществление индивидуального подхода в условиях массовой школы: ЗАИКАНИЕ
Заикание (любой патологии)
|
Что нарушено
|
Направления деятельности педагога (над чем работать)
|
Нарушение темпа, ритма, плавности речи.
Проявляется:
звуков или звукосочетаний, многократное повторение первого слога или слова;
необоснованным молчанием (паузы, остановки); судорожный вдох или прерывистый выдох;
произнесении одного или нескольких звуков, нарушений темпа и ритма речи. У детей обнаруживается интенсивный страх речи, который они не всегда могут преодолеть, несмотря на стремление к этому. Заикание особо выражено в ситуациях, требующих активного речевого общения (ответы на уроках, экзаменах; выступление на собрании; разговор с незнакомыми людьми, по телефону и т.д.), что свидетельствует об избирательном факторе нарушения отношений личности. Это, свою очередь, неблагоприятно отражается на становлении общественно-личностных отношений. На этом фоне у заикающихся возникают трудности реализации своих способностей, актуализации себя в общественной и личной жизни.
|
1.Коррекция отклонений во внеречевых процессах (развитие внимания, памяти, наблюдательности, гибкости переключения с одного вида деятельности на другой, умение управлять собой и своим мышлением). Занятия с психологом по снятию невротического комплекса:
- тревожности, появления «страха общения», фиксации на трудных ситуациях;
- выработка речевых навыков в социально и личностно значимых ситуациях;
- тренировка общения и повышение социальной уверенности ребенка;
- упражнения по укреплению и изменению социальных позиций, достижение адекватного представления о нарушениях своего
поведения, коррекция дезадаптивных установок и отношений.
2.Работа над просодической стороной речи, ее эмоциональной окраской. Особое внимание уделяется чувству слитности, плавности, легкости речи на выдохе. Вокальное пение.
3.Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности.
Установка: «Сделай вдох, на выдохе говори».
Правило: сначала научить ребенка пользоваться свободно ситуационной речью (когда предмет разговора представлен в наглядной форме), а затем контекстной (в отсутствие объекта, о котором ведется разговор).
Использование сопряженной формы речи. Использование шепотной речи.
Регулирование ритма речи (спокойный замедленный темп):
-ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;
-ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии;
-ответы двумя-тремя фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания);
-применение инструкции (схемы) при подготовке развернутого высказывания по ходу и итогам учебной работы;
-употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях;
--обращение к учителю или товарищу по группе за разъяснением;
--пояснение инструкции, учебной задачи с использованием новой терминологии;
--развернутый отчет о последовательности выполнения учебной работы, подведение итогов занятия;
--формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы;
--проведение дифференцированного опроса и оценка ответов своих товарищей (в роли руководителя различных видов учебной работы);
-соблюдение речевого этикета при общении (обращение, просьба, диалог: «Скажите, пожалуйста», «Спасибо», «Будьте любезны» и т.п.);
-составление устных связных высказываний с элементами творчества (фантазии).
Упражнения на согласование речи с движением, т.е. чтение стихов на послоговом ритме синхронно с движением рук, ног, пальцев рук, на шаг, с хлопками и т.д.
Обучить ребенка элементарным приемам по преодолению напряжения речевой мускулатуры (приемы массажа и самомассажа).
Помнить: занятия прежде всего должны быть направлены на изменение мотивационной стороны общения, повышение активности, адекватности эмоциональной оценки себя и других, изменение позиций личности в процессе общения, расширение невербальных форм коммуникации, коммуникативной и перцептивной сторон общения, изменение смысловой системы связей с окружающим миром. Помощь психолога обязательна!
Это важно: создание нравственной обстановки, обеспечивающей психологическую комфортность;
устранение влияний, действующих рефлекторным образом на усиление приступов заикания.
В педагогическую палитру добавить понимание, сопереживание, гибкость, пластичность эмоций, чуткость, чувство такта, разумную требовательность! Ребенку необходима консультация невропатолога.
|
исп. Борычева Н.В., заведующая ГУ «ПМПК» департамента образования.
Бычкова Е.М., логопед ГУ «Костанайская ПМПК»
Для индивидуальной работы необходимо выполнение определенных упражнений, научить маму ребенка выполнять эти упражнения дома:
-вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать — через рот;
-вдыхать бесшумно; при вдохе не набирать слишком много воздуха, не выдыхать весь воздух полностью, а сохранить небольшой запас в легких; выдох должен быть естественным, экономным, без усилий;
-«добирать» воздух только между смысловыми отрезками во фразе;
-следить за тем, чтобы во время упражнений не было напряжения мышц шеи, рук, груди; чтобы плечи не поднимались при вдохе;
-необходимо дышать свободно, избегая судорожности и толчков в дыхании;
-выдох должен сочетаться с работой артикуляционного и голосового аппарата;
-обращать внимание на равное распределение выдоха на протяжении всего высказывания;
-придерживаться умеренного темпа речи с четким договариванием слова в полном его объеме;
-при чтении стихотворений, произнося возрастающее количество строк на одном выдохе, соизмерять расход воздуха с величиной текста.
Осуществление индивидуального подхода в условиях массовой школы: ДИЗАРТРИЯ
Дизартрия (любой патологии)
|
Что нарушено
|
Направления деятельности педагога (над чем работать)
|
Нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
Нарушение речевой, прежде всего артикуляционной, моторики и речевого дыхания, может иметь место задержка темпа речевого развития, речевая инактивность, вторичные нарушения лексико-грамматиче кого строя речи.
Речь напряженная из-за трудно-
стей при воспроизведении
серии последовательных движе
ний.
Недостаточность кинетическо-
го динамического праксиса, в результате дети испытывают большие трудности в автомати-
зации поставленных фонем,
особенно слов со стечением согласных.
Темп речи замедлен, из-за
поиска артикуляционного
уклада страдает плавность.
Нарушения звукопроизно-
шения неоднозначны, непосто-
янны.
Речь долго остается нечеткой,
смазанной.
|
- Формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи:
- узнавать звуки речи и не смешивать их в восприятии;
- отличать нормированное произнесение звука от ненормированного;
- осуществлять слуховой кон роль за собственным произнесением и оценивать качество воспроизводимых в собственной
речи звуков;
- принимать необходимые артикуляторные позиции, обеспечивающие нормированный акустический эффект звука;
варьировать артикуляционные уклады звуков в зависимости от их сочетаемости с другими звуками в потоке речи;
безошибочно использовать звук во всех видах речи.
- Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению: развитие мотивации, стремление
к преодолению имеющихся нарушений, развитие самосознания, самоутверждения, саморегуляции и контроля.
- Развитие дифференцированного слухового восприятия и звукового анализа.
4. Формирование полноценных учебных умений:
— планирование предстоящей деятельности (принятие учебной задачи; активное осмысление материала;
выделение главного, существенного в учебном материале; определение путей и средств достижения цели);
— контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться
специальными приемами самоконтроля);
— работа в определенном темпе (умение быстро и качественно писать, считать; проводить анализ,
сравнение, сопоставление и т.д.);
— применение знаний в новых ситуациях;
— анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.
5.Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:
— умения внимательно слушать и слышать учителя, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои
действия его инструкциям (т.е. занять позицию ученика);
— умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;
— умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия, удержания и
сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;
6.Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:
— ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;
— ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии;
— ответы двумя-тремя фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания);
— применение инструкции (схемы) при подготовке развернутого высказывания по ходу и итогам учебной работы.
Помнить: Необходима постоянная работа над голосом и дыханием.
|
исп. Борычева Н.В., заведующая ГУ «ПМПК» департамента образования
Бычкова Е.М., логопед ГУ «Костанайская ПМПК»
Осуществление индивидуального подхода в условиях массовой школы: ДИСГРАФИЯ
Дисграфия
|
Что нарушено
|
Направления деятельности педагога (над чем работать)
|
Частичное специфическое нарушение процесса письма
Замена согласных, гласных, замена графически сходных букв, замена слов по звуковому сходству, пропуски гласных, согласных, пропуски слогов и частей слова, перестановки, добавления, раздельное написание одного слова, искажение звуко-слоговой структуры слова, искажение морфологической структуры слова (замены префиксов, суффиксов, флексий);
нарушение: предложно-падежных конструкций;
изменение падежа местоимения; пропуски членов предложения; нарушение последовательности слов в предложении, нарушения согласования, управления, пропуски слов, слитное написание слов (н-р, предлог и слово).
Замена букв по количеству элементов, замена букв по пространственному расположению, зеркальное письмо, др.
|
1.В том случае, если у ребенка присутствуют нарушения фонетической стороны речи, устранению акустической
(артикуляторно-акустической) дисграфии предшествует работа по коррекции звукопроизношения.
2.Формирование фонематических процессов /способность к слуховому восприятию звуков речи (фонем)) и способность различать (дифференцировать) звуки/:
-формирование предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова;
-формирование предпосылок к успешному овладению грамотой.
3.Уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования.
4.Уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, моделями предложений различных синтаксических конструкций.
5.Формирование лексико-синтаксического анализа (для того, чтобы ребенок не писал слова вместе):
развитие языкового анализа и синтеза (деление слова на слоги; суффиксальное образование слова; морфологический анализ и синтез слов - корень, приставка, суффикс, окончание; умение определять количество, последовательность и место слов в предложении); придумывание предложений по сюжетным картинкам и определение в нем количества слов; придумывание предложений с определенным количеством слов; распространение предложения; составление графических схем предложения; определение места слов в предложении; выделение предложения из текста с определенным количеством слов и т.д.
6.Работа на синтаксическом уровне.
1)Преодоление и предупреждение ошибочных словосочетаний в речи учащихся. Усвоение или сочетание слов, осознания построения, предлоги.
2)Обогащение фразовой речи (за счет использования синонимов, омонимов, антонимов и т.д.). Необходимо добиться понимания детьми связи слов в предложении (согласование в роде, числе, владеть управлениями, падежными формами, владеть предлогами).
7. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:
— внимание;
— наблюдательность по отношению к языковым явлениям;
— развитие способности к переключению;
— развитие словесно-логического мышления;
— способность к запоминанию преимущественно словесного материала;
— развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений;
— сформированность произвольности в общении и деятельности.
|
исп. Борычева Н.В., заведующая ГУ «ПМПК» департамента образования
Бычкова Е.М., логопед ГУ «Костанайская ПМПК»
Осуществление индивидуального подхода в условиях массовой школы: ДИСЛЕКСИЯ
Дислексия (трудности формирования чтения, нарушения чтения … )
|
Что нарушено
|
Направления деятельности педагога (над чем работать)
|
Нарушение чтения, полное или частичное отсутствие процесса чтения.
Возможны трудности овладения чтением, несмотря на нормальное обучение, нормальный интеллект и хорошие социально-культурные условия.
1.нарушение усвоения букв, при этом наблюдается нарушение как техники чтения, так и процесс понимания: буквы смешиваются, заменяются одна другой;
2.побуквенное чтение, очень долго ребенок задерживается на побуквенном чтении;
3.искажение звуковой и слоговой структуры слова;
4. недостаточный темп и уровень понимания читаемого.
|
Правило: для работы с данным нарушением показаны все приемы, что и при дисграфии.
Четыре ступени формирования навыка чтения:
I - овладение звуко-буквенными обозначениями,
II - послоговое чтение,
III - ступень становления синтетических приемов чтения,
IV - ступень синтетического чтения.
1.Успешное и быстрое усвоение букв возможно лишь при достаточной сформированности следующих функций:
а) фонематического восприятия (дифференциации, различения фонем);
б) фонематического анализа (возможности выделения зву ков из речи);
в) зрительного анализа и синтеза (способности определять сходство и различие букв) (важно!);
г) пространственных представлений;
д) зрительного мнезиса (возможности запоминания зрительного образа буквы).
2. Формирование фонематического синтеза.
а) слитно произнести слова, предъявленные в виде последовательно произнесенных звуков с короткой паузой между ними (л, у, ж, а);
б) воспроизвести слова и предложения, предъявленные по слогам (Де-воч-ка со-би-ра-ет цве-ты).
3. Работа над пониманием прочитанного.
а) после прочтения слова по слогам показать соответствующую картинку, ответить на вопрос, связанный со значением слова;
б) прочитать предложение – показать соответствующую картинку, другие виды.
4. Работа над пониманием конструкции предложения:
- ознакомить ребенка с понятием «первое слово в предложении»;
- показать, что предложение представляет собой линейную цепочку слов, научить выделять голосом последовательно слова в предложении;
- научить определять позицию слова в предложении по отношению к началу – концу предложения;
- научить подсчитывать количество слов в предложении.
Упражнения при чтении:
- Найти слова из 3-х, 4-х слогов (труднопроизносимые, со стечением, из новой лексики). Прочитать их. Придумать с ними предложения. Записать в тетради, не изменяя слова из текста.
- Прочитать первое слово в предложении … второе… последнее.
- Какое самое короткое слово в предложении? Почему? Самое длинное? Почему?
- Чтение с сокращением текста. (Дети убирают предложения или слова, которые можно опустить, при этом нить рассказа не меняется – это подготовка к краткому пересказу).
- Чтение вполголоса. Шепотное чтение.
- Чтение, нахождение отрывка по рисунку.
- Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения. (Позже предложение можно заменять логически законченным отрывком).
- Повторить предложение из 4, 5, … слов.
- Определить количество предложений в тексте. Количество слов в предложении.
- Прочитать предложение, соблюдая различную интонацию: удивления, вопроса, восхищения, раздумья…
- Определить границы предложения в тексте.
- Вспомнить (дословно) предложения с данными словосочетаниями (словосочетания взять из текста).
|
исп. Борычева Н.В., заведующая ГУ «ПМПК» департамента образования
Бычкова Е.М., логопед ГУ «Костанайская ПМПК»
Осуществление индивидуального подхода в условиях массовой школы: ДИЗОРФОГРАФИЯ
Дизорфография
|
Что нарушено
|
Направления деятельности педагога (над чем работать)
|
Специфическое нарушение орфографического навыка письма на фоне сохранного интеллекта и устной речи
(неумение применять изучаемые правила орфографии).
Не усваивается грамматико-орфографический материал теоретического характера; ребенок не овладевает не только группировкой орфограмм, принципами правописания, но и смешивает их содержательную сторону как сходных, так и далеких по алгоритму выполнения.
У большинства учащихся, имеющих данное нарушение отмечается:
1.снижение слухоречевой памяти;
2.нарушение буквенного гнозиса;
3.нарушение динамического праксисаруки;
4.затруднено восприятие ритмической структуры слова.
|
Правила: Одновременное оречевление орфографических «шагов» во время письма.
Для работы с данным нарушением показаны все приемы, что и при дисграфии.
Очень полезны упражнения на выделение и определение ударного слога в слове. Эти упражнения способствуют лучшему усвоению одного из основных правил орфографии, изучаемых в начальной школе.
1.Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:
- развитие внутреннего произвольного, детерминированного внимания по отношению к содержанию задания и к словам для написания;
- произвольного, опосредованного запоминания, воспроизведения необходимого учебного материала;
- все виды контроля – предварительный, текущий, опосредованный;
- развитие мотивации, стремление к преодолению имеющихся нарушений, развитие самосознания, самоутверждения, саморегуляции.
2.Развитие дифференцированного слухового восприятия и звукового анализа.
3.Формирование полноценных учебных умений:
— планирование предстоящей деятельности (принятие учебной задачи; активное осмысление материала;
выделение главного, существенного в учебном материале; определение путей и средств достижения цели);
— контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными
приемами самоконтроля);
— работа в определенном темпе (умение быстро и качественно писать, считать; проводить анализ, сравнение,
сопоставление и т.д.);
— применение знаний в новых ситуациях;
— анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.
4. Формирование функции планирования.
5. Усвоение грамматического значения слова, его дифференциация с лексической отнесенностью (словоформа с конкретной ситуацией, предметом, явлением).
6. Формирование операциональных компонентов словесно-логического мышления, процессов сукцессивного, симультанного анализа и синтеза, речеслуховой памяти
|
исп. Борычева Н.В., заведующая ГУ «ПМПК» департамента образования
Бычкова Е.М., логопед ГУ «Костанайская ПМПК»
Осуществление индивидуального подхода в условиях массовой школы:
Социальная и педагогическая запущенность младшего школьника
Социальная и педагогическая запущенность младшего школьника
|
Что нарушено
|
Направления деятельности педагога (над чем работать)
|
Педагогические приемы:
|
Психологические методы:
|
1.Индивидуально – типологические особенности личности:
дисгармония развития, нестабильность и ригидность ЦНС, неразвитость произвольности психических процессов в сравнении со сверстниками.
|
Понимание.
Сочувствие.
Снятие напряжения.
Рационализация воспитательно-образовательного процесса.
Выравнивание культурно – образовательных возможностей детей.
Личностная перспектива.
|
Развитие произвольности в двигательной сфере.
Развитие произвольности в познавательной сфере.
Развитие произвольности в эмоциональной сфере.
Развитие произвольности в коммуникативной сфере и поведении.
Когнитивная тренировка.
Терапия средствами искусства.
|
2.Свойства субъекта общения: высокая тревожность;
слабая социальная рефлексия;
трудности общения;
неадекватное поведение;
низкий социальный статус.
|
Доверие к личности ребенка.
Формирование реально осознаваемых мотивов поведения.
Формирование реально действующих мотивов поведения.
Анализ конфликтных ситуаций.
Пример и авторитет педагога в отношении к детям.
|
Игровая коррекция в группе.
Развитие позитивного общения.
Ролевое научение.
Коммуникативные игры и упражнения.
Расшатывание традиционных позиционных ролей.
Статусное перемещение детей.
|
3.Свойства субъекта деятельности:
дисгармония мотивов учения;
школьная тревожность; низкая учебно-познавательная активность;
несформированность основных учебных умений;
слабая обучаемость.
|
Позитивное стимулирование.
Авансирование успеха.
Акцентуация достижений ребенка в деятельности.
Наглядные опоры в обучении.
Комментируемое управление.
Создание учебных ситуаций с элементами новизны, занимательности, опоры на жизненный опыт детей.
Поэтапное формирование умственных действий.
Опережающее консультирование по трудным темам.
Щадящая учебная нагрузка.
|
Снижение силы потребностей, связанных с внутренней позицией школьника.
Формирование адекватной самооценки школьных успехов.
Релаксация и эмоциональное отреагирование школьных страхов.
|
4.Свойства субъекта самосознания:
нарушенный образ «Я»; неадекватная самооценка;
неудовлетворенное притязание на признание; комплекс неполноценности.
|
Безусловное принятие ребенка.
Выборочное игнорирование негативных поступков.
Эмоциональное поглаживание.
Позитивное побуждение к деятельности и общению.
Ожидание будущей радости.
|
Психологический массаж.
Идентификация.
Зеркальное отражение.
Подтверждение уникальности ребенка.
Развитие позитивного восприятия других людей.
Самовнушение («Я хочу», «Я могу», «Я буду»).
|
исп: Говорова Н.Н.,
психолог ГУ «ПМПК» департамента образования
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ) ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЛЕГКИМИ НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА (I тип), КПП)
(использованы материалы «Экспериментальные программы для специальных коррекционных школ для детей с легкими нарушениями интеллекта» под редакцией Елисеевой И.Г., 2002 год, Алматы, «Китап»)
Предмет: математика
|
Учащиеся должны знать:
- цвет, величину, массу, размеры, форму предметов;
- положение предметов в пространстве относительно себя и друг друга; слова, его обозначающие;
- части суток, порядок их следования. Дни: вчера, сегодня, завтра;
- количественные и порядковые числительные от одного до пяти;
- состав чисел 2, 3 ,4, 5 из двух слагаемых.
Учащиеся должны уметь:
- ориентироваться на плоскости листа бумаги;
- сравнивать предметы по величине, размеру, массе, использовать приемы наложения и приложения, мускульные ощущения;
- сравнивать группы предметов «на глаз» и способом установления взаимно однозначного соответствия, выделять лишние и недостающие предметы;
- увеличивать и уменьшать количество предметов в группе, количество жидкости, количество сыпучего вещества;
- определять положение предметов в пространстве относительно себя, помещать предметы в указанное место;
- устанавливать и называть порядок следования предметов в ряду;
- пересчитывать предметы в пределах пяти, отвечать на вопрос «сколько»
- узнавать, называть, классифицировать геометрические фигуры и тела;
- соотносить количество предметов с соответствующим числительным;
- узнавать количества 1, 2, 3, 4, 5, на числовых фигурах без пересчитывания.
|
Русский язык
|
Учащиеся должны уметь:
- отвечать на вопрос простой фразой;
- составлять предложения по несложной сюжетной картинке;
- связно высказываться по несложной сюжетной картинке;
- правильно произносить все поставленные звуки;
- выделять первый звук в слове, слышать нужный звук;
- правильно держать карандаш, владеть орнаментальным рисованием.
|
Учащиеся должны знать:
- названия предметов их ближайшего окружения и узнавать их среди других предметов и на картинках;
- названия основных цветов, форму и размер предметов (большой, маленький);
- свое имя, фамилию, имена и фамилии родителей и ближайших родственников;
- свой домашний адрес;
- наизусть 4 – 5 коротких стихотворений или четверостиший.
|
Предмет: мир вокруг
|
Учащиеся должны уметь:
- называть конкретные предметы и явления окружающей действительности, давать им обобщенные названия; устанавливать простейшие связи между обитателями природы: растениями и животными, растениями и человеком, животными и человеком;
- рассказать о проведенных наблюдениях, самостоятельно сделать выводы на основании наблюдений и результатов труда;
- выполнять практические работы; приводить примеры некоторых представителей растений и животных леса, луга, поля, сада.
- соблюдать правила личной гигиены, правильной осанки, безопасности в труде;
- соблюдать правила поведения в природе: не шуметь, не беспокоить птиц, животных, не ловить их и не губить растения.
|
Предмет: ИЗО
|
Учащиеся должны уметь:
-Организовать сое рабочее место, правильно сидеть за партой, правильно держать тетрадь для рисования и карандаш;
-выполнять рисунки, использовать только одну сторону листа бумаги;
-обводить карандашом шаблоны, соединять точки;
-проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые линии;
--ориентироваться на плоскости листа бумаги:
-закрашивать рисунок цветными карандашами;
-различать и называть цвета: красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, черный, белый.
|
Трудовое обучение
|
В программе предусмотрены следующие виды труда:
- конструирование из строительных материалов; - работа с глиной и пластилином;
- работа с природными материалами; - работа с нитками,
- работа с проволокой.
|
исп.Романюк Л.П., дефектолог ГУ «ПМПК» департамента образования
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ) ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЛЕГКИМИ НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА (I тип),1 класс
(использованы материалы «Экспериментальные программы для специальных коррекционных школ для детей с легкими нарушениями интеллекта» под редакцией Елисеевой И.Г., 2002 год, Алматы, «Китап»)
Предмет: математика
|
Учащиеся должны знать:
- название действий сложения и вычитания;
- состав числа первого пятка;
- таблицу сложения однозначных чисел в пределах 5 и соответствующие случаи вычитания
Учащиеся должны уметь:
- сравнивать предметы по различным параметрам величины, группы предметов, жидкости и сыпучие вещества - по количеству
- отвечать на вопрос «Сколько?»
- называть и производить действия, изменяющие количество предметов, жидкостей, сыпучих веществ
- ориентироваться на плоскости и в пространстве;
- читать, записывать, сравнивать, откладывать на счетах числа первого пятка;
- присчитывать и отсчитывать по 1, различать количественные и порядковые числительные;
- различать названия, знаки арифметических действий сложения и вычитания, читать и записывать примеры на сложение и вычитание, вычленять сумму и остаток, практически пользоваться перемести тельным свойствам сложения;
- узнавать, различать круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, шар, куб, брус;
- чертить прямую линию при помощи линейки;
- решать задачи на нахождение суммы и остатка.
|
Русский язык
|
Учащиеся должны уметь:
- различать звуки на слух и в произношении;
- анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки;
- плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты;
- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрации к тексту;
- слушать небольшую сказку, загадку, стихотворение, рассказ;
- отвечать на вопросы по содержанию прослушанного или иллюстрациям к тексту;
- писать строчные и прописные буквы;
- списывать с классной доски и с букваря прочитанные и разобранные слова и предложения.
|
Учащиеся должны знать:
- наизусть 3 – 4 коротких стихотворения или четверостишия, разученные с голоса учителя.
|
Предмет: мир вокруг
|
Учащиеся должны уметь:
- называть предметы, характеризовать их по основным свойствам (цвету, форме, размеру, вкусу, запаху);
- участвовать в беседе, полно отвечать на поставленные вопросы, используя слова вопроса;
- составлять простые предложения.
Учащиеся должны знать:
- Названия изучаемых предметов и их частей.
|
Предмет: ИЗО
|
Учащиеся должны знать:
- проводить линии в нужных направлениях, не поворачивая лист бумаги, ориентироваться на плоскости листа бумаги: находить середину, верхний, нижний, левый и правый края; раскрашивать рисунок цветными карандашами и красками; знать последовательность расположения цветов в спектре; различать и называть цвета: красный, желтый, зеленый синий, коричневый, оранжевый, фиолетовый, черный, белый; узнавать - назвать и показывать основные геометрические фигуры и тела: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник; шар, куб; различать круг и овал;
передавать в рисунках основную форму предметов; узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений
|
Трудовое обучение
|
В программе предусмотрены следующие виды труда:
- конструирование из строительных материалов; - работа с глиной и пластилином;
- -работа с природными материалами; - -работа с нитками,
- -работа с проволокой.
|
исп.Романюк Л.П., дефектолог ГУ «ПМПК» департамента образования
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ) ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЛЕГКИМИ НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА (I тип), 2 класс
(использованы материалы «Экспериментальные программы для специальных коррекционных школ для детей с легкими нарушениями интеллекта» под редакцией Елисеевой И.Г., 2002 год, Алматы, «Китап»)
Предмет: математика
|
Учащиеся должны знать:
- счет в пределах 20 по единице, по 2, по 5; количественные и порядковые числительные;
- названия компонентов и результатов сложения и вычитания:
- математический смысл выражений «больше на», «меньше на»,
- названия дней недели и их последовательность:
- названия и обозначения единиц длины (см, дм), времени (ч), стоимости (тн):
- десятичный состав двузначных чисел, место единиц и десятков в двузначном числе:
- различия между прямой и отрезком.
|
Учащиеся должны уметь:
- читать, записывать, откладывать на счетах и сравнивать числа до 20, пользоваться знаками обозначениями >, <, =, см, дм, ч, тн;
- читать, записывать примеры на сложение и вычитание со словами:
- «плюс», «минус», «от…..отнять», «к……прибавить»:
- выполнять сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через разряд с числами, полученными при счете и измерении величин одной мерой:
- выполнять размен и замену монет;
- распознавать условие, вопрос, числовые данные, ответ, решение;
- решать простые и составные текстовые арифметические задания и конкретизировать их с помощью предметов или заместителей;
- измерять с помощью линейки отрезок в сантиметрах, дециметрах, строить отрезок заданной длины;
- чертить треугольник, прямоугольник, квадрат по данным вершинам;
- распознавать углы: прямой, тупой, острый;
- различать стрелки часов, определять время по часам с точностью до одного часа
|
Русский язык
|
Учащиеся должны уметь:
- анализировать слова по звуковому составу, различать звуки гласные и согласные, согласные звонкие и глухие, р – л, свистящие и шипящие, аффрикаты, твердые и мягкие на слух, в произношении, написании;
- списывать по слогам с рукописного и печатного текста;
- писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, простые по структуре предложения, текст после предварительного анализа;
- писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку;
- составлять по заданию предложения, выделять предложения из речи и текста.
|
Чтение и развитие речи
|
Учащиеся должны уметь:
- читать по слогам короткие тексты;
- слушать небольшую сказку, рассказ, стихотворение, загадку;
- по вопросам учителя или по иллюстрациям рассказать, о чем читали или слушали.
|
Учащиеся должны знать:
- наизусть 3 – 5 коротких стихотворений, отчетливо читать их перед классом.
|
Предмет: ИЗО
|
Учащиеся должны уметь:
свободно проводить линии в нужных направлениях, ориентироваться на плоскости листа бумаги и в геометрической форме (полосе, квадрате, круге): посередине, сверху, снизу, справа, слева, между; использовать данные учителем ориентиры ( опорные точки) и в соответствии с ними размещать изображение на листе бумаги; закрашивать рисунок цветными карандашами, дифференцировать формы округлых, прямоугольных, квадратных и треугольных предметов и называть их; изображать от руки предметы округлой, прямоугольной и треугольной формы; сравнивать два предмета по форме, цвету, величине; проводить в квадрате осевые линии; понимать принцип повторения или чередования элементов в узоре ( по форме и цвету); различать и знать порядок расположения цветов в спектре; знать названия цветов: красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, оранжевый, фиолетовый, черный, белый и различать их; узнавать в иллюстрациях персонажи народных сказок, проявлять эмоционально-эстетическое отношение к ним.
|
Тр.об
|
Виды труда: конструирование и моделирование из различных материалов; работа с глиной и пластилином; работа с природными материалами (многодетальные объемные изделия);работа с бумагой и картоном; работа с текстильными материалами.
|
Мир вокруг нас
|
Учащиеся должны уметь:
- называть и характеризовать предметы; сравнивать два предмета; делать элементарные обобщения;
- участвовать в беседе, полно и правильно отвечать на поставленный вопрос.
|
Учащиеся должны знать:
- названия и свойства изученных предметов и их частей;
- обобщающие названия изученных групп предметов.
|
|
|
|
|
исп.Романюк Л.П., дефектолог ГУ «ПМПК» департамента образования
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ) ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЛЕГКИМИ НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА (I тип), 3 класс
(использованы материалы «Экспериментальные программы для специальных коррекционных школ для детей с легкими нарушениями интеллекта» под редакцией Елисеевой И.Г., 2002 год, Алматы, «Китап»)
Предмет: математика
|
Учащиеся должны знать:
- числовой ряд 1-100 в прямом обратном порядке;
- конкретный смысл действий умножения и деления на равные части;
- таблицы умножения чисел 2,3,4,5 и соответствующие случаи деления в пределах 20, связь таблиц умножения и деления;
- единицы измерения стоимости, длины, массы, времени, соотношение изученных мер;
- порядок действий в примерах со скобками.
|
- Учащиеся должны уметь:
- читать, записывать, откладывать на счетах и сравнивать числа до 100;
- считать равными числовыми группами по 2,3,4,5,10;
- выполнять сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через разряд приемами устных вычислений;
- выполнять проверку действий сложения вычитания;
- использовать знания таблиц умножения для решения соответствующих примеров на деление;
- распознавать числа, полученные при счете и измерении;
- решать простые текстовые задачи на нахождение произведения и деление на равные части;
- вычислять стоимость по цене и количеству;
- узнавать, называть, чертить углы прямой, тупой, острый с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге;
- определять время по часам с точностью до 5 минут;
- пользоваться знаками и обозначениями X, м., л., мес., год., тг, ,тн.
- пользоваться различными табелями – календарями, отрывным календарем.
|
Русский язык
|
Учащиеся должны уметь:
- составлять предложения, выделять предложения из текста и речи, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;
- анализировать слова по звуковому составу;
- различать гласные и согласные, сходные согласные, гласные ударные и безударные;
- определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги, переносить части слова при письме;
- списывать текст целыми словами; писать под диктовку текст (20 – 25 слов), включающих изученные орфограммы.
|
Учащиеся должны знать:
Алфавит
|
Чтение и
развитие речи
|
Учащиеся должны уметь:
- осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя;
- трудные по смыслу и слоговой структуре слова читать по слогам;
- отвечать на вопросы по прочитанному; высказывать отношение к поступку героя, событию;
- пересказывать содержание прочитанного; устно рассказывать на темы, близкие интересам учащихся.
|
Учащиеся должны знать:
наизусть 5 – 8 стихотворений.
|
Предмет: ИЗО
|
Учащиеся должны уметь:
находить верхний правый, верхний левый, нижний правый и нижний левый углы; правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги; делить лист бумаги на глаз на две и четыре равные части; анализировать с помощью учителя строение предмет; сравнивать несколько предметов по форме, величине, цвету и положению в пространстве; намечать последовательность построения рисунка под руководством учителя; изображать от руки предметы округлой, прямоугольной, треугольной и квадратной формы; рисовать плоские предметы симметричной формы, применяя среднюю (осевую) линию; рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате (по образцу); иметь элементарные знания о натюрморте, иметь элементарные представления о законе линейной перспективы; иметь элементарные знания в области цветоведения; различать и называть цвета: красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, оранжевый, фиолетовый; различать светлый и темный оттенки цвета: светло-зеленый, темно-зеленый, голубой, розовый; анализировать свой рисунок с помощью учителя.
|
Тр.об.
|
- Виды труд: конструирование и моделирование из различных материалов; работа с глиной и пластилином; работа с природными материалами (многодетальные объемные изделия); работа с бумагой и картоном; работа с текстильными материалами
|
Мир вокруг нас
|
Учащиеся должны уметь:
называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать, классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства; участвовать в беседе, отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей; связно высказываться по плану, употреблять простые распространенные предложения, правильно используя формы знакомых слов; ухаживать за одеждой и обувью; поддерживать порядок в классе, интернате, дома; соблюдать правила личной гигиены; соблюдать правила уличного движения.
|
Учащиеся должны знать: названия и свойства изученных предметов; выученные правила дорожного движения.
|
|
|
|
|
|
|
исп.Романюк Л.П., дефектолог ГУ «ПМПК» департамента образования
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ) ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЛЕГКИМИ НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА (I тип), 4 класс
(использованы материалы «Экспериментальные программы для специальных коррекционных школ для детей с легкими нарушениями интеллекта» под редакцией Елисеевой И.Г., 2002 год, Алматы, «Китап»)
Предмет: математика
|
Учащиеся должны знать:
- различия между устными и письменными приемами сложения и вычитания в пределах 100; наизусть таблицы умножения и соответствующие случаи деления, названия компонентов умножения деления; порядок выполнения действий в примерах со скобками и в примерах без скобок, содержащих действия первой и второй ступени (2-3 арифметических действия); способы вычисления неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого; соотношения между единицами стоимости, длины, массы, времени; названия элементов четырехугольников.
|
Учащиеся должны уметь: пользоваться перемести тельным свойством умножения; выполнять письменно сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через разряд, располагая числа столбиком, без перехода через разряд устно ( вычисления начинать с высшего разряда); распознавать числа, полученные при счете и измерении одной двумя единицами стоимости, длины, массы, времени; пользоваться зависимостью между величинами: цена, количество, стоимость; решать простые текстовые арифметические задачи на деление по содержанию и составные задачи, требующие выполнения 2-3 арифметических действий; измерять отрезки, пользуясь мерами длины : метр, дециметр, сантиметр, миллиметр; чертить прямоугольник (квадрат) по заданным длинам сторон с помощью чертежного треугольника; -определять время по часам с точностью до 5 минут, пользоваться обозначениями единиц, величин: мм, ц, сут, мес, г.ё
|
Русский язык
|
Учащиеся должны уметь:
- составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам; ставить знаки препинания в конце предложения;
- анализировать слова по звуковому составу (выделять и называть звуки, устанавливать последовательность звуков в слове);
- списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями; писать под диктовку предложения и тексты (30 – 35 слов).
Учащиеся должны знать: алфавит, расположение слов в алфавитном порядке в словаре.
|
Чтение
|
Учащиеся должны уметь:
- читать сознательно, правильно текст целыми словами вслух с соблюдением пауз и с соответствующей интонацией;
- читать «про себя»; отвечать на вопросы по прочитанному;
- выделять главных действующих лиц; пересказывать прочитанное полно и выборочно.
Учащиеся должны знать: наизусть 6 – 8 стихотворений и 2 басни.
|
ИЗО
|
Учащиеся должны уметь:
- Правильно определять величину изображения в зависимости от листа бумаги;
- Передавать в рисунке форму прямоугольных, цилиндрических, конических предметов;
- Использовать осевую линию при построении рисунка симметричной формы;
- Передавать объемную форму предметов элементарной светотенью;
- Подбирать и передавать в рисунке цвета изображаемых предметов (цветной карандаш, гуашь);
- Пользоваться гуашевыми красками и кистями разной толщины;
- Анализировать свой рисунок и рисунок товарища;
- Знать элементарные сведения о законах линейной перспективы;
- Иметь элементарные представления о пейзаже;
- Узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства; рассказывать о содержании рассматриваемого произведения изобразительного искусства.
|
Мир вокруг
|
Учащиеся должны уметь:
- называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать, классифицировать,
устанавливать элементарные зависимости;
- активно участвовать в беседе;
- связно высказываться на предложенную тему на основе проведенных наблюдений о
земле, ее составе, свойствах, значении для жизни растений;
- о растениях поля, сада, их строении, использовании человеком;
- о домашних животных и птицах, их повадках, образе жизни, роли человека в жизни
- домашних животных; о насекомых и их роли в жизни природы; о взаимодействии человека и природы.
|
Учащиеся должны знать:
- названия и свойства изученных предметов, групп предметов, явлений природы;
- о зависимости сезонных изменений в живой природе от изменений, происходящих в неживой природе; названия времен года, описание их основных признаков, названия месяцев, особенности жизни растений, животных, человека в разные времена года.
|
исп.Романюк Л.П., дефектолог ГУ «ПМПК» департамента образования
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ) ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЛЕГКИМИ НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА (I тип), 5 класс
(использованы материалы «Экспериментальные программы для специальных коррекционных школ для детей с легкими нарушениями интеллекта» под редакцией Елисеевой И.Г., 2002 год, Алматы, «Китап»)
Предмет: математика
|
Учащиеся должны знать:
-наизусть таблицу умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления ; названия и порядок чисел до 1000: -соотношения между единицами длины, массы, времени.
Учащиеся должны уметь:
- читать, записывать, откладывать на счетах и сравнивать числа до тысячи, выполнять устно и письменно сложение, вычитание чисел в пределах тысячи, выполнять устно умножение и деление на однозначное число, выполнять проверку умножения и деления; умножать 0 и 1 и умножать на 0 и 1, делить 0, делить на единицу; умножать 10, 100, умножать на10, 100, делить на 10 и на 100;
- выполнять преобразования чисел, полученных при измерении единицами стоимости, длины, массы; выполнять устно сложение и вычитание некоторых чисел, полученных при измерении единицами стоимости, длимы и массы; читать, записывать обыкновенные дроби; распознавать числитель и знаменатель, понимать их значение; распознавать правильные и неправильные дроби, смешанные числа, сравнивать дроби и смешанные числа; решать простые текстовые арифметические задачи на разностное и кратное сравнение чисел, составные задачи, требующие выполнения 2- 3-х арифметических действий; распознавать виды треугольников; чертить треугольники с помощью циркуля и линейки по заданным длинам сторон; измерять ломанную, чертить ломанную по заданным длинам отрезков; распознавать взаимное положение фигур на плоскости; пользоваться знаком ≈, обозначениями единиц величин некоторыми буквами латинского алфавита, записывать числа от I до X римскими цифрами.
|
Русский язык
|
Учащиеся должны уметь: -различать звуки и буквы, звуки гласные и согласные, обозначать их на письме; подбирать группы родственных слов; проверять написание безударных гласных, звонких и глухих согласных путем изменения формы слова; обозначать мягкость согласных буквой Ь; разбирать слова по составу; выделять имя существительное как часть речи; строить простое распространенное предложение; связно высказываться устно и письменно (с помощью учителя); пользоваться словарем; отличать текст от набора предложений на одну тему; употреблять выражения приветствия, прощания и благодарности.
Учащиеся должны знать: алфавит; способ проверки написания гласных и согласных (путем изменения формы слова).
|
Мир вокруг
|
Учащиеся должны знать:
- обобщенные и конкретные названия предметов и явлений природы, их основные свойства; что общего и в чем различие неживой и живой природы;
- где располагается наша страна в мире, ее столицу, природные богатства нашей страны и хозяйство страны, занятия населения;
- основные правила охраны природы и необходимость бережного отношения к ней;
- основные части тела человека, значение его наружных и внутренних органов, их взаимосвязь.
Учащиеся должны уметь:
-называть конкретные предметы и явления окружающей действительности, давать им обобщенные названия устанавливать простейшие связи между обитателями природы: растениями и животными , растениями и человеком, животными и человеком;
-рассказывать о проведенных наблюдениях, самостоятельно делать выводы на основании наблюдений и результатов труда;
-выполнять практические работы;
приводить примеры некоторых представителей растений и животных леса, луга, поля, сада;
-соблюдать правила личной гигиены, правильной осанки, безопасности в труде;
-соблюдать правила поведения в природе: не шуметь, не беспокоить птиц, животных, не ловить их не губить растения.
|
Чтение и развитие речи
|
Учащиеся должны уметь:
- читать осознанно, правильно, выразительно, целыми словами вслух; читать «про себя», выполняя задания учителя;
- отвечать на вопросы учителя;
- пересказывать текст по плану с помощью учителя, несложные по содержанию тексты – самостоятельно.
Учащиеся должны знать: наизусть 6 – 10 стихотворений.
|
ИЗО
|
Учащиеся должны уметь:
-передавать в рисунке форму изображаемых предметов; определять предметы симметричной формы и рисовать их; составлять узоры из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате и круге, применяя осевые линии; пользоваться элементарными приемами работы с красками, ослаблять интенсивность цвета путем прибавления воды в краску;
-знать теплые и холодные цвета; иметь представления о жанре изобразительного искусства; самостоятельно анализировать содержание картины.
|
исп.Романюк Л.П., дефектолог ГУ «ПМПК» департамента образования
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ) ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЛЕГКИМИ НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА (I тип), 6 класс
(использованы материалы «Экспериментальные программы для специальных коррекционных школ для детей с легкими нарушениями интеллекта» под редакцией Елисеевой И.Г., 2002 год, Алматы, «Китап»)
Предмет: математика
|
Учащиеся должны знать:
- основное свойство обыкновенной и
десятичной дроби;
нумерационных таблицах;
- горизонтальное, вертикальное
наклонное положение;
- пересекающиеся и непересекающееся
прямые; параллельные и перпендикулярные прямые
|
Учащиеся должны уметь:
- читать, записывать, откладывать на счетах и сравнивать в пределах 10000
- устно и письменно складывать и вычитать, умножать и делить на однозначное число в пределах 10000
- устно и письменно складывать и вычитать, умножать и делить на однозначное число числа, полученные при измерении одной-двух единиц стоимости, длины, массы.
- записывать числа, полученные при измерении стоимости, длины, массы в виде десятичных дробей;
- складывать и вычитать обыкновенные (десятичные дроби с одинаковыми знаменателям);
- находить одну долю; решать составные арифметические задачи, требующие не более трех действий;
- чертить перпендикулярные, параллельные прямые на заданном расстоянии друг от друга;
- находить периметр многоугольника; пользоваться отвесом, уровнем, знаками: ┴ ││
|
Русский язык
|
Учащиеся должны уметь:
- правильно обозначать звуки буквами на письме; подбирать группы родственных слов (несложные случаи); проверять написание в корне безударных гласных, звонких и глухих согласных путем подбора родственных слов; разбирать слово по составу; выделять имя существительное и имя прилагательное как части речи; строить простое предложение с однородными членами; связно высказываться устно и письменно (по плану); пользоваться словарем; составлять элементарное рассуждение-объяснение, описание, сравнительное описание, невыдуманный рассказ; употреблять слова, выражающие просьбу, приглашающие к знакомству.
Учащиеся должны знать: алфавит; способ проверки написания гласных и согласных (путем изменения формы слова).
|
Чтение и развитие речи
|
Учащиеся должны уметь:
- читать вслух сознательно, правильно, выразительно, в темпе разговорной речи;
- читать «про себя»; выделять главную мысль произведения; определять основные черты характера действующих лиц; пересказывать текст по плану полно и выборочно.
Учащиеся должны знать:
- наизусть 10 стихотворений.
|
Естествознание
|
Учащиеся должны знать:
- отличительные признаки твердых тел, жидкостей и газов;
- отличительные признаки основных полезных ископаемых, песчаной и глинистой почвы;
- некоторые свойства твердых, жидких и газообразных тел на примере воды, воздуха, металлов: расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, способность хорошо или плохо
проводить тепло.
Учащиеся должны уметь:
- обращаться с простым лабораторным оборудованием; проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке
|
ГЕОГРАФИЯ
|
Учащиеся должны знать: что изучает география; горизонт, линию и стороны горизонта; основные формы земной поверхности; виды водоемов, их различие; меры по охране воды от загрязнения; правила поведения в природе; отличие плана от рисунка и географической карты; масштаб, его обозначения; основные направления в плане, географической карте; основные цвета и знаки географической карты; распределение суши и воды на Земле; материки и океаны, их расположение на глобусе и карте полушарий; кругосветные путешествия, доказывающие шарообразность Земли; различия в нагревании и освещении земной поверхности Солнцем; -расположение поясов освещенности на глобусе и карте полушарий, их границы; основные типы климата; географическое положение Казахстана на физической карте Казахстана и карте полушарий.
Учащиеся должы уметь: вести наблюдения за погодой, фиксировать данные в календаре погоды и подводить итоги; определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу, и местным признакам природы; выявлять на местности особенности рельефа, водоемов; делать схематические зарисовки и простейшие макеты изучаемых форм земной поверхности; читать планы местности, ориентироваться по плану и географической карте, по глобусу; читать условные цвета и знаки географической карты; составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины; показывать на карте физико-географические объекты, обозначать их на контурной карте; сопоставлять расположение изучаемых объектов на физической карте Казахстана и карте полушарий.
|
ИЗО
|
Учащиеся должны уметь:
-пользоваться простейшими вспомогательными линиями для проверки правильности рисунка; подбирать цвета изображаемых предметов и передавать их объемную форму: -передавать связное содержание и осуществлять пространственную композицию в рисунках на темы; делать отчет о проделанной работе, используя при этом термины, принятые в изобразительной деятельности; иметь элементарные представления о жанрах и видах изобразительного искусства; найти в картине главное, рассказать содержание картины, знать авторов, уметь определить жанр.
|
|
|
|
|
исп.Романюк Л.П., дефектолог ГУ «ПМПК» департамента образования
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ) ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЛЕГКИМИ НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА (I тип), 7 класс
(использованы материалы «Экспериментальные программы для специальных коррекционных школ для детей с легкими нарушениями интеллекта» под редакцией Елисеевой И.Г., 2002 год, Алматы, «Китап»)
мМтематика
|
Учащиеся должны знать:
- разряды и классы числа, их место в нумерационной таблице; элементы транспортира; размеры прямого, острого, тупого, развернутого полного углов.
Учащиеся должны уметь:
- читать, записывать откладывать на счетах и сравнивать числа до 100 000; выполнять устно и письменно сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное число, умножение на двузначное число; устно и письменно складывать, вычитать, умножать, делить на однозначное число числа, полученные при измерении одной-двумя единицами стоимости, длины, массы; устно и письменно складывать и вычитать числа, полученные при измерении одной-двумя единицами времени; умножать и делить десятичные дроби на однозначное число; выделять ромб, параллелограмм, прямоугольник, квадрат среди других фигур (четырехугольников).
|
Русский язык
|
Учащиеся должны уметь:
- писать под диктовку текст с соблюдением знаков препинания в конце предложения; разбирать слова по составу; различать части речи; строить простое распространенное предложение с однородными членами, сложное предложение; излагать свои мысли в устной и письменной форме; составлять элементарное рассуждение-доказательство, сравнительное описание, состоящее из двух частей; составлять устное и письменное приглашение и поздравление; названия частей речи и их значение.
Учащиеся должны знать:
- главные и второстепенные члены предложения; наиболее распространенные правила правописания слов.
|
Чтение и развитие речи
|
Учащиеся должны уметь:
- читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать «про себя»; выделять главную мысль произведения; характеризовать главных действующих лиц; пересказывать содержание прочитанного.
Учащиеся должны знать:
- наизусть 10 стихотворений.
|
Естествознание
|
Учащиеся должны знать: названия главных представителей основных групп растений; внешнее строение и некоторые биологические особенности растений; строение и некоторые биологические особенности, а так же приемы возделывания наиболее распространенных с/х растений, особенно местных.
Учащиеся должны уметь: различать органы у всех растений; различать изученные растения по стеблям, листья, цветкам, плодам и семенам выращивать некоторые цветочно-декоративные растения
|
Географи
|
Учащиеся должны знать: положение СНГ на физической карте, карте полушарий и глобусе; природные зоны, расположенные на территории СНГ, зависимость их от климатических условий и высоты над уровнем моря; природные условия различных зон; типичных представителей растительного и животного мира в каждой природной зоне; основное население и его занятия в каждой природной зоне; особенности географического положения Казахстана; природные богатства Казахстана; основные мероприятия по охране природы в Казахстане; правила поведения в природе; расположение географических объектов на территории Казахстана.
|
Учащиеся должны уметь: показывать границы Казахстана на глобусе, карте полушарий, физической карте и карте природных зон; давать элементарное описание природы по зонам, пользуясь планом и картами; показывать по картам (физических и природных зон) географические объекты, наносить их названия на контурную карту; устанавливать взаимосвязь между климатом, растительным и животным миром, природными условиями и занятиями населения; выполнять простейшие зарисовки географических объектов; делать несложные макеты природных зон; принимать простейшие меры по охране окружающей среды.
|
ИЗО
|
Учащиеся должны уметь:
- передавать форму, строение, величину, цвет и положение в пространстве изображаемых предметов, пользоваться вспомогательными линиями при построении рисунка; изображать предметы прямоугольной, цилиндрической формы, передавая их объем и окраску; проявлять художественный вкус в рисунках декоративного характера, выполнять построение узоров в основных геометрических формах, применяя осевые линии; пользоваться различными материалами и изобразительными приемами; проявлять интерес к произведениям изобразительного искусства.
Учащиеся должны знать:
- виды работ на уроках изобразительного искусства (рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на тему); основные средства выразительности рисунка (точка, штрих, линия); особенности некоторых материалов, используемых в изобразительном искусстве (акварель, гуашь, масло, бронза, мрамор, гранит, дерево, фарфор), а также приемы работы с ними; отличительные особенности произведений декоративно-прикладного искусства; имена и фамилии авторов наиболее известных произведений изобразительного искусства, названия их работ.
|
исп.Романюк Л.П., дефектолог ГУ «ПМПК» департамента образования
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ) ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЛЕГКИМИ НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА (I тип), 8 класс
(использованы материалы «Экспериментальные программы для специальных коррекционных школ для детей с легкими нарушениями интеллекта» под редакцией Елисеевой И.Г., 2002 год, Алматы, «Китап»)
Предмет: математика
|
Учащиеся должны знать:
- натуральный ряд чисел от 1 до 1000000: геометрические фигуры и тела;
- - площадь фигуры, единицы измерения площадей, их обозначения; - развертку куба и параллелепипеда.
|
Учащиеся должны уметь:
-считать, записывать, откладывать на счетах и сравнивать числа в пределах 1 000 000; складывать, вычитать, умножать на однозначное и двузначное число, делить на однозначное число в пределах 1 000 000; складывать, вычитать, умножать на однозначное и двузначное число, делить на однозначное число десятичные дроби, также числа, полученные при измерении величин, записанные в виде десятичных дробей; складывать и вычитать обыкновенные дроби с одинаковым знаменателем; умножать и делить обыкновенные дроби на целое число; вычислять время продолжительности события, его начала и окончания; находить дробь от числа и число по его доле; измерять и вычислять площадь квадрата и прямоугольника; чертить развертку прямоугольного параллелепипеда и куба по заданным длинам ребер; вычислять полную и боковую поверхность куба и параллелепипеда (для хорошо успевающих учащихся).
|
Русский язык
|
Учащиеся должны уметь:
-писать под диктовку текст, применять правила проверки написания слов; разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов; различать части речи; строить простое распространенное предложение, простое предложение с однородными членами, сложное предложение; писать изложение и сочинение; оформлять деловые бумаги; пользоваться словарем.
Учащиеся должны знать: части речи; наиболее распространенные правила правописания слов.
|
Чтение и развитие речи
|
Учащиеся должны уметь:
- читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать «про себя»;
- выделять главную мысль произведения;
- давать характеристику главным действующим лицам; оценивать их поступки, обосновывая свое отношение к ним;
- пересказывать содержание прочитанного, используя слова и выражения, взятые из текста.
- Учащиеся должны знать: наизусть 10 стихотворений, прозаический отрывок.
|
География
|
Учащиеся должны знать: Атлантический, Северный Ледовитый, Тихий, Индийский океаны и их хозяйственное значение; особенности географического положения, очертания берегов и природные условия каждого материка; государства, их положение на материке, основное население и столицы; особенности географического положения государств ближнего зарубежья, природные условия, ресурсы, основное население и столицы этих государств;
Учащиеся должны уметь: определять по карте полушарий географическое положение и очертание берегов каждого материка, давать элементарное описание их природных условий
|
ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
|
Учащиеся должны знать:
-Основные группы животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие ( дикие и сельскохозяйственные);
-признаки сходства и различия между группами животных;
-особенности внутреннего и внешнего строения и образа жизни наиболее типичных представителей групп животных;
-назначение изучаемых животных в природе, жизни и хозяйственной деятельности человека;
-условия содержания, ухода и кормления некоторых сельскохозяйственных животных.
Учащиеся должны уметь:
-узнавать изученных животных, кратко характеризовать их;
-показывать места обитания животных на биогеографической карте Казахстана;
-сопоставлять при показе места обитания животных на биогеографической карте Казахстана, физической карте Казахстана, карте природных зон Казахстана (сильные учащиеся);
-проводить несложный уход за некоторыми сельскохозяйственными животными (для загородных школ);
-в простейшей форме пропагандировать знание об охране животных, занесенных в Красную книгу Казахстана.
|
ИЗО
|
Учащиеся должны уметь:
- выполнять рисунки с натуры предметов сложной формы; пользуясь осевой и другими вспомогательными линиями; пользоваться остроконечной кистью и плакатным пером при выполнении простейших оформительских работ; использовать приемы загораживания одних предметов другими в рисунках; проявлять самостоятельность, творчество и художественный вкус в рисунках декоративного характера; определять вид (живопись, графика, скульптура и т. д.) и жанр произведения искусства (портрет, пейзаж, натюрморт и т. д.)
Учащиеся должны знать:
- отличительные признаки видов изобразительного искусства (живопись, графика, декоративно-прикладное творчество); особенности оформительской графики; основные средства выразительности живописи: цвет, композиция, освещение; название крупнейших музеев страны и мира
|
исп.Романюк Л.П., дефектолог ГУ «ПМПК» департамента образования
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ) ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЛЕГКИМИ НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА (I тип), 9 класс
Предмет: математика
|
Учащиеся должны знать:
- наизусть таблицы сложения однозначных чисел, в том числе с переходом через разряд; таблицы умножения и деления однозначных чисел;
- названия и обозначения единиц величин: стоимости, длины, массы, времени, площади, объема, емкости;
- соотношения между единицами стоимости, длины, массы, времени;
- натуральный ряд чисел от 1 до 1 000000, основное свойство этого ряда;
- геометрические фигуры и тела, свойства элементов многоугольников, прямоугольного параллелепипеда и куба.
Учащиеся должны уметь:
- читать, записывать, сравнивать числа в пределах 1 000000;
- выполнять несложные устные вычисления (сложение, вычитание, умножение и деление) с натуральными числами, дробями, числами, полученными при измерении величин; выполнять письменные вычисления с натуральными числами и десятичными дробями; называть компоненты арифметических действий; решать простые текстовые арифметические задачи, раскрывающий смысл арифметических действий и смысл отношений: больше - меньше на, больше - меньше в, а также задачи на нахождение дроби, процентов от числа;
- измерять отрезок, ломаную, стороны многоугольника; строить отрезки данной длины, прямоугольник (квадрат) с данными длинами сторон с помощью чертежного треугольника;
- чертить окружность с помощью циркуля с заданными радиусом, диаметром; -измерять углы, строить углы по заданным размерам с помощью транспортира; -вычислять периметр, площадь прямоугольника, квадрат, объем прямоугольного параллелепипеда (куба).
|
Русский язык
|
Учащиеся должны уметь:
-писать под диктовку текст, применять правила проверки написания слов;
-разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов;
-различать части речи;
-строить простое распространенное предложение, простое предложение с однородными членами, сложное предложение; писать изложение и сочинение;
-оформлять деловые бумаги; пользоваться словарем.
|
Учащиеся должны знать:
-части речи;
-наиболее распространенные правила правописания слов.
|
Чтение и развитие речи
|
- Учащиеся должны уметь: читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать «про себя»; выделять главную мысль произведения; давать характеристику главным героям; высказывать свое отношение к героям и их поступкам; пересказывать содержание прочитанного, рассказывать по предложенной теме в связи с прочитанным.
|
Учащиеся должны знать:
- наизусть 10 стихотворений, 2 прозаических отрывка.
|
География
|
Учащиеся должны знать: общую характеристику хозяйства Казахстана; экономическое районирование Казахстана; структуру хозяйства Казахстана, взаимосвязь его отраслей и перспективы развития; структуру хозяйства своей области, размещение ее основных отраслей.
|
Учащиеся должны уметь: показывать по карте экономические районы Казахстана; давать несложную характеристику природных условий и ресурсов каждого экономического района; устанавливать взаимосвязи между отраслями промышленности и сельского хозяйства; составлять простейшие схемы, структуры отраслей народного хозяйства каждого экономического района и своей области; сопоставлять карты(физическую и природных зон),(физическую и политическую); обозначать на контурной карте границы экономических районов и крупнейшие города
|
ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
|
Учащиеся должны знать:
-название, строение и расположение основных органов; влияние физической нагрузки на организм; вредное влияние курения и алкогольных напитков на организм;
- - существующие санитарно- гигиенические правила.
|
- Учащиеся должны уметь:
- -применять приобретенные знания о строении и функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления здоровья;
- -соблюдать санитарно-гигиенические требования;
- - оказывать первую помощь при травмах, тепловом и солнечном ударах, пищевых отравлениях, ожогах и обморожениях.
|
исп.Романюк Л.П., дефектолог ГУ «ПМПК» департамента образования
Осуществление индивидуального подхода в условиях массовой школы: Психические заболевания
Психические заболевания
|
№
|
Виды
|
Направления деятельности педагога (над чем работать)
|
I.
|
Астенические и неврозоподобные состояния вследствие соматических заболеваний, мозговых инфекций, травм№№
|
Создание оптимальной микросоциальной среды. Индивидуализация и дозировка учебных нагрузок, их адекватность возможностям учащегося. Исключения в учебно-воспитательном процессе посторонних раздражителей: отвлекающие наглядные пособия, проникающие шумы и музыка, не относящаяся к данной учебной работе, лишние предметы на парте и др.
Полное удовлетворение потребностей в движении путем увеличения физической активности (физическая пауза, поручение учителя, связанные с передвижением по классу, спокойные игры на перерыве).
Уменьшение объема учебных заданий, их частая сменяемость на уроке с тем, чтобы время на выполнение каждого из них не превышало 10минут.
Чередование интеллектуальной и двигательной нагрузки.
Существенное повышение наглядности преподавания, ее яркость и красочность.
Поощрительно-спокойное обращение, негромкий, но богатый интонациями голос учителя.
|
II.
|
Неврастения
|
Те же (см. пункт №1)
Дополнительно учитывается повышенная утомляемость. Исключение порицания. Перерывы в работе во время выполнения учебных заданий, переключение внимания с одного вида учебной деятельности на другой.
Продолжительность рабочих периодов во время выполнения учебных заданий должна сокращаться к концу урока.
Использование в учебном процессе приемов релаксации.
Занятия с психологом школы.
|
III.
|
Различные невропатии
|
Те же, что для №1
Совместное начало с учителем выполнения задания, которое помогает включиться в учебную деятельность. Привлечение внимания, его фиксация и тренировка.
Занятия с психологом школы.
|
IV.
|
Невроз страха и тревожного ожидания
|
Те же, что для №1
Исключения вызовов к доске, устных ответов перед классом. Замена контрольных работ другими формами проверки знаний (индивидуального характера). Всемерное поощрение успехов в учении и стимуляция на этой основе положительного к нему отношения.
|
V.
|
Истерический невроз
|
Организация оптимальной микросреды. Адекватность учебных нагрузок возможностям учащегося. Предупреждение реакции удовлетворения капризов со стороны родителей и учащихся класса. Развитие навыков самооценки выполнения учебных заданий: самопроверка письменных заданий путем сличения с текстом-образцом, самозамеры темпа чтения с описательной самооценкой выразительности, письменные ответы на вопросы учителя и т. д.
Ведение дневника самонаблюдений (самооценка положительных и отрицательных поступков). Поощрение малейших попыток критической самооценки учащимся капризов, неадекватных притязаний. В общении тон до предела спокойный, уравновешенный, доброжелательный. В момент истерического припадка сознательное игнорирование притязаний, спокойный, повелительный тон.
Занятия с психологом школы.
|
VI.
|
Гиперкинетические расстройства
|
Организация жизненного пространства гиперактивного ребенка, которое должно иметь условия для реализации его повышенной двигательной активности.
Утренние часы, предшествующие занятиям в школе или посещению детского сада, следует наполнить повышенной физической нагрузкой (бег на воздухе, достаточно длительная утренняя зарядка, занятия на тренажерах).
Создание условий для адекватной физической нагрузки во время перемен и после уроков, повышенные двигательные нагрузки в школе, занятия в спортивных секциях, требующие большого физического напряжения, при этом нежелательны силовые виды спорта.
Занятия с психологом школы.
|
VII
|
Психопатия
|
Оздоровление среды, изоляция ребенка или подростка с личностной аномалией от лиц с асоциальными наклонностями. Психотерапевтическая работа с родственниками, цель которой заключается в улучшении внутри семейных отношений. Подбор коллектива, лишенного противоречащих личностной структуре подростка установок, антисоциальных тенденций и в то же время демонстрирующего профессионализм, терпимость, способного поощрять и стимулировать подростка.
Помощь в адаптации и закреплении подростка в таком коллективе, длительная и ненавязчивая эмоциональная поддержка взрослых.
Занятия с психологом школы. Большая роль в системе лечебно-коррекционных мероприятий подростка принадлежит психотерапии.
|
исп.Романюк Л.П., дефектолог ГУ «ПМПК» департамента образования
Осуществление индивидуального подхода в условиях массовой школы: ДЦП
Детский церебральный паралич
|
Ннаправления деятельности педагога (над чем работать)
|
1. Посадить учащегося с церебральным параличом на тот ряд и за ту парту, которые позволяют ребенку свободно стоять или выходить из-за парты. Предоставлять возможность ученику выбирать удобную позу для выполнения письменных работ, как удобней отвечать: сидя или стоя.
2.Необходимо рационально определять дозировку выполнения письменных и контрольных работ, варьировать формы выполнения письменных заданий (работа по карточке, предоставлять возможность писать не в тетради, а в разлинованном альбоме, можно предложить ребенку писать мелом на общей или индивидуальной доске, в наиболее тяжелых случаях ребенок может выкладывать слова и предложения на магнитных досках, выполнять ребенком заданий на компьютере).
3.Предоставлять большее количество времени для выполнения письменных работ,а в некоторых случаях ребенок часть ответа может дать в устной форме.
4.При пространственных нарушениях нужно специально указать (чернилами или карандашом) строку и место, с которых нужно начинать писать или рисовать, обозначить необходимое расстояние между строчками, работами или частями задания.
Целесообразно использовать индивидуальные карточки с прорезями для вставки цифр, стоящих на месте единиц, десятков, сотен. Можно рекомендовать раскрасить клетки карандашами разного цвета (например, для сотен-зеленым, для десятков-красным, для единиц-голубым).
5.При обучении детей чтению рекомендуется использовать специальные закладки с прорезями, позволяющие фиксировать слово, словосочетание или предложение и препятствующие сползанию взгляда со строки. Можно воспользоваться такими приемами, как выделение (маркировка) начала строки, заглавной буквы, начальной фразы текста, с которой учащемуся предлагается читать или писать.
6.При оценке устного ответа и чтения необходимо учитывать речевые особенности и не снижать отметки. Учитель проверяет навыки беглого, осознанного чтения в разных ситуациях: чтение подготовленного текста, сидя и стоя за партой, за столом учителя, перед всем классом или перед частью класса.
7.При оценке результатов письменных работ не следует снижать оценку за следующее: неправильное написание строк, выпадение элементов букв или их незаконченность, лишние дополнения букв и т. д, нарушение размеров букв, смешение сходных по начертанию букв, прерывистость письма.
8.При проведении изложений и сочинений учителю следуют обращать внимание на формирование у учащегося с церебральным параличом умение связно, самостоятельно, последовательно и грамотно излагать содержание текста, правильно строить предложение и грамматические конструкции.
8.Учить детей сцеребральным параличом работать со схемами, рисунками, картинками и другим наглядным материалом, что помогает учителю проводит опрос и выявлять уровень усвоения знаний.
|
исп: .Романюк Л.П., дефектолог ГУ «ПМПК» департамента образования
|